Метод психомоделирующего модернизма

Исторические и социально-психологические основы модернизма и его место в современном изобразительном искусстве

Отношение к модернизму в целом и авангардизму в частно­сти в настоящее время можно оценить как положительное у эсте­тически развитой части общества и как нейтральное у носителей массового сознания. Времена агрессивного отношения к разного рода отклонениям от академизма или социалистического реализ­ма отошли в прошлое. В наибольшей степени прижился модер­низм в дизайне архитектурных, технических и бытовых объектов.

Современные искусствоведы чаще приветствуют новации в искусстве и чаще критикуют консерватизм, возврат к старому. Основная же масса зрителей, потребителей художественных про­изведений тяготеет к академизму и произведениям, максимально повторяющим, копирующим или приукрашивающим реальность.

При ретроспективно-историческом анализе изобразительного искусства можно увидеть много совпадений в изобразительном языке древних, в т. ч. первобытных людей (или живущих сейчас на уровне первобытнообщинного строя), и модернистов современно­сти. В связи с этим можно говорить о своеобразном регрессе (псевдорегрессе) авангарда к примитивно-первобытному мировос­приятию, самовыражению, коммуникации и эстетике. В некоторых случаях практически невозможно отличить архаическое творчест­во (графику, живопись, скульптуру) от творчества представителей новейшего времени. Разницу при этом можно установить лишь в мотивации, побуждающей к созданию подобных произведений и в значении, роли этих произведений в жизни людей.

Так, у древних и современных примитивных народов доми­нирует их магическое и ритуальное предназначение. У модерни­стов аналогичные произведения создаются на основе идеи нова­торства или в соответствии с воспринятыми канонами современ­ного искусства, а также в результате влияния психопатологиче­ских или близких к ним состояний (таких, как расстройство лич­ности, особенно шизоидность, эндогенное заболевание, психоло­гические кризисы, компенсация, гиперкомпенсация или сублима­ция трудно реализуемых потребностей и т. п.).

В истории изобразительного искусства вначале доминировала тенденция к возможно более полному отображению, копированию действительности. В процессе длительного накопления навыков и знаний в этой области был достигнут апогей в виде гиперреализма (фотореализма) - для этого понадобились тысячелетия.

После освоения реальности наметилась тенденция к ее улучшению, украшению световыми и цветовыми оттенками, то­нами, полутонами, рефлексами, отображению воздушной среды (импрессионизм). Появилась смелость в выборе темы, в ее интен­сивной проработке и выражении с помощью цвета, пластики форм и линий (экспрессионизм).

Все эти «улучшения реальности» были предвестниками бу­дущего псевдорегресса. Последний был осуществлен главным образом психологически проблемной частью творцов, в т. ч. пси­хически нездоровыми или социально дезадаптированными лица­ми, а также теми, кто испытывал сложности (личностные, психо­сенсорные или сенсомоторные) в освоении академической мане­ры творчества. Большинство из них при жизни славой не пользо­валось. Подобные лица жили и в прежние века, оставили свой след, но из-за узкой клановости искусства и жестких канонов не оказали революционизирующего воздействия на развитие худо­жественной эстетики (например, первый сюрреалист Босх).

Модернизм начался с попыток деформировать реальность для того, чтобы, как это ни парадоксально, лучше ее изобразить или чтобы полнее выразить свое отношение к ней. Достаточно быстро объективная реальность была заменена субъективной, а затем и вовсе уничтожена. Ее вытеснила сюрреальность - реальность под­сознания, сновидений, галлюцинаций, фантазий, графическое отображение психоаналитической символики пансексуализма, агрессии, ущемленных влечений, страхов, комплексов и т. п.

Однако и сновидная реальность была преодолена пошедшим дальше абстракционизмом, устранившим фигуративную, пред­метную реальность вообще, утвердившим лишь реальность само­го художественного произведения, представленного бессодержа­тельными линиями, цветом или формами.

Последними, не преодоленными пока пределами авангард­ной мысли являются художественные «произведения без произ­ведения» - белый квадрат на белом фоне, точка на холсте, пустой холст и, наконец, просто пустая стена.

Психотерапевтические возможности авангардизма

Модернизм психологически (в некоторых случаях патогене­тически) близок лицам с психическими расстройствами, изобра­зительная продукция которых, как правило, несет на себе отпеча­ток той или иной нозологической принадлежности и представ­ляет собой рудиментарные, «зачаточные» или «зрелые» варианты различных «измов» искусства. Особенно здесь показательны графические диагностические тесты, например, пиктограмма.

