Гипотеза о роли неврологических дисфункций в формировании нп
McLean (1949) указывает на три различные функциональные зоны мозга, один за другим, последовательно развивавшиеся на протяжении эволюционного развития видов. McLean называет свою модель "Триединый Мозг в Конфликте», подчеркивая, что эти три зоны развились «одна на другой». Они не имеют прочных связей.
Рисунок 2 иллюстрирует модель McLean с тремя основными зонами мозга. В последующих разделах описаны возможные неврологические дисфункции каждой из этих зон.
Самая древняя и самая примитивная из этих составляющих - рептилийный мозг, который определяет поведение животного. Если была запущена характерная для рептилийного мозга модель поведения, остановить ее до окончания действия уже невозможно. Когда границы территории животного кем-то нарушаются, животное захвачено деструктивным поведением, оно убегает или замирает. Рептилийный разум после рождения не зависит от «родительской заботы», потому как рептилия готова к жизнедеятельности уже сразу после вылупления из яйца. Животное не делает различий между родственными и чужими особями и в случае провокации поедает родственника также как любого другого. Reid (1986) описывает психопата, как личность с преобладающим рептилийным поведением. В случае провокации в управлении поведением доминирует рептилийный мозг, психопат ищет жертву, поведение, ориентированное на охоту прорывается безо всякого раздражения и аффекта; хладнокровный убийца - прямая противоположность поведению под управлением второй и третьей частей мозга.
Хотя в случае с ребенком зона рептилийного разума и верхняя доля спинного мозга могут быть не повреждены физически, эта функция может оказаться нарушенной и неразвитой по причине ненормальной стимуляции в раннем возрасте. Ретикулярная активирующая система, создающая в мозгу уровень общей активности, не получала достаточного количества стимулов посредством
РИСУНОК 2.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕФОРМАЦИЙ
РАЗВИТИЯ ЦНС НА РАННИХ СТАДИЯХ У ДЕТЕЙ С НП
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (шимпанзе и человек)
Этот участок может оставаться недоразвитыми без заданной и отлаженной программы действий вследствие отлучения ребенка от матери и переживания им сенсорной депривации. Нарушается процесс формирования эмоциональной привязанности и социального поведения.
РЕПТИЛИЙНЫЙ МОЗГ
Этот участок излишне доминирует в руководстве поведением по причине недостаточной руководящей способности в высших системах мозга. Депривация также может вызвать задержку реакции активации в ответ на стимулы, проблемы регуляции внимания и активности (гипер-игипо-активность), нестабильность функций РАС (нерегулярный сон, нестабильный пУльс, нарушения дыхания и питания).
НЕОКОРТЕКС
Этот участок, вероятно, не способен в достаточной степени доминировать над более низкими участками мозга. Нарушены тонкая сенсомоторная обработка и регуляция/контроль импульсов. Однако интеллект может оставаться относительно неповрежденным.
прикосновений и вестибулярной стимуляции, в результате чего появились нестабильные модели основных ритмов организма (питание, дыхание, сон, колебания электроэнцефалограммы). К числу таких нарушений относятся и задержка активации в ответ на стимулы, гипер-/гипоактивность, дефицит внимания и сбои иммунной системы.
Самым существенным последствием может явиться нарушение способности лобных долей управлять процессом сосредоточения внимания и поведением, если мозговая активность, контролируемая зоной рептилийного мозга, слишком слаба. Эти симптомы описаны ниже, в контрольном перечне.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ МОЗГ (ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА): СВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ И МОДЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ
Вторая составляющая - это лимбический мозг (или эмоциональ-ный\социальный мозг). Очень схож у человека и других приматов. Этот участок отвечает за эмоциональные реакции, заботу, глубокое понимание и осуществление социального поведения, за принадлежность к группе и одной определенной матери и способность выделять ее среди других. Этот участок главным образом формируется в период с рождения до возраста двух лет. Наиболее важным моментом является тот факт, что каждый контакт с матерью способствует развитию модели эмоциональной реакции у ребенка. Слово "эмоция" означает "то, что движет нами" (французский: "emouvoir": двигать).
В зависимости от изменяющихся сенсорных качеств контакта с матерью ребенок сохраняет свои эмоциональные реакции на стимулы в лимбической части мозга. Поэтому всякий раз, когда позднее в жизни встречается схожий набор стимулов, снова активируется изначальная основная эмоциональная реакция (изменения
активации, механизмы защиты, выделение природных опиатов и гормонов, мускульное напряжение). Например: если перед вашим носом подержать мыло какой-то знакомой вам марки, вспомнив запах, вы сразу заговорите о старой ферме, тогда тон вашего голоса изменится, и вы можете даже пролить слезу и почувствовать сердцебиение (это и есть реактивация старой модели сенсорной реакции!). Или, если эта марка мыла ассоциируется у вас с больницей и разлукой с матерью в детском возрасте, то вы можете ощутить необъяснимый гнев или тошноту. Понюхав любую другую марку вы можете вообще не ощутить у себя никакой реакции, так как ваша мать никогда ее не использовала.
Эти смешанные модели реакций комфорта/дискомфорта, испытываемые ребенком на материнской груди или в колыбели, являются подсознательными. Они, вероятно, составляют основу наших реакций в общении с другими людьми на всю оставшуюся жизнь после возраста двух лет. В природе детеныш шимпанзе или гориллы в первые годы своей жизни держится около матери, формируя "импринтинг" социального поведения.
Ограниченная социальная агрессия прорывается в тот момент, когда какой-либо член отклоняется от своей роли в иерархии, но такая агрессивность не является деструктивной, она стабилизирует иерархию в группе и прекращается сразу, как только провинившийся подчиняется порядкам группы. Этот вид агрессии существенно отличается от рептилийной агрессии бегства\ борьбы\замирания, т.к. служит для защиты всех членов группы.
У ребенка с НП и особенно у взрослого психопата эта часть мозга может быть "не запрограммированной". Человек страдает" социальной слепотой". Психопаты, к примеру, с трудом распознают лица и слабо реагируют на социальные стимулы.