Физиология поведения – это наука, изучающая процессы жизнедеятельности, направленные на формирование целенаправленной деятельности, связанной с адаптацией организма в окружающей среде.
Предметом изучения физиологии поведения являются функции живого организма и механизмы их регуляции, которые лежат в основе поведенческой деятельности организма.
Физиологические функции (от лат. function – деятельность) – это проявления живого организма или его частей, которое имеют приспособительное значение и направлены на достижение полезного результата.
Физиология поведения неразрывно связано с целым рядом биологических дисциплин, среди которых:
- биохимия и молекулярная биология
- биофизика
- цитология и гистология
- эмбриология
- анатомия
- эволюционным учением
- этологией
Каждая из названных областей, так или иначе, вошла и активно используется в изучении психической деятельности человека или нервной деятельности животных[1]. (Возможные темы реферативных работ для самостоятельного изучения).
Определение_2:
Поведение – это целенаправленная деятельность животного организма, направленная на удовлетворение его потребностей.
Основная задача физиологии поведения направлена на объяснение поведенческой деятельности организма. В данном случае такая деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с объектами окружающего мира, в результате чего происходит удовлетворение его потребностей. В основе поведения лежит совокупность двигательных актов, возникающих в ответ на взаимодействие с внешней средой. В результате совершаемых движений или действий организм удовлетворяет доминирующую в данный момент потребность.
В реализации поведения особое значение имеет деятельность нервной системы, представляющая собой инструмент, посредством которого организм получает информацию из окружающей среды и использует ее для построения образа (репрезентации) мира, и на основе этого образа формирует адекватное поведение, позволяющее ему выжить [1[2]].
В ходе реализации поведенческой деятельности живой организм (от примитивных форм до человека) адаптируется к тем или иным условиям окружающей среды. Будь то изменение температурного режима, или изменение социальных условий.
Определение_3:
Адаптация(от лат. adaptation – приспособление)– это все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, происходящие на клеточном, органном, системном и организменном уровне.
Поскольку поведение имеет важное значение в выживании особи, и вида в целом, можно утверждать, что поведение является важнейшим фактором эволюции вида и эволюционного прогресса.
Физиология поведения включает в себя изучение функций живого организма от клетки до целостной функциональной системы. Поэтому мы рассмотрим основные физиологические процессы на следующих уровнях организации живого:
- на уровне клетки – структурные единицы нервной системы – нейроны (и вспомогательные элементы – клетки глии);
- на органном уровне – структуры центральной и периферической нервной системы (головной и спинной мозг, черепно-мозговые, спинномозговые нервы и нервные узлы);
- на системном уровне – анализаторы и нервную систему в целостной взаимосвязи формирующих ее структур;
- на организменном уровне – функциональная система, объединяющая разные системы организма для реализации полезного результата.
Определение_4
Функциональная система (согласно П.К. Анохину) – это динамическая совокупность отдельных органов и физиологических систем, формирующаяся для достижения полезного для организма приспособительного результата.
Функциональные системы поддерживают оптимальные физиологические показатели, обеспечивающие удовлетворение биологических и социальных потребностей. Функциональная система занимает центральное положение в структуре поведенческого акта.
Так, например простейший поведенческий акт можно рассмотреть на примере движения аксолотля.
Эксперимент.
Поведенческий акт аксолотля включает плавательные волнообразные движения, в которых участвуют мышечные волокна разных сегментов туловища. Причем чередование процессов возбуждения и торможения происходит в шахматном порядке. Волна возбуждения, вызывающая последовательное сокращение мышечных сегментов (метамеров), многократно пробегает от начала туловища к хвосту вдоль обеих сторон тела. Возбуждению мышечного метамера на одной стороне тела соответствует торможение одноименного метамера на противоположной стороне (рисунок 1).
Такая последовательность мышечных сокращений достигается за счет ритмичности и координации передачи нервных импульсов на мышцы.
Рисунок 1 – Электромиограмма при движении аксолотля от двух противоположных пунктов туловища в области прикрепления левой (1) и правой (2) конечностей. Видны реципрокные отношения регистрируемых мышц (по П.К. Анохину, 1968)
С помощью регистрирующих электродов было показано, что за координацию движений обеих сторон отвечают сегменты спинного мозга животного расположенные ближе к голове, а за ритмичность движений сегменты спинного мозга, расположенные на уровне мышечных метамеров.
Таким образом, частные механизмы – координация и ритмичность, объединяются в систему более высокого порядка, формируя тем самым приспособительный поведенческий акт.
Движения аксолотля не отличаются сложностью или разнообразием, это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на биологически значимый раздражитель (свет, тактильное раздражение, пищу и т.д.).
Задачи физиологии поведения включают в себя:
- изучение структур организма, участвующих в формировании целенаправленной длительности
- изучение физиологических функций, лежащих в основе поведенческих актов
- изучение влияния биологически активных веществ на поведенческую деятельность
- изучение закономерностей психических реакций, зависящие от состояния физиологических параметров и скорости течения физиологических процессов.
Вопрос 2