Прерывание контакта у детей до двух лет -

ДЕТИ

С НАРУШЕНИЕМ ПРИВЯЗАННОСТИ

указания к организации

терапевтической среды

для ребенка

теория, причины, симптомы, лечение

прерывание контакта у детей до двух лет - - student2.ru

16А1Е 1АР5Е1Е РЕКЕ НГО «Семья каждому ребенку»

Перевод © НГО «Семья каждому ребенку»

НГО «Семья каждому ребенку» благодарен за первичный перевод: Levani C. Nielsen

Редакторы

Эстония: О. Кяярманн, Л. Дорошенко, О. Приходько, Я. Снайт Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва (бывший детский дом № 19): С. А. Миронова, Ю. Н. Протасевич, Н. В. Титова

Дизайн: Янек Саареоя

Фотография на обложке: Milosz_G., bigstock.com

Отпечатано в Dipri OU

Опубликовано и отпечатано в Эстонии 2016

ISBN 978-9949-38-966-7

Приветствую Вас!

Прошу познакомиться с Герцогом - случаем острого нарушения привя­занности - сердитым взрослым человеком и его практическим врачом Анной. Он объясняет ей, как его детство породило в нём проблемы при­вязанности, негативное представление о себе, влечение к буйному пове­дению и в чем состоит истинный характер подобных проблем.

Герцог Глостер:

"Меня природа лживая согнула

И обделила красотой и ростом.

Уродлив, исковеркан и до срока

Я послан в мир живой; я недоделан, -

Такой убогий и хромой, что псы,

Когда пред ними ковыляю, лают.

Чем в этот мирный и тщедушный век

Мне наслаждаться7. Разве что глядеть

На тень мою, что солнце удлиняет

Да толковать мне о своём уродстве7

Раз не дано любовными речами

Мне занимать болтливый пышный век,

Решился я стать подлецом и проклял

Ленивые забавы мирных дней.

Я клеветой, внушением опасным

Смертельную вражду посеял... "

Анна:

"Чужд подлецу закон людской и Божийу

А лютый зверь и тот ведь знает жалость".

Герцог Глостер:

"Не знаю жалости - вот и не зверь я".

Анна:

"О чудо! Дьявол правду говорит ".

У. Шекспир:

Ричард III, Акт I, Сцена

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................. 16

ВСТУПЛЕНИЕ................................................................................ 18

Что такое "привязанность"?..................................................... 20

Что такое нарушение привязанности?..................................... 22

Развитие ранней привязанности: вызов всемирного масштаба... 26

Что происходит, когда они вырастают?.................................. 34

Это не только ваша проблема - она наша общая.................... 36

Наши бессознательные понятия о детстве и детях................. 37

Мои концепции.......................................................................... 41

Реальность: это такое же ограничение, как и другие.............. 43

О терминологии........................................................................ 44

Содержание - что вам может дать эта книга........................... 46

Часть I ФОРМИРОВАНИЕ НП ОТ ЗАЧАТИЯ ДО ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ

Глава 1

ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ............................................................ 51

Две основные причины дезорганизованного

социального поведения.......................................................... 51

Нормальный ранний контакт, самоорганизация и постоянство.... 56

Функция контакта в развитии ребёнка..................................... 57

Самоорганизация...................................................................... 59

Развитие постоянства................................................................ 60

Глава 2

ЭТАПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ......................................................... 62

Этап 1: физическая самоорганизация...................................... 62

Этап 2: сенсорная организация................................................ 63

Этап 3: сенсомоторная/двигательная организация................. 65

Этап 4: организация личности................................................. 67

Этап 5: социальная организация.............................................. 69

Поэтапное развитие и диагностика.......................................... 70

Глава 3

ПРЕРЫВАНИЕ КОНТАКТА У ДЕТЕЙ ДО ДВУХ ЛЕТ -

СИМПТОМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ............................. 75

Прерывание контакта и неспособность формировать

постоянство............................................................................ 75

Прерывание контакта и дети с НП........................................... 79

Патологический контакт между матерью и ребенком -

результаты исследований...................................................... 80

Генетический контекст............................................................. 82

Протекание беременности....................................................... 84

Процесс родов.......................................................................... 86

