Каким образом эмоции вызывают физические болезни?
В мире миллионы людей, которые страдают такими распространенными недугами, как головная боль, боль в спине и животе, отсутствие аппетита, отрыжка, тошнота, ощущение тяжести после еды, боли в груди, сердцебиения, головокружения, обмороки, одышка, слабость и боли в суставах, и никак не могут понять, что с ними происходит. Год за годом они ходят по врачам, которые просвечивают их рентгеном, берут на анализ мочу и желудочный сок, делают электрокардиограммы, измеряют сахар в крови, прописывают витамины, гормоны, разного рода эликсиры и тонизирующие средства, а иногда подвергают пациентов хирургическим операциям. И если врачи говорят о «психоневрозе», содрогаются даже бывалые фронтовики, которых не пугали пушки и пулеметы. Полагая, что врачи считают их болезни воображаемыми, некоторые теряют веру в медицину и обращаются к разного рода хиропрактикам, остеопатам и натуропатам.
Однако если врач, проведя полное исследование, говорит, что эти проблемы могут быть вызваны эмоциями, он вовсе не имеет в виду, что это мнимые проблемы. Каждый знает, что беспокойство может вызывать головную боль. Вам наверняка приходилось слышать такую, например, жалобу: «От этих забот у меня голова раскалывается!» Те, у кого бывают головные боли такого рода (как, например, многие врачи), знают, что они отнюдь не порождение воображения. Вот если вам кажется, что вам в голову вогнали раскаленные гвозди, это воображение, но сама боль совершенно реальна.
Каждый, кто видел, как совершенно здоровые мужчины и женщины падают в обморок при виде крови, знает, что эти обмороки тоже не воображаемы, и каждый, кто видел, как детей рвет от перевозбуждения, когда они возвращаются домой из цирка, знает, что эта рвота вполне реальна. Головная боль, обмороки и рвота вызываются в таких случаях эмоциями. Никакого заболевания мозга, сердца или желудка нет, но симптомы те же. Поэтому не надо сердиться, когда врач говорит, что ваши симптомы вызваны эмоциями. Он‑то хорошо знает, что они не мнимые. Эмоции могут быть причиной легких недомоганий, серьезных болезней и даже летальных исходов.
За сотню лет до возникновения научной психиатрии в Англии жил знаменитый врач по имени Джон Хантер. Доктор Хантер пережил сердечный приступ, едва не погубивший его. Будучи хорошим врачом, он уже в те годы понимал способность эмоций воздействовать на сердце. Придя в себя после инфаркта, он сказал: «Теперь моя жизнь в руках любого негодяя, которому вздумается вывести меня из терпения!» Однако укротить свой нрав он не смог и однажды, сильно разозлившись, упал замертво. Хотя смерть его была вызвана эмоциями, она не была воображаемой. От сильных эмоций у него образовался вполне реальный тромб, закупоривший аорту.
Если проникнуть в грудную клетку усыпленного наркозом животного или человека, можно понять, каким образом сердцебиение может ускоряться, даже если сердце не имеет при этом никаких физических дефектов. К сердцу ведут два нерва. Их можно увидеть невооруженным глазом и даже потрогать руками. Они похожи на белые веревочки, соединяющие сердце с нижним отделом головного мозга. Один из этих нервов можно назвать «ускоряющим» (У), а второй – «замедляющим» (3). Если подсоединить к нерву У электрическую батарейку, по нему проходит ток, и сердце начинает работать быстрее. Если же коснуться батарейкой нерва 3, темп сокращений сердца замедляется, и возникают перебои. Этот опыт можно повторять снова и снова.
Есть аналогичные нервы, влияющие на кровяное давление. Если пустить ток по одному из них, давление повышается, если по другому – снижается. Достаточно вспомнить, что обморок вызывается падением кровяного давления, чтобы понять, как человек может страдать обмороками, не будучи «сердечником».
Конечно, в обычных условиях электрических батарей в груди нет, но нечто подобное им есть в нижней части мозга, где оканчиваются нервы У и 3. Там находится некая «электрическая» ткань, способная посылать ток по нерву 3, чтобы ускорить биение сердца, или по нерву У, чтобы замедлить его. Это легко проверить, приложив к нервам 3 и У два провода и соединив их с гальванометром, стрелка которого покажет наличие тока. Так можно доказать, что всякий раз, когда частота пульса вследствие эмоционального возбуждения увеличивается, из мозга в сердце по нерву 3 проходит ток, а когда сердце замирает от страха (у многих людей от испуга случаются обмороки, потому что замедление работы сердца вызывает резкое падение кровяного давления), ток идет по нерву У.
