Ты можешь трансформировать свою грусть

Возможно, все, что случается с тобой, необходимо для возрастания в доброте и мудрости.

Как я уже говорил в других книгах, важны не результаты, а то, как они достигаются.

Более того.

Не важно даже, достигаем ли мы их.

А важно, как мы живем.

С оптимизмом.

С любовью.

И — почему бы нет? — весело.

Я знаю, эти мои слова покажутся тебе упрощением, ты будешь читать их растерянно и недоверчиво, однако за ними скрываются глубокие истины. Я сам прожил большую часть моей жизни, служа результатам. Я всегда был больше сосредоточен на целях, чем на ведущих к ним отрезках пути. И я должен сказать, что, согласно общепринятым правилам, я мог бы считать себя удовлетворенным.

Но в какой-то момент наступило озарение.

И теперь я знаю.

Опухоль, смерть отца, любовные разочарования, постоянный контакт со страданиями других... Конечно, сейчас я знаю, что настоящая жизнь — это не деньги, не социальный престиж, не профессиональное самоутверждение, не слава.

В обществе и культуре, в которых мы живем, таких безжалостных и проникнутых духом соперничества, мои слова могут показаться тебе неприменимыми на практике. Однако, если ты на самом деле страдал или страдаешь, если ты на самом деле достигал дна, именно ты можешь понять меня.

Что действительно останется от нас — то, что мы отдали, а не то, что мы получили. Бог уже наделил нас всем в тот момент, когда мы родились. Мы не нуждаемся ни в чем другом.

Вот молитва, которую я повторяю каждый день, как только просыпаюсь: Боже, сделай так, чтобы в каждой ситуации, которую я проживаю, даже самой мелкой или мрачной, я выбирал одно — быть всегда с Тобой.

Только так мне удается осмыслять страдание, превращать неудачи в этапы роста.

Только так мне удается давать радость, веселье, спокойствие, мудрость и жизнестойкость тем, кого я встречаю.

Кроме того, когда внутри ты спокоен, весел, когда твое сердце смеется даже среди жестоких страданий, это видно, это чувствуется. Даже без слов. Кажется, что таинственным образом в воздухе распространяются волны, исходящие из твоего радостного сердца.

Я говорю тебе, что ты не можешь изменить жизнь, но самого себя — можешь! Жизнь может быть ужасной и фантастической, сладкой и горькой, легкой и трудной, но она такая, какая есть. Однако мы можем изменить наше настроение, наше отношение к жизни.

Мы можем сделать душевную ясность ее постоянным фоном.

Мы можем стать симпатичными людьми.

Не скучными.

Радостными.

Которые умеют весело смеяться сердцем. Которые наконец смогли освободиться от горечи, удерживаемой внутри уже давно.

Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ТЫ

Только не думай, что мне повезло больше, чем тебе.

Это одна из причин, по которым я написал эту книгу. Часто по окончании публичной лекции разные люди подходят ко мне с моими книгами за автографом и, глядя мне в глаза, вздыхают: «Да, вам хорошо... Вы сильный. Вот попробовали бы вы...» Да.

Я благодарю Бога, Который все еще делает так, что я живу, почти семнадцать лет после опухоли мозга. Да.

Я благодарю Бога, Который позволяет мне писать, оказывать помощь, не оставлять равнодушными таких людей, как ты, читающий эту книгу. Который позволяет мне выражать себя.

Не думай, что только ты страдаешь.

В моих лекциях, в моих книгах я всегда рассказываю о моей жизни, о моих страданиях — так, чтобы тот, кто меня слушает или читает мои книги, смог подумать: «Если справился он, справлюсь и я. Валерио сделан из того же теста, что и я».

Я хотел бы, чтобы ты убедился в том, что я действительно такой же, как ты. Брошенный, отвергнутый, высмеянный, тот, кому завидуют и кого отодвигают в сторону, преследуемый, неоцененный, непонятый.

Раненый.

Представляешь, даже после того, как я говорил тебе о своих страданиях, внутренне я спокоен. Зная, что пишу для тебя, я слушаю мое сердце, которое смеется. Только в последние годы я понял, что существенно важно поддерживать свое сердце радостным несмотря ни на что! Когда-то, как многие, я думал, что, если я буду сокращать риск, избегать страданий, вести упорядоченную жизнь, это принесет мне счастье. Сегодня я, напротив, считаю, что такая жизнь оказывается, в конце концов, пустой. Как я уже сказал, измениться нужно внутренне.