Глава 4

НАРУШЕНИЕ КОНТАКТА И РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ........... 90

Развитие центральной нервной системы (ЦНС)...................... 90

Гипотеза о роли неврологических дисфункций

в формировании НП............................................................... 94

Эмоциональный и социальный мозг (лимбическая система):

связь восприятия и моделей эмоциональных реакций......... 96

Кора головного мозга: регуляция и концентрация................. 98

Контрольный перечень симптомов депривации

у маленьких детей................................................................ 100

Глава 5

НАРУШЕНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ................................................................................ 103

Ощущения, внимание, эмоции, формирование гештальта:

основы познавательной способности.................................. 103

Движение и развитие моторики.............................................. 106

Фазы развития моторики........................................................ 109

Заключение о развитии моторики ......................................... 115

Перечень симптомов НП у детей дошкольного возраста..... 116

Глава б

ЗАДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.... 120

Становление личности: объектные отношения - ключ к миру.

Достижение постоянства объекта........................................ 120

Стадии достижения постоянства объекта.............................. 122

Стадии 1 и 2: базовая привязанность и базовая тревога....... 123

Пример: слабая базовая привязанность................................. 124

Пример: парадоксальная привязанность и слабая тревога... 126

Стадии 3 и 4: базовая интернализация родителя

и базовое постоянство среды............................................... 129

Постоянство личности и травматическое отвержение......... 130

Дефицит эмоционального и когнитивного развития

при задержке на 1 и 2 стадиях ............................................ 132

Перечень функций личности с НП, от дошкольного возраста

до подросткового возраста.................................................. 133

Социальная среда детей с НП................................................ 135

Заключение о социальной среде: общий перечень рисков НП.. 137

Часть II ТЕРАПИЯ

Общие принципы терапии средой

Терапия на разных стадиях развития

Глава 7

КАК ПРИМЕНЯТЬ ТЕРАПИЮ СРЕДОЙ?.................................... 147

Некоторые общие принципы терапии средой....................... 147

Чем отличается психотерапия от терапии средой?.............. 148

Внешнее постоянство заменяет отсутствие
внутреннего постоянства..................................................... 151

Глава 8

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРАПИИ СРЕДОЙ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ И ДО 3-Х ЛЕТ................................................ 156

Терапия перед зачатием.......................................................... 156

Евгеническая (генетическая) терапия..................................... 156

Терапия во время беременности, после рождения ребенка и

до возраста 3-х лет............................................................... 157

Период после рождения до возраста трех лет:

лечение регрессией.............................................................. 161

Регрессия и процесс усыновления.......................................... 169

Эмоциональная связь и нарушение привязанности
у приёмных детей в период перехода в семью................... 170

Часть 1. Проблемы перехода при обретении новых родителей. 170

Особенности реагирования на разных стадиях развития. 171

Механизмы психологической защиты и

выживания на разных стадиях развития......................... 173

Симптомы физического стресса в переходном периоде.. 177

Регрессия необходима....................................................... 177

Кризис приёмных родителей............................................. 178

Часть 2. Дети с постоянным нарушением привязанности.... 180

Глава 9

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......... 184

Терапия средой для дошкольников........................................ 184

Профессиональные наблюдения............................................ 185

Поведение в детских группах ................................................ 185

Поведение во время учёбы и занятий.................................... 186

Методы: работайте на соответствующем уровне развития.. 187

1. Планируя своё взаимодействие с ребёнком,

поделите возраст ребёнка на 2, 3 и 4 года ................. 187

2. Научитесь делать всё "по кирпичику": будьте зеркалом ... 187

3. Цепь поведенческих моделей. Построение "дома"

по кирпичику. (Последовательность поведенческих
моделей)....................................................................... 189

