Основные состояния, против которых естественное вскармливание оказывает пожизненный эффект
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Учебное пособие
Оренбург – 2013
УДК 613. 22 (075.8)
ББК 51.289.1 я 73
Е 81
О.В. Мотыженкова, Л.С. Зыкова, А. А.Вялкова, О.К. Любимова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ. Учебное пособие. - Оренбург, 2013. – 92 с.
Аннотация
В пособии представлена характеристика естественного вскармливания (преимущества грудного вскармливания, пути сохранения лактации, сроки и техника прикладывания ребенка к груди, режимы кормления, блюда, сроки и техника введения прикорма), методы профилактики и лечения гипогалактии.
Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия».
Рецензенты:
Учебное пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра факультетской педиатрии
ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
Учебное пособие
Оренбург - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………… ……………………. | ||
Цель изучаемой темы ……………………………… …………..……….. | ||
Принципы физиологического питания детей ………………………….. | ||
Переход от гемо – и амниотрофного питания плода к лактотрофному питанию ребенка ……………………………………………………… … | ||
Характеристика женского молока ……………………………………… | ||
Рекомендуемые нормы потребности в энергии и пищевых веществах детей первого года жизни …………………………………………..…… | ||
Десять принципов успешного кормления грудью ……………….……. | ||
Периоды грудного вскармливания ……………………………..………. | ||
Первое прикладывание к груди ……………………………………..…... | ||
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди ………………. | ||
Противопоказания к кормлению грудью ……………………….……… | ||
Кормление грудью и медикаментозное лечение матери…………...….. | ||
Затруднения при вскармливании со стороны ребенка ……………..….. | ||
Техника прикладывания ребенка к груди ………………………....…… | ||
Техника сцеживания молока …………………………………..……….. | ||
Проблемы, которые могут возникнуть у женщины при кормлении грудью ……………………………………………………………..……... | ||
Питание беременной и кормящей женщины ……………………….….. | ||
Гипогалактия ………………………………………………...…………... | ||
Ориентировочные способы расчета объема питания для детей первого года жизни ………………………………………………………. | ||
Кратность кормления детей первого года жизни …………………...…. | ||
Организация прикорма …………………………………………….…….. | ||
Характеристика продуктов прикорма … …………............................….. | ||
Этапы и сроки введения блюд прикорма …………………………….... | ||
Технология приготовления блюд прикорма в домашних условиях ..… | ||
Пути сохранения грудного вскармливания до 1 -1,5 лет………………. | ||
Заключение …………………………………………………………...….. | ||
Вопросы и задания для самоподготовки. …..………………………….. | ||
Тестовые задания ………………………………………………………… | ||
Ситуационные задачи ……………………………………………………. | ||
Эталоны ответов к тестовым заданиям ………………………………... | ||
Эталоны ответов к ситуационным задачам ………………………….…. | ||
Рекомендуемая литература …………………………………………...… |
ВВЕДЕНИЕ
Результаты научных исследований последних лет показывают, что питание ребенка влияет не только на его рост, развитие и состояние здоровья. Стало очевидным, что вскармливание на первом году жизни «программирует» метаболизм таким образом, что те или иные нарушения питания могут увеличить риск развития целого ряда заболеваний, таких как: аллергические болезни, ожирение, матаболический синдром, остеопороз и некоторые другие. Следует отметить, что все эти заболевания называют в настоящее время «эпидемией» цивилизации, что подтверждается ростом частоты случаев, тяжестью течения и многочисленными неблагоприятными последствиями.
Питание детей первого года жизни в РФ нередко является неадекватным и характеризуется недостаточной распространенностью грудного вскармливания, ранним введением в питание неадаптированных молочных смесей, неоптимальными сроками назначения и ассортиментом продуктов прикорма.
По данным Минздравсоцразвития РФ в 2008 году в Российской Федерации доля детей, находившихся на грудном вскармливании к числу детей, достигших 1 года, составляла от 3 до 6 мес. – 40,8%, от 6 до 12 мес. – 39,3%.
Грудное молоко матери | ||
Высочайшая мудрость эволюции жизни | Золотой стандарт питания младенца | Основа духовности человека |
Естественным (грудным) называется кормление ребенка посредством прикладывания к груди матери на протяжении 12 – 18 месяцев, при котором в первые 5 – 6 месяцев жизни ребенок находится на «исключительно» грудном вскармливании, а с 5 – 6 месяцев дополнительно к грудному молоку получает прикорм (каши, овощное пюре и другие блюда).
