Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли?

Улыбающийся супермен с рекламного плаката, выполненного в стиле голландской живописи и изображающего стол с огромным количеством вся­ких яств, утверждает, что может съесть все это за один раз, не испытывая тяжести в желудке. А все потому, что он регулярно принимает препарат X, сделанный исключительно из природных компо­нентов, который позволяет избежать неприятных ощущений при переедании. "Примите X и отправ­ляйтесь на вечеринку" — советует супермен.

Итак, последовав его совету, любой может стать свободным от "ограничений" собственной телесно­сти. А став столь свободным и неподконтрольным в своей телесности, можно, чего доброго, что-то и перепутать. Например, посчитать изделие У пи­щевым продуктом, ведь про него с экрана говорят: "Невозможно съесть только один кусочек — чем больше ешь, тем больше хочется". Хотя даже кош­ке понятно, что продукт, не утоляющий естествен­ного чувства голода, в пищу не годится. Но так считает примитивное животное, а не индивид, по­бедивший ограничения своей телесной природы. Последний, по-видимому, может перепутать чувство удовлетворения с чувством ненасытимого влечения к пище (булимии). А все потому, что потеряв кон­такт с естественными телесными ощущениями, он неминуемо попадает в пространство языковых сим­волов, где критерии индивидуальной пользы не столь очевидны.

Это легко объяснить, вспомнив, что наше тело принадлежит лично нам, а слова и символы находятся в общественной собственности, откуда мы их и заимствуем. Кому-то это идет на пользу, а кому-то — во вред.

Конечно, и в языково-символическом простран­стве могут быть найдены критерии индивидуаль­ного блага и индивидуального неблагополучия. Но для этого нужна работа собственной мысли. А это не всегда привлекает, ведь отсутствие своей мыс­ли в современном мире часто облегчает жизнь, не угрожая личной безопасности, а, напротив, облегчая "совпадение" с господствующими взглядами и принося "успокоение". Разумеется, до поры до вре­мени, пока человеческая телесность не проявит себя в форму бунта, выражающегося в соматичес­ком симптоме.

Но и тут индивид оказывается не одинок. Ци­вилизация позаботится о нем, так же как раньше она позаботилась о создании симптома. Она опять предложит что-нибудь съесть, и опять же создан­ное из природных компонентов. Так замыкается круг, центром которого является убеждение, что другие ("специалисты") лучше меня знают, в чем состоит источник блага для меня. И тогда внима­ние к собственным телесным ощущениям стано­вится вовсе уже излишним, ведь существуют при­боры, которые лучше меня определят, как я себя чувствую.

Индивид, несколько раз пройдя по этому замк­нутому кругу, может заподозрить, что здесь что-то не так, и у него может возникнуть запрос к специ­алистам другого жанра, ориентирующих на иной образ жизни, холистическое понимание здоровья, более этичное отношение к своей телесности, вы­явление связи между стереотипами мышления, поведения, чувствования и возникающей симпто­матикой.

Но и .здесь он может попасть в ловушку благо­разумного компромисса, выражающегося в идее гармоничного совмещения "традиционных" и "не­традиционных", физиологических и психологичес­ких методов воздействия на свое тело. Можно, конечно, совместить различных специалистов под крышей одного здания, но совмещение противо­положных подходов и взаимно исключающих иде­ологий в отдельно взятой голове может привести лишь к новому симптому или неврозу. То, что эти подходы противоречат друг другу, обнаружить до­вольно трудно, ведь во многих книгах по холисти­ческой медицине приговаривается, что эти методы не отменяют и не заменяют традиционных мето­дов лечения.

В таком случае можно было бы ожидать, что в книгах по традиционным методам лечения содер­жались бы аналогичные приговоры, а именно: что традиционные методы не отменяют и не заменяют нетрадиционных. Но этого, как говорится, не на­блюдается... А то, что наблюдается, а именно: при­стройка снизу холистических подходов к челове­ческой телесности к официальной медицине, может быть объяснено трудно скрываемым чувством вины и страха наказания у людей, разделяющих холис­тические взгляды, а также элементарным распре­делением власти над вашей телесностью, сложив­шимся в социально-санкционированных сферах медицины.

Концептуальная несовместимость этих подходов становится наиболее очевидной, если мы заметим, что представление о человеческой телесности в современных духовных практиках нерасторжимо связано с личным психологическим и телесным опытом человека, с системой его ценностей. В рам­ках так понятого монистического подхода не су­ществует никакой психофизиологической пробле­мы как проблемы взаимодействия психического и физиологического, душевного и телесного.

