Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства».

2. Форма организации занятия: практическое.

3. Значение изучения темы. Знание нормальной анатомии мышц головы (мимических и жевательных) поможет обучающимся в изучении вопросов практической медицины, в частности таких дисциплин, как хирургия, внутренние болезни, травматология, стоматология.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК):

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК – 1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК – 2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации (ПК – 3);

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем (ПК – 16);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК – 31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК – 32);

- учебная: знать классификацию мышц головы топографию, строение и функции мимических мышц, их отличительные особенности, функции и точки фиксации жевательных мышц; уметь демонстрировать анатомические образования по теме занятия на предложенных препаратах и муляжах; владеть латинской терминологией по теме занятия.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ.

1. ФУНКЦИЕЙ ГРУДИНО-КЛЮЧИЧНО-СОСЦЕВИДНОЙ МЫШЦЫ ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ СОКРАЩЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) наклон головы в свою сторону

2) наклон головы вперед

3) запрокидывание головы назад

4) вспомогательная дыхательная мышца

2. МИМИЧЕСКИЕ МЫШЦЫ РАЗВИВАЮТСЯ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СТРУКТУР

1) из мезенхимы 1-й висцеральной дуги

2) из миотомов шейных сомитов

3) из мезенхимы 2-й висцеральной дуги

4) из мезенхимы 3-й и 4-й жаберных дуг

3. МИМИЧЕСКИЕ МЫШЦЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ОСОБЕННОСТЯМИ

1) развиваются из миотомов головных сомитов

2) не покрыты подкожной фасцией

3) покрыты фасцией

4) не принимают участие в акте жевания

4. ЖЕВАТЕЛЬНЫЕ МЫШЦЫ РАЗВИВАЮТСЯ

1) из миотомов шейных сомитов

2) из мезенхимы 1-й висцеральной дуги

3) из мезенхимы 2-й висцеральной дуги

4) из мезенхимы 3-й и 4-й жаберных дуг

5. ЖЕВАТЕЛЬНЫМ МЫШЦАМ СВОЙСТВЕННО

1) прикрепляются к нижней челюсти

2) не действуют на височно-нижнечелюстной сустав

3) сосредоточены вокруг отверстий черепа

4) отражают внутреннее душевное состояние

6. ЧАСТЬ КРУГОВОЙ МЫШЦЫ ГЛАЗА

1) подглазничная

2) лобная

3) носовая

4) слезная

7. АНТАГОНИСТ КРУГОВОЙ МЫШЦЫ РТА

1) мышца гордецов

2) носовая мышца

3) большая скуловая мышца

4) медиальная крыловидная мышца

8. СОБСТВЕННО ЖЕВАТЕЛЬНАЯ МЫШЦА НАЧИНАЕТСЯ

1) на крыловидном отростке клиновидной кости

2) на скуловом отростке верхней челюсти

3) на височной кости

4) на альвеолярной дуге верхней челюсти

9. ТОЧКА ПРИКРЕПЛЕНИЯ ВИСОЧНОЙ МЫШЦЫ

1) наружная поверхность угла нижней челюсти

2) внутренняя поверхность угла нижней челюсти

3) шейка суставного отростка

4) венечный отросток

10. ТОЧКА ПРИКРЕПЛЕНИЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ КРЫЛОВИДНОЙ МЫШЦЫ

1) внутренняя поверхность угла нижней челюсти

2) суставной диск височно-нижнечелюстного сустава

3) венечный отросток нижней челюсти

4) шейка суставного отростка нижней челюсти

Основные понятия и положения темы.

Мимические мышцы: 1. не имеют фасций; 2. одно сухожилие вплетается в кожу; 3. располагаются вокруг естественных отверстий; 4. развиваются из II жаберной дуги. По топографии: - мышцы свода черепа; - мышцы, окружающие глазную щель; - мышцы, окружающие носовые отверстия; - мышцы, окружающие отверстие рта; - мышцы ушной раковины.
Жевательные мышцы: - жевательная мышца; - височная мышца; - медиальная крыловидная мышца; - латеральная крыловидная мышца.   Особенности: 1. прикрепляются к нижней челюсти; 2. приводят в движение височно-нижнечелюстной сустав; 3. развиваются из I жаберной дуги.

Фасции головы (рис.1):

1. височная фасция (поверхностная и глубокая пластинки);

2. жевательная фасция;

3. фасция околоушной железы;

4. щечно-глоточная фасция.

Клетчаточные пространства головы (рис.1):

           
  Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru   Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru   Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru
 


на своде черепа: - подапоневротическое пространство; - поднадкостничное пространство. в височной области: - межапоневротическое пространство; - подапоневротическое пространство; - глубокое височное пространство. в боковой области лица: - жировой комок щеки; - пространство околоушной железы; - жевательно-нижнечелюстное пространство; - височно-крыловидное пространство; - межкрыловидное пространство; - надкрыловидное пространство; - крыловидно-челюстное пространство; - крыловидно-небная ямка.  
Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru
Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru
Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru
Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru
Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru
Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru А. Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru

Рис.1. Схемы фронтального распила головы, проведенного через спинку турецкого седла, задний отдел суставной впадины височной кости и ветви нижней челюсти (А) и глубоких клетчаточных пространств лица на поперечном распиле головы (В) (по Н.И. Пирогову): 1. подапоневротическая клетчатка височной области; 2. межапоневротическая клетчатка височной области; 3. глубокий слой клетчатки височной области; 4. поджевательное клетчаточное пространство; 5. межчелюстное клетчаточное пространство; 6. окологлоточное клетчаточное пространство; 7. собственная фасция медиальной крыловидной мышцы.
В. Тема: «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и клетчаточные пространства». - student2.ru

1. околоушно-жевательная фасция; 2. межкрыловидная фасция; 3. окологлоточная фасция; 4. предпозвоночная фасция; 5. глоточно-позвоночный отрог фасции; 6. шилоглоточный отрог фасции.
       

