ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Биология»
для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1
ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»
Красноярск
Занятие № 1
Тема: Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки
2. Форма организации занятия:практическое.
3. Значение изучения темы:
Данная темя является вводной в курсе «Биология», имеет большое значение для усвоения всех разделов биологии, связанных с микроскопией объектов. На данном занятии студенты знакомятся с историей академии, кафедры, требованиями кафедры в процессе обучения, правилами работы в учебном практикуме, получают первые навыки работы с увеличительными приборами и препаратами, знакомятся на практическом занятии на конкретных объектах с особенностями организации клеток про- и эукариот.
4. Цели обучения:
- общая:обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
а) способностью и готовностью к аргументированному анализу данных, полученных в результате экспериментов (ОК-5).
обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
а) способностью и готовностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения математический аппарат (ПК-2);
в) способностью и готовностью к работе с компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).
- учебная: в результате изучения темы обучающийся должен знать:
а) правила техники безопасности и работы в биологических аудиториях с приборами
б) характеристики и биологические механизмы воздействия факторов на организм
в) физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях
обучающийся должен уметь:
а) пользоваться учебной научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
б) работать с увеличительной техникой – микроскопами и лупами
обучающийся должен владеть:
а) навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики
б) описать морфологические изменения изучаемых микроскопических препаратов
в) владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
1. Признаки класса Млекопитающие у человека
1) первичная полость тела и волосяной покров
2) млечные железы и левая дуга аорты
3) правая дуга аорты и тазовые почки
4) вторичная полость тела и губчатые легкие
2. Молекула АТФ включает
1) аденин, дезоксирибозу и 3 остатка фосфорной кислоты
2) аденин, рибозу и 3 остатка фосфорной кислоты
3) гуанин, рибозу и 3 остатка фосфорной кислоты
4) гуанин, дезоксирибозу и 3 остатка фосфорной кислоты
3. У аэробов в результате расщепления 1 молекулы глюкозы выделяющаяся энергия аккумулируется в
1) 2 молекулах АТФ
2) 36 молекулах АТФ
3) 38 молекулах АТФ
4) рассеивается в виде тепла
4. Этап биосинтеза белка, происходящий в ядре
1) Подготовительный,
2) Транскрипция
3) Кислородный
4) Трансляция
5. Химические связи лежащие в основе взаимодействия двух моноцепочек молекулы ДНК
1) ионные
2) сложноэфирные
3) водородные
4) дисульфидные
Основные понятия и положения темы
1. Увеличительные приборы: препаровальная лупа, микроскоп
2. Составные части микроскопа:
- механическая
- оптическая
- осветительная
3. Компоненты составных частей: тубус, тубусодержатель, револьвер, кремальеры, клеммы, микрометрический винт, предметный столик, конденсор, объектив, окуляр, диафрагма
4. Разнообразие клеток: размеры клеток, форма клеток, количество ядер
5. Клеточные формы жизни: прокариоты, эукариоты
6. Цитологические признаки про- и эукариот: ядро, генофор, хромосомы, нуклеоид, плазматическая мембрана, рибосомы, мезосомы, органоиды, включения, аппарат Гольджи, эндоплазматичесая сеть, лизосомы, митохондрии, пластиды, микротрубочки, жгутики, циклоз, эндоспоры.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Работа №3. Перекрест волос
Постоянный препарат. Используется для закрепления правил работы с микроскопом.
Найдите объект исследования – перекрест волос при малом увеличении, проведите центровку (чтобы в центре поля зрения располагался центр перекреста волос). Зарисуйте объект, четко передавая окраску и размеры, укажите увеличение. Получите изображение объекта при большом увеличении (если правильно проведена центровка, то при большом увеличении в центре поля зрения виден только перекрест волос). Зарисуйте объект и сравните размеры объекта при разных увеличениях.
Работа №6. Клетки крови
Для работы используются постоянные препараты «Клетки крови лягушки» и «Клетки крови человека». Данная работа дает возможность рассмотреть жидкую соединительную ткань у хладнокровных и теплокровных позвоночных животных, а также отметить черты сходства и отличия клеток ткани, выполняющей единую функцию.
Препараты «Клетки крови лягушки» и «Клетки крови лягушки» рассматриваются при малом увеличении и тщательно изучаются при большом увеличении с последующей зарисовкой объектов. Основную массу клеток в поле зрения представляют эритроциты. У лягушки это овальные клетки крупных размеров, их цитоплазма окрашена в розовый цвет, а в центре расположено крупное продолговатое ядро более интенсивной окраски (обычно темно-фиолетового цвета). Эритроциты человека значительно мельче клеток земноводных, имеют округлую двояковогнутую форму, в центре имеют более светлую окраску – место ядра, само ядро в функционирующих клетках отсутствует.
