Метод психомоделирующего гротеска
Метод психомоделирующего гротеска представляет собой своеобразную психотерапевтическую акцию, моделирующую адаптивные поведенческие стереотипы с использованием механизмов скрытой суггестии, психологической десентизации, парадоксальной интенции и извлечения положительных эмоций при воздействии патогенных стимулов. При этом происходит разрушение привычного стереотипа в проявлениях болезни, дезактуа-лизация и нейтрализация патологических переживаний.
Положительные эффекты метода возникают на фоне неожиданных для пациента (часто комических) ситуаций, которые вызывают взрыв радости, удивления, и в итоге - открытие факта исчезновения проявлений болезни. Иногда гротеск, ирония и комичность остаются скрытыми для больного и очевидными лишь для «посвященных».
Сценарий и психотехнологические компоненты таких акций подбираются индивидуально и реализуются как под непосредственным руководством психотерапевта, так и в виде домашних заданий. Психомоделирующий гротеск реализуется в виде наукообразных внушений, ролевых тренингов, тренингов навыков и упражнений по усилению симптомов, лечебных приемов гротескной модификации вербального и невербального поведения, психосенсорной репродукции и др.
Так, например, мальчик-подросток 12 лет, из семьи офицера, страдавший навязчивым психогенным страхом водных процедур, захватывающих лицо и голову, в т. ч. обычного умывания, был объявлен генералиссимусом, одет в военный мундир, противогаз и водонепроницаемый фартук, а далее «обстреливался» водой из шприца без иглы. Вначале использовался самый маленький шприц, далее объем воды увеличивался, противогаз заменили
обычными очками, которые, в конце концов, были сняты. Для устранения многолетнего страха оказалось достаточно двух сеансов.
Другой ребенок, примерно того же возраста, с навязчивым страхом пожара в любых помещениях, где он находился, «назначенный» главным пожарником Москвы, одетый в этот же противогаз и мундир быстро научился без страха устраивать «пожары» в ванной комнате и эффективно их тушить с помощью воды и маленького огнетушителя. Кроме этого, ему были даны инструкции о поведении во время пожара и «на всякий случай» была куплена складная веревочная лесенка для эвакуации из помещения через окно. Провели несколько тренировочных спусков на спортивной площадке. Мальчик был обязан постоянно носить лесенку с собой в рюкзачке вместе с огнетушителем (общий вес «снаряжения» 3 кг), если будет сохраняться страх. Однако после 7 выходов он оставил их дома, т. к. перестал опасаться пожара, и выгоднее было ходить налегке.
Одной из задач психомоделирующего гротеска является мнимое обучение пациента способности жить со своим заболеванием, как можно более полно адаптироваться к жизни, несмотря ни на что - «научиться жить со своим заболеванием, раз уж так получилось. Живут же люди с диабетом, и даже уколы себе делают несколько раз в день, люди с ампутированными конечностями адаптируются к этому. При любой болезни остается определенный резерв возможностей, радостей и удовольствий».
Здесь же может быть проведено «обучение» пациента тому, как «правильно болеть», выбирая для этого подходящее время и место, где можно «полноценно проявить все симптомы заболевания и в то же время выдержать их натиск». Подготовка к обострению симптоматики, новым кризисам сравнивается с подготовкой летчиков испытателей, которые сначала занимаются на тренажерах, а далее, усвоив необходимые навыки, переходят на самолеты. Близко к этому стоит и «глубокое изучение себя», для того чтобы «окончательно понять ценность своих негативных переживаний на уровне сознания, которое уже готово к освобождению от болезни, и дать возможность понять это своему подсознанию, которое еще удерживает болезнь». Необходимо также «удовлетворить подсознание, пресытить его», дать ему возможность «во всей полноте пережить то, к чему оно стремится», чтобы приня-
тие решения об отказе от патологических явлений было обоснованным и окончательным.
Так, при психогенной депрессии невротического уровня дается задание: стоя на стуле перед зеркалом, понастоящему погрустить, погоревать, порыдать, позаламывать руки, попричитать: «Бедная я, несчастная, сирота, горемыка!». Для этого нужно одеться «трагически», выбрать подходящее время, может быть, и зрителей и уделить этой акции полчаса или час. Далее, как только захочется погрустить, нужно подождать появления удобной возможности и делать это аналогичным образом, «правильно» - и по содержанию действия и по продолжительности.