Лишение ребенка материнского молока не может не сказаться на характеристиках и итогах его развития, уменьшая в них долю специфически человеческого компонента и увеличивая долю биологии развития тех видов животных, молоком которых он вскармливается.
Давно известно, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, в 3 раза реже болеют кишечными инфекциями, в 2,5 раза - инфекционными заболеваниями, в 1,5раза - респираторными заболеваниями.
Высокое содержание эссенциальных жирных кислот имеет важное значение для развития мозга, сетчатой оболочки глаза, становления процессов электрогенеза в мышечной ткани сердца и нервных клетках головного мозга.
Оказалось, что способности к обучению в школе выше у детей, получавших материнское молоко на первом году жизни (они лучше осваивают математику и др. предметы). Это обусловлено получением ребенком эссенциальных жирных кислот, галактозы в первые три месяца жизни, а также тесным контактом ребенка с матерью и возникающей при этом положительной психо-эмоциональной стимуляцией развития.
Нутриентное предобеспечение
Обеспечение должно обязательно предшествовать и опережающее сопровождать все процессы роста и развития.
До зачатия должны быть восполнены дефициты питания и депонирования. Во время беременности питание также должно быть достаточным для покрытия потребностей растущего плода, депонирования нутриентов плодом, покрытия потребностей нормальной жизнедеятельности, роста матки, плаценты и грудных желез у беременной женщины, а также и формирования депо нутриентов для обеспечения длительной и достаточной лактации, а в случае беременности девочки-подростка еще и ее собственного адекватного роста и созревания. После рождения ребенка успех лактации и вскармливания будет определяться сложнейшим балансом между двумя массивами депо - у самого ребенка и у кормящей женщины, и тех нутриентов, которые мать будет получать непосредственно из пищи.
Медицинская поддержкагрудного вскармливания в полном объеме должна включать в себя и коррекцию питания женщины при планировании деторождения, и периконцепционную профилактику нутриентной недостаточности и мониторинг питания беременной по всему спектру рекомендованных для беременности норм питания, и такой же тщательный мониторинг питания кормящей женщины. Можно дополнить этот перечень еще контролем питания у девочек-подростков (да и мальчиков тоже) в периоде их пубертатного вытягивания и завершения пубертата.
УХОД ЗА ГРУДЬЮ
Раньше беременным рекомендовали различные вытягивающие упражнения для сосков. Однако вряд ли они что-то изменят, но могут повредить кожу, а также способствуют сокращению матки из-за выделения окситоцина.
Внимание: слишком тугой бюстгальтер, если он жмет на молочные железы, может стать причиной застоя молока.
ТЕХНИКА СЦЕЖИВАНИЯ МОЛОКА
Роль сцеживания молока на этапе становления лактации очень важна. Но при этом необходимо помнить, чтоглавная роль в расцеживании принадлежит самому ребенку - ребенок активно отсасывает образующееся молоко. Вот почему важны кормления “по требованию”. В первые дни после родов становление лактации может протекать болезненно за счет развития закупорки млечных протоков, нагрубания молочной железы и лактостаза. На этом этапе расцеживание обязательно. Необходимо учить родильницу в первые два дня технике сцеживания молока. Использование молокоотсосов нежелательно. Сцеживание будет эффективным только тогда, когда полноценно “работает” окситоциновый рефлекс. Для этого необходимо матери предоставить возможность:
• находиться во время сцеживания в спокойной и доверительной обстановке;
• держать ребенка так, чтобы был возможен тесный физический контакт, или возможность видеть ребенка;
• выпить теплый напиток (но не кофе);
• нагреть грудь: приложить теплый компресс или грелку с теплой водой, либо принять теплый душ;
• осторожно массировать грудь по направлению к соску; возможно легкое поглаживание соска и ареолы кончиками пальцев или осторожное растирание груди рукой, сжатой в кулак;
• осуществить следующий прием массажа: на одной руке расположить грудь, другой рукою сверху пытаться вращающими движениями в направлении сверху вниз или спереди - назад к грудной клетке “разминать” участки нагрубания в молочной железе;
• при выраженном нагрубании для облегчения сцеживания и уменьшения травматизации кожи грудной железы намылить руки мылом и провести массаж;
• сцеживать молоко только из той груди, из которой осуществлялось данное кормление;
• попросить помощника провести массаж спины. Женщина должна удобно сесть, наклониться вперед, сложить руки перед собой на столе и положить на них голову; грудные железы при этом находятся в свободном состоянии. Затем помощник мягкими движениями рук, вызывающими ощущение теплоты на коже, проводит массаж спины с обеих сторон от позвоночника, начиная от шеи и до лопаток и плеч. Общая продолжительность массажа составляет 1 - 3 минуты.