В отдельно взятом живом индивиде нет двух разнонаправленных волнений, одно из которых при­надлежит психике, а другое — физиологии, "орга­низму". Физиология, "организм" являются лишь реализаторами душевно-психологических волнений индивида, которые могут быть как сознательны­ми, так и бессознательными.

Биологически-ориентированная медицина исхо­дит из понятия организма, живущего своей отдель­ной от психики жизнью и напоминающей гигантс­кий компьютер, который программирует неизвестно кто. Для слежения за деятельностью этого неизве­стного разрабатывается гигантская аппаратурная диагностика, которая тоже должна освободить че­ловека от внимания к своему телесному опыту, сделав его ненужным. Такая медицина основное внимание уделяет механизмам развития патологи­ческих процессов и неявно пропагандирует идею о беспомощности и слабости человеческой телесно­сти, будто бы не обладающей способностью к есте­ственному самоисцелению.

Материальным воплощением этого страха перед беспомощностью человеческого тела и неверия в его ресурсы является громадный рост медицинс­кой технологии. Невинный вопрос студентам-стар­шекурсникам медицинского института — "Расска­жите, как это заболевание проходит само?" — обычно ставит их в тупик. Многие из них вообще не верят, что какое-либо заболевание может пройти само. Это и неудивительно, ведь обычная под­готовка медиков не включает в себя изучение ме­ханизмов естественного самоисцеления.

Надо сказать, что эта способность зафиксирова­на в медицинской практике как так называемый "плацебо-эффект", часто неправильно толкуемый как эффект "пустышки". По нашему мнению, этот эффект является универсальным источником ис­целения. Если человек выздоровел, то сработал плацебо-эффект, независимо от того, лечим чело­века, или заболевание прошло само. Но у кого и как этот эффект "запускается" — остается боль­шой тайной. Как говорится, "по вере вашей дается вам". Для кого-то это могут быть традиционные методы, для кого-то — нетрадиционные. Но заме­тим, что конечный эффект обусловлен готовнос­тью человека изменить свою жизнь к лучшему, а не вернуться к известному состоянию "до болез­ни". И тогда оказывается, что в чем-то студенты-медики правы. Ведь они наблюдают, что улучше­ние резко возникает "само" у тех людей, которые хотят мыслить, чувствовать, действовать как "до болезни", и при этом чувствовать себя хорошо.

Кстати, обратите внимание на самый смысл вы­ражений "чувствовать себя хорошо" и "чувствовать себя плохо". Первое означает хорошо себя пони­мать, видеть причины и следствия своих состоя­ний и действий. Второе означает нечто прямо про­тивоположное. Именно это имеется в виду, когда говорят, что кто-то "хорошо чувствует свою маши­ну" или материал, с которым работает.

Хорошее самопонимание всегда включает в себя работу мысли, т.к. телесные ощущения часто нуж­даются в интерпретации. Поэтому бегство от теле­сного опыта санкционирует отказ от работы ума.

Это легко понять, если вспомнить, что во взрос­лом состоянии мы уже во многом отрезаны от вос­приятия приятного и неприятного, отождествлен­ного в раннем детстве и у животных с ощущением полезного и вредного. Далее, в ходе социализа­ции, эти пары расщепляются и удаляются друг от друга, замещаясь культурно-принятыми стереоти­пами, так что человеку уже трудно доверять своим "естественным" ощущениям, давно уже ставшим ис­кусственными. При возникновении симптоматики или по другим, более "возвышенным" причинам, человек стремится вернуться к естественности про­стых и здоровых ощущений детства (как говорил один дзэнский мастер, "когда я голоден — я ем, когда я хочу спать — я сплю"). И человеку прихо­дится заново переучиваться, вновь научаясь лю­бить, например, простую пищу или другой образ жизни.

Часто причиной телесных разрушений в психо­соматически-ориентированной медицине считают так называемую "алекситимию", т.е. неспособность адекватно выразить свои эмоции в словах. Тем са­мым, по этой логике, тело берет на себя функцию речевого выражения эмоций, создавая симптом, "устроенный" по аналогии с речевым сообщением. Например, при невозможности рационально раз­решить ситуацию у человека начинает болеть го­лова. Или при страхе и нежелании услышать о себе нечто отрицательное начинает страдать функ­ция слуха.

Общим радикалом в данных примерах является эмоция страха и соответствующее ей нереализо­ванное поведение избегания. Тогда закономерно было бы предположить, что если человек окажет­ся в состоянии беспрепятственно рассказывать окружающим о своих страхах, встречая у них под­держку и понимание, то симптом у него пройдет. Но в реальности это часто не наблюдается.

