Чем отличается психотерапия от терапии средой?

Терапия средой отличается от психотерапии как средствами, так и целями.

В психотерапии ваша работа всегда основывается на трёх предпо­сылках:

1. Личная мотивация. Ребёнок или родитель ребёнка осоз­
нанно испытывает страдания, что является главной мотива­
цией для начала лечения. Это страх, невроз или проблемы в
социальных отношениях.

2. Возможны взаимоотношения и некоторая привязанность
с пациентом. Предпосылкой успешной психотерапии в
данном случае является способность пациента вступать
в эмоциональный контакт с терапевтом. Эта способность
основывается на детском опыте пациента по созданию эмо­
циональной связи с одним или двумя родителями, хотя
иногда трудными и проблематичными, но приводит к появ­
лению постоянства объекта у пациента. Как описывалось
ранее, у ребёнка должно быть внутреннее представление об
объекте, которое можно перевести в установление взаимо­
отношений с терапевтом.

Если данное взаимоотношение не присутствует, то паци­ент не будет привязан в достаточной степени к терапевту, и это эмоциональное сопротивление привязанности возьмет вверх над желанием помощи.

Даже при трудных взаимоотношениях с пациентом вы можете помочь, но если у пациента нет эмоциональной реак­ции по отношению к вам, психотерапия здесь бессильна.

3. В психотерапии вы работаете на психологическом уровне с
помощью социального контакта.

При терапии средой вы пользуетесь более широким диапазоном теоретических подходов и методов. Обычно вы работаете на более базовых уровнях, чем психологический, для того, чтобы устано­вить предпосылки психологического и социального контакта.

Очень часто физический контакт будет поначалу более важ­ным, чем попытки установить психологический контакт.

При лечении средой вы начинаете с предпосылки, что пациент имеет мало или вообще не имеет личных границ, отделяющих его или её от окружающих. Следовательно, "личность" - это целое пространство или комната, где ребёнок присутствует в течение 24 часов в день. Другая предпосылка состоит в том, что вы можете влиять на пациента эмоционально, пока вы физически находитесь в комнате, так как способность пациента удерживать вас в эмоци­ональной памяти очень ограничена.

Для ребёнка или взрослого с НП любопытство не является достаточной мотивацией, которая помогает переносить фрустра­ции, неизбежные при эмоциональной реорганизации. Пациент с НП обнаруживает, что другие "не правы" и будет пытаться изме­нить их поведение, считая, что ему или ей незачем меняться. Если терапевту удастся установить более тесный эмоциональный кон­такт, то очень негативное восприятие объекта может спровоци­ровать пациента к физической борьбе или разрушению терапевта. Хотя это может выглядеть как интеллектуальная игра в прятки. Пациент с НП будет имитировать поведение и мнение терапевта и проявлять себя как хамелеон. При успешной длительной пси­хотерапии со стабильным профессионалом можно создать неко­торую близость, что может помочь взрослому психопату преодо­леть новые проблемы, с которыми он сталкивается ввиду своего импульсивного поведения.

При психотерапии акцент делается на личностное и эмоци­ональное развитие, при лечении средой - на компенсацию эмо­циональных ограничений и их последствий. При терапии средой следует быть более умеренным в своих ожиданиях развития лич­ности. Тяжелые случаи НП не позволяют надеяться на быстрый темп изменений.

Применяя внешнюю структуру, мы можем помочь пациенту функционировать в настоящем. Кратко говоря, нельзя реорга­низовать психологическую структуру в человеке после трёх лет (установить отсутствующую связь объектов), и, следовательно, психотерапию можно, в целом, исключить. Однако, после дет­ского периода длительная, терпеливая психотерапия может при­нести пользу, если существует хотя бы маленькая возможность установления контакта с терапевтом. Так бывает особенно если пациент старше 25 лет, когда зрелость пациента находится на эмо­циональном уровне, сопоставимом с уровнем двенадцатилетнего подростка.

При психотерапии лечение часто бывает кратковременным. В основе его лежит способность пациента понимать и удерживать суть. Приобретая однажды новый опыт, пациент будет использо­вать его далее и в новых ситуациях. Внутренняя реорганизация происходит вместе с приобретением этого опыта.

Безусловно, в виду того, что ребёнок с разрушенной психикой имеет очень слабую способность учиться на опыте, вы должны повторять этот опыт бесконечно, пока он не усвоится. Это озна­чает, что лечение является продолжительной 24-часовой работой, и одной из его целей является достижение постоянного контроля над ребёнком на протяжении многих лет.

Цели психотерапии сфокусированы на внутренней, психоло­гической реорганизации, воспитывая личность, которая сможет лучше функционировать в обществе, стать более критичной и поступать более размеренно.

Целями терапии средой является, кроме помощи пациенту, защита общества и непосредственной окружающей среды от последствий его проблем. Она также поможет пациенту функци­онировать как можно более стабильно, компенсируя эмоциональ­ные дефициты.

На индивидуальном уровне целью этой терапии является пре­дотвращение развития НП до трёх лет и помощь ребёнку в органи­зации социального поведения в той или иной степени с минималь­ным количеством проявлений антиобщественного поведения.


Наши рекомендации