Если в этом эксперименте использовать кота и после выхода из наркоза показать ему собаку, то можно увидеть, как по нерву 3 начинает идти ток. Стимулируя чувства кота иным образом, можно добиться движения тока по нерву У. Этот опыт показывает, что от эмоций кота может зависеть, по какому из нервов пойдет ток, и сердце будет соответственно ускорять или замедлять свою работу, хотя никакого прямого воздействия на него не оказывается. То же самое относится и к человеку. Когда человек сердится, сердце начинает работать быстрее, когда пугается – пульс замедляется. Частота пульса связана в таких случаях с эмоциями и никак не зависит от состояния здоровья самого сердца. Когда ум человека постигает происходящее, из верхней части мозга в нижнюю посылаются электрические импульсы. Если ток проходит при этом через комплекс гнева, или «сердцебиения», он затем достигает нервного узла 3, откуда дальше движется по 3‑нерву. Если же ток проходит через комплекс страха («обморока»), то он достигает нервного узла У, откуда движется по У‑нерву.
Чем же определяется, пройдет ли ток через комплекс гнева или через комплекс страха? Тем же, чем определяется путь любого тока. Ток движется по пути наименьшего сопротивления. Если человек раздражителен и агрессивен, его путь гнева имеет более низкое сопротивление; если же он застенчив и пуглив, то наименьшим сопротивлением обладает путь страха. Таким образом, события раннего детства, определяющие воинственное или робкое отношение к окружающему миру, предопределяют также и то, по какому нерву пойдет ток и как будет реагировать сердце на возбуждение эмоций.
Легко видеть, насколько важны и зачастую полезны для человека такие реакции. Усиление работы сердца в состоянии гнева является важным и необходимым, потому что, возможно, человеку предстоит вступить в бой с врагом, и его мышцы нуждаются в дополнительном питании. Если же при испуге сердце человека замирает, это важно, но едва ли полезно, потому что он может упасть в обморок и оказаться беспомощным перед лицом грозящей ему опасности. Мы узнаем здесь двух старых друзей: «активность» и «пассивность». Мозг пользуется 3‑нервом для удовлетворения активного, борющегося мортидо и У‑нервом, если мортидо пассивно. Теория, согласно которой мозг способен сохранять энергию, объясняет, почему человек может оставаться спокойным в момент события, и лишь через некоторое время у него начинает колотиться сердце или наступает обморок. В таких случаях энергия подается через нервы 3 или У не сразу, а задерживается до тех пор, пока человек не восстанавливает контроль над ситуацией.
Можно заметить, что эмоции способны вызывать движение электрических токов через нервную систему в разных направлениях. Эти токи можно изучать и без «вскрытия» нервной системы, используя различные электрические приборы, в том числе усилитель мозговых волн, о котором разговор пойдет ниже.
Пациент, обращающийся к врачу с жалобами на сердцебиения, может возразить на сказанное: он может сказать, что допускает существование подобных реакций у людей, когда они гневаются или боятся, но у него‑то сердце начинает колотиться, когда он спокойно лежит ночью в своей постели и никаких эмоций не переживает.
Ответ на это возражение, конечно же, заключается в том, что если человек не осознает природу своих напряжений, это вовсе не означает, что таких напряжений нет. Одним из лучших доказательств их существования является сам факт, что здоровое сердце начинает колотиться, когда человек спокойно лежит и ни о чем не думает. Нет причин предполагать, что люди сознают все напряжения своих либидо и мортидо. Верно как раз обратное. Мы уже знаем, что неудовлетворенные напряжения могут существовать бессознательно. Многие люди любят, ненавидят, злятся, боятся десять, двадцать, тридцать лет, но не подозревают о своих чувствах, пока психоаналитик не откроет им глаза. Они могут не знать о своем гневе, но сердце знает о нем и соответственно реагирует. Эти чувства потому и называют бессознательными, что они не сознаются. Поэтому, если человек говорит, что у него есть бессознательное чувство, или, наоборот, отрицает, что у него такие чувства есть, в его словах нет никакой логики.
