Возможности общения с младенцем

Один из самых частых и животрепещущих вопросов будущих мам: когда можно начинать взаимодейст­вовать с ребенком?

С середины беременности малыш уже может от­кликаться на внешние стимулы. Обратимся к фи­зиологии взаимодействия. Оно начинается с вос­приятия предмета или явления органами чувств. Каким образом мы общаемся друг с другом, кроме речи? Посредством органов чувств слышим, видим, осязаем, т. е. воспринимаем и понимаем. Также и ре­бенок. Механизм прост: сформировался тот или иной орган чувств, способный к восприятию стиму­ла, значит, ребенок готов к взаимодействию, к под­держанию обратной связи с вами.

Невербальный (без посредства речи) язык обще­ния важен для развития малыша. Получая импульсы, головной мозг активно развивается. Из психофи­зиологии известно, что функциональное состояние центральной нервной системы и психическое со­стояние плода изменяется под влиянием ритмич­ных сенсорных воздействий (например, звуков, ре­чи или музыки, ритмичных поглаживаний). В этот момент происходит налаживание эмоциональной связимежду матерью и ребенком, что очень важно дляних обоих.

Во-первых, контакт, установленный до родов, облегчает узнавание ребенком своих матери и от­ца после родов. Во-вторых, маленький человечек нуждается в общении ничуть не меньше, чем взрослые. В-третьих, ребенок предъявляет себя миру (матери) во время беременности своими шевелениями и хочет иметь обратную связь. В-четвертых, именно ребенок учит мать прислушивать­ся к ощущениям в своем теле. Изменение интенсивности шевелений— один из признаков егосостояния в данный момент.

Метод общения с малышом в период беременно­сти посредством прикосновения к животу и голо­сового сопровождения называется гаптонамией.

Каким образом это делается?

Выберите время для общения. Понаблюдай­те, когда ваш малыш наиболее активен. И нач­ните приучать его к общению. Лучше, если это будет поначалу одно и то же время, например утром и вечером. Повторяемое действие запо­минается, усваивается, становится узнавае­мым и приносит радость. Примите удобное положение и положите руку на живот. Почувст­вуйте свое дыхание. Ощутите, как рука вместе с животом поднимается вверх на вдохе и опуска­ется вниз на выдохе. Можно поглаживать жи­вот по часовой стрелке. Продолжая поглажива­ния, разговаривайте с малышом. Выберите любую тему, можно просто комментировать то, что происходит вокруг. Продолжайте на­блюдать за дыханием, поглаживать живот и разговаривать с малышом. В этот момент он, возможно, затаился и внимательно слушает вас или проявляет восторг от вашего взаимодейст­вия с ним активными шевелениями. Затем выбе­рите текст стихотворения, прибаутки, речи­татива, песни, можно колыбельной и спокойным протяжным голосом начните проговаривать или пропевать его.

Подобные тексты, построенные по законам гармонии, обладают определенной мелодикой, ритмом и очень подходят для голосового сопро­вождения. Услышьте собственный голос. Продол­жайте наблюдение за дыханием и поглажива­ние, и очень скоро малыш начнет на них откликаться.

При регулярном выполнении (хорошо делать это 2-3 раза в день в одно и то же время) уже че­рез несколько дней малыш в положенные часы сам будет подплывать к стенке матки и требо­вать общения. После рождения эти тексты, стихи, напевы станут хорошим успокаиваю­щим средством для вашего малыша. Он ведь их запоминает. Так же как запоминает и ваши по­глаживания.

Память тела сильна. У ребенка после родов су­ществует потребность в воспроизведении преж­них ощущений в как можно более полном вариан­те. Для него внешние ощущения подтверждают его наличие в этом мире по принципу: чувствую, зна­чит, живу. Когда мать держит ребенка на руках, об­нимает и поглаживает его, тело малыша «вспоми­нает» ощущение внутриутробной защищенности, безопасности, и он успокаивается.

Стимуляция сенсорной чувствительности очень важна для малыша.

Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей. Ритмичное поглаживание крохотных недоношенных младенцев помогает регулировать их дыхание и другие физиологиче­ские процессы. Часто достаточно просто подер­жать новорожденного за ручки и ножки, чтобы он

успокоился.

