Чем люди отличаются друг от друга
Мы можем теперь понять некоторые различия, существующие между людьми.
Как мы видели, физически люди зачастую развиваются неравномерно: у одних доминируют органы пищеварения, у других – мышцы и кости, у третьих – кожа и мозг. Если одна система разрастается непропорционально другим, то в наших мыслях, эмоциях и поступках возникает перекос в сторону этой системы. Так появляются висцеротоники, соматотоники и церебротоники со своими образцами мышления и поведения. Обобщенно можно сказать, что первые ублажают окружающий мир, вторые им овладевают, а третьи от него отдаляются. Таким образом, телесная и психическая конституция человека с самого начала отчасти предопределяют его поведение по отношению к окружающему миру.
Железы человека в значительной мере влияют на силу его устремлений и на количество энергии, которое он направляет на их удовлетворение, а также на скорость расходования этой энергии. Есть и другой важный фактор, без сомнения находящийся под влиянием работы желез, но пока мало изученный, – настроение. Есть люди, которые всегда веселы, и есть вечные нытики. Большинство людей колеблются между умеренным унынием и умеренным счастьем. Конечно, настроение человека зависит от обстоятельств, но не только от них. Иногда поражаешься тому, как много тягот может вынести, не падая духом, человек, находящийся в хорошем настроении, и как много радостей жизни могут остаться незамеченными, если человек «не в духе». Люди различаются еще и тем, насколько быстро у них меняется настроение.
Можно предполагать, что на способность человека сдерживать свои чувства, откладывая их удовлетворение до более подходящего времени, оказывает влияние эффективность работы мозга. Есть люди сдержанные, а есть – импульсивные. Есть умеющие ждать, есть – не умеющие. Хотя ожидание не всегда уместно, желательно все же уметь ждать, когда это необходимо. И эту способность человек может в себе развить.
Импульсивность бывает разной. Некоторые люди быстро, без раздумий реагируют на любую ситуацию; некоторые отличаются тем, что какое‑то время терпят, а потом внезапно высвобождают накопившуюся энергию. К импульсивности первого типа окружающие относятся с пониманием и сочувствием. Они знают, почему человек рассердился, и ему не приходится объяснять свою реакцию. Импульсивные реакции второго рода вызывают у окружающих чувство неловкости; им кажется, что, может, человек и имеет основания сердиться, но не настолько же! Такого рода запоздалая реакция обычно происходит неожиданно для окружающих, и, поскольку высвобождаемая энергия не ограничивается только первоначальной ситуацией, а накапливается, вбирая в себя энергию всех последующих, «взрыв» гнева обычно кажется посторонним чрезмерным или даже неуместным.
Еще один вопрос, над которым полезно поразмыслить, – это взаимосвязь между воображением и действием. Некоторые люди любят мечтать, но поскольку осуществить все их мечты – дело немыслимое, остаются вечно неудовлетворенными. Особенно склонны к мечтаниям церебротоники; они много думают, но мало делают для осуществления своих грез. У других людей куда меньше неисполнимых желаний, поэтому они не тратят время на фантазии, которые не могут быть практически воплощены.
Про представителей первой группы, группы «торможения», в этой связи можно сказать, что у них слабый «барьер» между бессознательной и сознательной частями разума и хрупкий «барьер» между сознанием и целенаправленным действием; они много грезят, но мало делают для осуществления своих грез. У представителей второй группы, группы «вытеснения», «барьер» между бессознательным и сознанием прочный, а «барьер» между сознанием и действием гибкий; они редко мечтают, но активно действуют. Первые думают о своих образах и дальше этого не идут, в то время как вторые пытаются приспособить к своим образам окружающий мир.
В данном разделе уместно также поговорить о том, что принято называть «интеллектом», или «умом», и что измеряют соответствующими «тестами». Потенциальный интеллект человека зависит от конституциональной способности его психики формировать и сохранять точные образы и связывать их между собой. Интеллект же, реально выказываемый и используемый, зависит от способности противодействовать влиянию эмоций, делающих человека слепым к фактам и искажающих его представления. Это значит, что, восстановив баланс в эмоциональной жизни человека, мы могли бы повышать его практический интеллект, максимально реализуя его потенциал. В ходе одного эксперимента нескольких умственно отсталых детей из приюта отдали на воспитание приемным матерям, выбранным из числа девушек‑правонарушитель‑ниц в ближайшем исправительном учреждении. Каждый ребенок обрел таким образом материнскую любовь и заботу, которой был лишен в своей прежней жизни. Благодаря этим эмоциональным воздействиям у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем «умнее» стали и «матери», поскольку заполнилась брешь в их эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого можно было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно сказалась на самочувствии и интеллекте тех и других.
