Прерывание контакта у детей до двух лет -
ДЕТИ
С НАРУШЕНИЕМ ПРИВЯЗАННОСТИ
указания к организации
терапевтической среды
для ребенка
теория, причины, симптомы, лечение
16А1Е 1АР5Е1Е РЕКЕ НГО «Семья каждому ребенку»
Перевод © НГО «Семья каждому ребенку»
НГО «Семья каждому ребенку» благодарен за первичный перевод: Levani C. Nielsen
Редакторы
Эстония: О. Кяярманн, Л. Дорошенко, О. Приходько, Я. Снайт Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва (бывший детский дом № 19): С. А. Миронова, Ю. Н. Протасевич, Н. В. Титова
Дизайн: Янек Саареоя
Фотография на обложке: Milosz_G., bigstock.com
Отпечатано в Dipri OU
Опубликовано и отпечатано в Эстонии 2016
ISBN 978-9949-38-966-7
Приветствую Вас!
Прошу познакомиться с Герцогом - случаем острого нарушения привязанности - сердитым взрослым человеком и его практическим врачом Анной. Он объясняет ей, как его детство породило в нём проблемы привязанности, негативное представление о себе, влечение к буйному поведению и в чем состоит истинный характер подобных проблем.
Герцог Глостер:
"Меня природа лживая согнула
И обделила красотой и ростом.
Уродлив, исковеркан и до срока
Я послан в мир живой; я недоделан, -
Такой убогий и хромой, что псы,
Когда пред ними ковыляю, лают.
Чем в этот мирный и тщедушный век
Мне наслаждаться7. Разве что глядеть
На тень мою, что солнце удлиняет
Да толковать мне о своём уродстве7
Раз не дано любовными речами
Мне занимать болтливый пышный век,
Решился я стать подлецом и проклял
Ленивые забавы мирных дней.
Я клеветой, внушением опасным
Смертельную вражду посеял... "
Анна:
"Чужд подлецу закон людской и Божийу
А лютый зверь и тот ведь знает жалость".
Герцог Глостер:
"Не знаю жалости - вот и не зверь я".
Анна:
"О чудо! Дьявол правду говорит ".
У. Шекспир:
Ричард III, Акт I, Сцена
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................. 16
ВСТУПЛЕНИЕ................................................................................ 18
Что такое "привязанность"?..................................................... 20
Что такое нарушение привязанности?..................................... 22
Развитие ранней привязанности: вызов всемирного масштаба... 26
Что происходит, когда они вырастают?.................................. 34
Это не только ваша проблема - она наша общая.................... 36
Наши бессознательные понятия о детстве и детях................. 37
Мои концепции.......................................................................... 41
Реальность: это такое же ограничение, как и другие.............. 43
О терминологии........................................................................ 44
Содержание - что вам может дать эта книга........................... 46
Часть I ФОРМИРОВАНИЕ НП ОТ ЗАЧАТИЯ ДО ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ
Глава 1
ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ............................................................ 51
Две основные причины дезорганизованного
социального поведения.......................................................... 51
Нормальный ранний контакт, самоорганизация и постоянство.... 56
Функция контакта в развитии ребёнка..................................... 57
Самоорганизация...................................................................... 59
Развитие постоянства................................................................ 60
Глава 2
ЭТАПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ......................................................... 62
Этап 1: физическая самоорганизация...................................... 62
Этап 2: сенсорная организация................................................ 63
Этап 3: сенсомоторная/двигательная организация................. 65
Этап 4: организация личности................................................. 67
Этап 5: социальная организация.............................................. 69
Поэтапное развитие и диагностика.......................................... 70
Глава 3
ПРЕРЫВАНИЕ КОНТАКТА У ДЕТЕЙ ДО ДВУХ ЛЕТ -
СИМПТОМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ............................. 75
Прерывание контакта и неспособность формировать
постоянство............................................................................ 75
Прерывание контакта и дети с НП........................................... 79
Патологический контакт между матерью и ребенком -
результаты исследований...................................................... 80
Генетический контекст............................................................. 82
Протекание беременности....................................................... 84
Процесс родов.......................................................................... 86
Глава 4
НАРУШЕНИЕ КОНТАКТА И РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ........... 90
Развитие центральной нервной системы (ЦНС)...................... 90
Гипотеза о роли неврологических дисфункций
в формировании НП............................................................... 94
Эмоциональный и социальный мозг (лимбическая система):
связь восприятия и моделей эмоциональных реакций......... 96
Кора головного мозга: регуляция и концентрация................. 98
Контрольный перечень симптомов депривации
у маленьких детей................................................................ 100
Глава 5
НАРУШЕНИЯ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ................................................................................ 103
Ощущения, внимание, эмоции, формирование гештальта:
основы познавательной способности.................................. 103
Движение и развитие моторики.............................................. 106
Фазы развития моторики........................................................ 109
Заключение о развитии моторики ......................................... 115
Перечень симптомов НП у детей дошкольного возраста..... 116
Глава б
ЗАДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.... 120
Становление личности: объектные отношения - ключ к миру.
