Вегетарианцы и сыроеды рискуют?
Основным источником жира для натуриста являются, как уже говорилось, орехи и масличные семена: в них жира даже больше, чем белка — от 40 до 70 процентов. Так что 100 г ореховых ядер дают 15—17 г белка и вчетверо больше масла. Качество растительных масел еще является предметом научных исследований, но кое-что уже достаточно ясно.
Одной из важных особенностей растительных масел является то, что, в отличие от животного жира, они не содержат витамина Д, влияющего на состояние костей и зубов. Этот витамин поступает не только с пищей, он образуется и при облучении нашей кожи солнцем или искусственным источником ультрафиолетовых лучей. Например, в организме пожилых, особенно жителей северных областей, нехватка этого витамина, можно сказать, приобретает характер скрытой эпидемии. Многие пожилые люди, тем более вегетарианцы, получают мало витамина Д с пищей и вдобавок редко бывают на солнце. В результате — размягчение костей, усугубление остеопороза. Как показали наблюдения в США и Англии, 30—40 процентов больных с переломами бедра страдали от недостаточности витамина Д. Для компенсации этого дефицита врачи рекомендуют вводить ежедневно в рацион питания пожилых не менее трех стаканов молока. Причем натурального, не обезжиренного. Хотя в молочных продуктах этого витамина маловато, а больше всего — в рыбных продуктах. Так что и вегетарианцы, и натуристы, которые "никого не едят", и даже такой животный жир, как получаемое без убийства животных сливочное масло, совершенно игнорируют, должны обращать сугубое внимание на солнышко, раз уж не получают с пищей витамина Д, без которого мы обходиться не можем.
Отсутствие витамина Д в вегетарианских жирах служит тоже своего рода пугалом, при помощи которого отговаривают от вегетарианства. Но правда заключается в том, что даже для большинства англичан, обитающих на своем "туманном Альбионе", солнечный свет является источником витамина Д в гораздо большей степени, чем пища. Хотя питание — важный источник этого витамина для тех, кто мало бывает на солнце.
Пища современного человека изобилует жиром, и нетрудно сообразить, что при естественном питании тоже не стоит повышать калорийность еды, увеличивай долю жира. Маслом можно "испортить всю кашу"; избыток жира "ворует" у человека кальций, магний (они превращаются в мыла и теряются с калом). Такая неправильная диета повышает потребность в магнии в несколько раз, ее удовлетворить уже невозможно. Магний же — наш защитник от такой опасности, как инфаркт миокарда. Ограничение жира даже менее опасно. Взрослый может благополучно жить при поступлении в организм всего лишь 30 граммов жира и даже меньше. Иное дело — привычка к его высоким нормам потребления. Вкусно... Особенно "грешат" на первых порах этим женщины-натуристки: стараются больше лить подсолнечного масла в сырой салат, чтобы не терять вес (часто из косметических соображений). Реже случается обратная крайность — увлечение диетой только из овощей и фруктов, особенно у лиц, имеющих нарушения пищеварения, которым "не идут" орехи, семечки, и их диета оказывается "безжировой".
Научные рекомендации относительно жиров меняются слишком быстро. Еще недавно советовали делать упор в питании на растительные масла, сокращая количество животных жиров, но тут оказалось, что укорачивает жизнь нам не только обилие жира в пище вообще, но и растительного масла в частности, потому что при его окислении (сгорании) в организме образуется много так называемых "свободных, радикалов" — агрессивных осколков молекул, способных повреждать белковые молекулы организма, нарушать нормальный ход биохимических реакций.
Не все растительные масла одинаковы "по вредности". Любой жир — это смесь разных жирных кислот. Скажем, в наиболее популярном у нас подсолнечном масле ровно 60 процентов линолевой кислоты, чересчур бурно окисляющейся и потому дающей много "свободных радикалов". Они, между прочим, могут начисто истребить в организме витамин Е, который расходуется на их нейтрализацию. Однако по старинке даже подсолнечное масло считается источником этого витамина. И вправду, немного витамина с маслом мы получаем, но и этот, и полученный из других источников витамин Е можно полностью уничтожить, прибавляя в еду побольше подсолнечного масла.