Подобный алгоритм может быть использован при эксплозивности - «выплеснуть раздражение по-настоящему, прокричаться как следует, агрессивно разорвать 100 газет» и т. д. При истерических расстройствах проводят спектакль самодемонстрации с патетическими высказываниями о своих неисчислимых достоинствах, первенстве во всем и притязаниях на всеобщую любовь, многочисленные льготы и пожизненное счастье. При невротических страхах, чтобы научиться «держать удар», пугают себя «как следует - до общей дрожи, сердцебиения, слабости в ногах, потоотделения».
При фобиях пространства основным содержанием страха является боязнь обморока, смерти или потери контроля над собой. В этих случаях пациенту в адаптированном виде разъясняют признаки предобморочных состояний и сердечно-сосудистых кризисов, их отличие от состояний страха и его физиологических компонентов. Важно внушить, что наблюдаемые у него симптомы «являются лишь типичным, стандартным проявлением необоснованного страха, никак не угрожающим здоровью».
В то же время объясняют, что «обмороки - это очень важная защита организма, особенно головного мозга - они спасают его от ишемии и инсульта. Сердцу в горизонтальном положении работать гораздо легче - это спасение сердца от инфаркта, а мозга от инсульта. Слава богу, что есть обмороки!». Затем, для того чтобы «вовремя принять правильные меры, справиться с тем, чего никогда не было, но раз уж возникают опасения, то вполне разумно подготовиться к этому», проводится обучение правильному падению в обморок. Это тренируют в кабинете врача, на гла-
зах у персонала, на улице, среди людей, в лифте и т. д. Важно научиться «падать красиво и без каких-либо травм, а затем правильно полежать со слегка поднятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения». Пациенту может быть рекомендовано «для профилактики сразу ложиться на пол при появлении малейших признаков угрозы обморока».
При фобиях и панических атаках эффективным является моделирование сосудистого кризиса «для того, чтобы научиться справляться с колебаниями сосудистого тонуса». Это осуществляется с помощью никотиновой кислоты (см. «Метод телесно-фиксированной и фармакологической имитации, негативного подкрепления и моделирования»), которая воссоздает многие из ощущений, знакомых таким больным. Вводная инструкция -«научиться переносить эти состояния без паники, научиться спокойно жить с ними, если что-то и сохранится».
Этот же препарат может быть назначен при психогенно обусловленной гипертермии, особенно имеющей в своей основе рентные установки (это расстройство часто наблюдается у школьников, не желающих по каким-либо причинам посещать учебное заведение). Обоснование подобной терапии: «адаптироваться к такой серьезной болезни, натренировать организм - и сердце, и сосуды, и нервную систему и тело в целом». На фоне реакции на действие препарата, аналогичной ощущению изменения температуры, пациент выполняет определенные, адекватные упражнения и задания из учебных, бытовых и занимается физкультурой. Как правило, истерогенные температурные реакции проходят после 3-4 подобных «адаптирующих сеансов».
Желательно также «вооружить» пациента, опасающегося обморока «техникой активации артериального давления» с помощью напряжения мышц нижних конечностей, а также аптечкой с кордиамином, адреналином, кофеином, нашатырным спиртом и одноразовыми шприцами. При страхе лифтов больной может быть также оснащен компактным набором инструментов, типа «Универсал» размером с перочинный нож, включающим в себя отвертки, минипилу, кусачки и т. п. При страхе поездок в метро - ключом для межвагонных дверей, аналогичным психиатрической «гранке» или поворачивающейся ручке от замка. Этот «инструментарий» способствует нейтрализации концепции беспомощности и отсутствия выхода в этих ситуациях.
Проводят соответствующие тренинги, при которых пациента первоначально обучают пользоваться этими лекарствами и инструментами, а затем дают задание «пугать себя как следует» (см. выше). Выполнить последнее задание, как правило, не удается -срабатывает механизм парадоксальной интенции. Неспособность произвольно вызвать у себя состояние страха дезактуализирует проблему. Если страх возникает, пациенту высказывают одобрение и помогают пережить приступ.
Параллельно активизации страха проводят псевдосерьезное исследование параметров сердечно-сосудистой деятельности (артериального давления, пульса) и «интеллектуальных процессов» (задают простые вопросы). В процессе этого опыта и исследований больному внушают, что он без проблем и без какого-либо ущерба для организма и психики переносит эмоциональную нагрузку и никакой угрозы для физического или психического здоровья нет и быть не может, его сердце, сосуды и самоконтроль сверхнадежны.
При нарушениях засыпания может быть назначен «сон с открытыми глазами». Пациенту говорят: «Так хочется Вашему организму, хочется сразу и спать и не спать. По отдельности эти желания удовлетворить не удавалось. Можно удовлетворить оба сразу, одновременно». Чтобы «удовлетворение организма» произошло быстро, больного обучают техникам релаксации и самогипноза и дают инструкцию заниматься ими, но при этом спать с открытыми глазами, однако с фиксацией взгляда на точках, расположенных выше или ниже уровня комфортного взора.
