А теперь несколько простых упражнений
Вот часть упражнений, с которых можно начать осваивать курс динамической гимнастики.
Вложите в ладони ребенка свои большие пальцы, придерживая остальными его кисти и запястья. Когда ребенок сожмет ваши пальцы, приподнимите его легонько. Продолжайте поднимать малыша до тех пор, пока он не будет свободно висеть, удерживаемый за кисти рук.
Упражнение «Обезьянка». Выполняется в захвате ребенка за руки. Покачайте ребенка вперед-назад в захвате за руки, постепенно увеличивая амплитуду. Слегка вращайте ребенка вокруг вертикальной оси.
Упражнение «Маятник». Исходное положение то же. В захвате за руки перенесите вес тела малыша на одну руку, затем на другую. Раскачивайте ребенка из стороны в сторону.
Как правило, упражнения на ручках и ножках осваиваются одновременно, чтобы обеспечить равномерное физическое развитие. Чтобы перейти к «перевернутым» упражнениям (т.е. «вверх ногами»), необходимы подготовительные упражнения.
Подготовительные упражнения. Просто приподнимайте ребенка, лежащего на животе на полу или столе, за ноги на совсем небольшой угол. Каждый следующий раз увеличивайте угол, т.е. поднимайте ножки выше и выше. Когда ваш малыш будет спокойно воспринимать положение «вверх ногами», начинайте выполнять упражнения из комплекса динамической гимнастики: раскачивания, вращения и другие. Скорость и амплитуду увеличивайте постепенно. Разучивайте те же упражнения («маятник» и «обезьянка»), только в захвате за ноги.
Еще одно упражнение для ног— «Крестик». Плавно разводите ножки малыша в стороны, при этом немного поднимая его вверх. Это очень полезное упражнение для развития мышц брюшного пресса, спины, ягодиц, бедер.
Упражнение «Вращение вокруг вертикальной оси». Вращение вокруг вертикальной оси можно выполнять, держа ребенка за обе руки или за одну руку, а также за обе ноги или за одну ногу- Задайте небольшое вращательное движение, постепенно увеличивая амплитуду.
И еще одно — "«Раскачивание обезьянки». Упражнение можно выполнять, держа ребенка в висе одной рукой за его руку, а другой — за ногу. Раскачивать нужно в одном направлении, а затем в перпендикулярном к нему. Все ваши захваты должны быть уверенными и в то же время мягкими. Для нормального кровообращения ребенка во время гимнастики нужно чередовать различные упражнения, использовать захваты разных частей тела и симметрично с обеих сторон.
И все-таки, какими бы простыми ни казались эти занятия, прежде чем активно начинать заниматься со своим малышом, следует поучиться у опытного специалиста-инструктора, который раскроет какие-то нюансы этой техники, непонятные при обычном наблюдении или изучении соответствующей литературы.
Еще одно направление в развивающих занятиях с новорожденным именуется «Бе-би-йогой».Существует очень много определений йоги. Приведу некоторые из них. Это мастерство и эффективность в действии, спокойствие, преодоление ограничений. В переводе с санскрита слово «йога» означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Издревле она являлась комплексом знаний и тренировок для души и тела, которые дисциплинируют, укрепляют органы и системы организма, способствуютдостижению единства на физическом и ментальном уровнях. По сути дела, беби-йога — это динамическая гимнастика, в которой используются элементы йоги — специальные упражнения, или асаны, оказывающие на организм более глубокое воздействие. Беби-йога призвана решать разнообразные задачи— такие, как воздействие на мышечно-суставной аппарат, в особ енности на мышцы спины, являющиеся основными в обеспечении прямохождения; регуляциювестибулярного аппарата и координацию движений,что способствует психическому развитиюстимулирование обменных процессов и работавнутренних органов, развитие у ребенка способности адекватно реагировать телом на травмо-опасную ситуацию. Беби-йога— серьезная стрессовая нагрузка на организм ребенка, степень воздействия при которой намного выше, чем при динамической гимнастике. Важно обладать специальными знаниями и навыками, чтобы проделывать с ребенком асаны йоги. А еще лучше, если взрослый сам занимается такими практиками, телом «зная» о результатах и эффективности таких занятий. Если же соответствующих знаний и навыков вы еще не приобрели, то следует обратиться за помощью к специалисту.
Теперь о том, каким детям в треух» очередьпоказаны занятия беби-йогой и динамической
гимнастикой. Это дети с мышечным гипер-или гипотонусом, с различными неврологическими родовыми травмами, прошедшие сквозь опытосложненных родов (стремительных, с дискоординацией родовой деятельности, с длительным стоянием головки в одной из плоскостей таза, в тазовом предлежании и др.). Особый разговор о детях «кесарятах». Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки («рождается») на 3-5-й минуте от начала операции. Поэтому такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. По определению основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». В результате такого ответа организм осуществляет приспособительную функцию и восстанавливает' нормальное состояние. При этом активизируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А стимулирует эту деятельность родовой процесс с его внезапностью '• начала, многочасовым усилением мышечного на-', пряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего! выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В слу-1 чае же кесарева сечения ребенок попадает «с корабля на бал», не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации. В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни человека. Можно предположить, что, будучи лишенным «входящего» опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это происходит тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело еще не познало жизненного опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и могут прийти динамическая гимнастика и беби Йогас: тем, чтобы научить тело (а значит и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, Пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационнуюустойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеетУ него прекрасная координация, быстрая реакция хороший аппетит и крепкий сон.