Еще недавно нам твердили, что растительные масла просто-таки целебны, и до сих пор еще кое-кто рюмками пьет кукурузное и подсолнечное масло "от склероза", не подозревая, что он делает все наоборот... Ведь признаки нехватки витамина Е, заведующего разными функциями, и признаки старения совершенно совпадают, и "свободнорадикальная теория старения" сейчас, пожалуй, выглядит наиболее обоснованной.
В эксперименте на животных обнаружено, что если количество лиолевой кислоты в рационе может обеспечить более 2 процентов общей калорийности питания, может наступить бесплодие из-за полного отсутствия в организме витамина Е, который не случайно назван витамином размножения, настолько важен он для поддержания в норме и мужской и женской половой сферы. Конечно, это не означает, что подсолнечное масло можно рассматривать хотя бы и в перспективе как средство планирования семьи, но не исключается, что иная любительница подсолнечного масла, "разлюбив" его, получит возможность, наконец-то, иметь ребенка... Что такое 2 процента общей калорийности? Если ваша пища дает 2700 калорий, то это 54 калории, их содержат 6 граммов линолевой кислоты, а это лишь 10 г подсолнечного масла!
Что советуют нам ученые из Института питания АМН СССР по этому вопросу? В газете "Московская правда" — 1-го апреля 1989 г. под рубрикой "Домашний доктор: советы на ближайшие дни" руководитель отдела витаминологии института, доктор медицинских наук и профессор убеждал:
"Приучайте себя к растительному маслу. Поверьте, добавление его в вареный картофель, салаты, винегрет не только даст необходимую норму витамина Е, но и снизит вашу предрасположенность к атеросклерозу".
Если бы это была только первоапрельская шутка! А то ведь эту установочку дают и в другие дни, когда разыгрывать читателя не принято... Совсем как в песенке: "это мы не проходили, это нам не задавали".
Организму самому не справиться с повышенным количеством "свободных радикалов", которые возникают и в результате физической работы, и воздействия химических веществ, и радиации, и, как мы видим, в результате негодных советов по питанию. В этом ему помогают природные антиокислители (антиоксиданты), которыми богата сырая растительная пища: среди них некоторые аминокислоты, различные витамины, в частности, группы В, Р, РР, С (аскорбиновая кислота), витамин А и упоминавшийся уже витамин Е, да и каротин, из которого образуется витамин А в нашем организме, отдельные элементы — селен, магний, цинк, медь и железо, красящее вещество свеклы, кофейная кислота (которой много в яблоках), некоторые вещества пряно-ароматических трав и растений.
Авторы книги "Человек и противоокислительные вещества" (Л., 1965 г.) Ж. Абрамова и Г. Оксенгендлер, опубликовавшие еще за 4 года до упомянутой первоапрельской шутки данные об опасности высокого уровня в питании линолевой кислоты, в качестве примера все же осторожненько упомянули не подсолнечное масло, которое все ежедневно употребляют, а кукурузное — его мы видим редко. Хотя в кукурузном содержание ее даже чуть поменьше. Хоть и слукавили, но, пожалуй, не зря, зачем потребителя пугать, аппетит ему портить да врагов себя наживать? Ведь нельзя сказать, что на этот недостаток подсолнечного масла вообще никто внимания не обращал: селекционеры, не поднимая паники, не волнуя потребителей, вывели сорт подсолнуха, дающий масло совершенно иного состава — в нем линолевой кислоты аж впятеро меньше (как в оливковом масле), и оно уже появилось в продаже под названием "кубанское салатное", которое я вам и рекомендую, хотя и его натуристы употребляют в меру...