Достижение постоянства объекта........................................ 120
Стадии достижения постоянства объекта.............................. 122
Стадии 1 и 2: базовая привязанность и базовая тревога....... 123
Пример: слабая базовая привязанность................................. 124
Пример: парадоксальная привязанность и слабая тревога... 126
Стадии 3 и 4: базовая интернализация родителя
и базовое постоянство среды............................................... 129
Постоянство личности и травматическое отвержение......... 130
Дефицит эмоционального и когнитивного развития
при задержке на 1 и 2 стадиях ............................................ 132
Перечень функций личности с НП, от дошкольного возраста
до подросткового возраста.................................................. 133
Социальная среда детей с НП................................................ 135
Заключение о социальной среде: общий перечень рисков НП.. 137
Часть II ТЕРАПИЯ
Общие принципы терапии средой
Терапия на разных стадиях развития
Глава 7
КАК ПРИМЕНЯТЬ ТЕРАПИЮ СРЕДОЙ?.................................... 147
Некоторые общие принципы терапии средой....................... 147
Чем отличается психотерапия от терапии средой?.............. 148
Внешнее постоянство заменяет отсутствие
внутреннего постоянства..................................................... 151
Глава 8
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРАПИИ СРЕДОЙ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ И ДО 3-Х ЛЕТ................................................ 156
Терапия перед зачатием.......................................................... 156
Евгеническая (генетическая) терапия..................................... 156
Терапия во время беременности, после рождения ребенка и
до возраста 3-х лет............................................................... 157
Период после рождения до возраста трех лет:
лечение регрессией.............................................................. 161
Регрессия и процесс усыновления.......................................... 169
Эмоциональная связь и нарушение привязанности
у приёмных детей в период перехода в семью................... 170
Часть 1. Проблемы перехода при обретении новых родителей. 170
Особенности реагирования на разных стадиях развития. 171
Механизмы психологической защиты и
выживания на разных стадиях развития......................... 173
Симптомы физического стресса в переходном периоде.. 177
Регрессия необходима....................................................... 177
Кризис приёмных родителей............................................. 178
Часть 2. Дети с постоянным нарушением привязанности.... 180
Глава 9
ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......... 184
Терапия средой для дошкольников........................................ 184
Профессиональные наблюдения............................................ 185
Поведение в детских группах ................................................ 185
Поведение во время учёбы и занятий.................................... 186
Методы: работайте на соответствующем уровне развития.. 187
1. Планируя своё взаимодействие с ребёнком,
поделите возраст ребёнка на 2, 3 и 4 года ................. 187
2. Научитесь делать всё "по кирпичику": будьте зеркалом ... 187
3. Цепь поведенческих моделей. Построение "дома"
по кирпичику. (Последовательность поведенческих
моделей)....................................................................... 189
4. Осознавание и связей и действий. Осознавание
отношений, так же как и упражнений......................... 190
5. Различайте "отношения в уме" и
"отношения в реальности".......................................... 192
6. Находитесь здесь и сейчас - работайте только
с настоящим моментом и ближайшим будущим ...... 194
7. Демонстрируйте четкое понимание авторитета и границ.... 195
Глава 10
ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ ДЛЯ РЕБЁНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.......... 196
Терапия средой для ребенка школьного возраста (7-12 лет).... 196
Ребёнок, страдающий нарушениями привязанности в классе... 198
Как и при каких обстоятельствах вы учитесь учиться?........ 199
Как найти подлежащее в предложении.................................. 205
Учитель как организатор отношений или: не давайте ему
велосипед, постройте для него колыбель........................... 205
Сделайте себя недвусмысленным объектом для ребенка..... 208