4. Осознавание и связей и действий. Осознавание

отношений, так же как и упражнений......................... 190

5. Различайте "отношения в уме" и

"отношения в реальности".......................................... 192

6. Находитесь здесь и сейчас - работайте только

с настоящим моментом и ближайшим будущим ...... 194

7. Демонстрируйте четкое понимание авторитета и границ.... 195

Глава 10

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.......... 196

Терапия средой для ребенка школьного возраста (7-12 лет).... 196

Ребёнок, страдающий нарушениями привязанности в классе... 198

Как и при каких обстоятельствах вы учитесь учиться?........ 199

Как найти подлежащее в предложении.................................. 205

Учитель как организатор отношений или: не давайте ему

велосипед, постройте для него колыбель........................... 205

Сделайте себя недвусмысленным объектом для ребенка..... 208

Примите на себя всю ответственность.................................. 208

Обучение на фазе 1: выстраивание объекта и фона.............. 209

Использование полисенсорного метода для обобщения...... 211

Метод развития социального самосознания у ребенка......... 212

Фаза 1: Картирование аномальных поведенческих моделей ...212 Фаза 2: Направление внимания к поведенческим моделям ..213

Фаза 3: Распознавание моделей поведения ...................... 214

Фаза 4: Использование "рычага управления поведением"....216 Привносите небольшие изменения в базовые

поведенческие паттерны ребенка................................... 216

Фаза 5: "Классная лаборатория для альтернативного

поведения"....................................................................... 218

Фаза 6: Перенос лаборатории в условия класса............... 220

Фаза 7: Разъяснение другим того, что мы делаем в классе 220

Этика........................................................................................ 221

С чего начать?......................................................................... 221

Вывод: важные цели и критерии успеха................................ 222

Необходимые условия............................................................ 223

Результаты............................................................................... 225

Глава 11

Глава 12

ТЕРАПИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.................... 240

Уход из дома с недостаточным багажом............................... 240

Мягкий случай пубертатных проблем.............................. 244

Трудный случай с пубертатной проблемой...................... 245

Некоторые соображения по поводу психотерапии для
родителей и подростков с НП............................................. 247

Глава 13

Глава 14

Глава 15

Глава 16

МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НП................. 296

Некоторые инструменты развития командной работы......... 296

Отображение "навыка привязанности" в команде................. 296

"Большое ухо"......................................................................... 299

Интервью для взаимного наблюдения................................... 300

Изучение действий - инструмент анализа и альтернативных

решений................................................................................ 301

Вывод, касающийся организации терапевтической среды... 302

ПОСТСКРИПТУМ И ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ....... 304

ЛИТЕРАТУРА............................................................................... 306

Предисловие

Каждый ребёнок является ценностью для своей страны. Верю, что по крайней мере, в нашей стране, эту точку зрения разделяют все. Каждый человек имеет равные права на развитие и реализацию своего потенциала в жизни.

Ребёнок - это не маленький человек с маленькими правами. Ребёнок имеет те же права, что и взрослый, но, к сожалению, не все дети рождаются с равными возможностями. И самым неспра­ведливым событием в начале жизни ребёнка становится трагедия потери семьи.

В современном мире, стараемся пренебречь правилами, дей­ствовавшими раннее, утверждая, что общество развивается и раз­личные ограничения и какие бы то ни было консервативные поня­тия сегодня уже не работают. В некоторой сфере это может быть действительно так, однако обязательность наличия хотя бы одного постоянного и дающего чувство защищённости опекуна для того, чтобы ребенок вырос самостоятельным и успешным человеком, остается непоколебимым правилом, как закон природы.

В последнее время, в мире большое внимание обращают на развитие чувства привязанности между родителем и ребенком. Важность его признается и освещается в различных дородовых и послеродовых программах и курсах касающихся отношений роди­телей и ребенка.

Однако, что будет в случае, если у ребенка не было возможно­сти начать такие отношения или создание и развитие таких отно­шений не состоялось? В случае, если достаточная родительская забота осталась для ребенка незнакомой или положительные отно­шения между ребенком и родителем были прерваны, в развитии ребенка образуется трещина. Чем меньше ребенок ощущал безопасность и персонально к нему направленную заботу, тем больше эта трещина. В профессиональной терминологии такое явление называют нарушением привязанности, однако что же это поня­тие, - можно даже сказать, диагноз - в себя включает и как лечить детей с таким диагнозом, на этот вопрос большинство специали­стов Эстонии ответа пока не знают.

