Гипотеза о роли неврологических дисфункций в формировании нп

McLean (1949) указывает на три различные функциональные зоны мозга, один за другим, последовательно развивавшиеся на протяжении эволюционного развития видов. McLean называет свою модель "Триединый Мозг в Конфликте», подчеркивая, что эти три зоны развились «одна на другой». Они не имеют прочных связей.

Рисунок 2 иллюстрирует модель McLean с тремя основными зонами мозга. В последующих разделах описаны возможные неврологические дисфункции каждой из этих зон.

Самая древняя и самая примитивная из этих составляющих - рептилийный мозг, который определяет поведение животного. Если была запущена характерная для рептилийного мозга модель поведения, остановить ее до окончания действия уже невозможно. Когда границы территории животного кем-то нарушаются, живот­ное захвачено деструктивным поведением, оно убегает или зами­рает. Рептилийный разум после рождения не зависит от «родитель­ской заботы», потому как рептилия готова к жизнедеятельности уже сразу после вылупления из яйца. Животное не делает различий между родственными и чужими особями и в случае провокации поедает родственника также как любого другого. Reid (1986) описы­вает психопата, как личность с преобладающим рептилийным пове­дением. В случае провокации в управлении поведением доминирует рептилийный мозг, психопат ищет жертву, поведение, ориентиро­ванное на охоту прорывается безо всякого раздражения и аффекта; хладнокровный убийца - прямая противоположность поведению под управлением второй и третьей частей мозга.

Хотя в случае с ребенком зона рептилийного разума и верхняя доля спинного мозга могут быть не повреждены физически, эта функция может оказаться нарушенной и неразвитой по причине ненормальной стимуляции в раннем возрасте. Ретикулярная акти­вирующая система, создающая в мозгу уровень общей активно­сти, не получала достаточного количества стимулов посредством

РИСУНОК 2.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕФОРМАЦИЙ

РАЗВИТИЯ ЦНС НА РАННИХ СТАДИЯХ У ДЕТЕЙ С НП


гипотеза о роли неврологических дисфункций в формировании нп - student2.ru

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (шимпанзе и человек)

Этот участок может оставаться недоразвитыми без заданной и отлаженной программы действий вследствие отлучения ребенка от матери и переживания им сенсор­ной депривации. Нарушается процесс формирования эмоцио­нальной привязанности и социального поведения.

РЕПТИЛИЙНЫЙ МОЗГ

Этот участок излишне доминирует в руководстве поведением по причине недостаточной руководящей спо­собности в высших системах мозга. Депривация также может вызвать задержку реакции активации в ответ на стимулы, проблемы регуляции внимания и активности (гипер-игипо-активность), нестабильность функций РАС (нерегулярный сон, нестабильный пУльс, нарушения дыхания и питания).




НЕОКОРТЕКС

Этот участок, вероятно, не способен в достаточной степени доминировать над более низ­кими участками мозга. Нарушены тонкая сенсомоторная обработка и регуляция/контроль импульсов. Однако интеллект может оста­ваться относительно неповре­жденным.

прикосновений и вестибулярной стимуляции, в результате чего появились нестабильные модели основных ритмов организма (питание, дыхание, сон, колебания электроэнцефалограммы). К числу таких нарушений относятся и задержка активации в ответ на стимулы, гипер-/гипоактивность, дефицит внимания и сбои иммунной системы.

Самым существенным последствием может явиться нарушение способности лобных долей управлять процессом сосредоточения внимания и поведением, если мозговая активность, контролиру­емая зоной рептилийного мозга, слишком слаба. Эти симптомы описаны ниже, в контрольном перечне.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ МОЗГ (ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА): СВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ И МОДЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

Вторая составляющая - это лимбический мозг (или эмоциональ-ный\социальный мозг). Очень схож у человека и других прима­тов. Этот участок отвечает за эмоциональные реакции, заботу, глубокое понимание и осуществление социального поведения, за принадлежность к группе и одной определенной матери и спо­собность выделять ее среди других. Этот участок главным образом формируется в период с рождения до возраста двух лет. Наибо­лее важным моментом является тот факт, что каждый контакт с матерью способствует развитию модели эмоциональной реакции у ребенка. Слово "эмоция" означает "то, что движет нами" (фран­цузский: "emouvoir": двигать).

В зависимости от изменяющихся сенсорных качеств контакта с матерью ребенок сохраняет свои эмоциональные реакции на сти­мулы в лимбической части мозга. Поэтому всякий раз, когда позд­нее в жизни встречается схожий набор стимулов, снова активи­руется изначальная основная эмоциональная реакция (изменения

активации, механизмы защиты, выделение природных опиатов и гормонов, мускульное напряжение). Например: если перед вашим носом подержать мыло какой-то знакомой вам марки, вспомнив запах, вы сразу заговорите о старой ферме, тогда тон вашего голоса изменится, и вы можете даже пролить слезу и почувствовать серд­цебиение (это и есть реактивация старой модели сенсорной реак­ции!). Или, если эта марка мыла ассоциируется у вас с больницей и разлукой с матерью в детском возрасте, то вы можете ощутить необъяснимый гнев или тошноту. Понюхав любую другую марку вы можете вообще не ощутить у себя никакой реакции, так как ваша мать никогда ее не использовала.

Эти смешанные модели реакций комфорта/дискомфорта, испытываемые ребенком на материнской груди или в колыбели, являются подсознательными. Они, вероятно, составляют основу наших реакций в общении с другими людьми на всю оставшуюся жизнь после возраста двух лет. В природе детеныш шимпанзе или гориллы в первые годы своей жизни держится около матери, фор­мируя "импринтинг" социального поведения.

Ограниченная социальная агрессия прорывается в тот момент, когда какой-либо член отклоняется от своей роли в иерархии, но такая агрессивность не является деструктивной, она стаби­лизирует иерархию в группе и прекращается сразу, как только провинившийся подчиняется порядкам группы. Этот вид агрес­сии существенно отличается от рептилийной агрессии бегства\ борьбы\замирания, т.к. служит для защиты всех членов группы.

У ребенка с НП и особенно у взрослого психопата эта часть мозга может быть "не запрограммированной". Человек страдает" социальной слепотой". Психопаты, к примеру, с трудом распоз­нают лица и слабо реагируют на социальные стимулы.


Наши рекомендации