Как осознание вытесненных переживаний, так и сообщение о них могут и не привести к улучше­нию состояния, если не будут совершены умствен­ные или физические действия, направленные на улучшение жизненной ситуации.

Постольку поскольку человеческое тело явля­ется не только органом восприятия мира, но и дей­ствия в нем, оно не может удовлетвориться реше­нием половины задачи. Поэтому типичным запросом пациента к психотерапевту является не только вопрос "Почему это случилось со мной?", но и "Что мне теперь делать, когда я это все по­нял?"

Кроме того, эмоции человека не являются ис­точниками первичной информации, а выступают в качестве результата когнитивной переработки си­туации. Те или иные стереотипы эмоционального реагирования являются результатом социализации и научения. Эмоциональные реакции детей на раз­личные стимулы похожи друг на друга по знаку, но только в раннем детстве. Например, громкий неожиданный звук ни у кого из младенцев вос­торга не вызывает.

Когда у взрослых возникает необходимость в переучивании и приобретении новых жизненных навыков, они начинают с перестройки мыслитель­ных и поведенческих стереотипов, а не с ожида­ния новых эмоций на прежние стимулы. Они зна­ют, что эмоции не задержатся при успехе перестройки мышления и поведения.

Если критерии эмоционального реагирования уже искажены, то открытие вербального канала для выражения этих эмоций, а также поддержка окружающих в этом, может лишь закрепить и уси­лить эти искаженные критерии. Все дело в когни­тивной переработке прежних критериев и выра­ботке новых.

И тогда симптом выполняет позитивно-защит­ную роль, побуждая человека думать о нем, чув­ствовать себя, а не закреплять в межличностном общении устаревшие формы реагирования.

Конечно, у людей со сходными симптомами на­блюдаются близкие психологические проблемы. Это позволяет создавать словари, где каждому сим­птому приписывается определенная психологичес­кая проблематика. Например, бронхиальная астма соответствует субъективной невозможности най­ти выход из удушающей ситуации. Эти книги при­носят определенную пользу, поскольку развивают у читателей интуицию и способность к понима­нию посланий своего тела.

Однако, как сказано выше, одного понимания недостаточно просто потому, что если человеку неясно, что делать с этой субъективной невозмож­ностью и удушающей ситуацией, и он не осуще­ствит выбора новых поступков, то его тело будет продолжать подсказывать человеку, выступая в качестве последней инстанции истины (духа), что он является не только субъектом переживания, но и субъектом действия в своем жизненном мире.

Значит ли это, что хорошо себя чувствуют толь­ко духовно-развитые и "нравственные" люди? Нет, не значит, и примеры хорошо себя чувствующих хамов, хулиганов и психопатов может привести каждый. Для иллюстрации этого феномена можем предложить следующий условный график.

По оси Y отложим заболеваемость (физическое неблагополучие). Поскольку этот процесс являет­ся массовым, то он должен подчиняться закону нормального распределения.

Из графика следует, что существуют две катего­рии лиц с низкой заболеваемостью. Причем пара­метр X для первой категории будет иметь низкие значения, а для второй — высокие. Что же это за параметр X ?

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? - student2.ru

По нашему мнению, этот параметр описывает соотношение между действием и его осознанием.

Для первой категории людей (0 — XI) харак­терно множество импульсивных ("непосредствен­ных") действий с малой степенью их осознания.

Для второй категории (Х2 — Г ), характерно небольшое количество действий и глубокое самоосознание.

К первой категории как раз и относятся физи­ческие здоровые хамы, хулиганы и психопаты, не обременяющие себя осознанием своих поступков и проблемами нравственного выбора.

Ко второй — мудрые люди, независимо от пола и возраста.

Большинство же населения не могут быть отне­сены в своей повседневной жизни ни к первым, ни ко вторым и находятся в средней части графи­ка. Они либо не доделывают дела, которые долж­ны сделать, либо не доводят до конца мысли, ко­торые нужно додумать.

Драматизм ситуации состоит в том, что, попав в среднюю часть графика, человек уже не имеет возможности безнаказанно вернуться в варварство. У него это уже не получится даже при сильном желании и ежедневном избивании подушки в ка­бинете у психолога. Остается путь только вперед — в заканчивании незавершенного и в осмыслении непонятого.