Данная книга, «Дети с нарушением привязанности», одна из первых попыток восполнить существенный пробел в разделе профессиональной литературы о нарушениях привязанности в Эстонии. Люди, которые сталкиваются с оставшимися без роди­тельской заботы детьми и оказываются бессильными, оставаясь с глазу на глаз с реальностью - я хочу помочь эти детям, но не умею - смогут найти опору на страницах данной книги. Верю, что также и хорошие советы о том, как лучше понять и разумнее поддержать детей и молодых людей с нарушениями привязанности в их пере­ходе в самостоятельную жизнь.

Нильс Пеэтер Рюгаард, в своей книге не приукрашивает нару­шения привязанности. Он лишь открыто делится своим 30-лет­ним опытом, исходя из практических знаний, и также признает, что порой и у него самого не все получается. Эти слова принад­лежат ему: «Если хочешь помочь брошенному или оставшемуся в раннем возрасте без заботы ребенку, ты должен работать, как бульдозер, но с крыльями ангела». Главная идея книги Рюгаарда побудила нас издать ее и на русском языке. Если благодаря книге Нильса Пеэтера Рюгаарда хотя бы один ребенок получит необхо­димую помощь и поддержку, то наша задача будет выполнена.

Яне Снайт

НГО Семья каждому ребенку/

Family For Each Child

ВСТУПЛЕНИЕ

На сегодняшний день общество пока ещё не сумело найти воз­можности для предотвращения нарушений привязанности (здесь и далее НП), равно как и разработать более или менее успешные терапевтические методы, которые подходили бы каждому ребёнку индивидуально. Если первые в жизни ребенка отношения не обе­спечили его чувством защищенности, то создать такие отношения на более поздних этапах жизни будет очень трудно. По всей види­мости, привязанность является своего рода "окном", широко рас­крытым от рождения и постепенно, в большей или меньшей мере, закрывающимся к 3-х летнему возрасту.

Я хотел бы указать читателю на реальные возможности реше­ния проблемы и представить широкий выбор теоретических и практических путей решения этой сложной, требующей внимания темы.

Следует обратить внимание на то, что данная книга посвящена нарушениям привязанности именно в тяжелой форме: речь пойдет не о детях, прошедших через единичные травмирующие жизнен­ные события - они имеют гораздо лучший прогноз. В моей книге речь пойдет о детях, которые переживали многократные травми­рующие события, возможно, голод, и беспрестанное отсутствие родительской заботы, в течение первых лет своей жизни.

Терапевтические рамки и идеи этой книги могут также приме­няться в качестве руководства для формирования у ребенка без­опасной эмоциональной сферы. Чувство эмоциональной защи­щенности является непременным условием фактически для всего последующего развития личности. Спустя год или два с момента установления надежной среды, многие дети, казавшиеся поначалу «довольно безнадежными случаями», начинают демонстрировать

явный прогресс. Даже дети с серьезными проблемами быстрее идут на поправку, хоть им и требуется для этого большее количество лет.

Важно также понять, что это нормальные дети, чьё ненормаль­ное поведение обусловлено ненормальной средой, окружавшей их в раннем детстве.

В данной книге много усилий прилагается для того, чтобы сде­лать обусловленное НП поведение поддающимся пониманию и демистифицированным.Это делается потому, что невозможно решить проблему, не вникнув глубоко в природу её происхожде­ния - а у проблем связанных с НП есть свойство искажать наше чувство пропорции. Для иллюстрации симптомов, теории и прак­тики приведено множество примеров из реальной жизни.

Если я преуспел в своей работе, то понять содержание книги Вам будет нетрудно, в то время как работа с ребёнком, страда­ющим НП, на практике станет постоянным вызовом для Ваших убеждений и чувства ответственности. Книга выступает в роли проводника, который старается ответить на самые распростра­ненные вопросы, возникающие у родителей и специалистов, име­ющих дело с детьми и подростками, с нарушениями привязанно­сти (отсюда: НП):

• Почему все больше растёт число детей с НП?

• Каковы причины развития НП у детей?

• Каковы проявления НП в поведении и личности?

• Какова практика лечения или виды терапии на различных
этапах развития ребенка?

• Что можно сделать для предотвращения развития НП, или
для смягчения симптомов и последствий?

• Что происходит с людьми, группами и организациями, кото­
рые работают с этими детьми?

• Как выработать и поддерживать терапевтический подход и
структуру лечения?

Для начала, позвольте представить Вам небольшое, общее всту­пление к проблеме НП.

