ФАЗА СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (0-4 месяцев, кодирование сенсорной информации)
Рефлекс - это непроизвольная реакция, вызванная стимулом -врожденная подсознательная моторная схема. Схватиться за что-либо при падении, делать сосательные движения, почувствовав материнскую грудь, стараться восстановить равновесие, когда кто-то толкает или двигает вас вверх-вниз и тд. Рефлексы - это часть биологической программы, они выявляются в определенном возрасте. До окончания четвертого месяца жизни рефлексы помогают ребенку выжить и организовать свой опыт в определенные шаблоны.
Некоторые рефлексы полезны для человека и становятся устойчивыми, такие как закрывание глаз при интенсивном свете, или отдергивание руки при соприкосновении с горячим или острым предметом. Однако некоторые рефлексы подавляются, когда созревают высшие функции мозга. Например, тонический шейный рефлекс (проявляется в изменении тонуса мышц конечностей в зависимости от положения головы) у брошенных детей часто плохо подавляется. Этот рефлекс вызывает движение плеча и мышц предплечья при повороте головы в одну или в другую сторону; движение верхней части тела - это полностью рефлекторный процесс. В норме рефлекс затухает до года. Это важно для грудничков, но старший ребенок нечаянно опрокинет свою кружку, если вы сидите рядом и говорите с ним, поскольку он по-прежнему не способен останавливать движения плеча и предплечья при повороте головы в вашу сторону. То же самое происходит, когда ребенка просят встать на четвереньки и посмотреть вверх.
Под влиянием тонического шейного рефлекса, поворачивая
голову вниз, ребенок вытягивает руки и не может удержать тело на весу, так как этот же рефлекс вызывает сгибание рук. Этот рефлекс подавляется в результате многократных повторений, но в случаях с брошенными детьми этого не происходит. Ребенок с неподавленными рефлексами часто избегает ситуаций, в которых рефлекс может прорываться наружу и, тем самым, они никогда не выучиваются держать его под контролем. Такой защитный механизм может становиться энергоемкой частью их поведения и вызывать социальные проблемы.
ФАЗА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
(5-12 месяцев, торможение рефлекса, целенаправленность)
В этот период ребенок начинает сдерживать рефлексы более намеренными и целенаправленными движениями. Например, не только ухватиться пальцами, но и суметь отпустить и снова ухватиться, когда будет в этом необходимость.
Движения начинают зависеть от того, на что ребенок ориентируется в окружающей среде, движение и опыт перерастают в целенаправленное поведение - это есть начало непроизвольного моторного поведения.
ФАЗА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ
(12-24 месяца, пред-контроль, формирование навыка)
Например, ребенок узнает, что плач заставляет взрослого прийти; что ты можешь взять что-нибудь, повертеть, положить в рот и выбросить.
Обычные движения становятся привычками, если они часто удовлетворяют потребности детей. В этом случае преобладает любопытство и умышленное поведение - если ребенок сыт, бодр, спокоен и во время адекватных движений принимает знаки внимания и похвалу.
У ребенка с НП часто навыки развиваются несогласованно. Например, навыки, принадлежащие более высокому уровню моторного развития, обусловленные простым желанием выжить (часто рано учатся ходить из-за того, что взрослые не кормят его нормально, учится избегать неприятное или опасное взаимодействие со взрослыми). Можно удивиться, увидев навыки детей, сформировавшиеся в результате выживания, но надо понимать, что эти навыки часто выпадают из общего ритма развития. Ребенок учится ходить до того, как он пытается ползти. Позже, по мере развития вы будете часто обнаруживать, что такой ребенок только в критических для выживания ситуациях мотивирован для учебы и будет иметь очень ограниченные модели поведения.
ФАЗА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
(12-24 месяца, достижение динамического баланса)
Здесь формируются основные простые навыки: манипулирование предметом, движение в пространстве и сохранение равновесия. Эти простые двигательные формы теперь объединены в одно функциональное целое. Взять предмет (манипулирование), принести (движение в пространстве) и не падать (равновесие), объединено в одну функцию. Эмоционально ребенок начинает познавать границы движений, у которых есть последствия и может вызвать реакцию у окружающих. Например, построить башню и заставить ее развалиться на части - это и есть опыт действий ребенка и ответа окружающей среды. Эти переживания являются предшественниками самосознания в будущем. Они формируют понимание, что существует связь с окружающей средой, и что «Я» может нести ответственность за события в своем окружении. Вы не сможете почувствовать себя виноватым, если вам никогда не говорили, что вы являетесь причиной чего-либо, и это как раз то, где ребенок с НП никогда не получал значимой обратной связи, которая помогла бы ему понять его роль, ответственность и влияние.