Сроки сцеживания индивидуальны для каждой женщины. В среднем, по прошествии 0,5 - 1,0 месяца, когда молочная железа начинает “работать” по принципу - спрос рождает предложение, и ребенок сам будет определять количество образуемого молока: сколько высосет, столько и образуется,возможно прекращение сцеживания. Главные условия прекращения сцеживания - полноценный акт кормления (ребенок после кормления сыт, удовлетворен), отсутствие формирования лактостаза.
ГИПОГАЛАКТИЯ
Гипогалактия- это сниженная секреторная функция молочных желез в лактационном периоде.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Этиологический фактор:
первичная вторичная.
2. Срок проявления:
Ранняя поздняя
3. Степень дефицита молока по отношению к потребности ребенка:
I - 25 %
II - 50 %
III - 75 %
IV - более 75 %
Учитывая гормональные механизмы становления лактации, диагноз гипогалактии в первые 7 суток послеродового периода ставить преждевременно. По истечении указанного срока врача-педиатра должны насторожить признаки, которые могут указывать на недостаточное поступление молока ребенку:
• беспокойство ребенка при отнятии от груди;
• уплощенная весовая кривая. В течение первых трех месяцев ребенок ежедневно должен прибавлять в массе в среднем по 20 - 30 г (не менее 500 г в месяц),
• уменьшение числа мочеиспусканий (ребенок первых месяцев жизни должен мочиться не менее 6 - 10 раз в сутки);
• уменьшение частоты дефекаций, отсутствие стула в течение 1 - 2-х суток, изменение характера стула - скудный, сухой - “голодный стул”.
Кроме того, при осмотре грудной железы не наблюдается выраженного венозного рисунка, хорошей дольчатости железы и пигментации сосков, а также вытекания молока струйкой при надавливании, как это обычно бывает при достаточном количестве молока.
В случае подозрения на гипогалактию необходимо провести 3-х кратное кормление грудью с точным учетом высосанного молока. Лучше, если контрольные кормления будут проведены 2 – 3 раза (в разные дни).
Истинную гипогалактию необходимо отличать от лактационных кризов - снижения отделения молока, обусловленного особенностями гормональной регуляции в организме лактирующих женщин. Лактационные кризы могут повторяться с периодичностью каждые 30 - 40 дней. Наиболее часто кризы возникают на 20 - 30 день и на 3, 4 месяцах лактации.
Увеличение частоты прикладывания ребенка к груди,коррекция питания женщины достаточны для восстановления объема молока. Допускается в эти периоды назначение кормящей женщине метаболических комплексов.
ПРИЧИНЫ ГИПОГАЛАКТИИ
Причины гипогалактии являются отражением всей сложности регуляции лактации. Факторы, влияющие на количество секретируемого молока, условно можно разделить на психологические, физиологические и социальные. Они часто тесно переплетены, что затрудняет определение степени влияния каждого их них.
1. Психологические факторы. Нейрогенный стресс является одной из самых распространенных причин развития гипогалактии. Психические переживания матери, неизбежно отражающиеся на состоянии ее лактации, могут быть обусловлены множеством причин:
• невнимательное отношение к роженице в раннем послеродовом периоде, отсутствие навыка прикладывания новорожденного к груди и опыта в налаживании процесса кормления со стороны медицинского персонала как родильного отделения так и персонала отделения новорожденных;
• болезни ребенка и матери;
• социальная неустроенность семьи;
• психологическое давление со стороны средств массовой информации, обусловленное рекламированием искусственных заменителей молока.
2. Физиологические факторы. Определяют способность выработки молока и его выделения. Они могут исходить как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
В основе первичной гипогалактиилежат нейроэндокринные расстройства, в результате которых нарушаются рост и развитие молочных желез, продукция гормонов лактогенного комплекса и моторная функция молочной железы. Первичная гипогалактия встречается не более, чем у 3 - 5 % женщин.