ЧТО ТАКОЕ "ПРИВЯЗАННОСТЬ"?

Говоря кратко, Джон Боулби (1969, 1973, 1988) разработал теорию привязанности еще в 1950-ых годах. Он предположил, что ранняя привязанность (в возрасте от 0-3 лет), это свойственная приматам и, в особенности людям, врождённая поведенческая программа. Основная идея Боулби заключалась в том, что система поведения привязанности возникла из-за необходимости повысить вероят­ность защиты и выживания потомства.

Защита основывается главным образом на физической бли­зости и контакте между матерью и ребёнком в течение первых лет его жизни. Если близости мешают или препятствуют, то и у матери, и у ребенка проявляется целый ряд характерных поведен­ческих реакций, таких, как плач, поиск друг друга, тоска и т.д.

Так, система активируется в случае разлуки и стабилизируется, предположительно, к концу первого года жизни ребёнка. В своей работе «The Strange Situation Test» Мери Айнсворт (1978) описы­вает три характерные модели реакций (или стратегии близости), проявлявшиеся, когда мать выходила из комнаты. Позднее была выявлена и четвёртая модель. В ходе этого простого и гениального теста мать и годовалый ребёнок помещаются в комнату полную интересных игрушек. На протяжении испытания мать дважды выходит из комнаты на три минуты, в это же время отслеживается реакция ребёнка на уход и возвращение матери. Поведенческие модели, наблюдаемые в возрасте одного года, у 70% детей сохра­няются до совершеннолетия и, похоже, передаются от поколения к поколению через поведение привязанности воспитателя. Эти четыре модели поведения описаны ниже.

МОИ КОНЦЕПЦИИ

Я много лет провел в детских домах, в обществе детей, страдающих нарушениями привязанности, и это, конечно, много раз меняло и мои собственные взгляды. Например, случай, когда зимой ребёнок забрался на обледеневшую крышу 3-х этажного дома и в отчаянии грозился спрыгнуть. Он в слезах кричал, что его жизнь никчемна, что он хочет вернуть свою маму, что воспитателям на него напле­вать, и что он хочет умереть. Поколебавшись немного, я полез

его героически спасать - и обнаружил, что он устроил эту сцену, лишь для того, чтобы развлечься и потешить 20 своих маленьких товарищей, собравшихся внизу. Он заранее поспорил с другими детьми, что сумеет заманить меня на крышу! После случившегося, маленький букмекер равнодушно собирал с детей проспоренные деньги, я же тем временем, вернулся в кабинет, размышляя о при­роде нарушений привязанности и над тем, что посоветовать пред­ставителям персонала, охваченным параноидальной идеей необ­ходимости контроля над ситуацией.

Или, гуляя с шестилетней голубоглазой девочкой с белокурыми вьющимися волосами, которая с энтузиазмом сообщает мне следу­ющее: "Я могу сделать так, что новая преподавательница поменяет цвет!" Я прошу её сделать это. Мы с преподавательницей садимся, и девочка показывает на меня и говорит: "Этот урод только что залез рукой в мои трусики!" Переваривая эту интересную инфор­мацию, наша новая преподавательница розовеет и даже крас­неет. Девочка счастливо улыбается, а затем бросает на нее суро­вый взгляд и говорит: "Я знаю, что вы делали вчера с Томми - я могу все рассказать другим взрослым!" Теперь преподавательница стала совершенно бледной, оказывается, женщина забыла встре­тить ребёнка с автобусной остановки и в смущении постеснялась рассказать об этом остальным преподавателям. Девочка продол­жала все в том же духе, и через некоторое время повернулась ко мне, торжествуя, и с невинным энтузиазмом объявила: "Видите, я в любое время могу заставить её поменять цвет!" Я велел девочке прекратить играть с женщиной и вместо этого пойти покататься на велосипеде, пока я привожу в себя преподавательницу. Этой девочке всего шесть лет, и персонал детского дома для нее не более, чем сложно устроенные игровые автоматы. Неделю спустя она протягивает мне своего мертвого питомца - кролика, кото­рого она только что ножницами разрезала на четыре части, и бес­страстно объясняет: «Он больше не работает, и из него все время течет кровь, ты не мог бы его заново собрать?» Слишком много для счастливого детства...

