Метод психомоделирующего модернизма
Исторические и социально-психологические основы модернизма и его место в современном изобразительном искусстве
Отношение к модернизму в целом и авангардизму в частности в настоящее время можно оценить как положительное у эстетически развитой части общества и как нейтральное у носителей массового сознания. Времена агрессивного отношения к разного рода отклонениям от академизма или социалистического реализма отошли в прошлое. В наибольшей степени прижился модернизм в дизайне архитектурных, технических и бытовых объектов.
Современные искусствоведы чаще приветствуют новации в искусстве и чаще критикуют консерватизм, возврат к старому. Основная же масса зрителей, потребителей художественных произведений тяготеет к академизму и произведениям, максимально повторяющим, копирующим или приукрашивающим реальность.
При ретроспективно-историческом анализе изобразительного искусства можно увидеть много совпадений в изобразительном языке древних, в т. ч. первобытных людей (или живущих сейчас на уровне первобытнообщинного строя), и модернистов современности. В связи с этим можно говорить о своеобразном регрессе (псевдорегрессе) авангарда к примитивно-первобытному мировосприятию, самовыражению, коммуникации и эстетике. В некоторых случаях практически невозможно отличить архаическое творчество (графику, живопись, скульптуру) от творчества представителей новейшего времени. Разницу при этом можно установить лишь в мотивации, побуждающей к созданию подобных произведений и в значении, роли этих произведений в жизни людей.
Так, у древних и современных примитивных народов доминирует их магическое и ритуальное предназначение. У модернистов аналогичные произведения создаются на основе идеи новаторства или в соответствии с воспринятыми канонами современного искусства, а также в результате влияния психопатологических или близких к ним состояний (таких, как расстройство личности, особенно шизоидность, эндогенное заболевание, психологические кризисы, компенсация, гиперкомпенсация или сублимация трудно реализуемых потребностей и т. п.).
В истории изобразительного искусства вначале доминировала тенденция к возможно более полному отображению, копированию действительности. В процессе длительного накопления навыков и знаний в этой области был достигнут апогей в виде гиперреализма (фотореализма) - для этого понадобились тысячелетия.
После освоения реальности наметилась тенденция к ее улучшению, украшению световыми и цветовыми оттенками, тонами, полутонами, рефлексами, отображению воздушной среды (импрессионизм). Появилась смелость в выборе темы, в ее интенсивной проработке и выражении с помощью цвета, пластики форм и линий (экспрессионизм).
Все эти «улучшения реальности» были предвестниками будущего псевдорегресса. Последний был осуществлен главным образом психологически проблемной частью творцов, в т. ч. психически нездоровыми или социально дезадаптированными лицами, а также теми, кто испытывал сложности (личностные, психосенсорные или сенсомоторные) в освоении академической манеры творчества. Большинство из них при жизни славой не пользовалось. Подобные лица жили и в прежние века, оставили свой след, но из-за узкой клановости искусства и жестких канонов не оказали революционизирующего воздействия на развитие художественной эстетики (например, первый сюрреалист Босх).
Модернизм начался с попыток деформировать реальность для того, чтобы, как это ни парадоксально, лучше ее изобразить или чтобы полнее выразить свое отношение к ней. Достаточно быстро объективная реальность была заменена субъективной, а затем и вовсе уничтожена. Ее вытеснила сюрреальность - реальность подсознания, сновидений, галлюцинаций, фантазий, графическое отображение психоаналитической символики пансексуализма, агрессии, ущемленных влечений, страхов, комплексов и т. п.
Однако и сновидная реальность была преодолена пошедшим дальше абстракционизмом, устранившим фигуративную, предметную реальность вообще, утвердившим лишь реальность самого художественного произведения, представленного бессодержательными линиями, цветом или формами.
Последними, не преодоленными пока пределами авангардной мысли являются художественные «произведения без произведения» - белый квадрат на белом фоне, точка на холсте, пустой холст и, наконец, просто пустая стена.
Психотерапевтические возможности авангардизма
Модернизм психологически (в некоторых случаях патогенетически) близок лицам с психическими расстройствами, изобразительная продукция которых, как правило, несет на себе отпечаток той или иной нозологической принадлежности и представляет собой рудиментарные, «зачаточные» или «зрелые» варианты различных «измов» искусства. Особенно здесь показательны графические диагностические тесты, например, пиктограмма.
