Технологии профилактики суицидального поведения в социальной работе
Общество динамично развивается, а это означает, что и технологии, используемые в социальной работе, должны развиваться. Одним из таких направлений является работа с подростками, с девиациями, возникающими в этот возрастной период. И на данный момент, одним из наиболее острых проявлений отклоняющегося поведения, является подростковый суицид.
Технологии социальной работы с людьми, склонными к суицидальному поведению, можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционное (или социально-реабилитационное). Их реализация опирается на социальную диагностику (изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению суицидального поведения).
Социальная профилактика - это "сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата" [16, с. 123].
Приведённое выше определение понятия "социальная профилактика" позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
· выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;
· уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
· предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
· сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
· содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Социальная профилактика суицидального поведения выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции [16, с. 124].
В рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности.
Исходя из функций профилактики суицидального поведения, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно [16, с. 124]:
· мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих суицидальному поведению;
· изучение специфических особенностей жизнедеятельности людей, склонных к суицидальному поведению, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию суицидального поведения;
· устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности;
· постоянное выявление лиц, склонных к суицидальному поведению;
· активное профилактико - реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.
В системе профилактики суицидального поведения подростков выделяется:
· общесоциальная профилактика;
· специальная профилактика, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин суицидального поведения.
Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные проявления суицидального поведения, и факторы, их вызывающие.
Профилактика суицидального поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий [17, с. 131]:
· нейтрализующие;
· компенсирующие;
· предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
· устраняющие эти обстоятельства;
· контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.
Социальная работа с людьми с суицидальным поведением включает в себя также и их социальную реабилитацию. Реабилитация - система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции [17, с.135].
В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам [16, с. 124].
Выделяют различные виды социальной реабилитации: медико - социальную, психологическую, социально - педагогическую, профессиональную, бытовую.
Медико - социальная реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма человека или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу и имеет своей целью преодоление в сознании человека с суицидальным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение человека доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление человеку нормальных условий жизни.
Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности личности, способствующих интеграции человека в общество, на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования .
Эффективность применения той или иной технологии социальной работы по профилактике суицидального поведения может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: - направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом человеке, так и в социальной и природной среде, и одновременно на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; -обучение новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; -решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
В нашем современном мире не мало технологий позволяющих общаться в сети интернет, в большинстве современных семей есть такой доступ, особенно этими средствами общения через сеть пользуются молодежь.
На сегодняшний день Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни и, следовательно, и жизни наших детей. Практически в каждом доме установлен компьютер или ноутбук, который значительно упрощает выполнение учебных задач. Это же порождает и ряд проблем для ребенка и его семьи. Актуальность детской Интернет зависимости в наши дни обусловлена стремительным развитием новых технологий, появлением всевозможных гаджетов, девайсов и т.п. Интернет-пространство включает в себя массу как положительно влияющих, так и отрицательных аспектов развития детей.
С одной стороны, Интернет содержит массу нужной и полезной информации. Здесь можно найти все необходимые литературные произведения, не выходя из дома, побывать в разных странах и ознакомиться с их культурой, даже можно сходить в музеи! К тому же Интернет открывает новые границы общения, дает возможность для реализации своих мыслей, идей, что немаловажно скажем в подростковом возрасте. Но и негативная сторона есть у интернета, это доступ к запретным материалам как порнография, сайты призывающие к суициду, и другим негативным действиям.
Однако исключать из жизни ребенка Интернет это не выход. Ребенок родился и растет в обществе, где умение владеть Интернетом сегодня просто необходимо. Сегодня современную школу трудно представить без «Электронного дневника и «Электронных домашних заданий».
Интернет, безусловно, полезное и нужное изобретение человечества, но для нормального развития ребенка, он не должен стать его основным времяпровождением, ребенок должен любить свою реальную жизнь, а не быть рабом кибер-пространства.
В связи с обострившейся в последнее время проблемой детского суицида возникает необходимость анализа методов профилактической работы в этом направлении. Поскольку современное поколение это компьютерное поколение, информационные технологии имеют здесь большое значение.
В качестве профилактических мер сегодня в регионах Российской Федерации начинают использовать компьютерные технологии и глобальную сеть Интернет. Это позволяет оказать дистанционную помощь в решении задач по профилактике суицидального поведения, как самим подросткам, так и их родителям и педагогам. Специалисты отдаленных регионов теперь имеют возможность получать необходимые данные, изучать новые методы и использовать литературу по вопросам профилактики детского суицида.