Попробуй и ты смеяться сердцем!

Сначала это потребует от тебя усилий, покажется тебе странным, нелепым, ты подумаешь, что игра не стоит свеч...

Однако послушай меня и попробуй.

Это ничего не стоит, и все могут это делать.

Смех — самая естественная на свете вещь.

Здесь не нужна особая методика.

Смейся так, как у тебя получится.

Важно, чтобы твой смех был спонтанным и настоящим!

Чтобы он исходил из твоего сердца.

Сердечный смех, который я имею в виду, — на самом деле это нечто внутреннее, личное, таинственное.

Сначала смейся, когда ты один, дома, во время прогулки в лесу... один, два, три раза. Если ты не привык смеяться, ты ощутишь, как лицевые мускулы двигаются, словно впервые, и уже от этого одного будешь чувствовать себя лучше, нравиться себе больше.

В этот момент попробуй увидеть себя со стороны, как если бы на тебя смотрел другой человек, и тебе покажется, что что-то глубокое действительно меняется внутри тебя.

Привыкни смеяться по несколько секунд каждый день, без особенной причины, и постепенно — ты этого даже не заметишь — и сердце автоматически начнет подражать твоему улыбающемуся лицу.

Через несколько недель тренировок научись смеяться именно тогда, когда чувствуешь, что собираешься заплакать, что твое сердце разрывается на части, именно тогда, когда чувствуешь себя наиболее мрачным, подавленным, и... тебе покажется невероятным: реальность не изменится, но ты странным образом ощутишь, что сердце остается ясным, радостным.

Смех стал для него терапией.

И не только.

Впоследствии, если ты будешь каждый день поддерживать в себе это настроение, внутри тебя установится фон счастья, который окрасит — незаметно для тебя — все, что ты будешь делать, говорить или думать. Во благо тебе, тем, кто рядом с тобой, и тем, кого ты встретишь в течение дня. Счастье естественным образом излучает человек, который носит его в сердце.

Итак, будь, даже бессознательно, носителем счастья.

Я хотел бы умереть, смеясь сердцем.

Конечно, ты уже понял, что я не говорю о прагматичных, формальных, искусственных улыбках, которыми многие пользуются, чтобы выглядеть симпатичными, чтобы обманывать, соблазнять, маскироваться.

Смех, о котором я говорю в этой книге, смех, делающий добро, должен быть спонтанным, должен бить ключом из сердца. Такой смех может вызвать странная сцена, которую замечаешь, идя за покупками, особенное лицо человека, сидящего рядом с тобой в вагоне поезда или метро, необыкновенные, забавные проделки детей.

Итак, это смех, исходящий из глубины тебя, вызванный будничными, обычными, нормальными, рядовыми ситуациями и событиями, не такой смех, к которому бы мы сознательно себя принуждали. Я не верю в коллективные взрывы смеха, вызванные так называемыми комиками, тем менее доморощенными телевизионными ток-шоу.

Вчера я пошел на морской берег, чтобы встретиться с подругой. Пляж был переполнен. Болтая с подругой под ее зонтом, я увидел мальчика, который бежал что есть духу, лавируя среди стольких тел, принадлежащих главным образом молодым женщинам, загорелых, защищенных кремами, в ленивой неге растянувшихся на солнце. У малыша наивные глазищи, ротик раскрыт от усилий, затраченных на бег, и от сильной жары; в какой-то момент, по-видимому, не в силах больше сдерживаться, он остановился, в две или три секунды опустил трусики и принялся писать там, где находился, «поливая» ближайшую девушку. Вы можете представить себе визг незадачливой купальщицы, поднявшуюся суматоху, удивленного, растерянного ребенка, который, вероятно, не понимал причин такой суеты.

По-моему, это действительно смешная сцена.

Так вот, в тот момент я находился в ситуации такого спонтанного смеха, который я имею в виду в этой книге.

Нужно жить, всегда сохраняя внутри, в собственном сердце, этот радостный фон: смесь удивления, непосредственности, изумления, наивности, веселья, самоиронии.

Так вот, я прошу Бога дать мне умереть так. Смеясь сердцем.

Вторая часть

ОСЛАБИТЬ НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ

Наши рекомендации