Примите на себя всю ответственность.................................. 208
Обучение на фазе 1: выстраивание объекта и фона.............. 209
Использование полисенсорного метода для обобщения...... 211
Метод развития социального самосознания у ребенка......... 212
Фаза 1: Картирование аномальных поведенческих моделей ...212 Фаза 2: Направление внимания к поведенческим моделям ..213
Фаза 3: Распознавание моделей поведения ...................... 214
Фаза 4: Использование "рычага управления поведением"....216 Привносите небольшие изменения в базовые
поведенческие паттерны ребенка................................... 216
Фаза 5: "Классная лаборатория для альтернативного
поведения"....................................................................... 218
Фаза 6: Перенос лаборатории в условия класса............... 220
Фаза 7: Разъяснение другим того, что мы делаем в классе 220
Этика........................................................................................ 221
С чего начать?......................................................................... 221
Вывод: важные цели и критерии успеха................................ 222
Необходимые условия............................................................ 223
Результаты............................................................................... 225
Глава 11
Глава 12
ТЕРАПИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.................... 240
Уход из дома с недостаточным багажом............................... 240
Мягкий случай пубертатных проблем.............................. 244
Трудный случай с пубертатной проблемой...................... 245
Некоторые соображения по поводу психотерапии для
родителей и подростков с НП............................................. 247
Глава 13
Глава 14
Глава 15
Глава 16
МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НП................. 296
Некоторые инструменты развития командной работы......... 296
Отображение "навыка привязанности" в команде................. 296
"Большое ухо"......................................................................... 299
Интервью для взаимного наблюдения................................... 300
Изучение действий - инструмент анализа и альтернативных
решений................................................................................ 301
Вывод, касающийся организации терапевтической среды... 302
ПОСТСКРИПТУМ И ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ....... 304
ЛИТЕРАТУРА............................................................................... 306
Предисловие
Каждый ребёнок является ценностью для своей страны. Верю, что по крайней мере, в нашей стране, эту точку зрения разделяют все. Каждый человек имеет равные права на развитие и реализацию своего потенциала в жизни.
Ребёнок - это не маленький человек с маленькими правами. Ребёнок имеет те же права, что и взрослый, но, к сожалению, не все дети рождаются с равными возможностями. И самым несправедливым событием в начале жизни ребёнка становится трагедия потери семьи.
В современном мире, стараемся пренебречь правилами, действовавшими раннее, утверждая, что общество развивается и различные ограничения и какие бы то ни было консервативные понятия сегодня уже не работают. В некоторой сфере это может быть действительно так, однако обязательность наличия хотя бы одного постоянного и дающего чувство защищённости опекуна для того, чтобы ребенок вырос самостоятельным и успешным человеком, остается непоколебимым правилом, как закон природы.
В последнее время, в мире большое внимание обращают на развитие чувства привязанности между родителем и ребенком. Важность его признается и освещается в различных дородовых и послеродовых программах и курсах касающихся отношений родителей и ребенка.
Однако, что будет в случае, если у ребенка не было возможности начать такие отношения или создание и развитие таких отношений не состоялось? В случае, если достаточная родительская забота осталась для ребенка незнакомой или положительные отношения между ребенком и родителем были прерваны, в развитии ребенка образуется трещина. Чем меньше ребенок ощущал безопасность и персонально к нему направленную заботу, тем больше эта трещина. В профессиональной терминологии такое явление называют нарушением привязанности, однако что же это понятие, - можно даже сказать, диагноз - в себя включает и как лечить детей с таким диагнозом, на этот вопрос большинство специалистов Эстонии ответа пока не знают.