Родители могут получать необходимую информацию в реальном времени и вовремя оценить состояние своего ребенка.
Как показал проведенный анализ литературы, профилактическую работу среди несовершеннолетних в сети Интернет проводят в 21 из 67 (31,3%) регионов страны. Так, в Удмуртской республике, Ярославской области, Республике Дагестан ставятся и решаются задачи по обеспечению безопасности несовершеннолетних в информационном пространстве, разрабатываются меры по ограничению доступности Интернет-сайтов, содержание которых может прямо или косвенно спровоцировать суицидальное поведение несовершеннолетних. В Липецкой области в сети Интернет открыта рубрика для родителей, детей и подростков «Вопрос-ответ». В Архангельской области в комплекс экстренных мер по выявлению и профилактике фактов суицидального поведения среди несовершеннолетних входит организация Интернет-тренингов-семинаров для членов полипрофессиональных команд, в том числе врачей общей практики, психологов, психиатров, медицинских сестер, врачей общей практики по улучшению взаимодействия в команде по мультисемейной работе с семьями, где имели место завершенные и незавершенные суициды. В Костромской области на Интернет-странице «Профилактика суицида» (портал «Образование Костромской области», вебузел «Здоровье будущих поколений») создана библиотека электронных материалов по вопросам предотвращения суицидального поведения в детскоподростковых и молодежных коллективах. Во Владимирской области проводится работа по внедрению новых форм работы с несовершеннолетними «Школа-центр социального здоровья микрорайона» (г. Гусь-Хрустальный), «Формы и методы социального взаимодействия школы и родителей»
В практике образовательных учреждений Ленинградской области активно используются современные компьютерные программы, ориентированные на формирование навыков устойчивого поведения.
В Хабаровском крае специалистами психолого-медико-социального центра проводится кризисное, дистанционное консультирование детей, подростков посредством форума на Интернет-сайте Центра, организуются мобильные экстренные выезды на территории Хабаровского края.
В Красноярском крае на сайте Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям» несовершеннолетние имеют возможность получать информацию, в том числе консультации по имеющимся проблемам, оставаясь в безопасности и сохраняя собственное достоинство, обратившись на электронный адрес Центра. Так же на сайте Центра создана рубрика «Интернет-консультация и вкладка «Напишите нам». Важно, что при организации такой работы в регионах страны учитывают тот факт, что дети и подростки имея доступ, могут найти в Интернете не только необходимую помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, правильный путь решения своих на первый взгляд неразрешимых проблем, но и информацию, которая может нанести вред здоровью детей и подростков, предложить ему разрушающие пути решения его проблем. В анализируемых материалах представлен ряд эффективных методов защиты детей от вредной и ненужной информации, направленных на организацию безопасного Интернет пространства.
Несомненна важность целенаправленной работы по исключению доступа к сайтам вредоносного содержания. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе с целью исключения свободного доступа на сайты экстремистского, порнографического содержания, а так же пропагандирующие суицидальные формы поведения, обслуживающие компании оказывают услуги по осуществлению контентной фильтрации доступа к сети Интернет, кроме того, выход в сеть осуществляется под постоянным контролем специалистов учреждений. С работниками так же проводятся инструктажи об организации мероприятий, исключающих доступ обучающихся, воспитанников к сайтам с небезопасным содержанием. В целях исключения доступа к Интернетресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся, формирования у детей безопасного навыка работы с Интернетом. Министерством образования и науки Мурманской области рекомендовано обеспечить двухуровневую контент-фильтрацию, а так же включить мероприятия по Дням медиа-безопасности. В Смоленской области с привлечением волонтеров, иных молодежных ресурсов, поручено организовать содействие сотрудникам служб телефонов доверия в освоении социальных сетей в Интернете, выявлении Интернет-сообществ, объединяющих несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стимулирующих общение по суицидальной тематике. С целью снижения негативного влияния сети Интернет Министерством образования и науки Республики Татарстан организовано проведение разъяснительной работы с учащимися и родителями по правилам безопасности в сети Интернет.
Специалистами Женского кризисного центра «Фатима» разработаны буклеты «Родителям о безопасности детей в сети Интернет» и «Детям о безопасности в сети Интернет.