Именно из-за того, что ощущение прикоснове­ний появляется так рано, на протяжении всей даль­нейшей жизни они значимы для нас. Приятные так­тильные воздействия приносят чувство успокоения, уверенности и защиты. Активизируется память тела: когда-то нам было хорошо в объятиях матки. В по­вседневной жизни это происходит, когда мы обни­маемся, одеваемся, укрываемся одеялом и впадаем в бессознательное состояние сна, когда мы занима­емся спортом, делаем массаж или охаживаем себя веничком в парной.

В Парижской лаборатории психобиологии раз­вития выявили, что ребенок внутриутробно и пос­ле родов предпочитает шум — тишине, голос — шуму, покачивания — неподвижности, запах мате­ри и ее молока — всем другим запахам (после рож­дения), прикосновения — их отсутствию. Из при­косновений после рождения ребенку больше всего нравятся поглаживания, легкая вибрация, дунове­ние, касание тонких ворсинок шерсти, например овечьей.

Было проведено такое исследование. Беремен­ным женщинам предложили разделиться на две группы. Женщин первой группы попросили регу­лярно смотреть сериал с повторяющейся музыкой, а участниц второй группы — этого не делать. После

рождения всем детям включали музыку из сериала, когда они начинали плакать. Дети матерей первой группы замолкали и прислушивались, из второй группы — не реагировали. Результаты этого экспе­римента еще раз показывают, что, находясь внутри матки, ребенок уже может реагировать на стимулы и запоминать их.

Итак, человек уникален в своих возмож­ностях. И уж если ваш организм знает, как зачать ребенка, как его сформировать и вы­носить (процессы формирования происходи­ли без вашего сознательного участия!), то он точно знает и как родить ребенка. Про­цесс родов логичен, последователен и запро­граммирован на генетическом уровне и на уровне вашего бессознательного! Ваше тело знает, как рожать! Ему можно доверять. Стало быть, ваша задача — не мешать это­му процессу. Не мешать — значит рассла­биться. В этом и состоит помощь себе и сво­ему ребенку.

Каким образом это сделать — рассмотрим в сле­дующих главах.

ПРЕДВЕСТНИКИ РОДОВ

РОЛЬ ПРЕДВЕСТНИКОВ

Новые ощущения в теле во время беременно­сти — явление закономерное и нормальное. Важно вовремя разобраться, является ли появившееся ощущение симптомом патологического состояния, как, например, угроза прерывания беременности,

или же это естественный признак развития самой беременности.

Такими признаками в конце третьего триме­страбеременности являются так называемые предвестники родов —маркеры готовности ор­ганизма женщины к родам. Готовность определя­ется и подтверждается гормональным уровнем, его пороговой величиной, необходимой для за­пускародового процесса. Далее — готовностью нервной системы: на смену доминанте беремен­ности приходит доминанта родов. Это обуслов­ливает способность рецепторов матки к воспри­ятию нервных и гормональных импульсов, запускающих роды.

Вслушайтесь в слово «предвестники». Каково его значение? Это глашатаи, предвещающие о каком-либо предстоящем важном событии, предшествуя ему. Предвестники появляются за несколько дней до наступления родов, когда беременность считается уже доношенной, а малыш вполне созревшим иго­товым к внеутробному существованию, т.е. после 37-й недели беременности.

Предвестники представляют собой новые ощу­щения, которые могут вас удивить, насторожить и, вероятно, обрадовать, поскольку приближают к дню рождения вашего малыша.

Они, как желтый сигнал светофора: «Внимание! Жди! Готовность номер один!» С момента появления предвестников роды могут начаться в любой мо­мент. Через несколько недель или дней дается зеле­ный свет — начинаются роды.

Каждое новое ощущение, симптом в организме беременной женщины имеет физиологическое обоснование и является целесообразным и необхо­димым в процессе подготовки к родам.

