Маленький мальчик и маленькая девочка
Теперь нам предстоит перенестись в Бршис, далекую восточную страну, где обитают великаны, карлики, троглодиты, кинокефалы, камелеопарды и иные удивительные существа, описанные Плинием, Санангом Сеценом, Алькофрибасом (псевдоним Ф. Рабле), а также Сиприаном Сен‑Сиром в его книге «Письма к горничной моей жены». Бршисяне, будучи весьма воинственным народом, истребили всех чужаков на сотню миль вокруг, и, вследствие кровосмесительных браков, у них возникли странные физические особенности. Как пишет Сен‑Сир, мужчины и женщины в этой стране имеют одинаковые половые органы, но отличаются тем, что у мужчин длинный нос, у женщин же носа нет вовсе. В связи с этим их религия придает носу сакральное значение: нос превратился у них в объект поклонения и рассматривается как священная часть тела. По этой причине каждый бршисянин с раннего детства носит нечто вроде полумаски, закрывающей нос и щеки и именуемой «кашне»[8]. Никто не должен до вступления в брак видеть особ противоположного пола без кашне.
Когда бршисские дети задают вопросы по поводу кашне, им отвечают, что они все узнают, когда подрастут. Между тем их учат без нужды не ковыряться в носу и иногда сурово наказывают, если они это делают. Мальчикам даже грозят отрезать нос, если они не перестанут его трогать.
Естественно, детям любопытно знать, что находится под кашне у лиц другого пола. Некоторые из них находят особое удовольствие в нарушении тех правил, которые пытаются навязать им взрослые, хотя и испытывают чувство вины и некоторую боязнь, когда трогают себя за нос. Ив конце концов, несмотря на самый строгий надзор, они узнают, в чем различие между полами. Когда мальчик обнаруживает, что у девочек нет носа, ему становится любопытно, что такое с ними случилось, и единственное для своего возраста объяснение он находит в том, что им отрезали нос за какие‑то проступки – точно так же, как ему самому грозили этим родители. Девочки, со своей стороны, ощущают свою неполноценность, терзаются завистью и порой винят в своей ущербности родителей. Как дикарь должен был представлять ураган божьей карой, так и ребенок объясняет все сущее качеством своих взаимоотношений с сильными мира сего – своими родителями – и чувствует, что его положение зависит от их Доброй или злой воли. По крайней мере, так утверждает Сен‑Сир.
Это описание преклонения бршисян перед носами имеет свои параллели с нашей реальностью, где у мальчиков и девочек носы одинаковые, зато половые органы разные. Когда дети обнаруживают эту разницу, у них зачастую возникают те же чувства, что и у бршисских ребятишек. Мальчики пугаются, девочки завидуют. Обычно они не обсуждают свои чувства с родителями, особенно если почти с самого рождения приучены скрывать свои мысли по поводу таких вещей, и если подобное открытие шокирует их, они еще менее склонны делиться переживаниями. Как солдат, испытавший сильное эмоциональное потрясение на поле боя, не может без помощи психиатра вспомнить в подробностях, что именно так сильно ошеломило его и какими были его истинные ощущения в тот момент, так и дети, глубоко потрясенные сделанными открытиями в отношении половых органов, склонны вытеснять из сознания все произошедшее, и особенно сопряженные с этим эмоции. Только если их в юном возрасте приводят к психиатру, или они сами обращаются за психиатрической помощью, став старше, им удается осознать всю силу страха или зависти, отражавшихся на их поведении. Маленький мальчик может начать вести себя так, словно ему и в самом деле могут за плохое поведение или чрезмерное нахальство отрезать пенис, в то время как девочка может испытывать чувство обиды, словно у нее и в самом деле когда‑то был пенис, но его отрезали за какой‑то проступок, когда она была совсем маленькой. Конечно, гордость (и страх) мальчика за свой пенис и зависть (и обида) девочки по поводу отсутствия оного у разных людей проявляются в разной степени. Но если достаточно глубоко копнуть в бессознательное мужчины, то, как правило, обнаруживается закрепившаяся в детстве тревога по поводу половых органов – обычно страх потерять пенис и стать похожим на девочку, если он будет делать вещи, которые не понравились бы его отцу или образу отца. В то же время в психике женщины мы обнаруживаем следы зависти к пенису – иногда вполне сознательной – или, может быть, давней обиды на родителей.
Ясно, что если у женщины имеется напряжение, вызванное завистью к пенису, то оно никак не может быть удовлетворено в непосредственной форме и, значит, должно удовлетворяться косвенно – приобретением того, чего нет у мальчиков. Самый естественный способ добиться этого – завести детей, ведь мальчик этого сделать никак не может. Кроме того, у мальчика пенис только один, в то время как детей у женщины может быть много. Правда, некоторые дамы не идут чисто «женским» путем и пытаются одолеть мужчин на их собственном поле, начиная заниматься бизнесом или выбирая род занятий, где они могут составлять мужчинам прямую конкуренцию. Если женщина выбирает профессию только на основе своей зависти к пенису, со временем она становится несчастной, потому что усугубляет напряжение Физис, требующее от нее развития женского начала.
У многих людей, особенно у робких мужчин и агрессивных женщин, страх и зависть этого рода могут занимать важное место среди других влечений. Открытие половых различий – очередная проблема, которую он должен мысленно переварить. Если этот опыт не оставляет в нем незаживающих душевных ран, то в дальнейшем он никаких проблем доставлять не будет. Если же он становится эмоциональной проблемой, не находящей своевременного решения, это может еще сказаться в дальнейшей жизни.
Отношения с людьми
Ребенок не рождается с готовыми знаниями о правилах взаимоотношений с окружающими, он должен Учиться им. Примерно до двухлетнего возраста ребенок настолько занят установлением власти над своим собственным телом, что у него практически не остается времени и энергии, чтобы обращать внимание на то, как его поведение сказывается на других людях: ему бы лишь получать то, что он хочет, и тогда, когда хочет. Однако с достижением указанного возраста он начинает понимать, что для удовлетворения своих желаний мало просто просить и требовать: исполнение желаний отчасти зависит от того, довольны ли им родители. Чтобы понять, как следует обращаться с ними, ребенок наблюдает взаимоотношения старших. От того, чему ребенок учится в следующие три года (с двух лет до пяти), во многом зависит его умение ладить с людьми в последующей жизни (если только программа, заданная родителями, не изменится в дальнейшем под влиянием учителей, друзей, жены или психиатра). Хотя важную роль в этом процессе играют также братья и сестры, для простоты мы не будем здесь говорить о них. Родители ребенка – самые близкие учителя, и они же являются теми людьми, с которыми ребенок хотел бы ладить в первую очередь. Поэтому он учится всему большей частью у них. Если у ребенка нет родителей или есть только один, малыш оказывается в невыгодном положении, потому что позже ему придется соревноваться с людьми, имевшими возможность учиться у обоих родителей. Это одна из причин, почему для ребенка лучше, если он воспитывается в полной семье. Ребенок, начинающий изучать иностранный язык в два года, добивается успеха с гораздо большей легкостью, чем тот, кто начинает осваивать его в пятнадцать лет. Точно так же мальчик, воспитанный хорошим отцом, став взрослым, гораздо лучше ладит с мужчинами, чем выросший без отца. Последний может постепенно ликвидировать свое отставание, но стартовая позиция у него крайне невыгодная.
Младенец еще ничего не знает о правилах поведения в обществе, и то, чему он научится, целиком зависит от родителей. Если ребенок видит, что родители постоянно ссорятся и каждый тянет одеяло на себя, он скоро начинает понимать: выигрывает и добивается желаемого скорее тот, кто более агрессивен. И это способствует развитию в нем самом агрессивности и эгоизма. Он словно говорит себе: «Я вижу, что для того, чтобы преуспеть в этом мире, надо быть агрессивным, надо хватать и драться, и самый упрямый всегда побеждает». И как правило, такой ребенок вырастает вздорным, эгоистичным хапугой, окружающие его не любят и «не дают ему жить», и агрессор винит в этом весь мир, отчего его рваческие наклонности лишь усугубляются.
Если же ребенок видит в отношениях родителей любовь и взаимоуважение, это развивает великодушие в нем самом, и он как бы говорит себе: «Я вижу, что для того, чтобы преуспеть в этом мире, надо быть добрым, любить и уважать людей». И ребенок пробует жить именно так, а если что‑то не получается, он говорит себе: «Наверное, я недостаточно внимателен к чувствам других людей», – и становится еще более заботливым, добрым, участливым и любимым.
Хотя от собственных личностных особенностей ребенка зависит, в какой мере он подражает своим родителям, в их власти поддерживать или сдерживать его на возможных путях развития. Они могут культивировать склонность к стяжательству или к доброте, воспитать в нем способность ладить с людьми или помочь ему стать угрюмым отшельником. Если родители всеми силами тщетно стараются направить его по тому пути, который выбирают для него, по крайней мере, они могут сказать себе, что долг свой выполнили и их совесть чиста.
Маленький ребенок находится в центре своей собственной вселенной. Наблюдая за ним, нельзя не заметить, что самую большую любовь он дарит людям, удовлетворяющим его насущные нужды. Такая система проявления любви лишь в обмен на незамедлительно оказываемые милости и услуги не может сохраняться вечно, если иметь в виду, что этот ребенок рано или поздно захочет обзавестись собственными детьми. Чтобы завоевать сердце будущей матери своих детей, жить с ней в любви и воспитать свое потомство в счастливом доме, каждый должен научиться дарить любовь без надежды на немедленное воздаяние. Он должен научиться не смотреть на людей как на источник благ, а любить их «ради них самих». Это применимо равным образом к представителям обоих полов. Такая бескорыстная – «объектная», как ее называют – любовь не имеет ничего общего с любовью ради собственного удовольствия, которая во многом сродни себялюбию.
Маленький ребенок ведет себя именно как человек, влюбленный в самого себя. Это напоминает нам греческий миф о Нарциссе, влюбившемся в свое собственное отражение. Поэтому либидо, направленное внутрь, на самого себя, мы называем нарциссическим, а либидо, направленное на внешние объекты, объектным. Можно сказать, что задача детства заключается в превращении нарциссического либидо в объектное. Это необходимо, чтобы, став взрослыми, счастливо жить с людьми, и особенно необходимо для того, чтобы быть счастливыми и успешными супругами и родителями, потому что в этих качествах человек должен бескорыстно заботиться о благе других прежде, чем о своем собственном. В этом бескорыстии ему помогает Суперэго.
Таким образом, формирующееся в раннем детстве Суперэго с присущим ему чувством «долга» и ответственности закладывает основу для успешного исполнения в будущем роли супруга и родителя. После того как Суперэго уже достаточно хорошо развилось, следует период (примерно с шестого по десятый год жизни), когда ребенок более или менее научается управлять собой, но не берет на себя сколько‑нибудь существенной ответственности в отношении других людей, потому что физически еще не готов к этому. Ребенок использует эти годы, чтобы больше узнать об окружающих людях и вещах, чтобы с наступлением половой зрелости быть готовым справиться с тем, что его ожидает.