Лосева В., Акуньков А. Свобода от тела — свобода от мысли?
Улыбающийся супермен с рекламного плаката, выполненного в стиле голландской живописи и изображающего стол с огромным количеством всяких яств, утверждает, что может съесть все это за один раз, не испытывая тяжести в желудке. А все потому, что он регулярно принимает препарат X, сделанный исключительно из природных компонентов, который позволяет избежать неприятных ощущений при переедании. "Примите X и отправляйтесь на вечеринку" — советует супермен.
Итак, последовав его совету, любой может стать свободным от "ограничений" собственной телесности. А став столь свободным и неподконтрольным в своей телесности, можно, чего доброго, что-то и перепутать. Например, посчитать изделие У пищевым продуктом, ведь про него с экрана говорят: "Невозможно съесть только один кусочек — чем больше ешь, тем больше хочется". Хотя даже кошке понятно, что продукт, не утоляющий естественного чувства голода, в пищу не годится. Но так считает примитивное животное, а не индивид, победивший ограничения своей телесной природы. Последний, по-видимому, может перепутать чувство удовлетворения с чувством ненасытимого влечения к пище (булимии). А все потому, что потеряв контакт с естественными телесными ощущениями, он неминуемо попадает в пространство языковых символов, где критерии индивидуальной пользы не столь очевидны.
Это легко объяснить, вспомнив, что наше тело принадлежит лично нам, а слова и символы находятся в общественной собственности, откуда мы их и заимствуем. Кому-то это идет на пользу, а кому-то — во вред.
Конечно, и в языково-символическом пространстве могут быть найдены критерии индивидуального блага и индивидуального неблагополучия. Но для этого нужна работа собственной мысли. А это не всегда привлекает, ведь отсутствие своей мысли в современном мире часто облегчает жизнь, не угрожая личной безопасности, а, напротив, облегчая "совпадение" с господствующими взглядами и принося "успокоение". Разумеется, до поры до времени, пока человеческая телесность не проявит себя в форму бунта, выражающегося в соматическом симптоме.
Но и тут индивид оказывается не одинок. Цивилизация позаботится о нем, так же как раньше она позаботилась о создании симптома. Она опять предложит что-нибудь съесть, и опять же созданное из природных компонентов. Так замыкается круг, центром которого является убеждение, что другие ("специалисты") лучше меня знают, в чем состоит источник блага для меня. И тогда внимание к собственным телесным ощущениям становится вовсе уже излишним, ведь существуют приборы, которые лучше меня определят, как я себя чувствую.
Индивид, несколько раз пройдя по этому замкнутому кругу, может заподозрить, что здесь что-то не так, и у него может возникнуть запрос к специалистам другого жанра, ориентирующих на иной образ жизни, холистическое понимание здоровья, более этичное отношение к своей телесности, выявление связи между стереотипами мышления, поведения, чувствования и возникающей симптоматикой.
Но и .здесь он может попасть в ловушку благоразумного компромисса, выражающегося в идее гармоничного совмещения "традиционных" и "нетрадиционных", физиологических и психологических методов воздействия на свое тело. Можно, конечно, совместить различных специалистов под крышей одного здания, но совмещение противоположных подходов и взаимно исключающих идеологий в отдельно взятой голове может привести лишь к новому симптому или неврозу. То, что эти подходы противоречат друг другу, обнаружить довольно трудно, ведь во многих книгах по холистической медицине приговаривается, что эти методы не отменяют и не заменяют традиционных методов лечения.
В таком случае можно было бы ожидать, что в книгах по традиционным методам лечения содержались бы аналогичные приговоры, а именно: что традиционные методы не отменяют и не заменяют нетрадиционных. Но этого, как говорится, не наблюдается... А то, что наблюдается, а именно: пристройка снизу холистических подходов к человеческой телесности к официальной медицине, может быть объяснено трудно скрываемым чувством вины и страха наказания у людей, разделяющих холистические взгляды, а также элементарным распределением власти над вашей телесностью, сложившимся в социально-санкционированных сферах медицины.
Концептуальная несовместимость этих подходов становится наиболее очевидной, если мы заметим, что представление о человеческой телесности в современных духовных практиках нерасторжимо связано с личным психологическим и телесным опытом человека, с системой его ценностей. В рамках так понятого монистического подхода не существует никакой психофизиологической проблемы как проблемы взаимодействия психического и физиологического, душевного и телесного.
