Стадии 3 и 4: базовая интернализация родителя и базовое постоянство среды
Постоянство интернализации и идентичность (12-36 месяцев)
Ребенок, начинающий ходить, эффективно усваивает свои эмоции и нравственные установки родителей. Он начинает осознавать себя как отдельную личность и ставит эксперименты, чтобы понять "мое влияние на окружающих". Сейчас постепенно становится возможным решение внутренних конфликтов (мои потребности/желания родителей), и ребенок пытается найти пути для реализации обеих установок. Неразрешенные внутренние
конфликты вызывают чувство вины. Он пытается справиться с периодами отсутствия любимых людей с помощью репрессии: для того, чтобы не горевать, ребенок может до некоторой степени примириться с временной потерей объекта, эмоционально "забыв" этого человека, пока он или она не появится вновь.
Постоянство социальной роли (36 месяцев - 6 лет)
Дошкольный ребенок экспериментирует с отношениями к другим детям и взрослым, создавая независимую социальную идентичность. В зависимости от имеющейся обратной связи ребенок понимает, что различные группы имеют различные правила и требования к поведению. Ребенок сравнивает себя с другими и находит свою позицию в социальной иерархии. Социальная личность создается наряду с личными характеристиками (например, «Я хорошо играю в баскетбол»).
ПОСТОЯНСТВО ЛИЧНОСТИ
И ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ
Травматическое отчуждение в третьей фазе (когда ребенок, начинающий ходить, учится помнить мать, когда ее нет рядом) продуцирует очень неуверенную личность, которая ищет безопасного места и старается избежать ответственности, у нее отсутствуют любопытство и мужество, чтобы противостоять препятствиям. В эмоциональном плане травмированный ребенок интерпретирует даже недолгую, но необходимую разлуку как отказ ("Я не достоин любви"). Ребенок будет идеализировать вас первоначально или покорно согласится на контакт (для того, чтобы предотвратить ожидаемый отказ) и будет очень уязвимым к требованиям. Он отвергнет вас при малейшем разочаровании,
но будет требовательным и ревнивым к вашим другим контактам и часто будет показывать, что вы его подвели. Ребенок будет часто вступать с вами в маленькие конфликты, для того, чтобы самоутвердиться или подвергнуть взаимоотношения проверке. Ребенок описывает себя как покинутого, печального, одинокого, не имеющего никаких ценностей, ни на что не годного и подверженного депрессии. В сложных случаях проявляет склонность к суициду (Salk 1985).
У него могут быть агрессивные фантазии по поводу взрослых, но обычно он довольно робкий и никогда не осуществляет своих угроз. Он зависим и прибегает к зависимой регрессии, если вы добры с ним. Он часто проявляет склонность к самолюбованию (настойчиво и требовательно ищет положительную обратную связь). Ребенок может помнить своих родителей и хранить им верность, ощущая заботу с вашей стороны.
Один из механизмов защиты/выживания на данной фазе создает "слепое пятно", репрессивное отрицание. Маленький ребенок может пережить разлуку, убрав из памяти образ матери. Если вы долго не виделись с ребенком на этой фазе, то он будет игнорировать вас по возвращению. Ложный цинизм, игнорирование потери, например "Мне все равно, приходишь ты или уходишь, любишь ты меня или нет - лично я никого не люблю" - наиболее распространенная реакция. Потребность в успокоительном средстве при событиях болезненного, травмирующего отчуждения и снижение самооценки часто приводят к алкоголизму или наркомании во взрослом возрасте. При лечении проблем алкогольной или наркотической зависимости отрицание и вина часто являются первичной проблемой, потому что в детстве пациента это были единственные стратегии для успешного выживания (Prescott 1980).
Если депривация наступила на четвертой стадии, то ребенок часто имеет отрицательную Я-концепцию, и ему трудно отыскать адекватную роль и идентичность, но он реагирует на заботу и участие, быстро нагоняя нормальное развитие. Ребенок будет бояться потерять вас или вашего гнева и иногда будет наказывать себя. У него будут мечты и иллюзии об освобождении и воссоединении с
семьей. Иногда он может проявлять ложный цинизм как защиту от разочарований в новой привязанности.
Именно этих детей (стадия 3 и 4) мы подразумеваем, когда говорим о травме и проблемах привязанности, а не осложненном проявлении НП. Они поддаются лечению и личному участию, потому что их развитие дошло до стадии постоянства, где они могут перенести свою эмоциональную привязанность на других людей, именно таким образом позволяя другим компенсировать родителей. Они могут находиться в отношениях и преодолевать свой страх участия во взаимоотношениях (несмотря на множество защитных реакций и задних мыслей). Это делает их доступными для участия, игровой терапии, психотерапии. Эти дети глубоко осознают свои личные проблемы, и они способны отзываться на помощь и заботу в конечном итоге. Также они развивают значительную компенсацию своего страха быть нелюбимым и часто достигают поразительных успехов в различных дисциплинах (спорт, наука и т.д.) впоследствии в жизни.
Они развиваются до уровня, который не охватывает данная книга.