Соответственно и психотерапия с использованием модернизма в большинстве случаев может быть расценена как конгруэнтная таким людям, а в некоторых случаях и патогенетически ориентированная - достаточно лишь создать у них положительную мотивацию к лечению подобным методом.
Кроме того, абсолютное большинство пациентов не имеет должного художественного образования, чтобы без ущерба для самолюбия и без разочарования создавать графические или живописные работы, которые согласно технологии метода психомоде-лирующего модернизма необходимо вывешивать для обозрения -дома, для себя, узкого круга или представлять более широкому кругу людей, в т. ч. организовывать выставки. Творчески свободные произведения здесь имеют преимущества перед классическими, реалистическими, так как не требуют академической точности.
Среди достоинств психотерапии модернистским творчеством можно отметить быстроту создания лечебных произведений, их
прямое воздействие на чувственную сферу, подсознание через линейно-цветовые эффекты, метафору и символику.
Метод психомоделирующего модернизма может иметь диагностическую направленность - использоваться как для определения исходного психического статуса, скрытых переживаний так и для оценки динамики состояния пациента (аналогично проективным тестам).
В процессе работы над авангардными произведениями возможно возникновение спонтанного или целенаправленного катарсиса, так как непрямое выражение чувств облегчает их высвобождение из-под власти цензуры сознания или защитного вытеснения, подавления.
Психотерапию модернизмом проводят после клинико-пси-хологического диагностического обследования и сочетают с другими видами психотерапии. Сущность метода заключается в косвенной и опосредованной суггестии с использованием динамики и пластики линий, форм, цвета, символов. Лечение проводится индивидуально или в группе.
Первоначально, так как модернизм до настоящего времени является искусством для относительно узких кругов, необходимо подготовить пациентов к его восприятию вообще и как к средству психотерапии в частности. Для этого читают небольшую лекцию о развитии художественной эстетики, и в частности о различных направлениях авангардизма.
Объясняют роль формы, линий, цвета и композиции в искусстве и восприятии художественных произведений, а также в жизни и поведении людей (стилях одежды и интерьеров, мимических портретах, рисунке пантомимики, локализации в пространстве), в природе и ее восприятии.
Убеждают в легкой доступности авангардной техники и ее высоких психотерапевтических возможностях. Демонстрируют процесс создания таких работ или творчество других больных. Объясняют, как пользоваться соответствующими изобразительными материалами. Наконец, обсуждают композицию и другие подробности будущего произведения.
Лицам, сомневающимся в своих способностях, объясняют, что они уже давно являются художниками и дизайнерами, т. к. одевают себя или других, оценивают расцветки тканей и обоев, обставляют интерьеры, женщины «расписывают» себя, а иногда и подруг с помощью косметических средств и т. д. - и все это с учетом цвета, формы и композиции. Убеждают, что опыт общения с модернизмом есть у всех с учетом его распространенности в современной жизни.
Психомоделирующий модернизм имеет хороший потенциал коррекции (повышения) самооценки и компенсации различных вариантов психологической дефицитарности благодаря своей доступности для подавляющего большинства людей.
Для инициации может быть дано задание разработать эмоционально действующую ткань, которую можно было бы повесить в качестве шторы, занавеса, картины после оформления в раму, или использовать в качестве покрывала, или сшить из нее платье для себя или другого человека.
Пациентам далее дают инструкцию создать цвето-линейное, плоскостное или объемное (рисунок, полотно, аппликацию или скульптуру), стилизованное, символическое, с допуском любых искажений и деформаций изображение (отражение) своего психологического состояния. Затем работают над изображением индивидуальных проблем и психотравмирующих факторов. На фоне когнитивной диагностики и терапии создают произведения, отражающие дезадаптивные концепции.
Важным является внесение изменений в первоначальное изображение - динамический характер творчества, его позитивное поступательное развитие. Модернистский слепок с исходного патологического состояния «модернизируется», меняется - новые формы, новые линии, новые цветовые решения все больше и больше символически, метафорически «отодвигают» пациента от первоначального состояния. Дополнения должны быть именно такими - демонстрирующими освобождение от прежнего состояния и ослабление влияния факторов, являющихся его причиной, символически отражающими уменьшение, отдаление, отделение от них.
