ФАЗА СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (0-4 месяцев, кодирование сенсорной информации)

Рефлекс - это непроизвольная реакция, вызванная стимулом -врожденная подсознательная моторная схема. Схватиться за что-либо при падении, делать сосательные движения, почувствовав материнскую грудь, стараться восстановить равновесие, когда кто-то толкает или двигает вас вверх-вниз и тд. Рефлексы - это часть биологической программы, они выявляются в определенном возрасте. До окончания четвертого месяца жизни рефлексы помо­гают ребенку выжить и организовать свой опыт в определенные шаблоны.

Некоторые рефлексы полезны для человека и становятся устой­чивыми, такие как закрывание глаз при интенсивном свете, или отдергивание руки при соприкосновении с горячим или острым предметом. Однако некоторые рефлексы подавляются, когда созре­вают высшие функции мозга. Например, тонический шейный реф­лекс (проявляется в изменении тонуса мышц конечностей в зави­симости от положения головы) у брошенных детей часто плохо подавляется. Этот рефлекс вызывает движение плеча и мышц предплечья при повороте головы в одну или в другую сторону; движение верхней части тела - это полностью рефлекторный про­цесс. В норме рефлекс затухает до года. Это важно для грудничков, но старший ребенок нечаянно опрокинет свою кружку, если вы сидите рядом и говорите с ним, поскольку он по-прежнему не спо­собен останавливать движения плеча и предплечья при повороте головы в вашу сторону. То же самое происходит, когда ребенка просят встать на четвереньки и посмотреть вверх.

Под влиянием тонического шейного рефлекса, поворачивая

голову вниз, ребенок вытягивает руки и не может удержать тело на весу, так как этот же рефлекс вызывает сгибание рук. Этот рефлекс подавляется в результате многократных повторений, но в случаях с брошенными детьми этого не происходит. Ребенок с неподавлен­ными рефлексами часто избегает ситуаций, в которых рефлекс может прорываться наружу и, тем самым, они никогда не выу­чиваются держать его под контролем. Такой защитный механизм может становиться энергоемкой частью их поведения и вызывать социальные проблемы.

ФАЗА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

(5-12 месяцев, торможение рефлекса, целенаправленность)

В этот период ребенок начинает сдерживать рефлексы более намеренными и целенаправленными движениями. Например, не только ухватиться пальцами, но и суметь отпустить и снова ухва­титься, когда будет в этом необходимость.

Движения начинают зависеть от того, на что ребенок ориен­тируется в окружающей среде, движение и опыт перерастают в целенаправленное поведение - это есть начало непроизвольного моторного поведения.

ФАЗА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ

(12-24 месяца, пред-контроль, формирование навыка)

Например, ребенок узнает, что плач заставляет взрослого прийти; что ты можешь взять что-нибудь, повертеть, положить в рот и выбросить.

Обычные движения становятся привычками, если они часто удовлетворяют потребности детей. В этом случае преобладает любопытство и умышленное поведение - если ребенок сыт, бодр, спокоен и во время адекватных движений принимает знаки вни­мания и похвалу.

У ребенка с НП часто навыки развиваются несогласованно. Например, навыки, принадлежащие более высокому уровню моторного развития, обусловленные простым желанием выжить (часто рано учатся ходить из-за того, что взрослые не кормят его нормально, учится избегать неприятное или опасное взаимодей­ствие со взрослыми). Можно удивиться, увидев навыки детей, сформировавшиеся в результате выживания, но надо понимать, что эти навыки часто выпадают из общего ритма развития. Ребе­нок учится ходить до того, как он пытается ползти. Позже, по мере развития вы будете часто обнаруживать, что такой ребенок только в критических для выживания ситуациях мотивирован для учебы и будет иметь очень ограниченные модели поведения.

ФАЗА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

(12-24 месяца, достижение динамического баланса)

Здесь формируются основные простые навыки: манипулирова­ние предметом, движение в пространстве и сохранение равнове­сия. Эти простые двигательные формы теперь объединены в одно функциональное целое. Взять предмет (манипулирование), при­нести (движение в пространстве) и не падать (равновесие), объе­динено в одну функцию. Эмоционально ребенок начинает позна­вать границы движений, у которых есть последствия и может вызвать реакцию у окружающих. Например, построить башню и заставить ее развалиться на части - это и есть опыт действий ребенка и ответа окружающей среды. Эти переживания являются предшественниками самосознания в будущем. Они формируют понимание, что существует связь с окружающей средой, и что «Я» может нести ответственность за события в своем окружении. Вы не сможете почувствовать себя виноватым, если вам никогда не говорили, что вы являетесь причиной чего-либо, и это как раз то, где ребенок с НП никогда не получал значимой обратной связи, которая помогла бы ему понять его роль, ответственность и вли­яние.




