Часть 2. дети с постоянным нарушением привязанности
Небольшая группа приёмных детей имеет большие проблемы с формированием привязанности. Некоторые дети, попадающие в новое окружение, серьезно депривированы и, вероятно, не имеют способностей к созданию контактов. Некоторые способны оправиться от этого состояния и начать испытывать привязанность, но у некоторых детей возникают еще большие проблемы. Наличие НП у ребёнка можно определить только к 5 годам. Итак, проявляйте терпение. Почаще обращайтесь к специалистам. Примерно 10% всех приёмных детей в нашей стране получают помощь позднее, уже в школе, ввиду явной неспособности к учёбе и проблемам с поведением. В целом (помните, что статистика бессильна, когда дело касается только одного ребёнка) исследования по усыновлению детей показывают, что количество и тяжесть проблем увеличиваются с возрастом усыновленного ребенка.
Проблема НП в деталях описана в этой книге, но я хочу объяснить, как НП возникает у приёмных детей, так как большое несчастье в жизни трудно отделить от острого проявления НП. В целом для прогноза нужно знать не столько о нынешнем состоянии ребёнка, сколько о его окружении во время беременности и с момента рождения до трёх лет.
Первое, приёмные дети с НП обычно становятся на год старше в момент усыновления. Возможно, у них был очень длительный период пренебрежения, голода и других травматических событий до усыновления. Часто при усыновлении у ребёнка остаётся в прошлом самый важный для установления привязанности период (0-3 года). Если у ребёнка есть физическое увечье, то больше вероятности, что он также подвергался насилию или пренебрежению, особенно в тех культурах, где ослабленные дети отвергаются семьёй или государством (например, Румыния, Болгария). Пол ребёнка также может оказывать влияние в тех местах, где мальчикам отдаётся предпочтение (например, Китай). Голод или отсутствие полноценного питания может также вызвать нарушение развития мозга.
Второе, мальчики более уязвимы к стрессу и невниманию -трое из четырёх детей с диагнозом НП обычно мальчики. Но вы должны помнить, что статистику не следует применять к каждому конкретному случаю. Если вам предлагают мальчика, смотрите на него, а не на статистику.
Третье, если возможно, выясните эмоциональные возможности ребёнка, ознакомившись с его анамнезом. Если мать злоупотребляла наркотиками или алкоголем, то увеличиваются шансы возникновения минимальных мозговых дисфункций и более поздних проблем контроля над импульсами, концентрации и агрессии. Осложнения при рождении (преждевременные роды, низкий вес при рождении, острые осложнения) также способствуют развитию мозговых дисфункций. Если мать была пациентом психиатрической клиники или часто переезжала, или имела много беспорядочных сексуальных связей, то это может быть показателем отсутствия у неё способности ухаживать за ребёнком. Однако и нормальный человек может быть вынужден заняться проституцией, но, тем не менее, может дать ребёнку основной уход. Также вы должны поинтересоваться людьми, к которым мог привязываться ребёнок. Это может быть член семьи или работник детского дома или же приёмная семья. Можно увидеть, сколько раз ребёнок менял свою привязанность. Чем больше изменений, тем меньше шансов, что процесс привязанности будет успешным. Также обратите внимание на то, с любовью ли относились воспитатели к детям или они следили за детьми механически, без личного контакта с каждым ребёнком. Существует ли система, при которой несколько человек ответственны за группу детей или люди сменяются без какой-либо системы?
Наиболее вредное влияние на развитие привязанности оказывает тот факт, когда все эти выше упомянутые негативные факторы стресса появляются в раннем периоде жизни ребёнка. Это будет способствовать, но необязательно, тому, что у ребёнка появятся серьезные проблемы в формировании привязанности и риск развития НП.
Случаи из моей практики:
В одной из стран Восточной Европы были удочерены две сестры в возрасте 5 и 6 пет. Они никогда не расслабляются, и часто совершают жестокие поступки по отношению к другим детям. В возрасте 9 и 10 лет у них преждевременно начались менструации. В возрасте 10 и 11 лет из-за поведения их исключили из трех школ. Их послали в лечебный центр, где персонал с жаром обсуждал тему сексуального преступления, которая муссировалась в средствах массовой информации. Спустя неделю обе девочки начали утверждать, что их приёмный отец принуждал их к сексуальной связи в детстве (и это подтвердили в лечебном центре), и он предстал перед судом. Во время судебного слушания девочки давали очень путанные и противоречивые показания, они повторяли термин " сексуальное домогательство", при этом они часто смеялись, кричали и хихикали, им явно нравилось быть в центре внимания, и они не проявляли никаких признаков травматизации во время суда. Обвинения были сняты, но неделю спустя они выдвинули такие же обвинения против работника центра. Они часто убегали, и затем лечебный центр пришёл к выводу, что у этих детей нет мотивации для лечения. Приёмные родители почувствовали себя опозоренными и переехали в другое место. Девочки находятся дома только в том случае, если они соблюдают ряд правил, согласованных со мной, с ними и с родителями.
Это серьёзный случай проявления НП. Случай с Джейми иллюстрирует ситуацию с более слабыми симптомами НП.
Джейми был усыновлён в возрасте двух лет одной приёмной семьёй из Южной Америки, которая подобрала его на улице, когда ему было 6 месяцев. Сегодня Джейми 10 лет. У него проблемы с концентрацией при выполнении заданий. Если за ним не следить, то он будет делать только то, что доставляет ему удовольствие. Он иногда лжёт, если ложь более удобна для него, но не в состоянии предвидеть, что правда откроется через несколько минут или часов. Он очень обаятельный, непритязательный, и он при-
вится новым людям, которые не понимают, почему его приёмные родители говорят, что у него проблемы. Он часто вступает в контакт с людьми на улице. Он часто фантазирует по поводу того, кем он станет, когда вырастет, но средства к достижению этой цели мало интересуют его. Он не убегает, не крадёт и на первый взгляд только кажется несколько неразвитым. Однако его сексуальная деятельность и игры часто переходят границы, которые другие дети и их родители это позволяют. Он популярен в школе и хорошо занимается спортом - и всегда заводит новых друзей, которые исчезают из его жизни в течение нескольких месяцев. Вероятно, он не сможет взять ответственность за свои поступки в жизни, и его родители беспокоятся о его взрослой жизни и о том, кто будет присматривать за ним впоследствии, так как они довольно стары.
Глава 9