В Москве, а также в ряде других регионов (Чукотский автономный округ, Тюменская область, Республика Дагестан, Тюменская область) разработан и размещен на специализированных Интернет-сайтах пакет рекомендаций (памяток) для психологов образовательных учреждений, родителей, учителей, классных руководителей по раннему выявлению, антивитальных настроений у детей и подростков, по возможным мерам превенции аутоагрессивного поведения несовершеннолетних.
В обучающие модули программы курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации Тамбовской области, для заместителей руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей интернатных учреждений, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, включен также модуль «Сетевая безопасность. Безопасность детей в Интернете. В целом специалисты сферы образования понимают, что компьютерные и Интернет-технологии играют значительную роль в организации мероприятий по профилактике детского суицида и выражают готовность их развитию и распространению.
Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Андрюхин Н.Г., Артамонова Е.Г., Банщикова Т.Н., Березина В.А., Богачева Т.Ю., Вихристюк О.В., Ермолаева А.В., Ефимова О.И., Зайцева Н.В., Карпенюк К.В., Колосова А.А., Кретова Н.О., Мищенко П.П., Ощепков А.А., Райфшнайдер Т.Ю., СинягинЮ.В., Синягина Н.Ю. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М.: АНО ЩНПРОЦ 2013.
Таким образом, самоубийства индивидов - это острая, сложная и многогранная проблема. В их основе лежат психофизиологические, психологические, социальные, социокультурные и иные факторы. Некоторые виды служебной деятельности, особенно в силовых структурах, с учетом своей специфики относятся к суицидогенным видам деятельности. Суицидальное поведение имеет определенную этапность и выраженные проявления, знание которых руководителями, социальными и медицинскими работниками позволит квалифицированно строить диагностическую и профилактическую работу в этой сфере.
Таким образом, одной из основных технологией социальной работы является социальная профилактика и основной целью которой состоит в диагностике предрасположенности индивида к суицидальному поведению, организации коррекционной работы с лицами из "группы риска", своевременном выявлении признаков пресуицида, квалифицированном вмешательстве в кризисную ситуацию, социально-психологической реабилитации индивидов, совершивших покушение на собственную жизнь, создании в социальных и трудовых коллективах, семьях здорового, жизнеутверждающего морально-психологического климата.
С развитием сети Интернет молодые люди получают практически неограниченную информацию о способах и видах самоубийств, а также имеют возможность найти единомышленников. Веб-сайты с материалами о членовредительстве и суициде подвергались большой критике, как в литературе, так и в средствах массовой информации;
Указывалось, что они могут вызвать эпидемию суицидов и членовредительства, некоторые сайты были даже названы «просуицидальными». Вместе с тем, авторы признают положительное влияние некоторых сайтов на подростков и молодежь, т.к. они помогают снять напряжение», дать выход негативным эмоциям. Кроме того, на некоторых сайтах посетителям рекомендуется обратиться в кризисной ситуации за профессиональной помощью в соответствующие службы.
Социальная работа по профилактике самоубийств представляет собой комплекс организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских, диагностических, психогигиенических, коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на устранение причин и условий для суицидов и на индивидуальную предупредительную работу с лицами из «группы риска», оказание своевременной и квалифицированной психологической помощи и поддержки военнослужащим с симптомами суицидального кризиса. Эта работа характеризуется особой тонкостью и не допускает проведения массовых кампаний и «борьбы» против суицида, она требует от соцработника высокого профессионализма, искренности, сопереживания и вместе с тем настойчивости, твердости, неотступности при проведении в жизнь профилактических и реабилитационных мероприятий.
Технологии социальной работы с людьми суицидального поведения направлены на то, чтобы поставить суицидальное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение такого поведения общественно-полезным или нейтральным; во-вторых, направление социальной активности личности в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от преследования людей с суицидальным поведением.
1. Панова, А.М, Е.И. Холостовой. Социальная работа / А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1997.
2. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Андрюхин Н.Г., Обзор Российского Законодательства в сфере профилактики суицида.
3. Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. - АСОУ, 2011.
4. Технологии социальной работы [Текст] : учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
5. 30. Технология социальной работы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
6 Проблемы суицидологи (сборник научных работ) / Под оел СМ. Уманского, П.Б. Зотова. - Тюмень: Вектор Бук, 2003
Основы социальной работы: Учеб. /Отв. ред! П.Д. Павленок - Изд испр. идоп.-М.:ИНФРА-М,2006. Д"
РахматуллинЭ.С. Девиантное поведение как социальная проблема. - Казань: КГУ, 2004. у™»**20039№С2Р°^НП' Самоубийствокак общественное явление // Социс,