Уход из дома с недостаточным багажом

Подростковый период - трудное время даже для детей с обыч­ным развитием. Под внешней оболочкой смятения формиру­ются межперсональные связи, и подросток репетирует взрослое поведение. В результате того, что внутренние функции начинают реализовываться на практике, происходит сепарация ребенка от родителей и взрослых. Фокус привязанностей смещается с родите­лей на группу сверстников и кратковременные интенсивные эмо­циональные отношения с друзьями и партнерами.

У подростка с НП физическая перестройка и взросление как правило, усиливают эмоциональную незрелость личности. В этом возрасте подростку с НП становится все более ясно, что ему доступно меньше возможностей в жизни, чем другим. Из-за этого конфликт между стремлением к независимости и отсутствием зрелых психологических компетенций приводит к появлению интенсивных и нереалистичных карьерных амбиций, в то время как фактический интерес к учебе совсем исчезает. Часто наступает возврат к моделям привязанности из раннего детства, поэтому нормальный постепенный процесс освобождения становится резким и неожиданным. Негативные чувства, связанные с ранней сепарацией, интенсивно проецируются на тех, кто воспитывает ребенка, например, на приемных родителей.

Столкнувшись с тем, что помощь взрослых будет необходимой в течение многих лет, подросток часто отрицает проблемы, всту­пает в жестокие конфликты и даже убегает из дома. Нередко после довольно спокойного школьного периода наступают внезапные изменения. Подросток начинает чувствовать себя уже "взрослым" с самого начала пубертата, и обычно тяготеет к компании гораздо более младших либо гораздо более старших людей.

Вследствие сниженной способности различать что правильно, а что нет и тормозить сексуальные импульсы, часто возникает социальная дезадаптация такого подростка. Могут наблюдаться противоправные действия, такие как мелкое воровство, драки, сексуальные правонарушения (смотри следующую главу), и это достигает форм, которые невозможно игнорировать. Часто встре­чается промискуитет, сексуальное домогательство до детей или других неподходящих сексуальных объектов. Первичный психо­логический дефект может усугубляться такими вторичными про­блемами, как употребление наркотиков.

Иными словами, пубертат - это трудный период, когда помощь извне уменьшается, а внутренняя мотивация к получению помощи извне очень слабая. Это особенная проблема, если родители нор­мальные, как например в приемных семьях. Завышенные ожида­ния опекунов или приемных родителей и, возможно, приоритет­ное стремление "не выносить сор из избы" - колебания по поводу обращения за профессиональной помощью - все это означает, что накопившиеся проблемы могут перерасти в серию взрывных кон­фликтов. У подростка могут реактуализироваться ранние трав­мирующие события, и он спроецирует чувство потери и одиноче­ства на родителей или опекунов. Часто бывает, что ребенку легче функционировать в обстановке с менее тесными межперсональ­ными связями, которая предъявляет менее высокие требования к способности к близости. Родителям часто необходима психотера­пия, чтобы справиться с ситуацией, в которой они имеют дело с «вечным ребенком», который, в то же время, отказывается от их помощи.




ЦЕЛИ:

Основная цель - поддерживать контроль и защиту среды со сто­роны взрослого и как можно дольше оставаться в контакте. Другая задача - предотвратить такие вторичные проблемы, как неприя­тие ребенка окружающими, подростковая преступность и сексу­альные правонарушения. Третья задача - помочь родителям пре­одолеть отвержение их подростком и оставаться с ним в контакте при условии, что их не будут эксплуатировать финансово или еще каким-нибудь способом.

МЕТОДЫ:

Беспокойство и раздражительность - наиболее распространенные состояния в период пубертата, а у подростков с НП они проявля­ются еще сильнее. Есть несколько способов справиться со стрем­лением подростка «сбежать».

Один из методов - это поместить подростка в изолирован­ное социальное окружение (предпочтительно за один-два года до начала пубертата) вне пределов досягаемости криминальных групп, например, в маленькую деревушку.

Школы-интернаты полезны для более интеллектуально разви­тых детей. В таких школах много структурирующих моментов и ритуалов, и в то же время требования к способностям к эмоцио­нальной близости там невысоки.

Метод "взрослого кенгуру" бывает полезен, когда нужно про­длить контроль со стороны взрослых. Каждый год подросток ста­новится невыносимо недовольным своей приемной семьей, опе­кунами или опекающим его учреждением, и его следует перевести в другую (очевидно, похожую) приемную семью или учреждение. Этот же метод применяется для того, чтобы помочь подростку с НП преодолеть нереалистичные планы на будущее и желания. Суть метода в том, чтобы не уничтожить, а отложить цель под­ростка и создать условия для ее достижения. Когда ты достигнешь

своих целей в повседневной жизни, мы сможем подумать о дости­жении твоей конечной цели! Выполнение необременительных повседневных обязанностей всегда является условием для получе­ния чего-либо желанного.

Постоянный контакт с родственниками можно поддерживать, составив очень четкие соглашения по поводу того, когда происходят встречи, сколько они длятся, с понятным планом о совместной дея­тельности родственников с ребенком. Подросток нередко эксплу­атирует своих приемных родителей или опекунов, особенно если речь идет об употреблении наркотиков. Родителям может понадо­биться психотерапия для поддержания границ и условий, чтобы они оставались вместе. Родители часто бывают в замешательстве и расходятся во мнениях в вопросах, что такое поддержка и при каких условиях ее можно давать. Разногласия по поводу «строгого или мягкого воспитания» могут привести к разводу супругов.

Любая стратегия должна базироваться на принципе, что для развития подростка с НП как личности лучше небольшие частые контакты с семьей в течение многих лет, чем очень активное обще­ние в начале, после которого следует полный разрыв. Если в семье есть другие дети, то родителям приходиться выбирать между соз­данием сносной жизни для себя и других детей или вложением всех своих ресурсов в подростка с НП. Следует отметить, исходя из моего опыта, что развитие подростка в семьях, где родители вложили себя полностью, и в семьях, где родители вложили не так много в его воспитание, одинаково. Социальную жизнь ребенка от детского возраста до взросления определяют не затраченные ресурсы родителей, а зрелость личности подростка с НП. Важным моментом для родителей следует считать регулярность коротких контактов, а не огромные затраты энергии, когда сами родители обессилены и готовы отказаться от контакта вообще. Отмечается, что подростки с НП, которые имеют регулярные короткие кон­такты с семьей или приемным родителями, имеют более благопри­ятный прогноз, какими бы бесполезными эти контакты ни каза­лись родителям. Обязательное предварительное условие таково, что родители не должны перегружать себя.

Процесс отчуждения в период пубертата, таким образом, бывает очень трудным и антагонистическим процессом. Вот несколько примеров из моей практики:

Наши рекомендации