Уход из дома с недостаточным багажом
Подростковый период - трудное время даже для детей с обычным развитием. Под внешней оболочкой смятения формируются межперсональные связи, и подросток репетирует взрослое поведение. В результате того, что внутренние функции начинают реализовываться на практике, происходит сепарация ребенка от родителей и взрослых. Фокус привязанностей смещается с родителей на группу сверстников и кратковременные интенсивные эмоциональные отношения с друзьями и партнерами.
У подростка с НП физическая перестройка и взросление как правило, усиливают эмоциональную незрелость личности. В этом возрасте подростку с НП становится все более ясно, что ему доступно меньше возможностей в жизни, чем другим. Из-за этого конфликт между стремлением к независимости и отсутствием зрелых психологических компетенций приводит к появлению интенсивных и нереалистичных карьерных амбиций, в то время как фактический интерес к учебе совсем исчезает. Часто наступает возврат к моделям привязанности из раннего детства, поэтому нормальный постепенный процесс освобождения становится резким и неожиданным. Негативные чувства, связанные с ранней сепарацией, интенсивно проецируются на тех, кто воспитывает ребенка, например, на приемных родителей.
Столкнувшись с тем, что помощь взрослых будет необходимой в течение многих лет, подросток часто отрицает проблемы, вступает в жестокие конфликты и даже убегает из дома. Нередко после довольно спокойного школьного периода наступают внезапные изменения. Подросток начинает чувствовать себя уже "взрослым" с самого начала пубертата, и обычно тяготеет к компании гораздо более младших либо гораздо более старших людей.
Вследствие сниженной способности различать что правильно, а что нет и тормозить сексуальные импульсы, часто возникает социальная дезадаптация такого подростка. Могут наблюдаться противоправные действия, такие как мелкое воровство, драки, сексуальные правонарушения (смотри следующую главу), и это достигает форм, которые невозможно игнорировать. Часто встречается промискуитет, сексуальное домогательство до детей или других неподходящих сексуальных объектов. Первичный психологический дефект может усугубляться такими вторичными проблемами, как употребление наркотиков.
Иными словами, пубертат - это трудный период, когда помощь извне уменьшается, а внутренняя мотивация к получению помощи извне очень слабая. Это особенная проблема, если родители нормальные, как например в приемных семьях. Завышенные ожидания опекунов или приемных родителей и, возможно, приоритетное стремление "не выносить сор из избы" - колебания по поводу обращения за профессиональной помощью - все это означает, что накопившиеся проблемы могут перерасти в серию взрывных конфликтов. У подростка могут реактуализироваться ранние травмирующие события, и он спроецирует чувство потери и одиночества на родителей или опекунов. Часто бывает, что ребенку легче функционировать в обстановке с менее тесными межперсональными связями, которая предъявляет менее высокие требования к способности к близости. Родителям часто необходима психотерапия, чтобы справиться с ситуацией, в которой они имеют дело с «вечным ребенком», который, в то же время, отказывается от их помощи.
ЦЕЛИ:
Основная цель - поддерживать контроль и защиту среды со стороны взрослого и как можно дольше оставаться в контакте. Другая задача - предотвратить такие вторичные проблемы, как неприятие ребенка окружающими, подростковая преступность и сексуальные правонарушения. Третья задача - помочь родителям преодолеть отвержение их подростком и оставаться с ним в контакте при условии, что их не будут эксплуатировать финансово или еще каким-нибудь способом.
МЕТОДЫ:
Беспокойство и раздражительность - наиболее распространенные состояния в период пубертата, а у подростков с НП они проявляются еще сильнее. Есть несколько способов справиться со стремлением подростка «сбежать».
Один из методов - это поместить подростка в изолированное социальное окружение (предпочтительно за один-два года до начала пубертата) вне пределов досягаемости криминальных групп, например, в маленькую деревушку.
Школы-интернаты полезны для более интеллектуально развитых детей. В таких школах много структурирующих моментов и ритуалов, и в то же время требования к способностям к эмоциональной близости там невысоки.
Метод "взрослого кенгуру" бывает полезен, когда нужно продлить контроль со стороны взрослых. Каждый год подросток становится невыносимо недовольным своей приемной семьей, опекунами или опекающим его учреждением, и его следует перевести в другую (очевидно, похожую) приемную семью или учреждение. Этот же метод применяется для того, чтобы помочь подростку с НП преодолеть нереалистичные планы на будущее и желания. Суть метода в том, чтобы не уничтожить, а отложить цель подростка и создать условия для ее достижения. Когда ты достигнешь
своих целей в повседневной жизни, мы сможем подумать о достижении твоей конечной цели! Выполнение необременительных повседневных обязанностей всегда является условием для получения чего-либо желанного.
Постоянный контакт с родственниками можно поддерживать, составив очень четкие соглашения по поводу того, когда происходят встречи, сколько они длятся, с понятным планом о совместной деятельности родственников с ребенком. Подросток нередко эксплуатирует своих приемных родителей или опекунов, особенно если речь идет об употреблении наркотиков. Родителям может понадобиться психотерапия для поддержания границ и условий, чтобы они оставались вместе. Родители часто бывают в замешательстве и расходятся во мнениях в вопросах, что такое поддержка и при каких условиях ее можно давать. Разногласия по поводу «строгого или мягкого воспитания» могут привести к разводу супругов.
Любая стратегия должна базироваться на принципе, что для развития подростка с НП как личности лучше небольшие частые контакты с семьей в течение многих лет, чем очень активное общение в начале, после которого следует полный разрыв. Если в семье есть другие дети, то родителям приходиться выбирать между созданием сносной жизни для себя и других детей или вложением всех своих ресурсов в подростка с НП. Следует отметить, исходя из моего опыта, что развитие подростка в семьях, где родители вложили себя полностью, и в семьях, где родители вложили не так много в его воспитание, одинаково. Социальную жизнь ребенка от детского возраста до взросления определяют не затраченные ресурсы родителей, а зрелость личности подростка с НП. Важным моментом для родителей следует считать регулярность коротких контактов, а не огромные затраты энергии, когда сами родители обессилены и готовы отказаться от контакта вообще. Отмечается, что подростки с НП, которые имеют регулярные короткие контакты с семьей или приемным родителями, имеют более благоприятный прогноз, какими бы бесполезными эти контакты ни казались родителям. Обязательное предварительное условие таково, что родители не должны перегружать себя.
Процесс отчуждения в период пубертата, таким образом, бывает очень трудным и антагонистическим процессом. Вот несколько примеров из моей практики: