Две основные причины дезорганизованного социального поведения
Обычно, ранний этап жизни и контакты ребенка с нарушенной привязанностью определяются двумя взаимозависимыми и разрушающими обстоятельствами.
А: Послеродовая дисфункция нервной системы, которая не позволяет ребенку в полной мере воспринимать сенсорный входной сигнал или преобразовывать его в стабильные формы восприятия и эмоционального распознавания, направляющие поведение. Причиной этому обычно становится некий внутриутробный дефицит в период беременности. Плохое состояние плода часто усугубляется родовыми осложнениями.
В: Отсутствие постоянной и чуткой заботы, нехватка питания и стимулирования со стороны одного или двух взрослых в период до 2-х годовалого возраста. Мать, может быть, не в состоянии предоставить эту заботу, главным образом, из-за собственной личностной нестабильности, или причиной могут послужить внешние факторы (такие как война, бедность или голод), которые могут нарушить регулярность и каждодневность контакта.
Иногда, для задержки развития может быть достаточно и одного из этих факторов, но обычно, мы имеем дело с их сочетанием, когда они, взаимодействуя, оба усиливают подрывающий эффект друг друга. В результате этого ребенок может развиваться значительно медленнее своих сверстников, как в эмоциональном, так и в социальном плане. Всем нам известно, что краеугольные камни эмоциональных и социальных возможностей должны быть заложены до достижения ребенком возраста 2-х лет. Если этого не происходит, то развитие может затормозиться и 14 летний ребенок будет эмоционально реагировать так, как реагирует ребенок в возрасте 0-2 лет.
В то же время, эта задержка не обязательно распространяется на другие сферы развития, такие, как моторика или интеллектуальные способности. Способности, обусловленные высшей нервной деятельностью, такие как речь и мышление, могут активизироваться только с возраста "первых шагов" и до 14 лет и потому могут остаться относительно незатронутыми, если ребенок рано попадает в нормальную среду. Интеллектуальные же способности, однако, будут использоваться крайне примитивным образом, поскольку ребенку непонятны их эмоциональный и социальный смысл, в том числе, эмоциональное значение применяемых нами слов (Уиллиямсон, 1991). Наихудший возможный результат -интеллектуальный психопат, который может стать искусным бизнесменом или врачом, но, вероятно, его будут характеризовать доведенные им до банкротства компании и плохие результаты лечения.
Основная реальность заключается в том, что НП начинает действовать намного раньше, чем проявляются социальные симптомы нарушения контакта. Лечение, соответственно, часто остается безрезультатным, так как вы можете пытаться обучить социальному поведению 5-летнего ребенка с применением методов, соответствующих 5-летнему уровню, например взываете к совести или обучаете использовать слова, а ребенок, в эмоциональном смысле соответствует 1 году, и потому на ваши старания реагирует негативно либо не реагирует вовсе. Он попросту не понимает вас
или не способен отреагировать на ваше сообщение. Для развития комплексных социальных умений, ребенку необходима твердая основа, заложенная на ранних этапах жизни. Поэтому, критически важно определить, что именно произошло с ребенком до возраста 2-х лет, и каким образом это привело к формированию незрелой личности.
Социальные симптомы, которые становятся все более заметными после 3-х лет, указывают только на то, что на более ранних этапах развития функции сформировались неэффективно. Таким образом, основы социальных навыков слишком хрупки, и у ребенка не могут развиться такие качества как сочувствие, терпение, умение строить близкие отношения, стойкость к разочарованиям, достаточное чувство безопасности, чтобы быть любознательным и учиться и т.д. Далее я более подробно коснусь вопроса о том, что может обусловить формирование личности с НП, которая всю жизнь должна бороться с проблемами, которые у обычных детей были решены и забыты в возрасте 3-х лет.
Что происходит, когда ранние фазы развития не созревают в достаточной мере?
Вот обычный пример поведения ребенка с НП, описанный мне чрезвычайно преданными и столь же сильно измученными приемными родителями:
Джек появился у нас, когда ему было полтора года. Его мать, имеющая проблемы с алкоголем, в конце концов, согласилась позволить ему жить с нами, по крайней мере, в течение 2-х лет. После окончания первого месяца мы ее больше не видели. Мы много времени проводили вместе, прилагая большие усилия для разнообразного стимулирования Джека, и, спустя время, из сверхчувствительного, замкнутого ребенка, часами плачущего при кормлении и уходе, он постепенно стал боле активным, начал учить слова и ползать как другие малыши. Мы ликовали и были преисполнены оптимизма. Но чем старше он становился, тем отчетливее становилось видно, что он беспокойный. Он становился все более активным и не мог долго оставаться с чем-либо или с кем-либо. Он
бесконечно сновал по всему дому, по ящикам и шкафам, часто портил вещи, разбивал или разрывал их на части, затем терял к ним всякий интерес и находил взамен что-то новое. Он мог поспать пять минут, а потом часами снова быть гиперактивным, даже ночью.
Он был крайне импульсивным, и имел очень ограниченный фокус внимания: в возрасте 4 лет он мог выбежать перед машинами только потому, что у видел что-то на другой стороне улицы. Иногда пропадал без предупреждения, и мы находили его у соседей, клянчившим печенье или что-либо еще. Из-за обаяния «поставить на место» его было крайне трудно. Он с любым заводил разговор так, словно они были давними друзьями. Он был всеобщим любимчиком и вскоре выучился как, выжав свою роль до последней капли, немедленно добиться желаемого.
Он был очень смышленым, и когда мы ругали его или говорили с ним о правилах, он быстро выучивал их наизусть, но на деле никогда не мог о них помнить и мгновенно их забывал, стоило ему от нас отвернуться. Он отрицал очевидные факты и с очень невинным видом наводил подозрение на других.
Мы были в растерянности - с одной стороны мы не могли ему противостоять, с другой же, все больше раздражались и впадали в отчаяние. У нас было множество сомнений в том, как с ним следует правильно поступать. По-видимому, он понимал только абсолютные, строгие и простые приказы.
Время шло, росло и наше беспокойство. Джек мог быть очень добрым и любящим по отношению к нашей дочери, которая была немного младше его, но чаще он ревновал и обвинял нас в благоволении к ней и пренебрежении им, на самом же деле все было наоборот. Однажды мы нашли дочь плачущей, с красными отметинами на шее. Джек довольно долго отрицал свою причастность, а когда мы в конце концов принудили его сознаться, он свалил вину на дочь, сказав, что она ему мешала.
Две минуты спустя он уже всё позабыл и позвал её играть. В один из дней мы отказали ему в чём-то, и через пять минут он попытался поджечь машину. Мы также обнаружили, что Джек
брал много вещей, деньги, блестящие предметы и еду и прятал их в подвале. Когда мы попытались поговорить с ним об этом, он все резко отрицал или давал какие-то выдуманные объяснения. Если мы продолжали говорить об этом, он утверждал, что мы злые и хотим его обидеть. Он отлично знал, где наши слабые места.
Когда Джек пошёл в местную частную школу, всё началось сначала. Преподавателям он нравился, и они отрицали возможность возникновения каких-либо проблем в классе. Только мы успели вздохнуть с облегчением, как вдруг, мы узнаем, что его перевели во вспомогательный класс под наблюдение. Позже мы узнали, что другие родители грозились забрать своих детей из школы, если не уберут Джека. Другие дети иногда дивились тому, как он умеет нарушать правила, а все остальное время боялись его вспышек гнева. Несмотря на наши предупреждения, одна молодая учительница все же проявляла к нему симпатию, пока в один прекрасный день он, подкравшись сзади, не ударил её стулом. Её поместили в больницу, где она пробыла два месяца. Казалось, он ненавидел всех, кто слишком сближался с ним. Школа порекомендовала нам, как женатой паре, пройти курс семейной терапии, подразумевая, что у нас большие проблемы в отношениях, и это послужило причиной подобного поведения Джека. Казалось, никто нас не понимал, и мы постепенно изолировались от социальной жизни нашего окружения.
К одиннадцати годам он стал уходить уже на более отдаленные расстояния, и люди, живущие за несколько километров от нас звонили нам посреди ночи и спрашивали, мы ли это «забыли» там своего мальчика.
В одно прекрасное утро обнаружилось, что пропали все деньги, которые были в доме, и сам Джек тоже. После этого мальчика поместили в другую семью, в которую он много лет хотел попасть, но прожил он там всего шесть месяцев. Они рассказывали нам, что он лишь изредка упоминал о нас, за исключением случаев, когда хотел увернуться от требований с их стороны. Мы были на грани развода, и нам пришлось переехать в другую общину. Мы чувствовали себя виноватыми в том, что испытали настоящее облегчение, когда он сбежал от нас окончательно. Мы не встречали
никого, кто бы не винил нас в этом, если только они сами не имели родительского опыта с подобными детьми. Сегодня Джеку 17, уже несколько раз он был арестован за мошенничество, попытку изнасилования и рукоприкладство. Видели бы вы только, как мастерски он умеет разжалобить судью, описывая ему своих страшных и жестоких приемных родителей. Скажите, что мы делали не так?
Мой ответ на этот последний вопрос, разумеется, был таким: «Ничего такого, чего нельзя было бы объяснить незнанием такой редкой проблемы». Очень мало кто знаком с проблемой нарушений привязанности и, как результат, их симптомы истолковываются в неправильной системе координат.