ГЛАВА 3

Методики

3.1. Баскаков В. Танатотерапия — искус­ство жизни и смерти

Танатотерапия является, прежде всего, психотера­певтическим методом воздействия на весь круг про­блем человека и затрагивает все виды телесности: индивидуальное тело, семью, организацию и госу­дарство как тело (2) В ее основе — целительные биологические реакции, организующие и коррек­тирующие энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) — область уста­новления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1) и терапия в данном случае заключается в оказании соответству­ющей помощи в установлении такого контакта. Ут­рата культуры т.н. правильного, естественного уми­рания и смерти (6), выражающейся в подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия про­цессов умирания и смерти в каждодневных жиз­ненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент — сформировало образ смер­ти-монстра, мучительной агонии Даже слово смерть превратилось в табу.

В обычной же жизни человек ежедневно стал­кивается с различными аналогами процесса уми­рания и смерти.

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? - student2.ru

Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслаб­ляется, сверхконтроль сознания покидает тело и пос­леднее становится объектом предметом (сравни, "покойник","вечный покой"). В силу этой причи­ны многие техники релаксации в качестве идеально­го, т.е. максимально расслабленного объекта исполь­зуют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).

Сон как смерть. Наилучшим образом это про­слежено в сказочной традиции (ожившие персо­нажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскреше­ние). Механизм целительности сновидений ана­логичен механизму целительности танатотера-пии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудре­нее») бессознательных структур, активизация энер­гии, которая не приводит к привычному ее подав­лению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот,- отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокирова­нию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и сим­позиумы, и слова песни «расставанье — малень­кая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и па­дения в статусе взрослых людей обычно иниции­руются через смерть, что смягчает, устраняет вре­менной разрыв (9,11).

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? - student2.ru

Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «ма­ленькая смерть» В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств)

Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процес­сами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др )

Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания В ее основе - характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др ) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформ­ляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии

Подготовительное упражнение

Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Вин­чи) с ладонями, обращенными наружу

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? - student2.ru

Фигура Витрувия

Почему же практически во всех случаях избега­ется позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, ле­жащею в такой позиции. У большинства эго ассо­циируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звез­ды" — это одновременно и позиция максимально­го получения. В этой амбивалентности данной по­зиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действитель­но так в основном живем) в позиции закрытос­ти — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых систе­мах психотерапии и эзотерических системах' по­мочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной

Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных пози­ций и характеризуются максимальной амбивалент­ностью (максимальная отдача и получение, при­чем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энер­гичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участ­ников семинара, где внутри круга все сидящие мак­симально открыты друг другу, но любой входя­щий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.

Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в кото­рых один становится "актером", активно-действу­ющим (от англ. act — действие), другой — "зри­телем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-восприни­мающего. На этой сцене "актер" предъявляет раз­ные типы контактов- игольчатые, точечно каса­ясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разне­сенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партне­ра); разного рода "перекрытия-мосты", напри­мер, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).

Фото из журнала «Столица»

Главное условие правильности выполнения дан­ного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после на­чала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком слу­чае контакты со стороны «актеров» становятся ак­туальными, принятыми «зрителями».

Цель "актеров" в этом импровизированном те­атре тела («телесном джазе», но меткому выраже­нию П Горобца) — удивить своих партнеров, при­чем, удивить постановкой "спектакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринима­ющих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ).

Время, отводимое на это упражнение — 5-7 ми­нут, после чего партнеры меняются ролями. Хоро­шо данное упражнение сопровождать музыкой ме­дитативно-релаксационного характера.

Специальное замечание касается окончания дан­ного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить вы­полнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исклю­чением, заканчивает его стандартным и совершен­но неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо под­няться и сесть (вспоминается, что так поднима­лась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послуш­ное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достиже­ние характеристик которого и нацелен данный при­ем).

Телесная гомеопатия»

В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с од­ним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применитель­но к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и пе­реживаниям.

В демонстрации партнер, на котором вы по­казываете данный прием, занимает позицию "звез­ды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечнос­тей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, при­коснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) на­давливать и, таким образом, отводить ее в сторо­ну •

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? - student2.ru

Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описывае­мое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совер­шенно незаметно, тогда как пассивно-воспринима­ющий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "што­рок" ресниц, последние отвечают в теле за конт­роль со стороны сознания (интенсивность тремо­ра возрастает в связи с ростом контроля) .

Время, отводимое на данный прием, не ограни­чено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограмма­ми веса руки. Это разница связана с участием конт­роля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только пос­ле смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объек­та, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).