В отдельно взятом живом индивиде нет двух разнонаправленных волнений, одно из которых принадлежит психике, а другое — физиологии, "организму". Физиология, "организм" являются лишь реализаторами душевно-психологических волнений индивида, которые могут быть как сознательными, так и бессознательными.
Биологически-ориентированная медицина исходит из понятия организма, живущего своей отдельной от психики жизнью и напоминающей гигантский компьютер, который программирует неизвестно кто. Для слежения за деятельностью этого неизвестного разрабатывается гигантская аппаратурная диагностика, которая тоже должна освободить человека от внимания к своему телесному опыту, сделав его ненужным. Такая медицина основное внимание уделяет механизмам развития патологических процессов и неявно пропагандирует идею о беспомощности и слабости человеческой телесности, будто бы не обладающей способностью к естественному самоисцелению.
Материальным воплощением этого страха перед беспомощностью человеческого тела и неверия в его ресурсы является громадный рост медицинской технологии. Невинный вопрос студентам-старшекурсникам медицинского института — "Расскажите, как это заболевание проходит само?" — обычно ставит их в тупик. Многие из них вообще не верят, что какое-либо заболевание может пройти само. Это и неудивительно, ведь обычная подготовка медиков не включает в себя изучение механизмов естественного самоисцеления.
Надо сказать, что эта способность зафиксирована в медицинской практике как так называемый "плацебо-эффект", часто неправильно толкуемый как эффект "пустышки". По нашему мнению, этот эффект является универсальным источником исцеления. Если человек выздоровел, то сработал плацебо-эффект, независимо от того, лечим человека, или заболевание прошло само. Но у кого и как этот эффект "запускается" — остается большой тайной. Как говорится, "по вере вашей дается вам". Для кого-то это могут быть традиционные методы, для кого-то — нетрадиционные. Но заметим, что конечный эффект обусловлен готовностью человека изменить свою жизнь к лучшему, а не вернуться к известному состоянию "до болезни". И тогда оказывается, что в чем-то студенты-медики правы. Ведь они наблюдают, что улучшение резко возникает "само" у тех людей, которые хотят мыслить, чувствовать, действовать как "до болезни", и при этом чувствовать себя хорошо.
Кстати, обратите внимание на самый смысл выражений "чувствовать себя хорошо" и "чувствовать себя плохо". Первое означает хорошо себя понимать, видеть причины и следствия своих состояний и действий. Второе означает нечто прямо противоположное. Именно это имеется в виду, когда говорят, что кто-то "хорошо чувствует свою машину" или материал, с которым работает.
Хорошее самопонимание всегда включает в себя работу мысли, т.к. телесные ощущения часто нуждаются в интерпретации. Поэтому бегство от телесного опыта санкционирует отказ от работы ума.
Это легко понять, если вспомнить, что во взрослом состоянии мы уже во многом отрезаны от восприятия приятного и неприятного, отождествленного в раннем детстве и у животных с ощущением полезного и вредного. Далее, в ходе социализации, эти пары расщепляются и удаляются друг от друга, замещаясь культурно-принятыми стереотипами, так что человеку уже трудно доверять своим "естественным" ощущениям, давно уже ставшим искусственными. При возникновении симптоматики или по другим, более "возвышенным" причинам, человек стремится вернуться к естественности простых и здоровых ощущений детства (как говорил один дзэнский мастер, "когда я голоден — я ем, когда я хочу спать — я сплю"). И человеку приходится заново переучиваться, вновь научаясь любить, например, простую пищу или другой образ жизни.
Часто причиной телесных разрушений в психосоматически-ориентированной медицине считают так называемую "алекситимию", т.е. неспособность адекватно выразить свои эмоции в словах. Тем самым, по этой логике, тело берет на себя функцию речевого выражения эмоций, создавая симптом, "устроенный" по аналогии с речевым сообщением. Например, при невозможности рационально разрешить ситуацию у человека начинает болеть голова. Или при страхе и нежелании услышать о себе нечто отрицательное начинает страдать функция слуха.