Однако предвестники призваны не только опо­вещать. Каждый предвестник возникает в связи с изменениями в организме беременной. Причем из­менение характеризуется внезапностью возникно­вения, скачкообразностью, резкостью, поэтому привлекает к себе внимание женщины. Физиологи­ческая основа предвестника обусловлена нейрогормональными, биохимическими, иммунными процессами, происходящими в организме перед родами. Вот об этом и поговорим.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Различают несколько предвестников родов. Рассмо­трим каждый из них.

1. Самым ранним признаком считается опуще­ниеживота беременной.

Примерно за 2-3 недели до родов вы обнару­жите, что живот опустился. Часто это происходит внезапно, как-то вдруг. Еще бы, высота дна матки, еженедельно увеличивающаяся на 1 см и к 37-й не­деле составляющая около 37-40 см (если малыш в матке один), вдруг уменьшается за несколько часов на 2-3 см.

Конечно, это не проходит незамеченным: об­легчается дыхание, меняется форма живота — он становится пологим, покатым сверху. По выраже­нию одной из беременных, сначала, когда живот высокий, «хоть чашку с блюдцем ставь и чай пей». А в момент реализации предвестника, который мы назвали «опущение живота», матка становится ниже сразу на 2-3 см. Чашку с блюдцем уже не по­ставишь.

Почему это происходит? Нижний сегмент мат­ки перед родами становится мягче и растягивается. Ребенок опускается, плотно прижимаясь голов­кой к костному ободку малого таза, и живот стано­вится ниже.

Этот предвестник сопровождается несколькими заметными признаками, основные из которых сле­дующие:

- появление тянущих ощущений в нижних отде­лах живота;

- облегчение дыхания (беременная матка уже не так сильно давит на легкие);

- снижение двигательной активности малыша.

Вероятно, снижение двигательной активности ребенка может вас озадачить или напугать. Ребенок прижат к костному кольцу малого таза головой, в результате чего перестает поворачиваться и может двигать только руками и ногами. Так что уменьшение шевелений вполне объяснимо и нор­мально. И цель предвестника ясна: фиксация го­ловы предотвращает возможный переворот ма­лыша и облегчает начало процесса родов. Родовой путь для ребенка оказывается пройден­ным уже на три сантиметра! И в родах останется только десять.

Итак, если вы заметили снижение двигательной активности плода сразу после опущения живота, пугаться не следует, так как изменения его подвиж­ности вполне закономерны. Если же активность плода снизилась вне связи с опущением живота, следует обратиться к врачу и проверить состояние малыша, что можно сделать с помощью кардиотоко графического исследования (КТГ) и УЗИ (КТГ — исследование сердцебиения плода и его реакции в ответ на собственные шевеления и на изменения тонуса матки, записывается с помощью специальных датчиков), чтобы исключить кислородную не­достаточность.

Кстати, двигательная активность ребенка — важный показатель его самочувствия. Резкое сни­жение или повышение активности может быть следствием кислородной недостаточности. Когда снижение активности совпадает по времени воз­никновения с опусканием живота, это не вызывает опасений и связано только с изменением местопо­ложения ребенка.

В случае тазового положения опускания предле­жащей части не происходит. Из-за большого разме­ра и мягкости попка ребенка не может вставиться в костное кольцо материнского таза.

2. Не менее значимым критерием готовности организма к родам является выделение слизи­стой пробкииз половых путей. На протяжении бе­ременности густая шеечная слизь в виде пробки предотвращала доступ в матку вредным микроорга­низмам, а к моменту родов она разжижается и выте­кает из половых путей.

Разжижению слизи способствуют эстрогены, уровень которых к родам повышается. Происходит это за 3-5 дней до родов. Вы обнаружите на про­кладке слизисто-водянистые выделения бежевого или коричневого цвета, иногда с прожилками кро­ви, в количестве 1-2 столовых ложек. Обычно это происходит по утрам, одномоментно, на следующее утро выделения могут повториться. На этом этапе может возникнуть вопрос: а не околоплодные ли это воды?

Ведь и те, и другие выделения жидкие, и при пер­вом наблюдении вроде бы похожи. (Кстати, воды в норме изливаются в конце 1-го периода родов, а до-

родовое излитие наблюдается редко.) В таблице да­ны основные отличительные признаки слизистой пробки.

Наши рекомендации