Снотворный эффект усиливается при засыпании сидя или с приподнятыми руками. Кроме этого капризное подсознание может быть удовлетворено самовнушением «не спать», как правило, имеющим хороший снотворный эффект. Во всех случаях пациенту помимо информации о психогигиене вечернего времени и сна внушают концепцию безвредности бессонницы и отсутствия ее как таковой: «Нет людей длительно не спящих, эпизодически не спит каждый. У тех, кто жалуется на длительную бессонницу, на самом деле нарушено чувство сна и из-за тревожных опасений перед сном, при пробуждениях и утром возникают самовнушенные отрицательные эффекты».
Ребенку со страхом темноты, который обычно связан с мыслями о привидениях, скелетах или устрашающих персонажах из сказок и фильмов, внушают, учитывая возраст, что такие монстры «боятся резких запахов, не пристают к детям с кислым, соленым или горьким вкусом или к тем, кто принял снотворные лекарства, так как они боятся заснуть сами. Соответственно назначают противоядия - нашатырный спирт, духи с резким запахом, которые в допустимых концентрациях распыляют в комнате или «обрабатывают» ими ребенка, чеснок, соль, горькие седативные и снотворные травы и лекарства, которые принимает перед сном ребенок.
При этом родителям важно «попробовать» ребенка на вкус -при поцелуе перед сном отметить насколько он горький, соленый и противный, высказаться о том, как «противно пахнет в комнате - точно всех распугать можно».
Ребенку также может быть торжественно вручено «специальное сверхмощное устройство для отпугивания привидений и другой нечисти» - светящийся жезл или полый цилиндр, заполненный мелкодисперсным песком, восточные подвески с колокольчиками и т. п. Религиозные дети могут использовать молитвы и соответствующие атрибуты культа. Наконец, могут быть натренированы различные приемы запугивания привидений (гримасы, позы) или установления дружбы с ними.
При страхе грабителей ребенку может быть внушено, что они не пристают к слабоумным или парализованным детям -«они не вызывают у них опасений, что смогут понять то, что происходит, запомнить их и рассказать милиции, а как заложники такие дети не имеют никакой ценности, являясь только обузой». С ребенком репетируют «слабоумие» и «парализацию» - обучают изображать соответствующую симптоматику.
Кроме этого в адекватных случаях ребенку может быть гротескно продемонстрирована бессмысленность ограбления данной семьи, отсутствие внешних признаков богатства, на которые грабители ориентируются при выборе жертв. Ребенок далее по «спецзаданию», войдя в образ вора, должен будет найти эти признаки вместе с родителями у окружающих, ориентируясь на особенности одежды, марку автомобиля, уровень жилья, особенности оконных рам, наличие спутниковой антенны и т. п.
При лечении детей также эффективно срабатывает прием «покупки болезни». Здесь врач предлагает «купить» болезнь у ребенка за определенную сумму, достаточную, чтобы у пациента возникла мотивация преодолевать заболевание. Желательно составить письменный договор купли-продажи. Для пущей серьезности может быть приглашен «милиционер» - человек с какими-либо милицейскими атрибутами или просто названный милиционером. Можно включить в договор пункт о штрафе за нарушение условий купли-продажи. Деньги на покупку тайно от ребенка врачу передают родители. Можно покупать болезнь частями -симптом за симптомом или целиком (в зависимости от тяжести состояния выбирают более выигрышный вариант).
Болезнь можно также обменять на какой-нибудь значимый для пациента предмет, например, велосипед или компьютер. Выдача денег или предмета производится тогда, когда болезнь или ее «части» «действительно» будут «проданы», т. е. перестанут проявляться в переживаниях и поведении ребенка. Проданная болезнь в виде записей ребенка или о ребенке, его рисунков, видео- или аудиоматериалов, договора и т. п. может быть заперта в сейф или тем или иным способом «нейтрализована».
Хорошо действует копирование купленных проявлений болезни кем-либо из персонала. Они потом могут «вылечиться» или перепродать болезнь другим людям.
Близко к этой технике стоит «жетонная система» бихевио-ральной терапии, при которой пациента награждают или штрафуют тем или иным образом в зависимости от успеха или неуспеха в лечении.