Развитию вторичной гипогалактииспособствуют:
а) экстрагенитальная патология:
• заболевания сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, пороки сердца врожденного и приобретенного характера;
• заболевания эндокринной системы;
б) заболевания половой сферы:
• аднекситы и другие воспалительные процессы;
• опухолевые и предопухолевые состояния матки и яичников;
• бесплодие вторичного происхождения;
в) отягощенный акушерский анамнез:
• самопроизвольные и большое количество медицинских прерываний беременности;
г) неблагополучное течение беременности:
• тяжелые формы гестоза, длительная угроза невынашивания;
д) осложненное течение родового периода:
• патологическая кровопотеря в родах (более 500 мл) вызывает не только уменьшение секреции, но и ухудшение качества молозива;
• патологические роды, которые могут явиться непосредственной причиной рождения травмированного ребенка. Отсюда возникает проблема “вялых сосунов”, играющая роль в отсутствии запусков лактационных механизмов у матери;
• использование ряда лекарственных веществ, тормозящих секрецию молока (гестагены, сочетание эстрогенов и прогестерона);
е) осложнения в послеродовом периоде:
• заболевания матери и ребенка, что может явиться причиной позднего прикладывания ребенка к груди и позднего отделения молозивного молока.
Длительная “разлука” родильницы и новорожденного обуславливают неуклонное угасание лактации уже в течение первого месяца послеродового периода;
• некоторые врожденные пороки развития челюстно-лицевой области ребенка, а также заболевания, являющиеся абсолютным противопоказанием для грудного вскармливания.
3. Социальные факторы:
• вредные привычки до и во время беременности: курение, употребление алкоголя; у женщин-курильщиц лактация прекращается в течение первых 3 - 5 недель после родов;
• неполноценное питание кормящей женщины: ограничение в рационе продуктов-носителей полноценного белка, животных и растительных жиров, витаминов и микроэлементов;
• несоблюдение женщиной режима;
• учеба и работа матери;
• отсутствие психологического комфорта в семье.
ПРОФИЛАКТИКА ГИПОГАЛАКТИИ
Рациональная профилактика недостаточной лактации должна начинаться еще задолго до ее развития, с периода детства будущей матери. Уже в школьном возрасте должны закладываться основы материнства, важным компонентом которого является грудное вскармливание. Существенной предпосылкой к развитию достаточной лактации является правильный режим и диета беременной и кормящей женщины. За 1,5 - 1 месяц до родов будущей матери целесообразно начать массаж молочных желез, который в последующем должен проводиться каждый день. Большое значение придается раннему (в первые 30 минут после рождения) прикладыванию ребенка к груди. Ритмичное и максимальное опорожнение молочных желез - важный фактор в предупреждении гипогалактии.
В тех случаях, когда новорожденный по каким-либо причинам не прикладывается к груди, родильнице необходимо проводить массаж молочных желез и сцеживание молока в течение 15 -20 мин. в примерные часы кормления детей в родильном доме. Сцеживание является возбудителем секреции молока в связи с рефлекторным освобождением в это время лактогенных гормонов гипофиза.
Стимулируют лактацию кормление ребенка грудью «по требованию» без ночного перерыва в первые месяцы жизни. Важное значение имеет правильная техника прикладывания к груди (захват ребенком соска с ареолой), что облегчает поступление молока из молочной железы и способствует ее лучшему опорожнению.
СХЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ ГИПОГАЛАКТИИ
Схема № 1.
Никотиновая кислота. Назначается по 0,05 г за 15 - 30 минут до кормления ребенка (не менее чем через 40 минут после приема пищи самой матерью) 4 раза в день. Если после приема указанной дозы препарата мать не ощущает тепла в какой-либо части тела или прилива молока, то разовую дозу следует увеличить до 0,075 г, а далее, при необходимости, до 0,1 г, но не более.
Глютаминовая кислота по 1,0 г 3 раза в день через 20 минут после еды; более эффективным является сочетание с аскорбиновой кислотой по 0,2 г 3 раза в день.
Гендевит назначается женщинам до 30 лет по 1 драже 3 раза в день, старше 30 лет - ундевит по 1 таблетке 3 раза в день.
Апилак обладает тонизирующим свойством, назначается на 10 - 15 дней по 10 мг 3-х кратно в день под язык до рассасывания.