О ТЕРМИНОЛОГИИ

Нарушение привязанности указывает на некое разочарование или каким-либо иным образом искаженное представление о привязан­ности у ребенка. В самых тяжелых случаях нарушений привязан­ности ребёнок не имеет представления о привязанности вообще. Как пример тому - описанная мной выше девочка. У неё были нор­мальные родители, но она появилась на свет в результате сложных родов, и кроме того, родилась с кожным заболеванием, препят­ствовавшим поступлению кислорода в организм. Её поместили в инкубатор, где она провела первые 12 месяцев своей жизни. Было это в 70-е годы, и персонал больницы совсем не имел информа­ции о том, как важен человеческий контакт для новорожденного. В результате этого, девочка почти не имела контактов с людьми в течение всего периода пребывания в инкубаторе. Старые модели инкубаторов издавали звук, воспринимавшийся на слух стоящих снаружи как тихое жужжание, внутри же уровень шума достигал 110 ДБ, что соответствует шуму издаваемому самолётом Воет§ 747 в процессе разогрева двигателей.

Воспринимает ли эта девочка вообще людей как-то иначе, чем просто вещи, окружающие её? Любит или ненавидит она кого-нибудь (ничто в её поведении не указывает на это)? Возникают ли у неё сентиментальные чувства, когда она слышит звук вклю­ченного вентилятора? Этот пример полного отчуждения не так уж исключителен, как это может показаться, если учесть пример некоторых детей из румынского приюта, которых я видел в анало­гичной обстановке. Покинув инкубатор, она подвергалась интен­сивному стимулированию приёмными родителями и, не случись этого, она, вероятно, походила бы на психотическую личность, нежели на человека с симптомами нарушенной привязанности -по крайней мере, в возрасте 6-ти лет она обладала способностью к интеллектуальному структурированию.

Разумеется, существуют различные степени нарушения привя­занности: ребёнок с полным отсутствием привязанности, ребёнок с парадоксальной привязанностью, который и скучает и нена-

видит одновременно, и ребёнок с ненадёжной привязанностью, страдающий низкой самооценкой и ощущающий себя крайне оди­ноким и покинутым. Все остальное - это лишь случаи, пригранич­ные диагнозу нарушенной привязанности.

С точки зрения общества, дети с нарушениями привязанно­сти, действительно, ведут себя антисоциально. С точки зрения клинического психолога, их личность никогда не созреет до такой степени, чтобы они были способны различать, что есть соци­ально приемлемо, а что нет. Острые случаи скорее пресоциальны, нежели антисоциальны. "Пресоциальная личность" (неспособ­ность социального понимания) более правильный термин в отно­шении таких детей.

Им приходится сильно стараться, чтобы постичь сложность отношений даже в самой малой группе. И в контролировании своей собственной энергии они так же беспомощны, как младенец на мотоцикле. Осознание себя самого внутри какой-то социаль­ной системы (и, соответственно, ее частью) требует определенной зрелости. В случаях с нормальным интеллектом и незрелой лично­стью, решением для контакта часто становится псевдо-социальная почва: пациент может выбрать любую социальную роль или пове­дение наугад.

Существует много весомых причин, чтобы попытаться понять природу пациентов с нарушениями привязанности. Одна причина - это то, что, косвенно, они говорят нам о болезнях общества в целом; другая причина состоит в том, что наши исследования представляют собой неисчерпаемый источник понимания всех тех условий и ограничений, необходимых для развития отноше­ний здоровой привязанности в течение всей жизни.

В тексте часто употребляется слово "мать", но на самом деле это лишь сокращение. Во многих семьях отец, дедушки и бабушки или другие стабильно присутствующие лица, такие как приёмные родители или дневные воспитатели успешно вносят свой вклад, помогая матери создать для малыша надежные рамки здоровой эмоциональной привязанности. Слово "мать" в данном тексте подразумевает функцию, необязательно исходя из биологического

родства как такового. Это "главное лицо, ответственное за первые два года воспитания, к которому ребёнок может быть привязан, часто в сочетании с другими ролевыми моделями". В целом, счи­тается, что ребёнок может успешно построить отношения привя­занности с 4-5 стабильно присутствующими в его жизни лицами, в числе которых, например, мать, отец, дневная няня, брат и сестра или любая другая группа лиц, олицетворяющая "материнскую" заботу. Функция "матери" - это по сути "малая, сплочённая, забо­тящаяся, социальная система воспитания детей".

