Специальный тренинг пластичности

Следующей задачей, решаемой уже с помощью специального тренинга пластичности, является дестабилизация сложившегося представления о психотравмирующих объектах или субъектах -здесь используют разнообразные варианты интерпретации и субъек­тивной модификации этих факторов соответственно специализации различных когнитивных и сенсорных систем. Этому процессу, как правило, сопутствует психологическая десенсибилизация по отно­шению к психотравмирующим объектам. Важно придавать интер­претациям и модификациям ситуаций или других людей и объектов позитивный характер, контрастный по отношению к первоначаль­ному, негативному восприятию. Решающее значение имеет измене­ние глубоких дезадаптирующих концепций.

Нейтрализация ригидных шаблонов патологического реаги­рования облегчается при использовании метода контрастных пе­реживаний, комплекс приемов которого имеет целью обесцени­вание патологических переживаний пациента через параллельное включение и переживание дополнительных альтернативных, от­влекающих, позитивных или негативных мыслей, образных пред­ставлений, ощущений и эмоций.

При этом разрабатывают противоположные вербально-логические и семантические модификации-интерпретации. Они касаются нового построения фраз, имеющих отношение к заболе­ванию пациента, «смены ярлыков» - использования новых тер­минов и формулировок, переименования психотравмирующих объектов и ситуаций.

Негативные вербальные образования, укреплявшие ранее пато­логическую симптоматику, заменяют позитивными, например, при фобиях может использоваться интерпретация: «Как хорошо, что есть то, что так сильно пугает меня, - это позволяет мне полнее оценить другие моменты жизни - минуты покоя или радости». Для того что­бы альтернативные построения действовали желательным образом,

пациент должен в них верить - это обеспечивается предшествующей когнитивно-рациональной подготовкой. Могут быть использованы уменьшительные или юмористические переименования и неологиз­мы (см. «Метод психомоделирующего гротеска»). С момента пере­именования стараются использовать только новые названия и фор­мулировки, несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.

Значительным психокоррекционным потенциалом, умень­шающим проявления психологической резистентности и ригид­ности обладает тренинг позитивных ассоциаций. Целью этого метода является вытеснение стереотипа отрицательного ассоции­рования и фиксация на уровне сознания и подсознания ассоциа­ций психотерапевтического значения.

Визуальные модификации представляют собой нестандарт­ные визуализации - зрительное воображение психотравмирую­щих ситуаций и объектов с какими-либо дополнениями или ис­ключениями, новыми ракурсами, уменьшением размеров или цветовой насыщенности, воображаемого расстояния до них и т. п. Весьма эффективно использование визуального гротеска, не­обычных, в т. ч. абсурдных видоизменений образов (см. «Метод психомоделирующего гротеска»).

Визуально-праксические модификации включают в себя не­обычные графические, аппликационные, объемные (лепка из пла­стилина и др.) и иные изображения психотравмирующих ситуа­ций или объектов. При этом также можно использовать стиль аб-сурдизации и гротеска в привнесении дополнений в проблемное изображение или динамическое, постепенное изменение разме­ров изображения - увеличение или уменьшение.

В последних случаях изменение негативно-стереотипных реак­ций происходит за счет многократного рисования от макрорисун­ков к микрорисункам или наоборот. Для этого используется заранее подготовленная бумага соответствующего формата. Уменьшение размеров содержит в себе косвенную суггестию уменьшения зна­чения изображаемого, постепенное увеличение «дозы» адаптирует к «психоаллергену» и нейтрализует отрицательные реакции.

Целесообразно использовать также модификации написания наименования психотравмирующего объекта или отрицательных эмоциональных состояний. Так, многократное написание слов

«М Е Т р о » и «С Т Р а х » с уменьшением букв от первых к по­следним суггестивно-образно уменьшает и степень отрицательных переживаний, связанных с высотой (К. Бессер-Зигмунд, 1997).

Стереотип общей негативной эмоциональной настроенности, депрессивные тенденции изменяют с помощью метода кумуля­ции радости. Эффективным является сочетание кумуляции радо­сти с методом позитивным символическим опосредованием, по­зволяющим увеличивать объем позитивных мыслей и эмоций, осуществлять их расширение, распространение на возможно бо­лее широкий класс явлений и проводить опосредованное само­внушение избавления от стереотипа нездоровых реакций.

Важным методом, обеспечивающим устойчивость достигну­тых положительных эффектов, является нейтрализация патоген­ных триггеров негативного поведения.

Кроме этого для преодоления психологической и психотера­певтической ригидности используются ролевые тренинги, отра­жающие идею перемен, фиксирующие новые модели мышления и поведения. Сценарии таких тренингов могут реалистически от­ражать проблемные ситуации или модифицируются с помощью психомоделирующего гротеска через создание нестереотипных, неожиданных, иногда комических для пациента ситуаций, кото­рые вызывают взрыв радости, удивления и повышают психоло­гическую пластичность.

Конкретные варианты разрыва стереотипов зависят от воз­раста, интеллектуального уровня и степени развития чувства юмора у пациента, важно, чтобы они были безопасны и приемле­мы с морально-этических позиций.

Для коррекции психотерапевтической резистентности и лич­ностной ригидности проводится индивидуально необходимое количество сеансов, критерием успеха здесь являются позитив­ные перемены в поведении пациента. Основная часть рассмот­ренных манипуляций проводится ежедневно от 10 до 20 раз в су­тки, полученные навыки далее самостоятельно используются па­циентами для улучшения социальной адаптации, в т. ч. перед пси-хотравмирующими ситуациями и при непосредственном нахожде­нии в них.

Глава 22

Наши рекомендации