Данная книга, «Дети с нарушением привязанности», одна из первых попыток восполнить существенный пробел в разделе профессиональной литературы о нарушениях привязанности в Эстонии. Люди, которые сталкиваются с оставшимися без родительской заботы детьми и оказываются бессильными, оставаясь с глазу на глаз с реальностью - я хочу помочь эти детям, но не умею - смогут найти опору на страницах данной книги. Верю, что также и хорошие советы о том, как лучше понять и разумнее поддержать детей и молодых людей с нарушениями привязанности в их переходе в самостоятельную жизнь.
Нильс Пеэтер Рюгаард, в своей книге не приукрашивает нарушения привязанности. Он лишь открыто делится своим 30-летним опытом, исходя из практических знаний, и также признает, что порой и у него самого не все получается. Эти слова принадлежат ему: «Если хочешь помочь брошенному или оставшемуся в раннем возрасте без заботы ребенку, ты должен работать, как бульдозер, но с крыльями ангела». Главная идея книги Рюгаарда побудила нас издать ее и на русском языке. Если благодаря книге Нильса Пеэтера Рюгаарда хотя бы один ребенок получит необходимую помощь и поддержку, то наша задача будет выполнена.
Яне Снайт
НГО Семья каждому ребенку/
Family For Each Child
ВСТУПЛЕНИЕ
На сегодняшний день общество пока ещё не сумело найти возможности для предотвращения нарушений привязанности (здесь и далее НП), равно как и разработать более или менее успешные терапевтические методы, которые подходили бы каждому ребёнку индивидуально. Если первые в жизни ребенка отношения не обеспечили его чувством защищенности, то создать такие отношения на более поздних этапах жизни будет очень трудно. По всей видимости, привязанность является своего рода "окном", широко раскрытым от рождения и постепенно, в большей или меньшей мере, закрывающимся к 3-х летнему возрасту.
Я хотел бы указать читателю на реальные возможности решения проблемы и представить широкий выбор теоретических и практических путей решения этой сложной, требующей внимания темы.
Следует обратить внимание на то, что данная книга посвящена нарушениям привязанности именно в тяжелой форме: речь пойдет не о детях, прошедших через единичные травмирующие жизненные события - они имеют гораздо лучший прогноз. В моей книге речь пойдет о детях, которые переживали многократные травмирующие события, возможно, голод, и беспрестанное отсутствие родительской заботы, в течение первых лет своей жизни.
Терапевтические рамки и идеи этой книги могут также применяться в качестве руководства для формирования у ребенка безопасной эмоциональной сферы. Чувство эмоциональной защищенности является непременным условием фактически для всего последующего развития личности. Спустя год или два с момента установления надежной среды, многие дети, казавшиеся поначалу «довольно безнадежными случаями», начинают демонстрировать
явный прогресс. Даже дети с серьезными проблемами быстрее идут на поправку, хоть им и требуется для этого большее количество лет.
Важно также понять, что это нормальные дети, чьё ненормальное поведение обусловлено ненормальной средой, окружавшей их в раннем детстве.
В данной книге много усилий прилагается для того, чтобы сделать обусловленное НП поведение поддающимся пониманию и демистифицированным.Это делается потому, что невозможно решить проблему, не вникнув глубоко в природу её происхождения - а у проблем связанных с НП есть свойство искажать наше чувство пропорции. Для иллюстрации симптомов, теории и практики приведено множество примеров из реальной жизни.
Если я преуспел в своей работе, то понять содержание книги Вам будет нетрудно, в то время как работа с ребёнком, страдающим НП, на практике станет постоянным вызовом для Ваших убеждений и чувства ответственности. Книга выступает в роли проводника, который старается ответить на самые распространенные вопросы, возникающие у родителей и специалистов, имеющих дело с детьми и подростками, с нарушениями привязанности (отсюда: НП):
• Почему все больше растёт число детей с НП?
• Каковы причины развития НП у детей?
• Каковы проявления НП в поведении и личности?
• Какова практика лечения или виды терапии на различных
этапах развития ребенка?
• Что можно сделать для предотвращения развития НП, или
для смягчения симптомов и последствий?
• Что происходит с людьми, группами и организациями, кото
рые работают с этими детьми?
