Фазы перехода (7-10 лет) и специализации (11-13 лет)
В этом периоде ребенок оттачивает фундаментальные модели, соединяя их в более сложное и гибкое поведение. Согласно культурной принадлежности и навыкам, ребенок ищет социальные группы, где специализированные образцы доводятся до совершенства, такие как катание на скейтборде, ныряние, танцы, т.д., обычно в конкурентноспособной обстановке. На этих фазах ребенок с НП имеет настолько незначительный социальный и двигательный опыт, что другие исключают его уже в дошкольном возрасте. Роль игр в развитии настолько велика, что отсутствие игровых возможностей и способностей вносит огромный вклад в формирование задержки развития у ребенка с НП.
Подростковые периоды моторного развития, обнаруживаемого во время социальных действий, часто оказываются плохим опытом для детей с НП и, как обычно, они стараются избежать своей некомпетентности и неспособности, выражая желание участвовать в новых мероприятиях. Они быстро переходят к другим действиям, почувствовав непреодолимые двигательные и социальные затруднения. Затем ребенок попытается войти в игровые ситуации насильно и с силовыми играми, тем самым разрушая ту самую игру, в которую он входит. Другие дети часто комментируют их действия с долей восхищения («ему все дозволено») и страха («мы так хорошо развлекались, а потом он неожиданно ударил меня! Зачем он это сделал?»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ МОТОРИКИ
У детей с НП (в особенности у тех, которые жили в среде, лишенной социальных контактов, а не в приемных семьях) будет наблюдаться не много автоматических моделей, их поведение часто стереотипично, с недостатком разнообразия и понимания различий. У них не будут сформированны навыки каждодневных действий таких, как играть, одеваться, кушать и т.д. Они склонны воспринимать окружающую среду как опасную, а не интересную. Они часто ограничиваются одним - двумя занятиями, в которых они чувствуют себя успешными и избегают другой, более обширной деятельности. Во время игры они часто придираются или сеют раздор, портят вещи, и на этом быстро теряют интерес. Во время групповых мероприятий они становятся помехой также из-за плохо развитых моторных навыков.
Пример:
Джеймс воспитывался в криминальной семье, где в возрасте 3 лет стал свидетелем, как его отец ударил маму кухонным ножом. В возрасте 12 лет, после бесчисленных перемещений по разным учреждениям, он пришел к нам. Он был очень умным и смышленым ребенком. Степень развития моторики была равна степени ее развития у 6 летнего ребенка, и он старался это скрыть своими агрессивными и жестокими поступками, часто хвастаясь о своих возможностях. Его голос был монотонным, речь неясной. Он не мог отличить «К» от «Т». Когда его провоцировали, он хватался за любой длинный предмет и начинал им избивать кого-то или что-то, крича «идиот, ты идиот!». Когда был спокоен, он мог очаровать незнакомых, имитируя их взгляды и манеры. Обычно у него проявлялись садистические намерения, и он обижал других. Он всегда критиковал любое действие, поведение, одежду или эмоции других. Все его действия зависели от настоящего момента, и зависимость от обстоятельств была предельно высока. Если другие находились в спокойном состоянии, он тоже был спокоен, если намечалось беспокойство или движение, он начинал паниковать,
терялся и вел себя агрессивно. Разговор на повышенных тонах был достаточным поводом, чтобы взволновать его. Он был навязчив в своей потребности контролировать других, и если даже проявлял дружелюбие в начале отношений, оно было проявлением контроля.
ПЕРЕЧЕНЬ СИМПТОМОВ НП У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основой для развития зрелого контакта, в котором ребенок может отличать одно от другого, является способность воспринимать сенсорную информацию. Очень часто дети с НП страдают сенсорным дефицитом, таким как:
ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНИХ СТИМУЛОВ
Зрение
• Не может стабильно фокусироваться на предмете или чело
веке (например, не смотрит на вас во время разговора). Сморит на любой движущийся объект или посторонний предмет.
• Плохо узнает людей, не распознает настроение человека по
выражению его лица.
• Не воспринимает неопределенные, неясные, абстрактные
рисунки. Предпочитает сильные цвета и острые, простые
фигуры.
Слух
• Иногда, из-за воспаления среднего уха, плохо слышит. Не реаирует на словесные инструкции до тех пор, пока не повысите голос. Не реагирует на словесные указания, находясь с другими детьми или из-за шума. Его внимание можно привлечь только очень сильным звуком, и не самым подходящим. Не помнит, что вы говорили ему. Вы должны попросить его повторить ваши слова.