ОТ ХЛЕБА НЕ ТОЛЬКО ТОЛСТЕЮТ
Наиболее последовательные натуристы не употребляют хлеба, каш, других зерновых и мучных продуктов, разве что лишь изредка. Неужели хлеб, зерновые, основа жизни земледельческих народов, является ошибкой человечества? Неужто зря уничтожено две трети лесов на планете, чтобы отдать их под пашню? Различные зерновые культуры — рис, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, просо — кормят людей и животных на всем Земном шаре. И что можно предложить взамен? И. В Мичурин, хотя и не был натуристом, утверждал, что орехи — хлеб будущего. И, видимо, был прав.
Мы привыкли ставить эксперименты сначала на животных, а уж потом результаты переносить в медицину или гигиену. Но эксперимент с питанием зерновыми поставлен человечеством одновременно и на себе, и на сельскохозяйственных животных. И результаты оказались совершенно одинаковыми.
При увеличении в рационе доли богатого белком корма — концентратов, за счет чего чаще всего добиваются высокой производительности в современном животноводстве, на единицу корма поступает в 2—3 раза меньше микроэлементов, чем при кормлении (например, дойных коров) сеном и силосом. Причины нехватки различных микроэлементов (меди, цинка, марганца, йода, кобальта и др. ) в организме животных других видов — аналогичны. Особенно резко и наиболее часто дефицит микроэлементов проявляется при одностороннем кормлении, при использовании зерновых кормов в рационах свиней, кур, при безвыгульном фиксированном или клеточном содержании их (т. е . когда они не могут пастись, питаясь хотя бы частично естественной растительной пищей, прежде всего зеленой листвой). Животные болеют, и продукция животноводства тоже оказывается неполноценной — в ней недостает тех же элементов, которых мало в их зерновой пище.
Борьба за высокие удои молока усиленными добавками концентратов приводит к тому, что содержание в нем микроэлементов падает настолько, что даже отмечаются случаи заболевания щитовидной железы (зоб) у телят, вскармливаемых таким молоком.
Отсюда вывод не увлекайтесь надолго односторонними диетами, пусть даже и очень экзотическими и модными, если набор продуктов в этой диете узок, а особенно если она в основном зерновая (как, например, диета Д. Осавы).
Натуропатам известно, что зерновые диеты, особенно быстро — при отсутствии зеленых овощей — гарантируют не только артрит, но и целый букет серьезных расстройств здоровья. Доктор Макс Уормбренд, автор книги "Артрит излечим", известный в США врач-натуропат, который спас тысячи людей от страданий в полной инвалидности, в том числе бесчисленное множество больных с запушенными случаями артрита, которые казались неизлечимыми, указывает: "Хлеб, злаковые (овес и др.) нежелательны для больных артритом, и их нужно потреблять ограниченно или исключить из рациона совсем".
Открываю журнал "За рубежом". Перепечатали статью зарубежного специалиста пол названием "Тайна артрита". Если это для него тайна, какой он специалист? Приезжаю в октябре 1976 г на совещание по лечебному голоданию в клинике, руководимой тогда профессором Ю. С. Николаевым. Юрий Сергеевич говорит в своем выступлении и о питании, и приводит любопытный пример. До революции было в столице немало извозчиков. Чем они кормили лошадей? Известно, овсом. Ведь зеленой травки на московских мостовых нет. Через год лошадка начинает хромать на все четыре ноги — заболевает от такого питания артритом. Отправляют ее в деревню, чтоб паслась и выздоравливала, а взамен приводят из деревни свежую лошадь, которой тоже через год предстоит превратиться в больную артритом. Разве не удивительно, что дореволюционному извозчику московскому "тайна артрита" была известна, а специалистам и до сих пор — нет?
Герберт Шелтон в "Ортотрофии" цитирует своего единомышленника, видимо, чувствуя, что "умри — лучше не скажешь":
"Один автор сказал: "Не потребляйте за один прием более двух пищевых продуктов, богатых сахаром или крахмалом. Когда вы едите хлеб с картофелем, ваше потребление крахмала превышает норму. Еда, которая включает горох, хлеб, картофель, сахар, печенье и (после обеда) десерт, должна также включать комплекс витаминов группы В, некоторое количество пищевой соды и адрес ближайшего специалиста по артриту и другим болезням".