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:

№ п/п Название практических умений
Назвать на латинском языке и показать на препаратах следующие анатомические образования:
1. лобное брюшко лобно-затылочной мышцы
2. надчерепной апоневроз
3. круговая мышца глаза
4. мышца, поднимающая верхнюю губу
5. мышца, опускающая нижнюю губу
6. щечная мышца
7. большая и малая скуловые мышцы
8. мышца, опускающая угол рта
9. мышца, поднимающая угол рта
10. подбородочная мышца
11. круговая мышца рта
12. височная мышца
13. жевательная мышца
14. латеральная крыловидная мышца
15. медиальная крыловидная мышца
16. подапоневротическое пространство свода черепа
17. поднадкостничное пространство свода черепа
18. межапоневротическое пространство височной области
19. подапоневротическое пространство височной области
20. глубокое височное пространство
21. жевательно-нижнечелюстное пространство
22. височно-крыловидное пространство
23. межкрыловидное пространство
24. надкрыловидное пространство
25. крыловидно-челюстное пространство
26. межмышечные клетчаточные щели
27. крыловидно-небная ямка
28. жировой комок щеки
29. пространство околоушной железы

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

1. Дать характеристику надчерепной мышце.

2. Укажите расположение, начало, прикрепление и функции круговой мышцы глаза.

3. Укажите расположение, начало, прикрепление и функции круговой мышцы рта.

4. Укажите начало, прикрепление и функции мышц поднимающей верхнюю губу и крыло носа.

5. Укажите начало, прикрепление и функции мышцы, поднимающей верхнюю губу.

6. Укажите начало, прикрепление и функции малой скуловой мышцы.

7. Укажите начало, прикрепление и функции большой скуловой мышцы.

8. Укажите начало, прикрепление и функции мышцы, поднимающей угол рта.

9. Укажите начало, прикрепление и функции щечной мышцы.

10. Укажите начало, прикрепление и функции мышцы, опускающей угол рта.

11. Укажите начало, прикрепление и функции подбородочной мышцы.

12. Укажите начало и прикрепление частей собственно жевательной мышцы.

13. Укажите начало и прикрепление височной мышцы.

14. Где находится подапоневротическое пространство?

15. Что собой представляет поднадкостничное пространство на своде черепа?

16. Где находится межапоневротическое пространство височной области?

17. Что такое подапоневротическое пространство височной области?

18. Где располагается височно-крыловидное пространство?

19. Где находится межкрыловидное пространство?

20. Где располагается и с чем сообщается надкрыловидное пространство?

21. Где находится крыловидно-челюстное пространство? С чем оно сообщается?

22. Какие анатомические образования находятся в крыловидно-небной ямке?

- решение ситуационных задач

Задача №1.

Перелом 1 ребра со смещением костных отломков способствовал повреждению подключичной артерии и кровотечению.

1. Какое пространство снизу ограничивает 1 ребро?

2. Между какими мышцами простирается это пространство? Укажите места начала и прикрепления этих мышц и их функции.

Задача №2.

Воспаление лицевого нерва вызвало нарушение функции подкожной мышцы шеи. Анализируя клинические проявления, необходимо вспомнить функции этой мышцы.

1. Укажите функции подкожной мышцы шеи.

2. Укажите место начала и прикрепления этой мышцы?

Задача №3.

Мальчик получил травму головы и потерял способность выдвигать нижнюю челюсть вперед.

1. При поражении каких мышц ограничено такое движение в височно-нижнечелюстном суставе?

2. Куда прикрепляются эти мышцы?

Задача №4.

Во время осмотра пострадавшего в результате ранения передней области шеи было отмечено, что затронута зона сонного и лопаточно-трахеального треугольников.

1. Укажите границы этих треугольников.

2. Какие еще треугольники в передней области шеи Вы знаете? В латеральной области шеи?

Задача №5.

При осмотре больного было установлено наличие воспалительного процесса между поверхностной и предтрахеальной пластинками шейной фасции над яремной вырезкой грудины.

1. Как называется это пространство? Укажите места расположения боковых его углублений.

2. Какие еще клетчаточные пространства в области шеи Вам известны?

Задача №6.

При сильной эмоциональной деятельности на лице появились вначале поперечные складки кожи на лбу, а затем после сокращения соответствующей мышцы они расправились.

1. Сокращения каких мимических мышц вызвали эти признаки?

2. Укажите источник развития мимических мышц.

Задача №7.

В результате кровоизлияния в мозг и развития паралича некоторых жевательных мышц у пострадавшего были отмечены нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава.

1. Сокращение какой мышцы определяет боковое смещение нижней челюсти (влево)?

2. Какие мышцы выдвигают нижнюю челюсть вперед?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Мышцы шеи. Фасции шеи, топография шеи: треугольники, клетчаточные пространства», см. методические указания для обучающихся № 14 к внеаудиторной работе).

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемы кафедрой.

1. Изготовление влажных препаратов:

1.1. Мышцы головы.

2.Подготовка рефератов:

2.1. Непостоянные мимические мышцы. Аномалии развития мимических мышц.

2.2. Развитие жевательных мышц, их возрастная и индивидуальная изменчивость.

Занятие №14.

Наши рекомендации