Учитель как организатор отношений или: не давайте ему велосипед, постройте для него колыбель
Как правило, все молодые учителя переоценивают способности ребенка с НП и неосознанно считают, что тот уже приобрел все основные психологические новообразования (такие как: совесть, привязанность к учителю, самосознание, чувство вины, социальная эмпатия). Подобная переоценка возникает частично вследствие проявления псевдосоциального поведения, выработанного ребенком для того, чтобы выжить, а также вследствие видимого обаяния и спонтанности (которые трудно отличить от простой незрелости), и частично вследствие бессознательного использования вашего собственного опыта становления детской привязанности, который впоследствии служит основной моделью для формирования ваших ожиданий.
Также очень нелегко представить, что эмоциональное и интеллектуальное развитие - это два совершенно разных процесса. Неврологический фундамент эмоциональных реакций развивается с рождения до трех лет, в то время как пик кортикального интеллектуального развития наступает приблизительно с полутора лет до 14 лет.
Только когда вы приблизитесь к ребенку с НП, вы понимаете, что воспроизведение сложных интеллектуальных фраз - это всего лишь имитация языка взрослых, что ребенок охотно повторяет любые социальные и моральные правила и нормы - но не может реализовать на практике даже самые простейшие из них. Часто вы будете глубоко разочарованы после первоначального периода оптимизма, когда вы обнаружите, что ребенок не способен отзываться на большинство ваших профессиональных подходов.
Первичный элемент обучения - создать значимую взаимосвязь, стать недвусмысленным объектом для ребенка -независимо от того, что вы хотите передать. Имея дело с детьми с НП, поделите возраст ребенка на 3 или 4, чтобы общаться с ним понятным ему образом. Как правильно реагировать, когда у 2-х летнего припадок ярости? Как долго можно не видеть 2-х летнего ребенка и ожидать от него спокойствия и собранности? Можно ли ожидать от него понимания практических последствий ваших моральных стандартов?
Это пример того, как вам надлежит реагировать на 10-14-летнего ребенка с НП. Подобный подход особенно актуален в эмоциогенных ситуациях. В других более разряженных случаях, когда вы имеете дело только с фактами, вы можете обращаться к тому же ребенку как к нормальному десятилетке.
Дети с хрупкими непоследовательными объектными отношениями, как правило, выживают за счет регрессии- при стрессе они легко возвращаются к эмоциональному уровню функционирования ребенка дошкольного или раннего возрастного периода. Это включает актуализацию реакции «борьба или бегство», невыполнение требований, прерывание глазного контакта, попытку изменить окружение вместо того, чтобы самому приспособиться к обстоятельствам.
Вы должны правильно реагировать на регрессию, оценивая себя и проверяя какие защитные механизмы актуализируются в вашей реакции и вашем поведении, и реагировать на том же уровне, к которому (временно) вернулся ребенок. Ваше поведение должно быть комплементарным:если в момент регрессии ребенок ведет
себя на "2 года", реагируйте как при общении с 2-х летним ребенком. Если в этот момент ребенок ведет себя на "5 лет", ведите себя соответственно этому возрасту.
Для того чтобы лучше уметь распознавать и правильно реагировать на поведение ребенка в разный возрастной период, полезно изучать психологию развития и возрастную психологию, психологию эмоций, а также когнитивную психологию. Но ваш собственный опыт общения с младенцами и детьми раннего возрастного периода тоже является бесценным.
Данное ниже описание фаз представляет собой руководящий справочник по «организации дезорганизованной обстановки» в классной комнате для детей с НП. Рассматривайте данное руководство как рекомендации для построения ваших практических занятий - все пробелы вы должны заполнить с помощью вашего воображения и гибкого профессионального подхода. Важно уловить значение предлагаемой структуры и адаптировать ее под свою профессиональную практику. Данные предложения основаны на ранее упомянутых в нашем тексте положениях, а именно: главные проблемы детей с НП связаны с неспособностью организовать устойчивое эмоциональное и перцептивное поле. Это, в свою очередь, возникает из-за сложности в восприятии первичного объекта, как правило, родителя, в особенности при изменении фоновых условий перцепции. Одна из установок лечения средой - это поддержание стабильного и ритуализированного фона.
Каждая фаза не лимитирована по времени. Переход на следующую ступень происходит по вашему усмотрению. Вам следует также быть готовым к тому, что, возможно, понадобится сделать шаг назад всякий раз, когда ребенок встревожен из-за событий, которых вы контролировать не можете (например: мама снова пыталась убить себя - в 43-й раз за этот год).