Витамин “Е” (токоферола ацетат) целесообразно начинать еще во время беременности тем женщинам, у которых имелась гипогалактия после предыдущих родов, - по 15 - 20 мг в день 1 - 1,5 месяца, в послеродовом периоде женщинам с массой тела до 60 кг по 100 мг в день, с массой тела более 60 кг - по 200 мг в день в 2 - 3 приема 2 - 3 недели.
Душе-массажные процедуры. После кормления ребенка и сцеживания молока грудную железу, которой кормили ребенка, рекомендуется облить горячим душем при температуре не более 44 - 45 0 С. Параллельно должен проводиться массаж железы круговыми разминающими движениями от центра к периферии и сверху вниз с одновременным сцеживанием остатков молока. Процедура повторяется 4 раза в день (2 раза для каждой груди в чередовании) по 10 минут. Душ можно заменить компрессом из мягкой ткани, смоченной горячей водой. Противопоказаниями для душе-массажных процедур являются мастит и выраженная лакторея.
Ультразвуковое или ультрафиолетовое облучение молочных желез.
Комплекс проводится в течение 2-х недель, рекомендуется повторное его назначение через 2 - 3 недели.
Схема № 2.
Ультразвуковая терапия в импульсном режиме.
Глютаминовая кислота в сочетании с аскорбиновой кислотой.
Тиамин в сочетании с цианкобаламином. Витамин “В 1” применяется в виде тиамина хлорида или тиамина бромида внутримышечно в дозе 60 мг через день 10 - 15 дней. Витамин “В 12” обладает выраженным галактопоэтическим эффектом, применяется в дозе 50 - 100 мкг внутримышечно 10 - 15 дней. Ведение препаратов чередуется через день.
Пирроксан особенно показан эмоционально лабильным женщинам, кормящим матерям, страдающим гипертонической болезнью. Лактопоэтический эффект пирроксана позволяет рекомендовать его для лечения гипогалактии, одной из возможных причин которой явился поздний токсикоз беременности. Назначается пирроксан перорально по 0,15 г за 15 - 20 минут до еды 3 раза в день или внутримышечно по 1 мл 1,5 % раствора 2 раза в день в течение 5 - 7 дней.
Окситоцин за 1 - 2 минуты до кормления ребенка парентерально (подкожно, внутримышечно) по 2,5 - 2 ЕД 2 раза в сутки (стимулирует рефлекс молокоотдачи за счет сокращения миоэпителиальных клеток, окружающих альвеолы молочной железы). Возможно также применение синтетического производного окситоцина – демокситоцина или сандопарта (торговое наименование), который назначается в таблетках трансбуккально (таблетки закладывают за щеку и держат во рту, не разжевывая и не проглатывая в течение 30 мин. до полного рассасывания) по 25 – 50 ЕД за 5 мин. до прикладывания ребенка к груди 2 – 4 раза в сутки.
Схема № 3.
Диетическая коррекция путем применения специальных продуктов для кормящих матерей (“Мама Плюс”, “ЭнфаМама”, «Думил Мама Плюс», «Фемилак », «АГУ МАМА», «Аннамария» и др.), а также продуктов, в состав которых введены травы, обладающие лактогонным действием: «Лактамил» (Нутритек, Россия), «Млечный путь» (ООО Витапром», Россия) и специальных травяных чаев с экстрактами лактогонных трав.
Метаболическая коррекция: никотиновая кислота, глютаминовая кислота, витамин “Е”, гендевит или ундевит.
Иглорефлексотерапия. Количество сеансов ИРТ составляет от 7 до 10.
Продолжительность данной схемы составляет две недели.
Используют млекоин(гомеопатическое средство), лактовит(сбор трав). Однако применение медикаментозных средств дает гораздо меньший эффект, чем методы физиологической стимуляции лактации. Перечисленные меры помогают только в том случае, если женщина осознает важность естественного вскармливания, настроена на кормление грудью. Можно сказать, что «молоко у женщины идет через голову».
Объемный метод.
Ребенок от 2 до 6 недельдолжен получать в сутки питание в объеме 1/5от массы тела.
• от 6 недель - 4 мес. - 1/6от массы тела;
• от 4 мес.- 6 мес. - 1/7от массы тела;
• от 6 мес. - 9 мес. - 1/8от массы тела;
• с 6 мес. суточное количество питания составляет в среднем 1 литр;
• к 1 году - 1 - 1,2 л
Формула Шкарина.
Ребенок в возрасте 2 месяцев (8 недель) должен получать в сутки 800 мл молока. На каждую неделю, недостающую до 8 недель - на 50 мл меньше, а на каждый месяц после 2-х на 50 мл больше.