Мартин, 7 лет, был принят на видеотерапевтическую сессию. Ему было сказано, что он может делать все, что захочет, и он так и сделал. Он стал качать занавеску до тех пор, пока не порвал ее на части, потом начал раздеваться и выбрасывать свою одежду в окно. Он также переломал терапевтические игрушки и т.д. После 20 минутного хаоса его пришлось выводить из этой ситуацииу т.к. если бы ему позволили продолжить эти действия, он становился бы все более дезорганизованным и психопатичным.
На следующий день я предложил ему посмотреть видео вдвоем. Как только включается видео, Мартин смеется над мальчиком и его действиями. В конце я его спрашиваю: «Мартин ты знаешь этого мальчика?. » Он отрицает этот факт, и я соглашаюсь с ним. Он не знает, как он выглядит и поэтому не смог себя у знать. Брань (которую он часто слышал от взрослых) никак не влияет на него, так как все, что ни случилось (по его мнению) не его вина, а виновато его окружение. Он не знает о своем существовании и о том, какое влияние оказывает он на окружающую среду.
Следовательно, чувства вины и стыда, которые в здоровых детях пробуждаются в возрасте 3 лет, в его случае не существует. Если он прольет на столе молоко, он ответит как маленький ребенок: «Это ты положила там молоко, ты глупая!» или же «Моя рука это сделала! Глупая рука». Он постоянно рассказывает о других и все еще не знает значения слова «Я». Он иногда говорит «мне не хочу это». Игровая терапия для Мартина исключена, так как он не выносит внутреннего конфликта. В игровой терапии он будет только переживать, что мир распадается на части, а не за то, что он является причиной этого. Это становится более ясным, когда я спрашиваю его: «Мартин, что случилось с тобой в этой комнате вчера? » И он отвечает: «Твои занавески упали на меня, и вся моя одежда упала с меня, и некоторые куклы взорвались - бум!»
ФАЗА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
(2-7 лет, простые действия)
В течение первых 7-8 лет эфферентные (исходящие) двигательные нервы начинают функционировать по мере формирования вокруг них миелиновых оболочек, которые образуются, начиная от мозга и далее, от центральной нервной системы к периферии; от контроля над головой по направлению к контролю над верхней частью туловища и плечами, бедрами и в конце концов - локтями, запястьями, руками и коленями, лодыжками и пальцами ног. Ребенок узнает как бороться с силой тяжести: его навыки развиваются от лежания на спине к переворачиванию, сидению, ползанию, стоянию, хождению, бегу и прыжкам. Группы мышц - сгибателей и - разгибателей координируют равновесие тела, вначале статический баланс (сидеть, стоять), потом динамический баланс (сохранение равновесия во время ходьбы, бега и прыжков). Как только контроль усовершенствуется, две части тела все больше специализируются на основе врожденной предрасположенности: левый и правый глаз, рука и нога используются по-разному во время действий, и доминирующая сторона становится ведущей.
Этот период характеризуется ролевыми играми, исследованиями, расширяя устойчивость к фрустрациям, любопытству/страху и экспериментами, направленными на изучение среды и самого тела ребенка. В движении ребенок сперва изучает, после автоматизирует основные элементы: ходьба, бег, прыжки. Эксперименты создаются тут же во время того как ребенок кидает и ловит, тянет и толкает, играет в мяч и т.д. К концу этого периода оттачиваются утонченные движения моторики: челюсти, язык, губы и лицевые мышцы во время речи теперь работают автоматически. Руки и пальцы достаточно хорошо могут управлять мелкими предметами.
Только тогда, когда все эти формы мелкой и крупной моторики станут автоматическими, ребенок сможет воспользоваться ими в социальных действиях.
Здоровый ребенок колеблется между страхом и любопытством и с помощью взрослых узнает как перенести фрустрацию. Ребенок
с НП не почувствует страха или опасности, он неразборчиво примет участие в опасных мероприятиях.
Ролевые игры с использованием кукол и игрушек здесь не имеют смысла, т.к. ребенок не имеет опыта эмоциональных переживаний в отношениях и не может сыграть роль в игре. Или же развитие ролевой игры может перейти в нескончаемое повторение травматического опыта.