СОДЕРЖАНИЕ - ЧТО ВАМ МОЖЕТ ДАТЬ ЭТА КНИГА

Если вам необходимо сразу знать, что предпринять в отношении конкретного ребёнка, приступайте прямо к чтению II части книги, но, не забудьте прочесть после и I часть. В долгосрочной перспек­тиве, теоретическое понимание темы придаст вам в вашей работе терпения, гибкости и независимости.

Часть I рассматривает ТЕОРИЮ, ПРИЧИНЫ и СИМПТОМЫ. Какие базовые теоретические знания вам потребуются, чтобы про­честь эту книгу? Что может нарушить контакт между ребёнком и окружающей его средой? Что такое контакт, не только в психоло­гическом смысле слова, но и его физические стадии от эмбриона до рождения? Текст прослеживает развитие ребёнка в хронологи­ческом порядке. Описание причин и симптомов опирается на дан­ные из генетики, эмбриологии, неврологии и педиатрии.

Кроме этого, в Части I содержится целый перечень симпто­мов НП, проявляющихся в разных возрастах. Это, по сути, кон­трольный ряд степеней риска - не диагностическое руководство, но вполне пригоден для практического использования, поможет вам определить, есть ли причины для профессионального вме­шательства.

В Части II описывается ТЕРАПИЯ на разных этапах развития ребенка. На ранних этапах (напр, во время беременности) тера­пия может потребоваться, чтобы препятствовать употреблению матерью алкоголя, на более поздних этапах терапия может помочь ребёнку в построении и стабилизации сенсорных функций, а позднее и в понимании социальной среды. Внутренняя организа­ция ребенка в период беременности и на протяжении всего дет­ства меняется многократно, и, с каждым новым этапом, соответ­ственно, меняется и терапия. Методы, уместные на одном этапе развития, на других этапах могут уже оказаться бесполезными или даже пагубными.

Для каждого этапа развития ребёнка вы найдете здесь ЦЕЛИ, МЕТОДЫ и ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, которыми сможете воспользоваться, планируя свои практические действия.

В Части III представлены УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Рассматрива­ются эмоциональные, физические и социальные рамки, с точки зрения планирования терапии. Описывается личностное разви­тие и проблемы у лиц, работающих с детьми, страдающими НП, а также общие задачи супервизора. Предлагаются рекомендации по формированию команды и эффективному руководству для под­держания ее успешной работы.

Часть 1

ФОРМИРОВАНИЕ

НП ОТ ЗАЧАТИЯ

ДО ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ

причины и симптомы

системный взгляд

на взаимоотношения

матери и ребёнка

контакт, самоорганизация и формирование постоянства

последствия нарушения контакта

Любовь моя как ворон

на моём окне с поломанным крылом.

"Любовь минус ноль"

БОБ ДИЛАН

Глава 1

ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ

САМООРГАНИЗАЦИЯ

Слово "орган" происходит от греческого "инструмент". В данном тексте самоорганизация - это генетически заложенное внутрен­нее стремление ребёнка к развитию эмоций, моделей поведения и способностей, систем внутренней саморегуляции, в результате чего, со временем, зависимость от внешнего стимулирования замещается внутренней регуляцией и саморегуляцией. Такая "под­готовка инструмента" требует внутреннего распределения труда, как, например, у клеток, специализация которых определяется на стадии эмбриона, или двух полушарий мозга, предназначенных для обработки разной информации.

Главная цель воспитания детей заключается в том, чтобы пре­вратить свои способности или знания в такое поведение, которое способен понять ребёнок, и в том, чтобы повторять его (поведе­ние) в различных ситуациях, до тех пор, пока ребёнку не удастся выстроить аналогичную внутреннюю функцию.