Формула для детей младше 8 недель:
800-50 х (8-п), где п - число недель жизни ребенка;
4. Формула для детей старше 2-х месяцев:
800+50 х (п-2), где п - число месяцев жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИКОРМА
Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка.
Расширение рациона питания ребенка вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком становится недостаточным. Ребенок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ (железо, цинк, кальций и др.) и витаминов, других нутриентах (белке, углеводах, пищевых волокнах и др.), а также поступлении дополнительного количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Кроме того, своевременное введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек.
Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения № 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6 месяцев и вводить прикорм с этого возраста. Отечественные ученые считают, что это возможно только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии или задержки внутриутробного развития) при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. В этом случае первым видом прикормадолжны быть продукты с высокой энергетической плотностью – каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.
Установлено, что до 4 месяцев ребенок еще не готов к усвоению иной пищи, чем женское молоко или детская молочная смесь. К 4-х месячному возрасту гастроинтестинальный тракт ребенка становится более зрелым: снижается изначально повышенная проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета, ребенок приобретает способность проглатывать полужидкую и более густую пищу, что связано с угасанием «рефлекса выталкивания ложки».
В то же время поздний прикорм (после 6 месяцев) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов (железа, цинка и др.) и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к повышенной антигенной нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Поэтому введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4 – 6 месяцев.
Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также его готовности к восприятию новой пищи.
Показанием к введению густого прикорма должно быть явное проявление неудовлетворенности ребенка получаемым объемом молока при таком состоянии его физиологической зрелости, когда эта неудовлетворенность уже может быть компенсирована именно густым прикормом, а не жидкой адаптированной смесью при смешанном вскармливании. Неудовлетворенность малыша после высасывания достаточного ранее количества молока мать легко узнает по беспокойству ребенка, учащению крика, что приводит к большей частоте прикладывания, повторным ночным пробуждениям малыша с голодным криком. У некоторых детей могут формироваться объективные признаки недостаточности питания даже при отсутствии беспокойства. Прикорм вводится при наличии следующих условий:
1. Возраст 5 - 6 месяцев.
2. Угасание рефлекса “выталкивания” (языком) при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания пищи.
3. Готовность ребенка к жевательным движениям при попадании в рот пищи, соски или других предметов.
4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
5. Уверенное сидение и владение головой для выражения эмоционального отношения к пище или насыщению.
6. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для усвоения небольшого количества продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.
Не все приведенные выше характеристики готовности определяются просто. Поэтому возникает необходимость при достижении ребенком календарного возраста и наличии некоторых приведенных признаков зрелости малыша, провести предварительное тестирование или подготовку через пробное введение небольшого количества (5-20 г) густой пищи. С кончика длинной чайной ложки некоторое количество пищи вводится на среднюю часть языка ребенка. Желательно это делать после того, как он уже высосал немного молока из груди, еще сохранил чувство голода, но уже получил удовлетворение от начала кормления. При хорошем глотании, хорошей переносимости и отсутствии аллергической реакции на прикорм, его можно давать регулярно и перенести на начало кормления, постепенно (в течение полутора-двух недель) увеличивая его количество до 150 – 180,0.
При возникновении аллергической реакции следует отказаться на длительное время от этого продукта прикорма и отсрочить по времени введение прикорма в целом.
Г. ОРЕНБУРГА
Таблица 10
Наимено-вание продукции | Характеристика |
1. Молоко | Жирность 3,2 %, обработка методом пастеризации |
2. Творог | 10 % жирность |
3. Кефир | Жирность 3,2 %, заквашивается кефирным грибком |
4. Бифидок | Жирность 3,2 %, заквашивается кефирным грибком с добавлением биомассы бифидобактерий в количестве 2 x 10 9 КОЕ на 20 литров продукта |
5. Нарине | Жирность 3,2 %, заквашивается молочно-кислыми бактериями Lactobacillus acidophilus ЕР 317 / 402 |
Продолжение таблицы 10 | |
6. Бифилайф | Жирность 3,2 %, заквашивается бифидобактериями видов: B. bifidum 791, B. longum B 379 M, B. adolescentis Г 75 / 3, B. breve 79 – 119, B. infantis 73 – 15, а также термофильными стрептококками. |
7. Йогурт «Бифилайф» | Жирность 3,2 %, заквашивается штаммами бифидобактерий и термофильным стрептококком, перечисленными выше, а также лактобактериями болгарской палочки с добавлением 6 % сахарного сиропа. |
В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
1. Приготовление сока (из свежих ягод черной смородины, малины, черешни, моркови). Выбрать спелые, немятые ягоды, овощи, промыть проточной водой, очистить, обдать кипятком и отжать сок либо через соковыжималку, либо вручную. Овощи предварительно натереть на мелкой терке.