Говорят, что есть три вида «интеллекта»: способность к абстрактному мышлению, технический ум и умение ладить с людьми. Не станет сюрпризом, если обнаружится, что, в среднем, самый высокий уровень «абстрактного интеллекта» у церебротоников, «механического интеллекта» у соматотоников, а «социального интеллекта» у висцеротоников. Однако изучить этот вопрос должным образом затруднительно из‑за наличия великого множества смешанных типов.
Различия между людьми, в том числе различия в плане управления внутренней энергией, обусловлены многими факторами. До сих пор мы обсуждали факторы «конституциональные», присутствующие уже с момента рождения: физическое телосложение и зависящие от него комбинации типичных реакций; функциональный уровень развития желез; способность сохранять энергию и характер ее высвобождения, а также пластичность представлений и способность формировать четкие образы, сохранять их и оберегать от искажающего воздействия эмоций. Именно с этими фундаментальными вещами людям приходится работать в процессе формирования их личностей.
Примечания для философов
1. Физическое строение
Идеи, излагаемые в этом разделе, заимствованы с изменениями у Шелдона:
W. Н. Sheldon, The Varieties of Human Physique.
W. H. Sheldon, S. S. Stevens, The Varieties of Temperament.
Хотя эти рассуждения, по‑видимому, полезны в применении к нормальным людям, в отношении душевнобольных их преимущество по сравнению с классификацией Кречмера (Kretschmer) еще предстоит доказать.
2. Эндокринная система
В тексте мы не проводили различий между корой и мозговым веществом надпочечников. Все сказанное относится к мозговому веществу надпочечников. Для пущей простоты допущены и другие обобщения и пробелы. Одной из самых интересных книг, содержащих научную информацию об эндокринных железах, является:
Ruth Crosby Noble, The Nature of the Beast.
Более подробную информацию о психической энергии можно найти у Шиллера, в книге которого приводится обширная библиография по этому предмету:
Paul Schilder, Mind.
3. Мозг
Концепция мозга как органа ожидания полезна в дидактических целях. Вопрос о том, как мозг «сохраняет энергию», является законным объектом дальнейших исследований. О работе мозга можно прочитать у Шеррингтона:
Charles S. Sherrington, Man on His Nature.
4. Представления
Изложенная здесь концепция образов заимствована с изменениями у Фрейда, Юнга, Шильдера и Берроу. Сравните:
К. Г. Юнг, Психологические типы.
5. Образы
Наше истолкование представлений, зарядов и образов базируется на фрейдовской концепции представления и катексиса. Мысли Фрейда по этим вопросам разбросаны по страницам его сочинений, но более или менее доступное обсуждение с комментариями насчет всемогущества мышления можно прочитать в книге З. Фрейд, Тотем и табу.
Представляется, что со временем развитие этих концепций может привести к графическому методу изображения метапсихологических идей, сходному с методом аналитической геометрии. Образ может быть представлен кривой интенсивности катексиса в ее различных точках, а не в своей объективной форме. Изложение «философии как если бы» можно найти у Ганса Вайхингера. См.:
Hans Vaihinger, Philosophy of As‑If. 6. Индивидуальные различия
Гипотеза, согласно которой настроение человека отчасти зависит от деятельности эндокринных желез, какой бы правдоподобной ни казалась, пока еще остается предметом спекуляций. Идея о «тормозящем» и «вытесняющем» типах является полезным переосмыслением концепции интроверсии и экстраверсии (скорее во фрейдовском, нежели в юн‑говском смысле). Деление интеллекта на три типа можно найти у Торндайка (Thorndike). Общее обсуждение темы интеллекта см. в работе
David Wechsler, The Measurement of Adult Intelligence.
Факторы, упоминаемые в этом разделе, могут быть систематизированы и сведены в полезные таблицы. Классификация Кана, на которой частично основывается наше обсуждение, изложена в книгах:
H. W. Haggard, С. С. Fry, The Anatomy of Personality.
Eugen Kahn, Psychopathic Personalities.
Возможно, не совсем верно говорить, что висцеротоник «угождает» своему окружению, но такая формулировка позволяет на данном этапе избежать вопроса об инкорпорации.