• Как выработать и поддерживать терапевтический подход и
структуру лечения?
Для начала, позвольте представить Вам небольшое, общее вступление к проблеме НП.
ЧТО ТАКОЕ "ПРИВЯЗАННОСТЬ"?
Говоря кратко, Джон Боулби (1969, 1973, 1988) разработал теорию привязанности еще в 1950-ых годах. Он предположил, что ранняя привязанность (в возрасте от 0-3 лет), это свойственная приматам и, в особенности людям, врождённая поведенческая программа. Основная идея Боулби заключалась в том, что система поведения привязанности возникла из-за необходимости повысить вероятность защиты и выживания потомства.
Защита основывается главным образом на физической близости и контакте между матерью и ребёнком в течение первых лет его жизни. Если близости мешают или препятствуют, то и у матери, и у ребенка проявляется целый ряд характерных поведенческих реакций, таких, как плач, поиск друг друга, тоска и т.д.
Так, система активируется в случае разлуки и стабилизируется, предположительно, к концу первого года жизни ребёнка. В своей работе «The Strange Situation Test» Мери Айнсворт (1978) описывает три характерные модели реакций (или стратегии близости), проявлявшиеся, когда мать выходила из комнаты. Позднее была выявлена и четвёртая модель. В ходе этого простого и гениального теста мать и годовалый ребёнок помещаются в комнату полную интересных игрушек. На протяжении испытания мать дважды выходит из комнаты на три минуты, в это же время отслеживается реакция ребёнка на уход и возвращение матери. Поведенческие модели, наблюдаемые в возрасте одного года, у 70% детей сохраняются до совершеннолетия и, похоже, передаются от поколения к поколению через поведение привязанности воспитателя. Эти четыре модели поведения описаны ниже.
МОИ КОНЦЕПЦИИ
Я много лет провел в детских домах, в обществе детей, страдающих нарушениями привязанности, и это, конечно, много раз меняло и мои собственные взгляды. Например, случай, когда зимой ребёнок забрался на обледеневшую крышу 3-х этажного дома и в отчаянии грозился спрыгнуть. Он в слезах кричал, что его жизнь никчемна, что он хочет вернуть свою маму, что воспитателям на него наплевать, и что он хочет умереть. Поколебавшись немного, я полез
его героически спасать - и обнаружил, что он устроил эту сцену, лишь для того, чтобы развлечься и потешить 20 своих маленьких товарищей, собравшихся внизу. Он заранее поспорил с другими детьми, что сумеет заманить меня на крышу! После случившегося, маленький букмекер равнодушно собирал с детей проспоренные деньги, я же тем временем, вернулся в кабинет, размышляя о природе нарушений привязанности и над тем, что посоветовать представителям персонала, охваченным параноидальной идеей необходимости контроля над ситуацией.
Или, гуляя с шестилетней голубоглазой девочкой с белокурыми вьющимися волосами, которая с энтузиазмом сообщает мне следующее: "Я могу сделать так, что новая преподавательница поменяет цвет!" Я прошу её сделать это. Мы с преподавательницей садимся, и девочка показывает на меня и говорит: "Этот урод только что залез рукой в мои трусики!" Переваривая эту интересную информацию, наша новая преподавательница розовеет и даже краснеет. Девочка счастливо улыбается, а затем бросает на нее суровый взгляд и говорит: "Я знаю, что вы делали вчера с Томми - я могу все рассказать другим взрослым!" Теперь преподавательница стала совершенно бледной, оказывается, женщина забыла встретить ребёнка с автобусной остановки и в смущении постеснялась рассказать об этом остальным преподавателям. Девочка продолжала все в том же духе, и через некоторое время повернулась ко мне, торжествуя, и с невинным энтузиазмом объявила: "Видите, я в любое время могу заставить её поменять цвет!" Я велел девочке прекратить играть с женщиной и вместо этого пойти покататься на велосипеде, пока я привожу в себя преподавательницу. Этой девочке всего шесть лет, и персонал детского дома для нее не более, чем сложно устроенные игровые автоматы. Неделю спустя она протягивает мне своего мертвого питомца - кролика, которого она только что ножницами разрезала на четыре части, и бесстрастно объясняет: «Он больше не работает, и из него все время течет кровь, ты не мог бы его заново собрать?» Слишком много для счастливого детства...
