Тренинг позитивных ассоциаций
Целью этого метода является фиксация на уровне сознания и подсознания ассоциаций психотерапевтического значения для того, чтобы первой реакцией мозга на предъявление негативных стимулов, столкновение с психотравмирующими факторами или воздействиями, провоцирующими нежелательное поведение, было включение положительной ассоциативной цепочки. Эта опережающая реакция создает основу для дальнейшего более успешного управления эмоциями и поведением.
Эффективность тренинга позитивных ассоциаций повышается при наличии предварительно сформированного убеждения пациента в том, что психотравмирующие ситуации, негативно действующие личности, объекты, прогнозы и др. неблагоприятные факторы могут быть оценены, интерпретированы положительно. С этой целью предварительно осуществляется соответствующая когнитивная подготовка.
Для проведения тренинга позитивных ассоциаций первоначально с помощью ассоциативного эксперимента выявляют вербальные и невербальные ассоциации, возникающие при предъявлении слов из области патогенной, тематики. Стремятся подвергнуть ассоциированию как можно больший стимульный материал, прямо или косвенно связанный с состоянием пациента, на каждое предъявляемое слово получают несколько ассоциирующихся с ним слов и образов, выявляют ассоциативные оттенки и подробности проблемных переживаний, концепций и установок.
Предъявление проблемно-значимых стимулов сочетают с нейтральными, «шумовыми». Для повышения достоверности возникающих ассоциаций от пациента требуют отвечать быстро, не задумываясь, при необходимости ассоциативный эксперимент сочетают с релаксацией или неглубоким гипнозом (при глубоком гипнозе ассоциации могут иметь внушенный характер).
Далее выстраивают ассоциативные контркомплексы(комплексы позитивных, контрастных ассоциаций) - наборы слов и образов, противоположных по своему значению как словам-стимулам из ряда патогенных, применявшихся ранее в ассоциативном эксперименте, так и ассоциациям, связанным с ними.
Для повышения эффективности контрастных ассоциаций и расширения сферы лечебно-коррекционного влияния их усиливают вторичным ассоциированием с дополнительными словами, понятиями и образами, несущими желательный эмоциональный эффект. Это проводят по схеме, представленной на рис. 5:
Рис.5. Структура позитивных ассоциаций
Позитивные ассоциации и их патогенные стимулы записы-зают на отдельных карточках. Записывают также любые другие :<шумовые» стимульные слова. Эти карточки используют на следующем этапе.
После этой предварительной работы по определению и приятию новых, позитивных ассоциаций и заполнению карточек 1ереходят к их фиксации. Пациент с помощью психотерапевта, шизких лиц или самостоятельно заучивает ассоциации полярно-о значения, используя карточки.
Далее проводят контрольные ассоциативные эксперименты -)ыбирают наугад карточки со стимульным материалом и, не за-(умываясь, как можно быстрее воспроизводят ассоциативные шды. Добиваются того, чтобы в ответ на предъявление патоген-[ых стимулов устойчиво возникали позитивные ассоциации.
Для более надежной фиксации ассоциативных контркомплексов их выразительно изображают графически, составляют рифмы, экспрессивно вербализируют, накладывают на подходящую мелодию. Кроме этого их подкрепляют тождественными пантомимическими реакциями: позитивными (улыбкой, жестом принятия и т. п.) или негативными (например, мимикой отвращения, жестами отказа при состояниях зависимости и др.).
После этапа заучивания больному периодически неожиданно предъявляют негативные стимулы (слова или образы), оценивая устойчивость фиксации позитивных ассоциаций.
Тренинг позитивных ассоциаций используется самостоятельно или в структуре других методов ФПРЛ (см. «Метод контрастных переживаний» и др.).
Ассоциативный эксперимент применяется также для оценки динамики выздоровления, его повторяют в ходе лечения - изменение ассоциаций на проблемные стимулы в сторону извлечения позитивных вариантов является благоприятным признаком, свидетельствующим об успешности психотерапии, и наоборот.
Глава 23