Зарисуйте несколько (3-4) эритроцитов лягушки и человека, соблюдая масштаб. Обозначьте на одной из клеток лягушки и человека плазмолемму (плазматическую мембрану), цитоплазму, ядро или место выпавшего ядра.
Сделайте вывод по работе: в чем сходство и отличие клеток жидкой соединительной ткани растений низших и высших позвоночных?
Строение микроскопа
Составные части микроскопа | Компоненты составных частей | Строение и выполняемые функции составных частей |
I. Механическая часть | 1. Объектив х 8 | 1. Придает микроскопу устойчивость |
II. Оптическая часть | 2. Диафрагма | 2. Фиксирует окуляры |
III. Осветительная часть | 3. Револьвер | 3. В гнездах располагаются объективы |
4. Тубус | 4. Укреплен предметный столик | |
5. Зеркало | 5. Обеспечивает поступление проходящего света | |
6. Окуляр х7 | 6. Поднимает или опускает тубус | |
7. Объектив х40 | 7. Ориентировочно наводит тубус | |
8. Тубусодержатель | 8. Служит для точной наводки тубуса | |
9. Конденсор | 9. Состоит из двух линз, одетых в металлическую гильзу, свободно отделяется | |
10. Макрометрический винт | 10. Подвижно закреплен у основания тубуса и имеет гнезда | |
11. Винт конденсора | 11. Представлен системой линз в металлической оправе, имеет резьбу для вкручивания | |
12. Предметный столик | 12. Имеет плоскую и вогнутую стороны, подвижно закреплено у основания лапки штатива | |
13. Микрометрический винт | 13. Состоит из двух линз в оправе, расположен между зеркалом и предметным столиком | |
14. Окуляр х10 | 14.Изменяет интенсивность освещения объекта | |
15. Объектив х90 | 15. Состоит из ряда пластинок, регулирует освещение. | |
16. Штатив | 16. Находится отверстие для прохождения светового пучка | |
17. Лапка штатива | 17. Регулирует высоту расположения диафрагмы | |
18. Окуляр х15 | 18. При работе с ним необходимо использование иммерсионного масла | |
19. Объединяет компоненты оптической системы | ||
20. Меняет положение пластинок диафрагмы |
Таблица 2
Задача №1
Постоянный препарат изучен на малом увеличении, однако при переводе на большое увеличение объект не виден, даже при коррекции макро- и микрометрическим винтами и достаточном освещении. Необходимо определить, с чем это может быть связано?
Задача №2
Препарат помещен на предметный столик микроскопа, имеющего в основании лапки штатива зеркало. В аудитории слабый искусственный свет. Объект хорошо виден на малом увеличении, однако при попытке его рассмотреть при увеличении объектива х40, в поле зрения объект не просматривается, видно темное пятно. Необходимо определить, с чем это может быть связано?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия)
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
1. Изготовление микропрепаратов представителей прокариотических (бактериальные клетки) и эукариотических организмов (нервные клетки, клетки кожицы лука).
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- Обязательная
1. Биология в 2 кн. Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В.Н Ярыгина. М.: Высш. шк., 2005.
2. Руководство к практическим занятиям по биологии: учебное пособие / под ред. В.В. Маркина. М.: Медицина, 2006.
- Дополнительная
1. Общая и медицинская генетика: учебное пособие / ред. В.П. Щипков. М.: Академия, 2003.
2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика: учебник. М.: Медицина, 2003.
3. Бочков Н.П. Клиническая генетика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004.
4. Северцов А.С. теория эволюции. М.: Владос, 2005.
5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие. Новосибирск: Сибуниверизд., 2007.
6. Методические рекомендации для подготовки к курсовому экзамену по дисциплине «Биология с экологией» / сост. Т.Я. Орлянская, М.Н. Максимова, Л.С. Смирнова. Красноярск: тип. КрасГМА, 2007.
7. Григорьев А.И. Экология человека: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8. Чернова Н.М. Общая экология: учебник. М.: Дрофа, 2004.
- Электронные ресурсы
1. Электронная библиотека по дисциплине Биология. М.: Русский врач, 2003.
2. ИБС КрасГМУ
3. БД MedArt
4. БД Медицина
5. БД Гении медицины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Биология»
для специальности060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1
ТЕМА: «Микроскоп, его устройство и правила работы с ним. Уровни организации живого. Про- и эукариотические клетки»
Красноярск
Занятие № 1