Ставка на зерновые, сделанная человеком в донаучную эпоху, похоже, привела его в тупик. Распаханные земли подвергаются все большей эрозии, подвигая нас ко всемирной экологической катастрофе. А зерновое хозяйство мира, хотя и кормит, но ведь не обеспечивает же полноценной, здоровой пищей ни человека, ни животных. Главный недостаток зерновых — несбалансированный по аминокислотам белок: незаменимых (лизина, треонина, триптофана) — слишком мало, тут хочешь — не хочешь, а будешь добавлять в еду животные продукты! А заменимых аминокислот — в избытке, да толку от них мало, не хватает комплектующих, а даже без одной клепки бочку не собрать, точно так же в с белками, которые наш организм синтезирует, разобрав пищевой белок на части...
Нехватка лизина является главной причиной истощения людей в развивающихся странах, где и общее потребление белка вдвое ниже, чем в странах развитых. Коварство зерновой пищи в том, что ее несбалансированный белок нарушает нормальную "сборку" белка в организме человека или животного, что ведет к повышенной потребности в пищевом белке. Вдобавок, если эта потребность в белке не удовлетворяется, особенно сильно проявляется токсичное действие такого белка. Это мы и наблюдаем в развивающихся странах. Пока предпринимаются попытки исправить положение, производя белок из нефти, метанола, природного газа, одного лизина не хватает в пище людей 136 тысяч тонн, а в корме животных в три раза больше. Лизина уже производят около 40 тысяч тонн ежегодно. Хотя он пока дороговат и слабо конкурирует с соевыми добавками.
Белковая проблема, стоит еще раз подчеркнуть, никак не касается папуасов кто не ест зерна, тот не имеет проблем с дефицитами белка, микроэлементов, витаминов. Интересно, что в последние годы исследователи заинтересовались диетой людей каменного века. Рацион питания людей в этом периоде считают специалисты, может служить образцом для современного человека и моделью для создания защиты от некоторых характерных для нашего века болезней . Так что наука о питании (а не только сыроеды) ищет тоже пути назад, пусть пока что не к обезьяне, но в каменный век уже заглядывает одобрительно, ведь с тех времен состав пищи изменился очень сильно, тогда как человеческие гены остались неизменными. И это, несомненно, одна из причин некоторых "болезней, цивилизации". В еде предков злаки отсутствовали начисто: 65 процентов составляли фрукты и овощи, а 35 процентов — мясо диких животных, имевшее в среднем лишь 5 процентов жира (в нынешней говядине его 25—30 процентов!).
Зерновые диеты могут привести и к другим серьезным неполадкам со здоровьем. Если у человека слабовато пищеварение — не хватает фермента, завершающего переваривание (расщепление на аминокислоты) глютена — белка пшеницы, ржи, ячменя и овса, то такой нерасщепленный до конца белок отравляет тонкий кишечник, усугубляя беду: теперь хуже перевариваются и всасываются уже все основные компоненты пищи — белки, жиры, углеводы. Что в таких случаях делает врач, если ему удается верно поставить диагноз? Полностью исключает из еды пациента продукты из названных выше злаков, советуя больше "налегать" на овощи и фрукты, не возбраняя мясо и молочные продукты.
Разрешаются и другие злаки, в которых нет глютена: рис, кукуруза, а также соевые бобы и картофель. Интересно то, что диагноз "глютеновая энтеропатия" ставится очень редко, а слабо выраженных симптомов мы не замечаем или объясняем их другой причиной — хлеб да каша, пища наша... разве они могут быть вредны!
Древние индусы были более наблюдательны, хотя, конечно, биохимии не знали и про глютеновую энтеропатию не слыхали. Известный журналист и писатель Юрий Черниченко сообщил нам как-то в "Правде", что "в старом санскрите, отце многих языков Индии, пшеница звалась непочтительно: самый мягкий перевод, пожалуй, — "хлеб для непросвещенных"... Стоило ли смягчать перевод?