Терапия во время беременности, после рождения ребенка и до возраста 3-х лет
Если мать принадлежит к группе повышенного риска, о которой упоминалось в части 1, то инструкции по использованию противозачаточных средств и возможность убедить ее сделать аборт должны проводиться одним человеком, который достаточно хорошо знает мать.
Существуют очень эффективные, но не получившие широкого распространения методы, которые позволяют не травмировать плод во время беременности. Однако, по моим наблюдениям, они практикуются только в нескольких местах (смотрите следующие параграфы).
1 58 | ЧАСТЬ 2 - ТЕРАПИЯ
ЦЕЛИ:
Обеспечить заботу о матери с тем, чтобы ребенок родился с нормально функционирующей центральной нервной системой, был в состоянии принимать и реагировать на контакт. Обеспечить развитие взаимоотношений между ребенком и воспитателем.
МЕТОДЫ:
1лег (1990) рекомендует оградить от обычных предродовых и больничных процедур матерей, относящихся к группе повышенного риска. Они должны проходить специальную программу подготовки к родам во время беременности.
Мать должна быть прикреплена к опытному специалисту, который будет встречаться с ней часто и регулярно. Этот человек является членом команды (опытная медсестра, акушерка, психолог/ психиатр и гинеколог). Любая проблема, касающаяся питания, злоупотребления психоактивными веществами, образа жизни и т.д., обсуждается в команде, и специалист, поддерживающий контакт, снабжается планом будущих действий. Этот человек проявляет высокую степень сдержанности и предъявляет умеренные требования к изменению образа жизни во время беременности. Однако во время беременности всегда следует предоставлять практическую помощь, давая необходимые советы, устанавливая границы, обучая на практике, ритуализируя родительские навыки путем повторения и демонстрации. Цель состоит в том, чтобы мать выполняла эти ритуалы (например, пеленала ребенка) сама, при этом постоянно имея обратную связь со специалистом. Этот человек должен полностью игнорировать неудачи, но проявлять положительную реакцию даже на малейший успех.
Одна из целей диалога с матерью состоит в том, чтобы легализовать отрицательные чувства по отношению к беременности, рождению и уходу за детьми у матери и выработать адекватное поведение независимо от неадекватных чувств.
В исследовании Lier отмечается, что матери, проходившие программу, развивали более реалистический взгляд на свои шансы
ухаживать за ребенком и были более склонны отдать своего ребенка на усыновление после рождения, если понимали, что их навыки совсем не развиты. Самое важное, что дети, рожденные по этой программе, не страдали от преждевременного рождения, пониженного веса и значительных осложнений при рождении в значительно большей степени, чем дети здоровых матерей.
Другая возможность состоит в том, чтобы легально заставить некомпетентных родителей отдать своего ребенка в государственные учреждения по дневному уходу за ребенком, где профессионал будет развивать у ребенка привязанность. Это нововведение успешно используется в Дании.
ПРЕПЯТСТВИЯ:
Матери с НП часто идеализируют материнство, пока не столкнутся с препятствиями и практическими, скучными обязанностями. Психотические матери имеют сильнейшие проблемы с организацией поведения и большие затруднения с тактильным, близким физическим контактом, они не могут справиться с естественной грязью и беспорядком, производимым ребенком.
Человек, контактирующий с матерью, принимает на себя ответственность за все ситуации, включая провалы, не выдвигая эмоциональных требований к матери (хорошей подсказкой специалисту будет являться вопрос: "на какой эмоциональной дистанции контакт является оптимальным? "). Это может, конечно, измениться со временем, но специалист всегда должен осознавать недопустимость слишком близких эмоциональных контактов, даже если его к этому приглашают. Мать часто пытается установить симбиоти-ческий, предельно зависимый или воинственный контакт, и специалист должен регулярно наблюдать пациента с помощью команды, чтобы справиться с амбивалентными чувствами. Следует помнить о том, что у матери часто была враждебно относившаяся к ней мать, и поэтому она воспринимает специалиста в этом качестве. Иногда специалист мужчина вызывает меньше беспокойств, если мать испытывает меньше страха к мужчинам.
Ключ к контакту - это стабильность, неиссякаемая доброта и четкие, простые, практические требования к поведению пациентки.
Рождение ребенка - это обычно трудный период, особенно для матерей с НП и психозами.
На практике эти матери плохо интерпретируют внутренние сигналы организма, они могут не заметить признаки беременности и начавшихся родов.
Как создать систему мониторинга, которая могла бы до некоторой степени справляться с этой проблемой?
Матери, переживающие кризис, но с нормальным психическим развитием, также должны наблюдаться в рамках похожей программы.
Специфическая проблема (когда применяется системная семейная терапия или психотерапия, если мать достаточно мотивирована и способна извлечь пользу от лечения) состоит в том, что Madsen называет (Madsen 1996) "привидениями в детской".
Другими словами, фантазии и эмоции по поводу материнства у таких пациентов часто очень отрицательные, они основываются на их собственных ранних впечатлениях детства. Цель данного диалога состоит в том, чтобы помочь матери пересмотреть свои эмоциональные реакции по отношению к плоду/ребенку и взглянуть на отношения матери и ребенка с точки зрения перспективы. Не менее важная задача состоит в том, чтобы не допустить, когда примитивные психологические механизмы защиты подавят потенциал привязанности.
Механизмы психологической защиты примитивны. Мать может видеть все отношения в негативном свете -«меня все ненавидят/я ненавижу всех». Мать может отрицать наличие проблем, невзирая на факты. Например, после акта агрессии в адрес ребенка, мать может сказать «Мы любим друг друга, он - чудесный ребенок, мы всегда будем вместе». Мать может интроецировать агрессивные импульсы, постоянно чувствуя вину («Я - плохой человек, я всем приношу боль, я хочу умереть») или проецировать свою агрессию на ребенка («он - уродлив, бесполезен, тупица, он постоянно хочет причинить мне боль, я должна наказать его»).
Такие механизмы, как отрицание, интроекция и чувство вины, проекция агрессии на ребенка, активны во всех взаимоотношениях родитель-ребенок, но они обычно подавляются более сильными импульсами привязанности.