2. Пюре из яблок и груш. Спелые яблоки, груши без пятен промыть проточной водой, обдать кипятком, снять кожицу, натереть на мелкой терке.
3. Пюре из разных овощей. Овощи промыть щеткой, очистить, нарезать. Положить в кастрюлю, в которую налита вода слоем 2-3 см, затем закрыть крышкой и поставить тушить на медленном огне. Надо все время следить за тем, чтобы на дне кастрюли была вода и овощи тушились паром. Довести овощи до готовности, добавить очищенный крупно нарезанный картофель и продолжать тушить до полной готовности всех овощей. Готовые овощи в горячем виде протереть через сито или дуршлаг, добавить горячее молоко, хорошо взбить, поставить на огонь и довести до кипения. В готовое блюдо добавить растительное масло.
4. Каша из муки(овсяной, гречневой, рисовой). В кипяченую воду при непрерывном помешивании влить разведенную в холодной воде муку, довести до кипения и варить при энергичном помешивании 3-4 мин. Затем добавить молоко, тщательно перемешать и довести до кипения. В готовое блюдо добавить сливочное масло.
5. Каши на овощном отваре. Морковь, капусту, картофель тщательно вымыть, очистить, нарезать в виде лапши, положить в кастрюлю, залить водой и варить в закрытой посуде 30 мин. В овощной отвар добавить немного молока, нагреть до кипения, всыпать крупу и влить оставшееся молоко. Довести до кипения. В готовую кашу добавить растительное масло.
6. Пюре из мяса (печени). Мясо нарезать небольшими кусочками, залить водой и тушить до мягкости, дважды меняя воду. Готовому продукту дать остыть, дважды пропустить через мясорубку, затем протереть через мелкое сито. Полученную массу положить в небольшую кастрюлю, добавить немного овощного отвара, сливочное масло, все смешать, накрыть крышкой, и на небольшом огне довести до кипения.
7. Паровые котлеты и тефтели.Мясо пропустить через мясорубку, смешать с размоченным в холодной воде хлебом, еще раз пропустить через мясорубку, тщательно взбить, постепенно добавляя воду. Из полученной массы сделать котлеты, уложить их в эмалированную посуду, наполовину залитой водой, накрыть крышкой и поставить на 30 мин. в духовку. Чтобы определить готовность котлеты, необходимо проколоть ее вилкой - из готовой покажется светлый сок. Тефтели готовятся также, только им придается форма шариков. Тушить тефтели можно как в духовом шкафу, так и на очень медленном огне.
Специи в детском питании
Специи и вкусовые добавки в детском питании нежелательны. Многие дети плохо переносят специи. Вкусовые сосочки языка ребенка гораздо более чувствительны, чем у взрослых. Дети получают удовольствие от натурального вкуса пищи, которая взрослым кажется пресной. Поэтому, чтобы дать возможность каждому ребенку наслаждаться естественным вкусом пищи, чтобы формировать у него правильное, здоровое пищевое поведение, а также, чтобы снизить риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний, пища, предлагаемая детям раннего возраста, не должна быть искусственно ароматизирована.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грудное вскармливание является оптимальным комплексным методом питания, защиты и стимуляции нервно-психического и интеллектуального развития ребенка.
Сформировать и поддержать грудное вскармливание гораздо дешевле, чем производить огромное количество дорогостоящих молочных смесей, которые никогда не повторят женское молоко, уникальное по питательным и иммунологическим свойствам.
Решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание, по мнению ведущего отечественного педиатра И.М.Воронцова, является таким же ответственным, как решение о проведении сложного хирургического вмешательства или химиотерапии высокого риска.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Принципы физиологического питания детей
2. Гемотрофное и амниотрофное питание в антенатальном периоде. Переход на лактотрофное питание после рождения.
3 Определение естественного вскармливания.
4. Фазы развития молочной железы (маммогенез, лактогенез, галактопоэз, автоматизм секретирования молочной железы).
5.