Верно, что некоторые врачи и психологи придерживаются мнения, будто мы должны сознавать все нарушения баланса нашей психической энергии, и утверждают, что если мы не сознаем каких‑либо напряжений либидо или мортидо, значит, их нет. Но до сих пор им не удалось найти в подтверждение своей точки зрения таких аргументов, которые убедили бы психоаналитиков.
В конце концов, мы дышим в силу определенного нарушения энергетического равновесия, но ведь никто не скажет, что желание дышать не существует только потому, что индивид не всегда это желание сознает. Убедиться в наличии такого желания можно с помощью очень простого опыта. Бессознательные напряжения либидо и мортидо опознать несколько сложнее, но тоже возможно. Если человек не сознает, что его поступки продиктованы любовью, это не значит, что он перестал любить.
Все сказанное по поводу ускорения или замедления пульса относится также к повышению или снижению кровяного давления, и уже изменение давления может вызвать ощущение ускоренного сердцебиения или обморок.
С желудком дело обстоит еще интереснее. Иногда встречаются люди с ранами в животе, не заживающими годами, так что образуется нечто вроде окошка, через которое можно увидеть желудок. Некоторые из таких людей разрешили врачам, за плату или для блага человечества, наблюдать за их желудками в действии. Самый известный случай такого рода имел место в 1820‑е годы с человеком по имени Алексис Сент‑Мартин, которого наблюдал доктор Уильям Бомон; этим двум людям наука обязана многими сведениями о работе желудка. Были и другие подобные примеры.
Благодаря этим исследованиям мы знаем, что многие реакции желудка зависят от эмоций. К желудку, как и к сердцу, идут два типа нервов: нервы «набухания» (Н) и нервы «бледности» (Б). Если батарейка или нервный центр в нижней части мозга посылает ток по нерву Н, то кровеносные сосуды в стенке желудка расширяются, впитывая кровь подобно губке; если же ток проходит по нерву Б, то сосуды сужаются, выталкивая из стенок желудка большую часть крови, отчего тот бледнеет. Природой устроено так, что, если человек злится, ток идет по нерву Н. Лицо его наливается кровью, и то же происходит с желудком. И хотя индивид не знает, что его желудок краснеет, тяжесть в желудке ощущает вполне отчетливо. И это ощущение тяжести является совершенно естественным, потому что желудок и в самом деле становится тяжелым, набухая кровью, как губка становится тяжелой, пропитываясь водой.
С другой стороны, когда человек боится, сознает он свой страх или нет, ток идет по нерву Б, и желудок бледнеет. Этот же ток замедляет работу желудка, уменьшая эффективность пищеварительного процесса; в результате пища переваривается медленнее, залеживается в желудке и начинает бродить. Это вызывает отрыжку и потерю аппетита, поскольку к моменту следующего приема пищи для нее в желудке попросту нет места. Поэтому люди с неудовлетворенными напряжениями мортидо, которые иногда могут выражаться через нерв H, а иногда через нерв Б, нередко жалуются на тяжесть в желудке, отрыжку и отсутствие аппетита, и это может продолжаться десять, двадцать или тридцать лет.
Если мортидозный ток направляется по нерву Н, то помимо несварения могут возникнуть и более серьезные проблемы. Может увеличиться кислотность пищеварительных соков. Одна из величайших загадок состоит в том, почему желудок не переваривает сам себя. Когда человек съедает кусок рубца, то есть коровьего желудка, пищеварительные соки переваривает этот кусок мертвого желудка, но свой собственный желудок почему‑то обычно не «трогают». Но если кислотность этих соков оказывается больше обычной, а желудок в это время напитан кровью, может получиться так, что человек и в самом деле начнет переваривать свой собственный желудок или, по крайней мере, небольшой его участок. Это называют язвой желудка. Таким образом, если у человека долгое время сохраняется неудовлетворенное напряжение, осознаваемое или бессознательное, это напряжение может частично облегчаться передачей электрических импульсов по желудочным нервам, пока дело не дойдет до язвы. Мы уже выше говорили о том, что необходимость человеческой энергетической системы откладывать облегчение некоторых напряжений имеет связь с болями в желудке; говорили мы и о том, что подавленная энергия Ид может негативно воздействовать на организм человека, так что некоторые соматические болезни представляют собой лишь замаскированное проявление желаний Ид. Теперь мы видим, как это происходит.
