Учитель как организатор отношений или: не давайте ему велосипед, постройте для него колыбель

Как правило, все молодые учителя переоценивают способности ребенка с НП и неосознанно считают, что тот уже приобрел все основные психологические новообразования (такие как: совесть, привязанность к учителю, самосознание, чувство вины, социаль­ная эмпатия). Подобная переоценка возникает частично вслед­ствие проявления псевдосоциального поведения, выработанного ребенком для того, чтобы выжить, а также вследствие видимого обаяния и спонтанности (которые трудно отличить от простой незрелости), и частично вследствие бессознательного использова­ния вашего собственного опыта становления детской привязанно­сти, который впоследствии служит основной моделью для форми­рования ваших ожиданий.

Также очень нелегко представить, что эмоциональное и интел­лектуальное развитие - это два совершенно разных процесса. Невро­логический фундамент эмоциональных реакций развивается с рождения до трех лет, в то время как пик кортикального интеллекту­ального развития наступает приблизительно с полутора лет до 14 лет.

Только когда вы приблизитесь к ребенку с НП, вы понимаете, что воспроизведение сложных интеллектуальных фраз - это всего лишь имитация языка взрослых, что ребенок охотно повторяет любые социальные и моральные правила и нормы - но не может реализо­вать на практике даже самые простейшие из них. Часто вы будете глу­боко разочарованы после первоначального периода оптимизма, когда вы обнаружите, что ребенок не способен отзываться на большинство ваших профессиональных подходов.

Первичный элемент обучения - создать значимую взаимосвязь, стать недвусмысленным объектом для ребенка -независимо от того, что вы хотите передать. Имея дело с детьми с НП, поделите возраст ребенка на 3 или 4, чтобы общаться с ним понятным ему образом. Как правильно реагировать, когда у 2-х летнего припадок ярости? Как долго можно не видеть 2-х летнего ребенка и ожидать от него спокойствия и собранности? Можно ли ожидать от него понимания практических последствий ваших моральных стандар­тов?

Это пример того, как вам надлежит реагировать на 10-14-лет­него ребенка с НП. Подобный подход особенно актуален в эмоциогенных ситуациях. В других более разряженных случаях, когда вы имеете дело только с фактами, вы можете обращаться к тому же ребенку как к нормальному десятилетке.

Дети с хрупкими непоследовательными объектными отноше­ниями, как правило, выживают за счет регрессии- при стрессе они легко возвращаются к эмоциональному уровню функциони­рования ребенка дошкольного или раннего возрастного периода. Это включает актуализацию реакции «борьба или бегство», невы­полнение требований, прерывание глазного контакта, попытку изменить окружение вместо того, чтобы самому приспособиться к обстоятельствам.

Вы должны правильно реагировать на регрессию, оценивая себя и проверяя какие защитные механизмы актуализируются в вашей реакции и вашем поведении, и реагировать на том же уровне, к которому (временно) вернулся ребенок. Ваше поведение должно быть комплементарным:если в момент регрессии ребенок ведет

себя на "2 года", реагируйте как при общении с 2-х летним ребен­ком. Если в этот момент ребенок ведет себя на "5 лет", ведите себя соответственно этому возрасту.

Для того чтобы лучше уметь распознавать и правильно реаги­ровать на поведение ребенка в разный возрастной период, полезно изучать психологию развития и возрастную психологию, психоло­гию эмоций, а также когнитивную психологию. Но ваш собствен­ный опыт общения с младенцами и детьми раннего возрастного периода тоже является бесценным.

Данное ниже описание фаз представляет собой руководящий справочник по «организации дезорганизованной обстановки» в классной комнате для детей с НП. Рассматривайте данное руко­водство как рекомендации для построения ваших практических занятий - все пробелы вы должны заполнить с помощью вашего воображения и гибкого профессионального подхода. Важно уло­вить значение предлагаемой структуры и адаптировать ее под свою профессиональную практику. Данные предложения основаны на ранее упомянутых в нашем тексте положениях, а именно: главные проблемы детей с НП связаны с неспособностью организовать устойчивое эмоциональное и перцептивное поле. Это, в свою оче­редь, возникает из-за сложности в восприятии первичного объ­екта, как правило, родителя, в особенности при изменении фоно­вых условий перцепции. Одна из установок лечения средой - это поддержание стабильного и ритуализированного фона.

Каждая фаза не лимитирована по времени. Переход на следу­ющую ступень происходит по вашему усмотрению. Вам следует также быть готовым к тому, что, возможно, понадобится сделать шаг назад всякий раз, когда ребенок встревожен из-за событий, которых вы контролировать не можете (например: мама снова пыталась убить себя - в 43-й раз за этот год).


Наши рекомендации