Соответственно и психотерапия с использованием модер­низма в большинстве случаев может быть расценена как конгруэнт­ная таким людям, а в некоторых случаях и патогенетически ориен­тированная - достаточно лишь создать у них положительную мо­тивацию к лечению подобным методом.

Кроме того, абсолютное большинство пациентов не имеет должного художественного образования, чтобы без ущерба для самолюбия и без разочарования создавать графические или живо­писные работы, которые согласно технологии метода психомоде-лирующего модернизма необходимо вывешивать для обозрения -дома, для себя, узкого круга или представлять более широкому кругу людей, в т. ч. организовывать выставки. Творчески свобод­ные произведения здесь имеют преимущества перед классически­ми, реалистическими, так как не требуют академической точности.

Среди достоинств психотерапии модернистским творчеством можно отметить быстроту создания лечебных произведений, их

прямое воздействие на чувственную сферу, подсознание через линейно-цветовые эффекты, метафору и символику.

Метод психомоделирующего модернизма может иметь диаг­ностическую направленность - использоваться как для определе­ния исходного психического статуса, скрытых переживаний так и для оценки динамики состояния пациента (аналогично проектив­ным тестам).

В процессе работы над авангардными произведениями воз­можно возникновение спонтанного или целенаправленного ка­тарсиса, так как непрямое выражение чувств облегчает их высво­бождение из-под власти цензуры сознания или защитного вытес­нения, подавления.

Психотерапию модернизмом проводят после клинико-пси-хологического диагностического обследования и сочетают с другими видами психотерапии. Сущность метода заключается в косвенной и опосредованной суггестии с использованием дина­мики и пластики линий, форм, цвета, символов. Лечение прово­дится индивидуально или в группе.

Первоначально, так как модернизм до настоящего времени является искусством для относительно узких кругов, необходимо подготовить пациентов к его восприятию вообще и как к средст­ву психотерапии в частности. Для этого читают небольшую лек­цию о развитии художественной эстетики, и в частности о раз­личных направлениях авангардизма.

Объясняют роль формы, линий, цвета и композиции в искус­стве и восприятии художественных произведений, а также в жиз­ни и поведении людей (стилях одежды и интерьеров, мимических портретах, рисунке пантомимики, локализации в пространстве), в природе и ее восприятии.

Убеждают в легкой доступности авангардной техники и ее высоких психотерапевтических возможностях. Демонстрируют процесс создания таких работ или творчество других больных. Объясняют, как пользоваться соответствующими изобразитель­ными материалами. Наконец, обсуждают композицию и другие подробности будущего произведения.

Лицам, сомневающимся в своих способностях, объясняют, что они уже давно являются художниками и дизайнерами, т. к. одевают себя или других, оценивают расцветки тканей и обоев, обставляют интерьеры, женщины «расписывают» себя, а иногда и подруг с помощью косметических средств и т. д. - и все это с учетом цвета, формы и композиции. Убеждают, что опыт обще­ния с модернизмом есть у всех с учетом его распространенности в современной жизни.

Психомоделирующий модернизм имеет хороший потенциал коррекции (повышения) самооценки и компенсации различных вариантов психологической дефицитарности благодаря своей доступности для подавляющего большинства людей.

Для инициации может быть дано задание разработать эмо­ционально действующую ткань, которую можно было бы пове­сить в качестве шторы, занавеса, картины после оформления в раму, или использовать в качестве покрывала, или сшить из нее платье для себя или другого человека.

Пациентам далее дают инструкцию создать цвето-линейное, плоскостное или объемное (рисунок, полотно, аппликацию или скульптуру), стилизованное, символическое, с допуском любых искажений и деформаций изображение (отражение) своего пси­хологического состояния. Затем работают над изображением ин­дивидуальных проблем и психотравмирующих факторов. На фо­не когнитивной диагностики и терапии создают произведения, отражающие дезадаптивные концепции.

Важным является внесение изменений в первоначальное изо­бражение - динамический характер творчества, его позитивное по­ступательное развитие. Модернистский слепок с исходного патоло­гического состояния «модернизируется», меняется - новые формы, новые линии, новые цветовые решения все больше и больше сим­волически, метафорически «отодвигают» пациента от первоначаль­ного состояния. Дополнения должны быть именно такими - демон­стрирующими освобождение от прежнего состояния и ослабление влияния факторов, являющихся его причиной, символически отра­жающими уменьшение, отдаление, отделение от них.