Диета мало помогает в предотвращении развития язвы желудка, хотя и полезна для скорейшего ее заживления. Сказанное применимо не только к язве желудка. Если у человека язва на ноге, и если он трижды в день посыпает ее солью и перцем, одновременно питаясь кофе с гамбургерами, язва заживет не так скоро, как зажила бы с помощью молочных припарок. Точно так же молочная диета помогает и при язве желудка.
Сколько нужно времени для полного заживления язвы желудка? Иногда достаточно нескольких недель.
Мистер Эдгар Метис, президент Первого национального банка Олимпии, очень рассердился, когда доктор Нейджел сказал ему, что последние рентгеновские снимки показали отсутствие язвы желудка.
– Вы, местные врачи, – проворчал он, – не можете отличить один конец кишки от другого, особенно этот рентгенолог. Мне делали снимки два месяца назад в университетской больнице в Аркадии, и на них была явно выраженная язва.
– Позвольте рассказать вам притчу, – ответил доктор Нейджел. – Пришел ко мне однажды человек и сказал: «Доктор, я порезался во время бритья, и у меня образовалась язва на левой щеке. Можете вы ее вылечить?» Я осмотрел его щеку и нашел ее гладкой и здоровой. Когда я сказал ему об этом, он пришел в ярость. «Я знаю, что у меня там язва, – стал настаивать он. – У меня есть даже снимок этой язвы». И он вытащил из бумажника собственную фотографию, где и в самом деле видна была большая язва на левой щеке. «Вот! – сказал он. – Этот снимок доказывает, что у меня язва». «Да, – ответил я, – но когда был сделан этот снимок?» «Ах да, – сказал он, – это было месяца два назад».
При благоприятных условиях язва желудка может зажить так же быстро, как и язва в любом другом месте.
Мораль заключается в том, что психиатрия может предотвратить многие случаи язвы желудка, предохраняя его от чрезмерного притока крови и повышения кислотности, которые происходят от неудовлетворенных напряжений Ид, и ускорить излечение язвы. Однако это верно лишь в том случае, если болезнь не запущена, потому что если язва не лечится, она рано или поздно настолько углубляется и загрязняется, что не может затянуться, как кожа после пореза бритвой, а зарастает грубой рубцовой тканью. Многие знают, что после тяжелых ожогов лица рубцовая ткань за месяцы и годы стягивается, искажая черты, иногда мешая жевать, говорить и поворачивать голову, так что ее приходится удалять хирургическим путем. То же самое происходит в желудке. Если на месте язвы уже начала образовываться рубцовая ткань, процесс выздоровления будет медленным, а впоследствии рубец может стянуться и деформировать желудок настолько, что пища не сможет поступать в проход, ведущий в кишечник. И тогда придется вырезать часть желудка или оперативным вмешательством проделать новый проход.
Психиатр часто может предупреждать или лечить отдельные заболевания сердца и желудка, гипертоническую болезнь, а также некоторые виды астмы и экземы, но лишь до поры, пока не образовалась рубцовая ткань, против которой психиатрия бессильна. Иными словами, гораздо разумнее постараться научиться управлять своими бессознательными напряжениями и сохранить желудок, нежели, упорно отрицая существование таких напряжений, остаться без желудка или его части. К сожалению, очень многие люди предпочитают «поступиться» желудком, но не собственной агрессивностью и находят всевозможные оправдания для того, чтобы не обращаться к психоаналитику, в чем их, увы, зачастую поддерживают терапевты и хирурги. Каждый американский гражданин считает, что у него есть «конституционное» право пожертвовать своим здоровьем, если он того желает.
Итак, физические болезни могут проистекать из эмоциональных напряжений, потому что органы тела связаны с мозгом нервными волокнами. Хотя частичное снятие вытесненных напряжений Ид посредством физиологии даже на протяжении длительного времени необязательно приводят к столь серьезным болезням, какие были описаны выше, они могут вызывать умеренные расстройства, немало досаждающие человеку и заставляющие впустую тратить много времени и энергии. Вряд ли понос может иметь какую‑то практическую пользу. То же можно сказать о внезапно возникающих сильных позывах к мочеиспусканию, нарушениях менструальных циклов или менструальных спазмах. Все эти нарушения могут происходить от сознательных или бессознательных напряжений.