Общим радикалом в данных примерах является эмоция страха и соответствующее ей нереализованное поведение избегания. Тогда закономерно было бы предположить, что если человек окажется в состоянии беспрепятственно рассказывать окружающим о своих страхах, встречая у них поддержку и понимание, то симптом у него пройдет. Но в реальности это часто не наблюдается.
Как осознание вытесненных переживаний, так и сообщение о них могут и не привести к улучшению состояния, если не будут совершены умственные или физические действия, направленные на улучшение жизненной ситуации.
Постольку поскольку человеческое тело является не только органом восприятия мира, но и действия в нем, оно не может удовлетвориться решением половины задачи. Поэтому типичным запросом пациента к психотерапевту является не только вопрос "Почему это случилось со мной?", но и "Что мне теперь делать, когда я это все понял?"
Кроме того, эмоции человека не являются источниками первичной информации, а выступают в качестве результата когнитивной переработки ситуации. Те или иные стереотипы эмоционального реагирования являются результатом социализации и научения. Эмоциональные реакции детей на различные стимулы похожи друг на друга по знаку, но только в раннем детстве. Например, громкий неожиданный звук ни у кого из младенцев восторга не вызывает.
Когда у взрослых возникает необходимость в переучивании и приобретении новых жизненных навыков, они начинают с перестройки мыслительных и поведенческих стереотипов, а не с ожидания новых эмоций на прежние стимулы. Они знают, что эмоции не задержатся при успехе перестройки мышления и поведения.
Если критерии эмоционального реагирования уже искажены, то открытие вербального канала для выражения этих эмоций, а также поддержка окружающих в этом, может лишь закрепить и усилить эти искаженные критерии. Все дело в когнитивной переработке прежних критериев и выработке новых.
И тогда симптом выполняет позитивно-защитную роль, побуждая человека думать о нем, чувствовать себя, а не закреплять в межличностном общении устаревшие формы реагирования.
Конечно, у людей со сходными симптомами наблюдаются близкие психологические проблемы. Это позволяет создавать словари, где каждому симптому приписывается определенная психологическая проблематика. Например, бронхиальная астма соответствует субъективной невозможности найти выход из удушающей ситуации. Эти книги приносят определенную пользу, поскольку развивают у читателей интуицию и способность к пониманию посланий своего тела.
Однако, как сказано выше, одного понимания недостаточно просто потому, что если человеку неясно, что делать с этой субъективной невозможностью и удушающей ситуацией, и он не осуществит выбора новых поступков, то его тело будет продолжать подсказывать человеку, выступая в качестве последней инстанции истины (духа), что он является не только субъектом переживания, но и субъектом действия в своем жизненном мире.
Значит ли это, что хорошо себя чувствуют только духовно-развитые и "нравственные" люди? Нет, не значит, и примеры хорошо себя чувствующих хамов, хулиганов и психопатов может привести каждый. Для иллюстрации этого феномена можем предложить следующий условный график.
По оси Y отложим заболеваемость (физическое неблагополучие). Поскольку этот процесс является массовым, то он должен подчиняться закону нормального распределения.
Из графика следует, что существуют две категории лиц с низкой заболеваемостью. Причем параметр X для первой категории будет иметь низкие значения, а для второй — высокие. Что же это за параметр X ?
По нашему мнению, этот параметр описывает соотношение между действием и его осознанием.
Для первой категории людей (0 — XI) характерно множество импульсивных ("непосредственных") действий с малой степенью их осознания.
Для второй категории (Х2 — Г ), характерно небольшое количество действий и глубокое самоосознание.
К первой категории как раз и относятся физические здоровые хамы, хулиганы и психопаты, не обременяющие себя осознанием своих поступков и проблемами нравственного выбора.
Ко второй — мудрые люди, независимо от пола и возраста.
Большинство же населения не могут быть отнесены в своей повседневной жизни ни к первым, ни ко вторым и находятся в средней части графика. Они либо не доделывают дела, которые должны сделать, либо не доводят до конца мысли, которые нужно додумать.
Драматизм ситуации состоит в том, что, попав в среднюю часть графика, человек уже не имеет возможности безнаказанно вернуться в варварство. У него это уже не получится даже при сильном желании и ежедневном избивании подушки в кабинете у психолога. Остается путь только вперед — в заканчивании незавершенного и в осмыслении непонятого.