О ТЕРМИНОЛОГИИ
Нарушение привязанности указывает на некое разочарование или каким-либо иным образом искаженное представление о привязанности у ребенка. В самых тяжелых случаях нарушений привязанности ребёнок не имеет представления о привязанности вообще. Как пример тому - описанная мной выше девочка. У неё были нормальные родители, но она появилась на свет в результате сложных родов, и кроме того, родилась с кожным заболеванием, препятствовавшим поступлению кислорода в организм. Её поместили в инкубатор, где она провела первые 12 месяцев своей жизни. Было это в 70-е годы, и персонал больницы совсем не имел информации о том, как важен человеческий контакт для новорожденного. В результате этого, девочка почти не имела контактов с людьми в течение всего периода пребывания в инкубаторе. Старые модели инкубаторов издавали звук, воспринимавшийся на слух стоящих снаружи как тихое жужжание, внутри же уровень шума достигал 110 ДБ, что соответствует шуму издаваемому самолётом Воет§ 747 в процессе разогрева двигателей.
Воспринимает ли эта девочка вообще людей как-то иначе, чем просто вещи, окружающие её? Любит или ненавидит она кого-нибудь (ничто в её поведении не указывает на это)? Возникают ли у неё сентиментальные чувства, когда она слышит звук включенного вентилятора? Этот пример полного отчуждения не так уж исключителен, как это может показаться, если учесть пример некоторых детей из румынского приюта, которых я видел в аналогичной обстановке. Покинув инкубатор, она подвергалась интенсивному стимулированию приёмными родителями и, не случись этого, она, вероятно, походила бы на психотическую личность, нежели на человека с симптомами нарушенной привязанности -по крайней мере, в возрасте 6-ти лет она обладала способностью к интеллектуальному структурированию.
Разумеется, существуют различные степени нарушения привязанности: ребёнок с полным отсутствием привязанности, ребёнок с парадоксальной привязанностью, который и скучает и нена-
видит одновременно, и ребёнок с ненадёжной привязанностью, страдающий низкой самооценкой и ощущающий себя крайне одиноким и покинутым. Все остальное - это лишь случаи, приграничные диагнозу нарушенной привязанности.
С точки зрения общества, дети с нарушениями привязанности, действительно, ведут себя антисоциально. С точки зрения клинического психолога, их личность никогда не созреет до такой степени, чтобы они были способны различать, что есть социально приемлемо, а что нет. Острые случаи скорее пресоциальны, нежели антисоциальны. "Пресоциальная личность" (неспособность социального понимания) более правильный термин в отношении таких детей.
Им приходится сильно стараться, чтобы постичь сложность отношений даже в самой малой группе. И в контролировании своей собственной энергии они так же беспомощны, как младенец на мотоцикле. Осознание себя самого внутри какой-то социальной системы (и, соответственно, ее частью) требует определенной зрелости. В случаях с нормальным интеллектом и незрелой личностью, решением для контакта часто становится псевдо-социальная почва: пациент может выбрать любую социальную роль или поведение наугад.
Существует много весомых причин, чтобы попытаться понять природу пациентов с нарушениями привязанности. Одна причина - это то, что, косвенно, они говорят нам о болезнях общества в целом; другая причина состоит в том, что наши исследования представляют собой неисчерпаемый источник понимания всех тех условий и ограничений, необходимых для развития отношений здоровой привязанности в течение всей жизни.
В тексте часто употребляется слово "мать", но на самом деле это лишь сокращение. Во многих семьях отец, дедушки и бабушки или другие стабильно присутствующие лица, такие как приёмные родители или дневные воспитатели успешно вносят свой вклад, помогая матери создать для малыша надежные рамки здоровой эмоциональной привязанности. Слово "мать" в данном тексте подразумевает функцию, необязательно исходя из биологического
родства как такового. Это "главное лицо, ответственное за первые два года воспитания, к которому ребёнок может быть привязан, часто в сочетании с другими ролевыми моделями". В целом, считается, что ребёнок может успешно построить отношения привязанности с 4-5 стабильно присутствующими в его жизни лицами, в числе которых, например, мать, отец, дневная няня, брат и сестра или любая другая группа лиц, олицетворяющая "материнскую" заботу. Функция "матери" - это по сути "малая, сплочённая, заботящаяся, социальная система воспитания детей".