Для целей десенсибилизации по отношению к негативным психологическим факторам может быть дано задание многократно их изображать, используя модернистские принципы. В начале изображения делают очень маленькими, далее на фоне релаксации и позитивных внушений и самовнушений их размеры увеличивают. Однако увеличение проводят лишь тогда, когда на предыдущем этапе («размере») было достигнуто спокойное состояние в процессе создания работы. Используется и обратная динамика величины изображений - от крупных к маленьким, едва различимым. Это косвенно внушает снижение значимости психо-травмирующего фактора.
Устранение сенсибилизации по отношению к психотравме и нейтрализация патогенного эмоционального заряда происходит и благодаря экстериоризации, метафоре «извлечения и отстранения» изображаемых негативных объектов, в сочетании с их стилизацией, позитивной художественно-психологической переработкой и варьированием «дозы» патогенной символики, с постепенным переходом от негативного к позитивному.
Для целей пресыщения негативными эмоциями дают инструкцию по созданию очень большого количества (30 - 50 - 100 -300 и т. д.) работ, отражающих болезненное состояние. В этом случае их оставляют психотерапевту, дабы не спровоцировать ухудшение состояния при одновременном восприятии столь большого объема негативной символики.
Коррекция межличностных отношений также может входить в задачи психомоделирующего модернизма, которые решаются на основе совместного создания художественно-психотерапевтических произведений в конфликтующей диаде, семье за счет метафорического отражения сущности межличностного конфликта и путей его разрешения.
Наиболее удобно и технически просто использовать масляную живопись - выразительную и долговечную. Кроме этих ее достоинств у пациентов, как правило, возникает лестное для их самооценки ощущение приближенности к «настоящим художникам, пишущим серьезными красками».
Хорошей альтернативой живописи является поп-арт с использованием аппликации и других способов фиксации творчески перерабатываемых и обрабатываемых тем или иным способом предметов быта, техники, урбанистики, агрофермерства или других материальных (но экологичных) «свидетельств» человеческого бытия.
Могут быть использованы предметы, имеющие отношение к проблемам, конфликту конкретного больного. Все они должны прямым или косвенным, метафорическим образом выполнять соответствующие психотерапевтические задачи.
Очень важно ориентировать пациентов на создание законченных произведений, которые могут быть выставлены, повешены в рамах. Это позволяет использовать мобилизующий ресурс самопрезентации, активирует волевые качества, повышает ответственность за уровень работы.
Психотерапевтические произведения могут создаваться индивидуально или в группе, в психотерапевтическом кабинете под наблюдением врача или дома. Их темы задаются соответственно психотерапевтическим задачам. Работы обсуждаются совместно с другими пациентами или индивидуально. При групповой творческой работе или в процессе клубного общения метод способствует развитию коммуникативных способностей.
Необходимо, чтобы пациент научился пользоваться средствами модернизма для выражения своих переживаний и, что особенно важно, авангардная экспрессия должна стать инструментом для коррекции негативных переживаний или для разрешения других актуальных для пациента проблем, находящихся в сфере приложения этого метода.
При целесообразности, для лечебных целей эти работы могут быть уничтожены (например, уничтожение депрессивной картины, как символическое преодоление депрессии).
Количество работ и частота лечебно-творческих сеансов лимитируются (или никак не лимитируются) особенностями личности пациента и психотерапевтическими задачами. Важно, чтобы пациент не только овладел полученными навыками и преодолел
психологический кризис, но и использовал этот вид творчества для аутопсихотерапии, психической саморегуляции в проблемных ситуациях, для улучшения социальной адаптации. Обычно создается 15-20 произведений.
Помимо собственно психотерапевтических и психокоррек-ционных эффектов данного метода можно отметить наличие перспективы социализации, социальной адаптации больных за счет формирования среды творческого общения, организации выставок и продажи работ, имеющих рыночную стоимость, а также обеспечение занятости - как основной деятельности, если авангардное творчество становится ведущим в иерархии интересов, так и досуговой, заполняющей свободное время.
Наконец, приобщение к современной эстетике, обогащение культурного уровня больных также сопровождает применение психомоделирующего модернизма.
Показаниями для психотерапии авангардным творчеством являются любые психогенные и эндогенные психические расстройства (без нарушения ясности сознания и бредовой продукции), патология личности, различные психологические проблемы донозологического уровня, нарушения социальных контактов, интеллектуальная патология (от пограничной умственной недостаточности до дебильности).
Г
Глава 12