Для целей десенсибилизации по отношению к негативным психологическим факторам может быть дано задание многократ­но их изображать, используя модернистские принципы. В начале изображения делают очень маленькими, далее на фоне релакса­ции и позитивных внушений и самовнушений их размеры увели­чивают. Однако увеличение проводят лишь тогда, когда на пре­дыдущем этапе («размере») было достигнуто спокойное состоя­ние в процессе создания работы. Используется и обратная дина­мика величины изображений - от крупных к маленьким, едва различимым. Это косвенно внушает снижение значимости психо-травмирующего фактора.

Устранение сенсибилизации по отношению к психотравме и нейтрализация патогенного эмоционального заряда происходит и благодаря экстериоризации, метафоре «извлечения и отстране­ния» изображаемых негативных объектов, в сочетании с их сти­лизацией, позитивной художественно-психологической перера­боткой и варьированием «дозы» патогенной символики, с посте­пенным переходом от негативного к позитивному.

Для целей пресыщения негативными эмоциями дают инст­рукцию по созданию очень большого количества (30 - 50 - 100 -300 и т. д.) работ, отражающих болезненное состояние. В этом случае их оставляют психотерапевту, дабы не спровоцировать ухудшение состояния при одновременном восприятии столь большого объема негативной символики.

Коррекция межличностных отношений также может входить в задачи психомоделирующего модернизма, которые решаются на основе совместного создания художественно-психотерапев­тических произведений в конфликтующей диаде, семье за счет метафорического отражения сущности межличностного конфлик­та и путей его разрешения.

Наиболее удобно и технически просто использовать масля­ную живопись - выразительную и долговечную. Кроме этих ее достоинств у пациентов, как правило, возникает лестное для их самооценки ощущение приближенности к «настоящим художни­кам, пишущим серьезными красками».

Хорошей альтернативой живописи является поп-арт с ис­пользованием аппликации и других способов фиксации творчески перерабатываемых и обрабатываемых тем или иным способом предметов быта, техники, урбанистики, агрофермерства или дру­гих материальных (но экологичных) «свидетельств» человеческо­го бытия.

Могут быть использованы предметы, имеющие отношение к проблемам, конфликту конкретного больного. Все они должны прямым или косвенным, метафорическим образом выполнять со­ответствующие психотерапевтические задачи.

Очень важно ориентировать пациентов на создание закон­ченных произведений, которые могут быть выставлены, повеше­ны в рамах. Это позволяет использовать мобилизующий ресурс самопрезентации, активирует волевые качества, повышает ответ­ственность за уровень работы.

Психотерапевтические произведения могут создаваться ин­дивидуально или в группе, в психотерапевтическом кабинете под наблюдением врача или дома. Их темы задаются соответственно психотерапевтическим задачам. Работы обсуждаются совместно с другими пациентами или индивидуально. При групповой творче­ской работе или в процессе клубного общения метод способству­ет развитию коммуникативных способностей.

Необходимо, чтобы пациент научился пользоваться средст­вами модернизма для выражения своих переживаний и, что осо­бенно важно, авангардная экспрессия должна стать инструмен­том для коррекции негативных переживаний или для разрешения других актуальных для пациента проблем, находящихся в сфере приложения этого метода.

При целесообразности, для лечебных целей эти работы могут быть уничтожены (например, уничтожение депрессивной карти­ны, как символическое преодоление депрессии).

Количество работ и частота лечебно-творческих сеансов ли­митируются (или никак не лимитируются) особенностями лично­сти пациента и психотерапевтическими задачами. Важно, чтобы пациент не только овладел полученными навыками и преодолел

психологический кризис, но и использовал этот вид творчества для аутопсихотерапии, психической саморегуляции в проблем­ных ситуациях, для улучшения социальной адаптации. Обычно создается 15-20 произведений.

Помимо собственно психотерапевтических и психокоррек-ционных эффектов данного метода можно отметить наличие пер­спективы социализации, социальной адаптации больных за счет формирования среды творческого общения, организации выста­вок и продажи работ, имеющих рыночную стоимость, а также обеспечение занятости - как основной деятельности, если аван­гардное творчество становится ведущим в иерархии интересов, так и досуговой, заполняющей свободное время.

Наконец, приобщение к современной эстетике, обогащение культурного уровня больных также сопровождает применение психомоделирующего модернизма.

Показаниями для психотерапии авангардным творчеством являются любые психогенные и эндогенные психические рас­стройства (без нарушения ясности сознания и бредовой продук­ции), патология личности, различные психологические проблемы донозологического уровня, нарушения социальных контактов, интеллектуальная патология (от пограничной умственной недос­таточности до дебильности).

Г

Глава 12

Наши рекомендации