ГЛАВА 3
Методики
3.1. Баскаков В. Танатотерапия — искусство жизни и смерти
Танатотерапия является, прежде всего, психотерапевтическим методом воздействия на весь круг проблем человека и затрагивает все виды телесности: индивидуальное тело, семью, организацию и государство как тело (2) В ее основе — целительные биологические реакции, организующие и корректирующие энергетический баланс в теле человека. Танатотерапия (от греч. thanatos смерть и therapia — уход, забота, лечение) — область установления человеком максимально полного контакта с процессами умирания и смерти (1) и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта. Утрата культуры т.н. правильного, естественного умирания и смерти (6), выражающейся в подготовке к смерти при жизни, ясном понимании наличия процессов умирания и смерти в каждодневных жизненных актах, отсутствие примеров такой смерти в настоящий момент — сформировало образ смерти-монстра, мучительной агонии Даже слово смерть превратилось в табу.
В обычной же жизни человек ежедневно сталкивается с различными аналогами процесса умирания и смерти.
Расслабление как смерть. Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело и последнее становится объектом предметом (сравни, "покойник","вечный покой"). В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги).
Сон как смерть. Наилучшим образом это прослежено в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал»). Большинство молитв «на сон грядущий» и «заутренних» по сути описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение). Механизм целительности сновидений аналогичен механизму целительности танатотера-пии: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «Русском теле» (2) или, наоборот,- отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»), что способствует ее разблокированию и гармонизации.
Любое окончание, завершение как смерть. Это и deadline приема заявок на конференции и симпозиумы, и слова песни «расставанье — маленькая смерть». В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков, выход замуж девушек), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через смерть, что смягчает, устраняет временной разрыв (9,11).
Оргазм, рассматриваемый на Востоке как «маленькая смерть» В момент оргазма колоссальный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти — при разделении души и тела) сопровождается страхом потери собственного Я / Self/Эго, что приводит к максимизации контакта с сексуальным партнером (уже описанный механизм «заземления» энергии чувств)
Вышесказанное позволяет положительно оценить роль смерти в жизни человека и позитивно отнестись к имеющемуся опыту работы с процессами умирания и смерти (отец П Флоренский, Р Моуди, С Гроф, Э Кюблер-Росс и др )
Танатотерапия, в отличие от имитационных практик, моделирует процесс правильного естественного умирания В ее основе - характеристики тела человека, умершего таким видом смерти (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, предметность объектность тела, т. н. биологическое дыхание и др ) Каждый те тесный прием охватывает целую область работы с телом человека и оформляется через своеобразный принцип Мы приведем лишь некоторые из приемов танатотерапии
Подготовительное упражнение
Участники семинара усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии Для этого он просит участника группы выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Как показывает опыт проведения многочисленных семинаров по танатотерапии - практически все изъявившие желание участники ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки — вдоль туловища, причем ладонями вниз Вы же предлагаете занять позицию "звезды" ("фигуру Витрувия" Леонардо да Винчи) с ладонями, обращенными наружу
Фигура Витрувия
Почему же практически во всех случаях избегается позиция "звезды"? Все отмечают открытость и связанную с ней незащищенность человека, лежащею в такой позиции. У большинства эго ассоциируется с "опасностью лишиться, потерять" Но не учитывается другая сторона позиции звезды" — это одновременно и позиция максимального получения. В этой амбивалентности данной позиции лежит типичная ошибка и, в некотором роде, — трагедия человека, "боясь потерять — лишаешься получить". Живя (а мы действительно так в основном живем) в позиции закрытости — сколь многого мы лишаемся: информации, переживаний, энергии, красок мира. . Отсюда — и главная цель телесных практик в любых системах психотерапии и эзотерических системах' помочь человеку занять в жизни позицию «звезды», сделать эту позицию максимально безопасной
Отмеченная позиция ("звезда" или "фигура Витрувия") входят в разряд т. н. реальных позиций и характеризуются максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу этой амбивалентности, а, значит, — повышенной энергичности (чем больше «разность потенциалов» — тем сильнее ток), энергоемкости, — и звезда, и человек в позиции "звезды", и круг (круг участников семинара, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) — наиболее часто используемые магические символы.