Прием смены формулировок, ярлыков (см. «Метод контрастных переживаний») в рамках рассматриваемого метода имеет соответствующие особенности - альтернативный вариант названия проблемы или псевдоним приобретают парадоксальный, гротескный характер. Например, одним из пациентов с клаустрофобией в виде навязчивого страха лифтов успешно использовалось многосторонне приятное «лифтчик» вместо пугающего «лифт».
В других случаях вызывавшие тревожность «инфаркт», «цистит» и «уретрит», на которых сформировалась ипохондрическая фиксация у разных пациентов, были успешно вытеснены «ласкательными» терминами «инфарктик», «циститик» и «уретритик», а грозный муж-дебошир и алкоголик Василий, получив псевдоним «Хряк Васютка», стал вызывать меньшую тревогу и тоску у его измученной жены, что позволило ей более эффективно влиять на его поведение и в конце концов развестись.
Точно так же гротескным образом преформируют интерпретацию и вербализацию психотравмирующих факторов, изменяют звукоречевые характеристики и стиль рассказа о патогенных объектах и ситуациях, находят в происшедшем или происходящем положительный смысл. Так, одна из пациенток с тревожной психогенной депрессией и паническими атаками, перенесшая попытку изнасилования в лифте, с хорошим десенсибилизирующим эффектом использовала такую гротескную стилизацию: «Не так давно один дяденька, на вид вполне симпатичный, не выдержал моего обаяния, стал жертвой моей красоты. Я, сама того не желая, вскружила ему голову, он позабыл обо всем на свете, не совладал с нахлынувшими чувствами. Может быть, это было у него впервые в жизни. Он пытался заниматься со мною любовью прямо в лифте, возможно он казался ему тогда прекрасным будуаром, а я, глупенькая, испугалась, хотя могла бы получить удовольствие. Все это на самом деле это было комплиментом мне -потому, что нельзя быть красивой такой».
Психосенсорно опосредованные варианты психомодели-рующего гротеска включают в себя гротескные визуализации и «аудиализации». Так, негативно действующий человек может быть представлен в водолазном костюме, одеянии балерины или с какими-то физиогномическими дополнениями. Соответствующим образом можно представить свою копию, находящуюся в психотравмирующей ситуации, контактирующую с отрицательными объектами. Например, при фобии метро пациент может визуализировать себя там, в валенках и с воздушными шарами.
«Аудиализация» - гротескная модификация вербально психотравмирующих факторов. Аранжировка темпа, громкости, скорости негативных высказываний, прослушивание их задом наперед, наложение их на подходящий музыкальный фон, усиливающий гротеск (например, «песенное» воспроизведение обидных высказываний, оформленных в рифму или куплеты с мелодией
«В траве сидел кузнечик» или «Чижик-пыжик»). Все это воспроизводится импрессивно, про себя, или экспрессивно, вслух. Могут быть написаны арии, миниоперы и миниоперетты, в которых с участием других лиц или без таковых разыгрывается десенсибилизирующий сюжет.
Одним из вариантов психомоделирующего гротеска является побуждение пациента к принятию позитивной интерпретации собственного состояния и психотравмирующих факторов с помощью приемов «кражи заболевания», «временного сравнительного заражения» или «кражи судьбы», «обмена судьбой». Пациенту помогают на время (от нескольких минут до нескольких часов) перевоплотиться в человека, страдающего более тяжелым заболеванием или переживающего более тяжелые жизненные коллизии. Это может осуществляться в виде осознания нового положения, с помощью визуализации или ролевого тренинга.
Лицам тревожно-мнительным при этом внушают, что никакой фиксации, привития болезни или чужой судьбы на самом деле не произойдет, речь идет лишь о сравнении, изучении чужого заболевания и проблем. Для подобного анализа используют имитацию истерии, эксплозивности, паркинсонизма, слабоумия, паралича, слепоты, тугоухости или глухоты, имущественного краха, супружеской измены, потери работы, уголовного наказания и т. д.
Результаты «обменов» и «перевоплощений» анализируются, обсуждаются, при этом важно привести больного к убеждению, что его проблемы и симптомы гораздо проще, легче и обратимее, чем те, которые были «украдены» на время и, «слава 6oiy», что он так легко «отделался», заполучив свою болезнь, избежав более тяжелой.
Можно заимствовать также более благополучные судьбы или черты характера (позитивный контраст). Дети успешно усваивают повадки животных (спокойствие слона, смелость тигра и т. п.). Пациенту при этом соответственно внушают: «Они смогли, и Вы сможете, если захотите и изучите их опыт», «Они этим обладают, и Вы вполне можете этим обладать, развить это в себе и даже пойти дальше, сделать больше».
Каждый из вариантов психомоделирующего гротеска или их комплекс повторяют необходимое количество раз.
Глава 14