СОДЕРЖАНИЕ - ЧТО ВАМ МОЖЕТ ДАТЬ ЭТА КНИГА
Если вам необходимо сразу знать, что предпринять в отношении конкретного ребёнка, приступайте прямо к чтению II части книги, но, не забудьте прочесть после и I часть. В долгосрочной перспективе, теоретическое понимание темы придаст вам в вашей работе терпения, гибкости и независимости.
Часть I рассматривает ТЕОРИЮ, ПРИЧИНЫ и СИМПТОМЫ. Какие базовые теоретические знания вам потребуются, чтобы прочесть эту книгу? Что может нарушить контакт между ребёнком и окружающей его средой? Что такое контакт, не только в психологическом смысле слова, но и его физические стадии от эмбриона до рождения? Текст прослеживает развитие ребёнка в хронологическом порядке. Описание причин и симптомов опирается на данные из генетики, эмбриологии, неврологии и педиатрии.
Кроме этого, в Части I содержится целый перечень симптомов НП, проявляющихся в разных возрастах. Это, по сути, контрольный ряд степеней риска - не диагностическое руководство, но вполне пригоден для практического использования, поможет вам определить, есть ли причины для профессионального вмешательства.
В Части II описывается ТЕРАПИЯ на разных этапах развития ребенка. На ранних этапах (напр, во время беременности) терапия может потребоваться, чтобы препятствовать употреблению матерью алкоголя, на более поздних этапах терапия может помочь ребёнку в построении и стабилизации сенсорных функций, а позднее и в понимании социальной среды. Внутренняя организация ребенка в период беременности и на протяжении всего детства меняется многократно, и, с каждым новым этапом, соответственно, меняется и терапия. Методы, уместные на одном этапе развития, на других этапах могут уже оказаться бесполезными или даже пагубными.
Для каждого этапа развития ребёнка вы найдете здесь ЦЕЛИ, МЕТОДЫ и ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, которыми сможете воспользоваться, планируя свои практические действия.
В Части III представлены УКАЗАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Рассматриваются эмоциональные, физические и социальные рамки, с точки зрения планирования терапии. Описывается личностное развитие и проблемы у лиц, работающих с детьми, страдающими НП, а также общие задачи супервизора. Предлагаются рекомендации по формированию команды и эффективному руководству для поддержания ее успешной работы.
Часть 1
ФОРМИРОВАНИЕ
НП ОТ ЗАЧАТИЯ
ДО ПОЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ
причины и симптомы
системный взгляд
на взаимоотношения
матери и ребёнка
контакт, самоорганизация и формирование постоянства
последствия нарушения контакта
Любовь моя как ворон
на моём окне с поломанным крылом.
"Любовь минус ноль"
БОБ ДИЛАН
Глава 1
ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ
САМООРГАНИЗАЦИЯ
Слово "орган" происходит от греческого "инструмент". В данном тексте самоорганизация - это генетически заложенное внутреннее стремление ребёнка к развитию эмоций, моделей поведения и способностей, систем внутренней саморегуляции, в результате чего, со временем, зависимость от внешнего стимулирования замещается внутренней регуляцией и саморегуляцией. Такая "подготовка инструмента" требует внутреннего распределения труда, как, например, у клеток, специализация которых определяется на стадии эмбриона, или двух полушарий мозга, предназначенных для обработки разной информации.
Главная цель воспитания детей заключается в том, чтобы превратить свои способности или знания в такое поведение, которое способен понять ребёнок, и в том, чтобы повторять его (поведение) в различных ситуациях, до тех пор, пока ребёнку не удастся выстроить аналогичную внутреннюю функцию.
