Фазы перехода (7-10 лет) и специализации (11-13 лет)

В этом периоде ребенок оттачивает фундаментальные модели, сое­диняя их в более сложное и гибкое поведение. Согласно культурной принадлежности и навыкам, ребенок ищет социальные группы, где специализированные образцы доводятся до совершенства, такие как катание на скейтборде, ныряние, танцы, т.д., обычно в конкурентноспособной обстановке. На этих фазах ребенок с НП имеет настолько незначительный социальный и двигательный опыт, что другие исключают его уже в дошкольном возрасте. Роль игр в раз­витии настолько велика, что отсутствие игровых возможностей и способностей вносит огромный вклад в формирование задержки развития у ребенка с НП.

Подростковые периоды моторного развития, обнаруживаемого во время социальных действий, часто оказываются плохим опы­том для детей с НП и, как обычно, они стараются избежать своей некомпетентности и неспособности, выражая желание участво­вать в новых мероприятиях. Они быстро переходят к другим дей­ствиям, почувствовав непреодолимые двигательные и социальные затруднения. Затем ребенок попытается войти в игровые ситуа­ции насильно и с силовыми играми, тем самым разрушая ту самую игру, в которую он входит. Другие дети часто комментируют их действия с долей восхищения («ему все дозволено») и страха («мы так хорошо развлекались, а потом он неожиданно ударил меня! Зачем он это сделал?»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ МОТОРИКИ

У детей с НП (в особенности у тех, которые жили в среде, лишен­ной социальных контактов, а не в приемных семьях) будет наблю­даться не много автоматических моделей, их поведение часто стереотипично, с недостатком разнообразия и понимания различий. У них не будут сформированны навыки каждодневных действий таких, как играть, одеваться, кушать и т.д. Они склонны воспри­нимать окружающую среду как опасную, а не интересную. Они часто ограничиваются одним - двумя занятиями, в которых они чувствуют себя успешными и избегают другой, более обширной деятельности. Во время игры они часто придираются или сеют раздор, портят вещи, и на этом быстро теряют интерес. Во время групповых мероприятий они становятся помехой также из-за плохо развитых моторных навыков.

Пример:

Джеймс воспитывался в криминальной семье, где в возрасте 3 лет стал свидетелем, как его отец ударил маму кухонным ножом. В возрасте 12 лет, после бесчисленных перемещений по разным учреждениям, он пришел к нам. Он был очень умным и смышле­ным ребенком. Степень развития моторики была равна степени ее развития у 6 летнего ребенка, и он старался это скрыть сво­ими агрессивными и жестокими поступками, часто хвастаясь о своих возможностях. Его голос был монотонным, речь неясной. Он не мог отличить «К» от «Т». Когда его провоцировали, он хва­тался за любой длинный предмет и начинал им избивать кого-то или что-то, крича «идиот, ты идиот!». Когда был спокоен, он мог очаровать незнакомых, имитируя их взгляды и манеры. Обычно у него проявлялись садистические намерения, и он обижал других. Он всегда критиковал любое действие, поведение, одежду или эмо­ции других. Все его действия зависели от настоящего момента, и зависимость от обстоятельств была предельно высока. Если дру­гие находились в спокойном состоянии, он тоже был спокоен, если намечалось беспокойство или движение, он начинал паниковать,




терялся и вел себя агрессивно. Разговор на повышенных тонах был достаточным поводом, чтобы взволновать его. Он был навязчив в своей потребности контролировать других, и если даже проявлял дружелюбие в начале отношений, оно было проявлением контроля.

ПЕРЕЧЕНЬ СИМПТОМОВ НП У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНО­ГО ВОЗРАСТА

Основой для развития зрелого контакта, в котором ребенок может отличать одно от другого, является способность воспри­нимать сенсорную информацию. Очень часто дети с НП стра­дают сенсорным дефицитом, таким как:

ВОСПРИЯТИЕ ВНЕШНИХ СТИМУЛОВ

Зрение

• Не может стабильно фокусироваться на предмете или чело­
веке (например, не смотрит на вас во время разговора). Сморит на любой движущийся объект или посторонний пред­мет.

• Плохо узнает людей, не распознает настроение человека по
выражению его лица.

• Не воспринимает неопределенные, неясные, абстрактные
рисунки. Предпочитает сильные цвета и острые, простые
фигуры.

Слух

• Иногда, из-за воспаления среднего уха, плохо слышит. Не реаирует на словесные инструкции до тех пор, пока не повысите голос. Не реагирует на словесные указания, находясь с дру­гими детьми или из-за шума. Его внимание можно привлечь только очень сильным звуком, и не самым подходящим. Не помнит, что вы говорили ему. Вы должны попросить его повторить ваши слова.

Наши рекомендации