В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 119

максимально устойчивой и удобной. Рекомендует­ся сесть у изголовья лежащего пассивно-воспри­нимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени па­узу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и ак­куратно приступаете к надавливанию. Своим на­давливанием Вы отводите лежащую голову на не­значительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме сни­маете свою нагрузку и голова партнера возвраща­ется на место Время выполнения приема — 4-5 минут на каждую конечность.

Впечатления от данного приема в основном ка­саются ощущений поляризации внутри тела. Час­то возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наобо­рот, ощущение наличия руки активно-действую­щего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).

Применение базовых приемов танатотерапии воз­можно как индивидуально, так и группой подго­товленных танатотерапевтов и также включает ра­боту с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя че­люсть, глаза, шея, подошвы ног), что является клю­чевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.

Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психо­терапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаи­моотношениями (паховая область), опорами (ноги).

Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли? - student2.ru

Из приведенных элементов Танатотерапии («те­атр прикосновений», «телесная гомеопатия») груп­пой 3-5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово "инициация" заим­ствовано из латинского языка и означает"войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает по­зицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).

Эффект многократно усиливается с добавлени­ем следующих приемов и принципов Танатотера-пии' «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.

В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «за­земляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («за­земление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.

Особый интерес представляют описания «путе­шествий» лицами, проходивших сеансы танатоте-рапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть ( выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (.5,7,8,12,14,15,16) Ниже приведе­ны наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов Стилистика языка сохранена.

Татьяна С, 32года.

Я поняла, что смерть — не эмоциональное состояние..., так как в этом эмоции не уча­ствуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала... Голова, еще что-то и это "что-то" не любит эту дурацкую голову. Хоте­лось, чтобы это не кончалось... Хотелось вып­рыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с гео­метрическими фигурами... Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось... Когда подня­ли — блаженство и яркий свет...

Елена К., 37 лет.

У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бе­жал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь...

В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение дове­рия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу рассла­биться. Я расстекласъ и впиталась в землю. "Глюки" начались, когда оставили в покое... Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не жи­вешь, или как влезть в перчатку...

Наташа Л., 28 лет.

С самого начала хотелось неимоверно сто­нать... Что больше всего удивило — я на­блюдала со стороны... Трудно вспомнить...

Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивал­ся, как поезд, ячейками. Я долго билась над воп­росом — если трубу изогнуть, света не должно быть... В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.

В настоящее время ведется работа по когнитив­ному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления эти­ми путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).

Результаты

Танатотерапия оказывает мощное релаксацион­ное воздействие, затрагивая и корректируя прак­тически все психологические проблемы человека.

Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые ре­зультаты и в области медицины, при лечении: па­циенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохон­дроза позвоночника (А.Гайваненко ,Одесса), деп­рессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Ки­шиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смер­ти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишинев­ская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).

Литература

1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энцикло­педический словарь. Инфра-М (в печати)

2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы те­лесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.

3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ суще­ствующих подходов. Сб Телесность человека: междисцип­линарные исследования. М.1991. Стр.54-61.

4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздей­ствия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестома­тия. СПб.,2000, стр.264-276.

5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.

6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суж­дению о мистике), Сергиев Посад, 1915.

7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с

8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.

9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.

10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.

11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.

12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982

13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17

14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991

15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969

16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975

3.2. В. Березкина-Орлова. Актерс­кие телесно-ориентированные пси­хотехники

Представляемый психологический тренинг явля­ется дальнейшей разработкой "Телесно-ориентиро­ванной психотехники актера", описанной в "Хрес­томатии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам обще­ния.

Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо исполь­зовать при работе с людьми, испытывающими труд­ности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, "забалтывать" проблемы, при психосоматических заболеваниях.

В течение жизни человек учится подавлять та­кие чувства , как стыд, обида, страх, гнев. Но из­вестно, что та наша "часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело "знает" и "помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, мо­жет нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к ис­целению. Оно подает нам сигналы, которые мы не понимаем и игнорируем, так как контакт с соб­ственным телом у нас часто нарушен, иногда пол­ностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Вос­становление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренин­га, подчиненными основной его цели, являются:

— снятие телесных напряжений;

— осознание своих проблем в виде их телесных аналогов;

— установление невербальных контактов с другими людьми;

— улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.

Необходимо отметить, что возможность исполь­зования тренинга не зависит от теоретических по­зиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные ис­пользуемым в тренинге, применяются в психодра­ме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чехо­вым, педагогами по сценическому мастерству, ра­ботающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колеснико­вой. Часть их них неизбежно претерпела некото­рые изменения и добавления, так как мы не ста­вим перед собой чист

Наши рекомендации