Контроль: понимание, чем мы отличаемся друг от друга
Сформировав базу, группа может заняться проблемами контроля: влиянием, властью, принятием решений, авторитетом, компетенцией и рабочими ролями. Группа работает над установлением вертикальной структуры в рамках дозволенного - одни приобретают больше влияния, чем другие, одни активны, а другие пассивны, одни разговаривают вслух, а другие - молчат.
Различия между членами группы становятся все более очевидными и начинают будоражить умы: у нас разные ценности/ возраст/опыт/пол/методы/отношение к работе/потребность власти. Проблема состоит в том, осмелимся ли мы говорить об этом в открытую? Часто группа начинает придумывать версию исчезновения основного доверия при возникновении различий и конфликтов. Следует провести широкую дискуссию о границах: кто что должен делать, кто что должен решать, как мы будем принимать решения, эта работа - твоя или моя? и т.д. Ранний бессознательный опыт злоупотребления властью или неспособность влиять на других могут обсуждаться в этой связи.
Могут образоваться подгруппы и альянсы для приобретения влияния и исключения других.
Если группа сможет открыто обсуждать различия, то появится конфронтация, и члены группы примут разные позиции и рабочие роли.
Каждый член группы постепенно определит свою рабочую позицию и потратит много энергии, чтобы защитить ее и адаптировать под группу. Основные роли в группе:
Организационный лидер ("Давайте заниматься делом"). Этот человек знает, как, что и когда надо делать, составляет планы и расписания и призывает к выполнению рабочих процедур. Обычная опасность для этого человека таится в том, что его могут отвергнуть другие члены группы ввиду его или ее эмоциональной некомпетентности.
Эмоциональный лидер ("Что вы чувствуете по этому поводу?"). Этот человек озабочен эмоциональными проблемами и открытостью и чувствителен к конфликтам и ролям в группе. Он может опасаться быть не принятым группой вследствие слишком глубокого поглощения в эмоциональную сторону проблем, потери контроля и способности следить и планировать и быть "слишком на виду" в глазах остальных.
Оппозиционный лидер ("Напротив, я считаю ..."). Этот человек сомневается по поводу решений и предлагает альтернативы или пытается внедрить методы другой группы. Такого человека группа может не принять из-за его упрямства и чрезмерной чувствительности.
Стабилизирующий лидер ("Ну, хорошо..."). Этот человек не склонен к переменам, ссылаясь на прошлый опыт. Он сомневается в ценности новых предложений и рассматривает их как вариацию уже известных. Он может оказаться слишком включенным в группу и потерять личную независимость.
Опекающий лидер ("Я ведь предупреждал вас, что это плохо кончится"). Этот человек будет стараться оберегать группу, предчувствуя опасности и потерю контроля и постоянно беспокоиться о последствиях. Он может быть отвергнут из-за неспособности расслабляться и слишком критического отношения к другим.
Эти роли одновременно представляют собой новую силу и угрозу для группы, пока она не найдет способ обуздать их. Они держат обещание признавать другие мнения по поводу решений и контактируют с пациентами.
Лидерство на этой фазе является двояким: лидеру приходится сдерживать отрицательные эмоции и волнения и "оставаться в седле", т.к. группа проецирует внутренние конфликты как конфликт команда-лидер. Все решения лидера будут подвергаться сомнению и игнорироваться. Лидера будут считать "слишком мягким/слишком жестким/слишком бесчувственным". Задача состоит в том, чтобы беспристрастно разговаривать о различиях и способах их преодоления, быть открытым в конфликтах в группе и настаивать на выполнении принятых решений. Если лидер часто уступает, слишком близко принимает критику в свой адрес или становится "переговорщиком", то группа потеряет уверенность и не сможет контролировать внутренние проблемы.
Доминирующий защитный механизм на этой фазе - раскол группы. Нет нужды говорить о том, что ребенок с НП может создавать массу проблем в группе на этой фазе, проявляя тот же самый защитный механизм. Следовательно, лидер должен также помочь группе выработать взаимную и эффективную систему общения ("Что кому сказал ребенок? "). Некоторые дети с НП овладевают искусством консультанта группы, хотя и негативным.
Группа также может не замечать различий и превратиться в группу "Как хорошо быть вместе", преувеличивая включение и интимность и игнорируя выработку решений, расписаний и инструкций. В такой ситуации лидер не должен соглашаться с тем, что только он или она несут ответственность за структуру.
На этой фазе группа является очень продуктивной, но у членов группы наблюдается тенденция одновременно работать в разных направлениях (проявление эгоцентрических ролей).