Мартин, 7 лет, был принят на видеотерапевтическую сессию. Ему было сказано, что он может делать все, что захочет, и он так и сделал. Он стал качать занавеску до тех пор, пока не порвал ее на части, потом начал раздеваться и выбрасывать свою одежду в окно. Он также переломал терапевтические игрушки и т.д. После 20 минутного хаоса его пришлось выводить из этой ситуацииу т.к. если бы ему позволили продолжить эти действия, он стано­вился бы все более дезорганизованным и психопатичным.

На следующий день я предложил ему посмотреть видео вдвоем. Как только включается видео, Мартин смеется над мальчиком и его действиями. В конце я его спрашиваю: «Мартин ты знаешь этого мальчика?. » Он отрицает этот факт, и я соглашаюсь с ним. Он не знает, как он выглядит и поэтому не смог себя у знать. Брань (которую он часто слышал от взрослых) никак не влияет на него, так как все, что ни случилось (по его мнению) не его вина, а вино­вато его окружение. Он не знает о своем существовании и о том, какое влияние оказывает он на окружающую среду.

Следовательно, чувства вины и стыда, которые в здоровых детях пробуждаются в возрасте 3 лет, в его случае не существует. Если он прольет на столе молоко, он ответит как маленький ребе­нок: «Это ты положила там молоко, ты глупая!» или же «Моя рука это сделала! Глупая рука». Он постоянно рассказывает о других и все еще не знает значения слова «Я». Он иногда говорит «мне не хочу это». Игровая терапия для Мартина исключена, так как он не выносит внутреннего конфликта. В игровой терапии он будет только переживать, что мир распадается на части, а не за то, что он является причиной этого. Это становится более ясным, когда я спрашиваю его: «Мартин, что случилось с тобой в этой комнате вчера? » И он отвечает: «Твои занавески упали на меня, и вся моя одежда упала с меня, и некоторые куклы взорвались - бум!»

ФАЗА ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

(2-7 лет, простые действия)

В течение первых 7-8 лет эфферентные (исходящие) двигатель­ные нервы начинают функционировать по мере формирования вокруг них миелиновых оболочек, которые образуются, начиная от мозга и далее, от центральной нервной системы к периферии; от контроля над головой по направлению к контролю над верхней частью туловища и плечами, бедрами и в конце концов - локтями, запястьями, руками и коленями, лодыжками и пальцами ног. Ребе­нок узнает как бороться с силой тяжести: его навыки развиваются от лежания на спине к переворачиванию, сидению, ползанию, сто­янию, хождению, бегу и прыжкам. Группы мышц - сгибателей и - разгибателей координируют равновесие тела, вначале статиче­ский баланс (сидеть, стоять), потом динамический баланс (сохра­нение равновесия во время ходьбы, бега и прыжков). Как только контроль усовершенствуется, две части тела все больше специали­зируются на основе врожденной предрасположенности: левый и правый глаз, рука и нога используются по-разному во время дей­ствий, и доминирующая сторона становится ведущей.

Этот период характеризуется ролевыми играми, исследовани­ями, расширяя устойчивость к фрустрациям, любопытству/страху и экспериментами, направленными на изучение среды и самого тела ребенка. В движении ребенок сперва изучает, после автома­тизирует основные элементы: ходьба, бег, прыжки. Эксперименты создаются тут же во время того как ребенок кидает и ловит, тянет и толкает, играет в мяч и т.д. К концу этого периода оттачиваются утонченные движения моторики: челюсти, язык, губы и лицевые мышцы во время речи теперь работают автоматически. Руки и пальцы достаточно хорошо могут управлять мелкими предметами.

Только тогда, когда все эти формы мелкой и крупной моторики станут автоматическими, ребенок сможет воспользоваться ими в социальных действиях.

Здоровый ребенок колеблется между страхом и любопытством и с помощью взрослых узнает как перенести фрустрацию. Ребенок

с НП не почувствует страха или опасности, он неразборчиво при­мет участие в опасных мероприятиях.

Ролевые игры с использованием кукол и игрушек здесь не имеют смысла, т.к. ребенок не имеет опыта эмоциональных пере­живаний в отношениях и не может сыграть роль в игре. Или же развитие ролевой игры может перейти в нескончаемое повторение травматического опыта.

Наши рекомендации