Учиться читать - хороший пример этому: вы преобразовыва­ете ваше знание в поведение, направленное на ребёнка. Ребёнок сначала имитирует положение вашего тела и ваши слова, когда вы читаете, и постепенно приходит к модели того, как трансфор­мировать увиденное в сказанное. Он устанавливает внутреннюю систему кодирования, и, теперь, он способен читать без вашей помощи и внимания. Вы вместе выстроили у ребенка самоорга­низующуюся функцию чтения. Те же самые циклы имеют место в обучении тому, как пить, есть, двигаться, смеяться, любить, играть, общаться и т.д.

РАЗВИТИЕ ПОСТОЯНСТВА

По сравнению со взрослым человеком, ребёнка можно охаракте­ризовать всего одним словом: неустойчивость. Термин "постоян­ство" применяется психологами для описания степени внутрен­ней устойчивости (не зависящей от изменений внешней среды), в различных сферах развития. Одна важная форма устойчиво­сти называется постоянством объекта (object constancy): ребёнок постепенно начинает узнавать и запоминать мать (объект вни­мания), он развивает свое внутреннее представление о матери, которое со временем становится независимым от её физического присутствия. Пожилые люди, которые в раннем детстве много общались со своей матерью, всё ещё говорят о ней с любовью -даже если она умерла уже несколько десятков лет тому назад, силь­ные эмоциональные воспоминания о ней всё ещё направляют их действия и служат моделью при формировании всех последующих отношений.

Постоянство можно определить, как способность выдерживать функцию, независимо от изменений внешней среды. Например: Вы просите двухлетнего ребёнка принести из кухни чашку. По дороге внимание ребёнка рассеивается множественными инте­ресными объектами, возможно, кто-то заговорит с ним о чём-то другом. С каким количеством отвлекающих факторов справится ребёнок, всё ещё помня о том, что на кухне нужно взять чашку и с ней вернуться? Если вы спрячетесь за дверью, и станете ждать пока ребенок сам найдет вас - появится ли у ребенка стабильное понимание вашего присутствия рядом или же он начнет плакать в тот же миг, как потеряет вас из виду? Если вы попросите четы­рехлетнего малыша принести чашку, тогда, очевидно, он сумеет помнить о вашем желании, невзирая на все встретившиеся ему по пути на кухню и назад факторы помехи.

Следует помнить, что постоянство сохраняется, несмотря на то, что мы постоянно перерабатываем новую информацию. Равно как и наше внешне твёрдое тело полностью заменяется на протя­жении жизни за счет обмена веществ, однако, из-за этого мы же не

теряем свою идентичность (благодаря генетическому коду). Также, через постоянство (психологический код), на основе конкретных моделей организуется и получаемый нами из окружающей среды случайный поток информации. Постоянство - это модель поведе­ния, которая непрестанно старается повторять саму себя, проти­востоит новым событиям и вызывающим стресс влияниям окру­жающей среды. Даже простая бактерия типа E. coli, демонстрирует врождённое стремление к постоянству: если в ДНК бактерии искусственно внедрить ген, отвечающий за выработку инсулина, бактерия начинает послушно вырабатывать инсулин, однако, через некоторое время она отторгает фрагмент внедренного кода ДНК и снова становится старой доброй обыкновенной бакте­рией Е. соН! Вот вам постоянство! Можно сказать, что механизм постоянства является ядром нашей эго - идентичности (я - тот же самый (identify, от латинского "idens" = быть тем же).

Стенка клетки является полупроницаемой мембраной, стро­ение которой позволяет сохранять внутреннее постоянство, и, одновременно, устанавливать контролируемое взаимодействие с окружением.

Это первичная функция постоянства человека, когда клетка эмбриона устанавливает внутреннее постоянство, которое при этом предполагает контакт через прикрепление к матке.

Внутреннее постоянство ребёнка, похоже, зависит от изначаль­ного внешнего постоянства: непосредственное окружение должно иметь определенную устойчивость, форму и предсказуемость, пре­жде чем ребёнок сможет адаптироваться к изменениям и создать свою собственную независимую внутреннюю модель.

Случайные реакции приводят к случайной внутренней функ­ции. Например, если мать не стимулирует ребёнка регулярно, у него появляются проблемы с поддержанием постоянства темпера­туры тела, сердцебиения и дыхательной функции. На более позд­них этапах жизни он довольно длительное время не может нау­читься осознавать объект.

Глава 2

ЭТАПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

Какие внутрен

Наши рекомендации