Театр прикосновений»
Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится "актером", активно-действующим (от англ. act — действие), другой — "зрителем", пассивно-воспринимающим. Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды» (см подготовительное упражнение). Активно-действующий усаживается рядом. Сценой такого театра выступает тело пассивно-воспринимающего. На этой сцене "актер" предъявляет разные типы контактов- игольчатые, точечно касаясь кончиками пальцев разных участков тела партнера; достаточно жесткие, надавливающие всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенные по разным участкам тела (одновременно несколько касаний в разных местах тела партнера); разного рода "перекрытия-мосты", например, своей рукой перекрыть обе ноги партнера (См. фото).
Фото из журнала «Столица»
Главное условие правильности выполнения данного приема формулируется как "не спеши!" (именно так, а не, например, "делай медленнее"). Другое важное условие: вы предлагаете активно-действующим выждать некоторое время после начала выполнения приема, а не "набрасываться" на пассивно-воспринимающих. В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме — оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае контакты со стороны «актеров» становятся актуальными, принятыми «зрителями».
Цель "актеров" в этом импровизированном театре тела («телесном джазе», но меткому выражению П Горобца) — удивить своих партнеров, причем, удивить постановкой "спектакля", его сюжетом, сценическими ходами. Задача пассивно-воспринимающих — одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач ("чем меня касаются?","где будут касаться в следующий раз?"и др. ).
Время, отводимое на это упражнение — 5-7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Хорошо данное упражнение сопровождать музыкой медитативно-релаксационного характера.
Специальное замечание касается окончания данного и всех последующих упражнений-приемов. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, чаще всего, и за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается из позиции лежа прямо подняться и сесть (вспоминается, что так поднималась и садилась в гробу гоголевская ведьма из "Вия"). Правильное окончание — это вначале ротация-поворот тела на бок и, только потом, подьем. Вспоминаем, что именно так поступают дети первых лет жизни, осваивая пока еще не послушное их воле тело (а значит — более объектное, пассивное, расслабленное — то тело, на достижение характеристик которого и нацелен данный прием).
Телесная гомеопатия»
В этом приеме мы открываем для себя область г.н. "телесной гомеопатии" и знакомимся с одним из ключевых ее принципов — принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии, врач Ганеман, в работах "Organon'Y'Fragmenta de Viribus"(1805) и "Reine Arzneimittellehrc"(181t) сформулировал принцип, который применительно к танатотерапии, можно представить может быть так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.
В демонстрации партнер, на котором вы показываете данный прием, занимает позицию "звезды". Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Первое — устанавливаете контакт. Затем, после достаточно продолжительного времени, прикоснувшись своей рукой, к примеру, к его ступне, вы начинаете плавно и очень медленно (принцип "не спеши" предыдущего приема сохраняется) надавливать и, таким образом, отводить ее в сторону •
Заметим, что в русском языке представляется трудным найти глагол, обозначающее описываемое действие и не содержащий контекст увечья (сравни: скручивать-выкручиватъ-сворачивать — мед. сворачивать ногу, смещать — мед. смещать кости и др.).
Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно-воспринимающий сразу реагирует на данный прием — прежде всего, дыханием (оно меняется), тремором "шторок" ресниц, последние отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля) .
Время, отводимое на данный прием, не ограничено и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл (хорошо воспринимается шутка, что цикл состоит из одной ноги, одной руки и одной головы).
При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная и измеряется килограммами веса руки. Это разница связана с участием контроля и активности лежащего в позиции «звезды» партнера. Вспомним, что истинную неактивность, пассивность, предметность тело занимает только после смерти (отсюда шоковость эффекта фильма А.Сокурова "Круг второй", особенно тех кадров, где тело умершего отца героя используется в этом непривычном качестве — в роли предмета, объекта, рядом положенного к другим предметам, явствам и др).
В работе с головой особое значение придается посадке активно-действующего. Она должна быть
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 119
максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего пассивно-воспринимающего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ваших ног. Руки лежащего широко раскрыты (позиция "звезды") и лежат на полу. Вы касаетесь ладонью одной из щек. Выдерживаете значительную по времени паузу (лицо — одно из ниболее табуированых мест «русского тела»). Только после этого плавно и аккуратно приступаете к надавливанию. Своим надавливанием Вы отводите лежащую голову на незначительное расстояние (нос лежащего партнера отводится не более чем на несколько сантиметров), затем Вы в таком же гомеопатическом режиме снимаете свою нагрузку и голова партнера возвращается на место Время выполнения приема — 4-5 минут на каждую конечность.
