Прерывание контакта у детей до двух лет - симптомы физической нестабильности

ПРЕРЫВАНИЕ КОНТАКТА И НЕСПОСОБНОСТЬ ФОР­МИРОВАТЬ ПОСТОЯНСТВО

Я дал определение контакта как непрерывной взаимной связи между матерью и ребенком, включая физический обмен пита­нием и кислородом во время беременности и родов. Цель этого контакта состоит в том, чтобы помочь ребенку организовать пер­вые элементарные внутренние функциональные системы. Чем больше ребенок может сделать сам, тем скорее контакт переходит в соответствующую фазу, где ребенок раскрепощает себя, коле­блясь между зависимостью и возможностью полагаться на себя. В конечном итоге контакт становится выбором обеих сторон, но не обязательно всегда так. Контакт более не является решающим с точки зрения выживания, поскольку функция обеспечиваемая ранее извне, теперь стала внутренней функцией. Внешнее посто­янство служит инструментом саморегуляции.

По моему мнению, этот принцип также применим к эмоцио­нальным процессам, процессу обучения, а также к формированию психологических функций: для того, чтобы сформировалось поня­тие о матери, ребенок должен иметь стабильный опыт общения с ней, для того, чтобы научиться разговаривать, он должен иметь

сенсомоторный диалог, для того, чтобы научиться воспринимать, он должен переживать измененные и упрощенные восприятия. Для того, чтобы научиться ездить на велосипеде или танцевать, он должен изначально иметь внешний пример.

В случае прогрессивной модели развитие постоянства, очевидно, проходит три фазы:

Внутренняя функция (ребенок) Внешняя среда (мать)
ФАЗА I (симбиоз)
Слабо организованная, низкое постоянство Организованная, ритуализи­рованная, прогнозируемая, повторение модели с неболь­шими вариациями, умеренной дифференциацией и сдвигами в стимулирующем фоне.
Готовность нервной системы к обучению  
Восприимчив к контакту. Защита от разрушительных и ненужных стимулов.
ФАЗА II (переход от внешних к внутренним функциям)
Выстраивание постоянства • Организованная, стабильная, повторение моделей, если они необходимы для функциониро­вания ребенка.
Непредсказуемая и переменчивая функция. Принимает противоречивые потребности.
Поведение методом проб и ошибок. Приспосабливается и корректирует.
Двойственность при контакте Меняет деятельность.

ФАЗА III (автономия)
Постоянство достигнуто. Создает новые ситуации для проверки и развития постоянства ребенка.
Предсказуемая функция.  
Учится применять модель в различных ситуациях. Переменное руководство
Независимая, вступление в контакт при необходимости. Постепенное отлучение

Основываясь на этой модели можно сказать, что контакт преры­вается в том случае, если внешняя среда не является достаточно постоянной или надежной в течение первой и второй фазы при­обретения внутренней функции. Либо если вследствие внутрен­них недостатков ребенок не в состоянии воспринимать внешние модели, которые мать использует в общении, такие как, жесты. Например, если у матери психоз и/или новорожденный страдает от легких эпилептических припадков, нарушающих внимание, общение будет постоянно нарушенным и нечетким с обеих сто­рон. Взаимный аспект общения исчезает.

Таким образом, использование термина"прерывание контакта" следует ограничить ситуациями, где не происходит нормального взаимного общения, и по этой причине ребенок не способен достичь постоянства в данной области. Это обычно то, что посто­янно происходило с детьми с нарушенной привязанностью до двухлетнего возраста.

Одним из важных последствий вышеизложенных обстоя­тельств становится то, что такие дети могут справляться только с очень простыми и стабильными внешними условиями (что и является нормой в фазе 1).

С1

Пример:

Роберт поступил в наше учреждение из семьи, где он был депривирован, в возрасте 7 лет. Он отличался крайне повышенной активностью, не знал даже простейших повседневных действий, таких как подъем, т.е. не умел вставать, одеваться, чистить зубы и т.д. В течение 6 месяцев Роберта обучали тому, как нужно вставать: один и тот же человек будил его каждый день в одно и то же время, все предметы одежды, от первого до последнего, всегда были сложены на его кровати, его провожали в ванную комнату и постепенно он учился умываться и вытираться, смотреть на свое отражение в зеркале, чтобы оценить собственную внешность, и после того как он оденется, его уже провожали к столу на завтрак, где он встречался с остальными 10-ю детьми своей группы.

Спустя 6 месяцев он начал медленно понимать, как делать все это самостоятельно. Однако неожиданно возникла одна проблема постоянства: в течение двух месяцев он уже умывался самостоя­тельно, как вдруг он все разломал в ванной комнате.

Причиной послужило то обстоятельство, что кто-то положил в ванную комнату коричневое полотенце вместо обычного белого. Это маленькое изменение фона стало причиной того, что Роберт оказался не в состоянии узнать ванную, а подумал, что он при­землился на Пуне. Он немедленно впал в психоз, и потребовалось какое то время чтобы объяснить и убедить его в том, что, даже при наличии другого полотенца, это та же самая ванная комната.

Этот пример показывает насколько ранимы многие дети с нару­шениями привязанности в своем понятии о «враждебном» окру­жающем их мире.


Наши рекомендации