Учиться читать - хороший пример этому: вы преобразовываете ваше знание в поведение, направленное на ребёнка. Ребёнок сначала имитирует положение вашего тела и ваши слова, когда вы читаете, и постепенно приходит к модели того, как трансформировать увиденное в сказанное. Он устанавливает внутреннюю систему кодирования, и, теперь, он способен читать без вашей помощи и внимания. Вы вместе выстроили у ребенка самоорганизующуюся функцию чтения. Те же самые циклы имеют место в обучении тому, как пить, есть, двигаться, смеяться, любить, играть, общаться и т.д.
РАЗВИТИЕ ПОСТОЯНСТВА
По сравнению со взрослым человеком, ребёнка можно охарактеризовать всего одним словом: неустойчивость. Термин "постоянство" применяется психологами для описания степени внутренней устойчивости (не зависящей от изменений внешней среды), в различных сферах развития. Одна важная форма устойчивости называется постоянством объекта (object constancy): ребёнок постепенно начинает узнавать и запоминать мать (объект внимания), он развивает свое внутреннее представление о матери, которое со временем становится независимым от её физического присутствия. Пожилые люди, которые в раннем детстве много общались со своей матерью, всё ещё говорят о ней с любовью -даже если она умерла уже несколько десятков лет тому назад, сильные эмоциональные воспоминания о ней всё ещё направляют их действия и служат моделью при формировании всех последующих отношений.
Постоянство можно определить, как способность выдерживать функцию, независимо от изменений внешней среды. Например: Вы просите двухлетнего ребёнка принести из кухни чашку. По дороге внимание ребёнка рассеивается множественными интересными объектами, возможно, кто-то заговорит с ним о чём-то другом. С каким количеством отвлекающих факторов справится ребёнок, всё ещё помня о том, что на кухне нужно взять чашку и с ней вернуться? Если вы спрячетесь за дверью, и станете ждать пока ребенок сам найдет вас - появится ли у ребенка стабильное понимание вашего присутствия рядом или же он начнет плакать в тот же миг, как потеряет вас из виду? Если вы попросите четырехлетнего малыша принести чашку, тогда, очевидно, он сумеет помнить о вашем желании, невзирая на все встретившиеся ему по пути на кухню и назад факторы помехи.
Следует помнить, что постоянство сохраняется, несмотря на то, что мы постоянно перерабатываем новую информацию. Равно как и наше внешне твёрдое тело полностью заменяется на протяжении жизни за счет обмена веществ, однако, из-за этого мы же не
теряем свою идентичность (благодаря генетическому коду). Также, через постоянство (психологический код), на основе конкретных моделей организуется и получаемый нами из окружающей среды случайный поток информации. Постоянство - это модель поведения, которая непрестанно старается повторять саму себя, противостоит новым событиям и вызывающим стресс влияниям окружающей среды. Даже простая бактерия типа E. coli, демонстрирует врождённое стремление к постоянству: если в ДНК бактерии искусственно внедрить ген, отвечающий за выработку инсулина, бактерия начинает послушно вырабатывать инсулин, однако, через некоторое время она отторгает фрагмент внедренного кода ДНК и снова становится старой доброй обыкновенной бактерией Е. соН! Вот вам постоянство! Можно сказать, что механизм постоянства является ядром нашей эго - идентичности (я - тот же самый (identify, от латинского "idens" = быть тем же).
Стенка клетки является полупроницаемой мембраной, строение которой позволяет сохранять внутреннее постоянство, и, одновременно, устанавливать контролируемое взаимодействие с окружением.
Это первичная функция постоянства человека, когда клетка эмбриона устанавливает внутреннее постоянство, которое при этом предполагает контакт через прикрепление к матке.
Внутреннее постоянство ребёнка, похоже, зависит от изначального внешнего постоянства: непосредственное окружение должно иметь определенную устойчивость, форму и предсказуемость, прежде чем ребёнок сможет адаптироваться к изменениям и создать свою собственную независимую внутреннюю модель.
Случайные реакции приводят к случайной внутренней функции. Например, если мать не стимулирует ребёнка регулярно, у него появляются проблемы с поддержанием постоянства температуры тела, сердцебиения и дыхательной функции. На более поздних этапах жизни он довольно длительное время не может научиться осознавать объект.
Глава 2
ЭТАПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ
Какие внутрен