Истинные ложные колеблющиеся
(I-VII) (VIII-X) (XI-XII)
Аномалии развития осевого скелета.
Ассимиляция атланта – сращение первого шейного позвонка с черепом.
Расщепление дуги позвонка – spina bifida
Сакрализация – увеличение количества крестцовых позвонков.
Люмбализация - увеличение количества поясничных позвонков.
Добавочные ребра - увеличение числа ребер за счет развития добавочных ребер, соединяющихся с VII шейным позвонком или с I поясничным позвонком.
Отсутствие XII ребра.
Сращение или расщепление передних концов ребер.
Наличие отверстия в теле грудины или в мечевидном отростке.
Шистостерния - это расщеплениегрудины,связано с неслиянием или неполным срастанием грудинных хрящей.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:
№ п/п | Название практических умений |
Назвать на латинском языке и показать на препарате следующие образования: | |
1. | Тело позвонка |
2. | Дуга позвонка |
3. | Верхняя позвоночная вырезка |
4. | Нижняя позвоночная вырезка |
5. | Позвоночное отверстие |
6. | Остистый отросток |
7. | Поперечный отросток |
8. | Верхний суставной отросток |
9. | Нижний суставной отросток |
10. | Передняя дуга 1 шейного позвонка |
11. | Ямка зуба 1 шейного позвонка |
12. | Задняя дуга 1 шейного позвонка |
13. | Зуб осевого позвонка |
14. | Отверстие поперечного отростка |
15. | Сонный бугорок У1 шейного позвонка |
16. | Основание крестца |
17. | Ушковидная поверхность крестца |
18. | Верхушка крестца |
19. | Тазовые крестцовые отверстия |
20. | Дорсальные крестцовые отверстия |
21. | Головка ребра |
22. | Шейка ребра |
23. | Бугорок ребра |
24. | Борозда ребра |
25. | Бугорок передней лестничной мышцы |
26. | Борозда подключичной артерии |
27. | Борозда подключичной вены |
28. | Рукоятка грудины |
29. | Яремная вырезка грудины |
30. | Тело грудины |
31. | Мечевидный отросток |
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия
1. Что понимается под сагиттальной плоскостью?
2. Что понимается под срединной плоскостью?
3. Что понимается под фронтальной плоскостью?
4. Что понимается под горизонтальной плоскостью?
5. На какие отделы фронтальная плоскость делит тело?
6. Каково назначение анатомических плоскостей?
7. Что представляет собой тело позвонка? Покажите его на препарате.
8. Назовите и покажите анатомическое образование посредством которого дуга позвонка крепится к телу?
9. Назовите и покажите отверстия, образуемые дугой позвонка.
10. Назовите и покажите отростки, отходящие от дуги позвонка.
11. Какие вырезки ограничивают суставные отростки?
12. Какие вырезки ограничивают суставные отростки?
13. Какое строение имеет позвоночный столб?
14. Перечислите функции позвоночника.
15. Назовите и покажите позвонки, имеющие отверстия в поперечных отростках
16. Перечислите и покажите на препарате основные элементы атланта.
17. Укажите образование, являющееся недоразвитым остистым отростком первого шейного позвонка.
18. Назовите и покажите на препарате места сочленения атланта со вторым шейным позвонком.
19. Какой позвонок несет на теле зубовидный отросток? Покажите его на скелете.
20. Где прижимается при кровотечении сонная артерия?
21. Укажите и покажите на препарате позвонки, имеющие верхние и нижние реберные ямки.
22. Назовите отличительные особенности 1, X, XI, XI1 грудных позвонков.
23. Как изменяются тела поясничных позвонков сверху вниз?
24. Покажите анатомические образования, являющиеся следами сращений тел крестцовых позвонков.
25. Назовите и покажите анатомические образования, являющиеся местами сращения: а) остистых отростков, б) суставных отростков, в) поперечных и реберных отростков.
26. Какие образования находятся на латеральных массах крестца?
27. Назовите и покажите основные элементы ребра.
28. Из каких отделов состоит ребро?
29. Покажите отличительные особенности первого ребра на скелете.
30. Где происходит сочленение грудины а) с ключицей, б) ребрами
31. Как называется продольное расщепление грудины?
32. Назовите основные формы грудной клетки.
33. Где расположена борозда ребра?
34. Чем образован угол грудины?
- решение ситуационных задач
Задача № 1.
Определяя химический состав кости с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих ее элементов типично для живого взрослого организма.
1. Каково процентное содержание воды и жира в кости в живом организме?
2. Как называются органические вещества мацерированной кости?
Задача № 2.
Демонстрируя во время лекции малоберцовую кость, обработанную специальным способом (кислотой), лектор показал ее гибкость, сделав из кости узел.
1. Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают ее эластичность и гибкость?
2. Преобладание каких веществ (органических или неорганических) делает кость хрупкой и ломкой?
Задача № 3.
На экзамене у обучающегося вызвал затруднение вопрос об источнике роста трубчатых костей в длину и ширину.
1. За счет каких структур происходит утолщение костей и образование кости при ее переломах?
2. За счет чего происходит рост кости в длину?
Задача № 4.
На практическом занятии обучающиеся обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка с черепом, а также уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех, сопровождающееся увеличением численности поясничных позвонков.
1. Как называется сращение атланта с черепом?
2. Дайте название указанной аномалии развития крестцовых позвонков.
Задача № 5.
При кровотечении в области головы и шеи в экстренной ситуации его удалось временно приостановить, прижав сонную артерию к сонному бугорку.
1. Где расположен сонный бугорок?
2. Назовите отличительные признаки поперечных отростков шейных позвонков.
Задача № 6.
Из набора позвонков обучающимся предложено выбрать I и XII грудные позвонки.
1. Назовите отличительные признаки грудных позвонков.
2. Укажите отличия I и XII грудных позвонков.
Задача № 7.
При рентгенографическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками крестцовых позвонков.
1. О чем свидетельствует такая картина, почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость?
2. Как называется такой вид соединений?
Задача № 8.
При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.
1. Как называются эти добавочные ребра?
2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются?
Задача № 9.
Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонстрируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.
1. Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?
2. Что такое шистостерния? Чем обусловлена данная аномалия развития?
Задача №10.
При проведении плевральной пункции игла вводится только по верхнему краю ребра.
1. Объясните почему?
2. Перечислите виды ребер.
Задача №11.
Антропометрические наблюдения позволили характеризовать типичные для старческого возраста изменения грудной клетки.
1. Укажите, как изменяется в старости форма и размеры грудной клетки?
2. Назовите две возможные причины этих изменений.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Скелет верхней конечности», см. методические указания для обучающихся № 2 к внеаудиторной работе).
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Алгоритм действий:
1.1. Составление алгоритма действий для определения отдельных костей и их принадлежности к сторонам скелета.
2.Подготовка рефератов:
1.1. Развитие осевого скелета человека в филогенезе и онтогенезе.
1.2. Особенности строения осевого скелета в связи с вертикальным положением.
1.3. Рентгеноанатомия позвоночного столба, грудной клетки.
1.4. Индивидуальные, возрастные и типологические особенности грудной клетки в целом.
Правила оформления реферата
Рекомендуемая структура реферата:
1. Введение – излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы.
2. Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7-8 страниц.
3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-3 страницы.
4. Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Текст и его оформление:
Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения, наименование кафедры. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Занятие № 2.