Впечатления от данного приема в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности (способ работы с болью), или, наоборот, ощущение наличия руки активно-действующего (при том, что последний уже приступил к работе с другой конечностью).
Применение базовых приемов танатотерапии возможно как индивидуально, так и группой подготовленных танатотерапевтов и также включает работу с дыханием (вдох — это жизнь, выдох — смерть), отдельными частями тела (нижняя челюсть, глаза, шея, подошвы ног), что является ключевым в оказании помощи в терминальной фазе умирания и др.
Танаготерапия как вид телесно-ориентированной психотерапии охватывает четыре базовые психотерапевтические проблемы человека, связанные со сверхконтролем сознания (голова), контактами чувствами (грудь, руки, шея), сексуальными взаимоотношениями (паховая область), опорами (ноги).
Из приведенных элементов Танатотерапии («театр прикосновений», «телесная гомеопатия») группой 3-5 человек можно осуществить своеобразную «сборку» /инициацию (слово "инициация" заимствовано из латинского языка и означает"войти внутрь"), когда каждый из «актеров» сам выбирает, каким из приведенных выше приемов он собирается работать Пассивно-воспринимающий занимает позицию «звезды», группа «актеров» рассаживается вокруг и по команде ведущего приступают к работе, используя выбранные «актерами» приемы (Рисунок из итальянского журнала «Re Nudo»).
Эффект многократно усиливается с добавлением следующих приемов и принципов Танатотера-пии' «телесной магии», «последовательности предъявляемых опор» и др.
В ходе сеанса тело лежащего на спине человека впервые по-настоящему максимально расслабляется, конечности холодеют, нижняя челюсть отпадает, руки и ноги раскрываются. Тело в итоге максимально «заземляется», что автоматически запускает механизм активизации энергии из «проблемных»/больных зон тела человека. Такой энергетический баланс («заземление/активизация») максимально биологичен и целителен для человека.
Особый интерес представляют описания «путешествий» лицами, проходивших сеансы танатоте-рапии. В большинстве деталей они соответствуют описаниям лиц, перенесших клиническую смерть ( выход из тела, «канал», «светящееся существо», восторг и др.) (.5,7,8,12,14,15,16) Ниже приведены наиболее характерные протоколы впечатлений и переживаний участников сеансов Стилистика языка сохранена.
Татьяна С, 32года.
Я поняла, что смерть — не эмоциональное состояние..., так как в этом эмоции не участвуют, Я впервые почувствовала отвинченность рук и ног. Я подняла голову над телом и наблюдала... Голова, еще что-то и это "что-то" не любит эту дурацкую голову. Хотелось, чтобы это не кончалось... Хотелось выпрыгнуть из тела, как змея из кожи, это как наркоз: темное, черное пространство с геометрическими фигурами... Еще бы чуть-чуть и тогда что-нибудь случилось... Когда подняли — блаженство и яркий свет...
Елена К., 37 лет.
У меня был опыт клинической смерти. Я стала сравнивать. То было очень приятно, бежал отец, но мне было все равно. И ощущение дикой боли, когда возвращается жизнь...
В "театре прикосновений" одна часть тела то появлялась, то пропадала. Потом все понеслось вверх, но при этом ощущение доверия, что в правильное место. Когда надавили, я поняла, что это дает всему телу расслабиться. Я расстекласъ и впиталась в землю. "Глюки" начались, когда оставили в покое... Я как бы была с душой, а возвращалась в тело, как в гости — придя в дом, в котором не живешь, или как влезть в перчатку...
Наташа Л., 28 лет.
С самого начала хотелось неимоверно стонать... Что больше всего удивило — я наблюдала со стороны... Трудно вспомнить...
Я смотрела со стороны: я лежала в пижаме. Самое полное погружение — когда оставили в покое. Мне несколько раз было в жизни — туннель со светом. В этот раз — он извивался, как поезд, ячейками. Я долго билась над вопросом — если трубу изогнуть, света не должно быть... В конце — серая дверь. Казалось, что тело не имеет конкретного формы, а принимает вид, который связан с движениями.
