Чем отличается психотерапия от терапии средой?
Терапия средой отличается от психотерапии как средствами, так и целями.
В психотерапии ваша работа всегда основывается на трёх предпосылках:
1. Личная мотивация. Ребёнок или родитель ребёнка осоз
нанно испытывает страдания, что является главной мотива
цией для начала лечения. Это страх, невроз или проблемы в
социальных отношениях.
2. Возможны взаимоотношения и некоторая привязанность
с пациентом. Предпосылкой успешной психотерапии в
данном случае является способность пациента вступать
в эмоциональный контакт с терапевтом. Эта способность
основывается на детском опыте пациента по созданию эмо
циональной связи с одним или двумя родителями, хотя
иногда трудными и проблематичными, но приводит к появ
лению постоянства объекта у пациента. Как описывалось
ранее, у ребёнка должно быть внутреннее представление об
объекте, которое можно перевести в установление взаимо
отношений с терапевтом.
Если данное взаимоотношение не присутствует, то пациент не будет привязан в достаточной степени к терапевту, и это эмоциональное сопротивление привязанности возьмет вверх над желанием помощи.
Даже при трудных взаимоотношениях с пациентом вы можете помочь, но если у пациента нет эмоциональной реакции по отношению к вам, психотерапия здесь бессильна.
3. В психотерапии вы работаете на психологическом уровне с
помощью социального контакта.
При терапии средой вы пользуетесь более широким диапазоном теоретических подходов и методов. Обычно вы работаете на более базовых уровнях, чем психологический, для того, чтобы установить предпосылки психологического и социального контакта.
Очень часто физический контакт будет поначалу более важным, чем попытки установить психологический контакт.
При лечении средой вы начинаете с предпосылки, что пациент имеет мало или вообще не имеет личных границ, отделяющих его или её от окружающих. Следовательно, "личность" - это целое пространство или комната, где ребёнок присутствует в течение 24 часов в день. Другая предпосылка состоит в том, что вы можете влиять на пациента эмоционально, пока вы физически находитесь в комнате, так как способность пациента удерживать вас в эмоциональной памяти очень ограничена.
Для ребёнка или взрослого с НП любопытство не является достаточной мотивацией, которая помогает переносить фрустрации, неизбежные при эмоциональной реорганизации. Пациент с НП обнаруживает, что другие "не правы" и будет пытаться изменить их поведение, считая, что ему или ей незачем меняться. Если терапевту удастся установить более тесный эмоциональный контакт, то очень негативное восприятие объекта может спровоцировать пациента к физической борьбе или разрушению терапевта. Хотя это может выглядеть как интеллектуальная игра в прятки. Пациент с НП будет имитировать поведение и мнение терапевта и проявлять себя как хамелеон. При успешной длительной психотерапии со стабильным профессионалом можно создать некоторую близость, что может помочь взрослому психопату преодолеть новые проблемы, с которыми он сталкивается ввиду своего импульсивного поведения.
При психотерапии акцент делается на личностное и эмоциональное развитие, при лечении средой - на компенсацию эмоциональных ограничений и их последствий. При терапии средой следует быть более умеренным в своих ожиданиях развития личности. Тяжелые случаи НП не позволяют надеяться на быстрый темп изменений.
Применяя внешнюю структуру, мы можем помочь пациенту функционировать в настоящем. Кратко говоря, нельзя реорганизовать психологическую структуру в человеке после трёх лет (установить отсутствующую связь объектов), и, следовательно, психотерапию можно, в целом, исключить. Однако, после детского периода длительная, терпеливая психотерапия может принести пользу, если существует хотя бы маленькая возможность установления контакта с терапевтом. Так бывает особенно если пациент старше 25 лет, когда зрелость пациента находится на эмоциональном уровне, сопоставимом с уровнем двенадцатилетнего подростка.
При психотерапии лечение часто бывает кратковременным. В основе его лежит способность пациента понимать и удерживать суть. Приобретая однажды новый опыт, пациент будет использовать его далее и в новых ситуациях. Внутренняя реорганизация происходит вместе с приобретением этого опыта.
Безусловно, в виду того, что ребёнок с разрушенной психикой имеет очень слабую способность учиться на опыте, вы должны повторять этот опыт бесконечно, пока он не усвоится. Это означает, что лечение является продолжительной 24-часовой работой, и одной из его целей является достижение постоянного контроля над ребёнком на протяжении многих лет.
Цели психотерапии сфокусированы на внутренней, психологической реорганизации, воспитывая личность, которая сможет лучше функционировать в обществе, стать более критичной и поступать более размеренно.
Целями терапии средой является, кроме помощи пациенту, защита общества и непосредственной окружающей среды от последствий его проблем. Она также поможет пациенту функционировать как можно более стабильно, компенсируя эмоциональные дефициты.
На индивидуальном уровне целью этой терапии является предотвращение развития НП до трёх лет и помощь ребёнку в организации социального поведения в той или иной степени с минимальным количеством проявлений антиобщественного поведения.