В настоящее время ведется работа по когнитивному картированию этого пространства с целью создания своеобразных «лоций» и управления этими путешествиями (своеобразный «танатотерапевтический Internet»).
Результаты
Танатотерапия оказывает мощное релаксационное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека.
Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет получать значимые результаты и в области медицины, при лечении: пациенток, страдающих бесплодием и привычным невынашиванием (В.Баскаков, Москва), остеохондроза позвоночника (А.Гайваненко ,Одесса), депрессии, астении (К.Баранников, Екатеринбург), наркомании (А.Пономарев, Екатеринбург; К.Кишиневская, Саратов), шизофрении (К.Баранников, Екатеринбург); при работе с болями (Е.Косырева, Минск), при подготовке к родам (Ю.Постнова, Москва), при работе со страхами и со страхом смерти (С.Воронкина, Краснодар: И.Воскресенская, Петрозаводск; Е.Белая, Владивосток; К.Кишиневская, Саратов; К.Баранников, Екатеринбург).
Литература
1 Баскаков В. Танатотерапия. Психологический энциклопедический словарь. Инфра-М (в печати)
2. Баскаков В. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). «Психологическая консультация», №1, 1998г. Стр 13-20.
3. Баскаков В. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов. Сб Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.1991. Стр.54-61.
4. Баскаков В. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264-276.
5 Гроф С , Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.1996.-246с.
6. О Павел Флоренский Человек умирает только раз в жизни ' «Не восхищением непщева» (Филип.2, 6-8) (К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.
7. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок,- Мн.: Харвест, 1998.- 656с
8. Стивен Левин. Кто умирает? — К.: «София», Ltd. 1996.-352с.
9 Талалаж Я , Талалаж С. Самые невероятные в мире — секс, ритуалы, обычаи. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.
10. Трудно быть трупом. Газета «Комсомольская правда», 23 июня 1998г.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.-831с.
12. A New Age Handbook on Death and Dying DeVorss & Company, 1982
13. Baskakov V. Body Magic/ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 №1, April 1994, p.15-17
14. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything Else The Dawn Horse Press, 1991
15. Kubler-Ross, E On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd ,1969
16. Moody, R.A Life After Life, Atlanta, Ga- Mockingbird Books, 1975
3.2. В. Березкина-Орлова. Актерские телесно-ориентированные психотехники
Представляемый психологический тренинг является дальнейшей разработкой "Телесно-ориентированной психотехники актера", описанной в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике" (Москва, 1993). При разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам общения.
Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движениями (установлено, что человек передает телом и интонациями от 40 до 70% информации). Более того, язык тела менее осознаваем, менее контролируем и поэтому более правдив. Невербальные техники хорошо использовать при работе с людьми, испытывающими трудности в самовыражении, зажатыми, скованными социально-ролевыми стереотипами, склонными рационализировать, "забалтывать" проблемы, при психосоматических заболеваниях.
В течение жизни человек учится подавлять такие чувства , как стыд, обида, страх, гнев. Но известно, что та наша "часть", которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело "знает" и "помнит" все страдания нашей души, оно может рассказать нам многое о нас самих, может нас многому научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к исцелению. Оно подает нам сигналы, которые мы не понимаем и игнорируем, так как контакт с собственным телом у нас часто нарушен, иногда полностью потерян. Отчуждение же от собственного тела ведет и к межличностному отчуждению. Восстановление такого котнакта и является основной целью предлагаемого тренинга. Задачами тренинга, подчиненными основной его цели, являются:
— снятие телесных напряжений;
— осознание своих проблем в виде их телесных аналогов;
— установление невербальных контактов с другими людьми;
— улучшение психологического самочувствия при взаимодействии с другими людьми.
Необходимо отметить, что возможность использования тренинга не зависит от теоретических позиций психотерапевта и от предпочитаемого им направления психотерапии. Техники, сходные используемым в тренинге, применяются в психодраме, гештальт-терапии, психосинтезе. Большинство техник, предлагаемых нами, описаны М.А.Чеховым, педагогами по сценическому мастерству, работающими в рамках школы К.С.Станиславского, а также театральным режиссером Е.В.Колесниковой. Часть их них неизбежно претерпела некоторые изменения и добавления, так как мы не ставим перед собой чист