Глава 1 когнитивно-аналитическая концепция личности
Глава 2 КОГНИТИП И АДАПТАЦИЯ
Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ личности
Глава 4 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ
Глава 5 КЛИНИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ГРУППЫ
Глава 6 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Часть II МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Глава 1 АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ
Глава 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ
Глава 3 АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ
Глава 4 АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
Глава 5 ГИПНОТИЧЕСКАЯ БАЗИСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (ГИПНОТИЧЕСКАЯ «ТЕЛЕПАТИЯ»)
Глава 6 ИНТЕГРАТИВНАЯ СУГГЕСТИЯ И АУТОСУГГЕСТИЯ
Глава 7 КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 8 КРЕАТИВНЫЙ ГИПНОЗ
Глава 9 МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Глава 10 МЕТОД КУМУЛЯЦИИ РАДОСТИ (НАКОПЛЕНИЕ ЭЙФОРИИ)
Глава 11 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО МОДЕРНИЗМА
Глава 12 МЕТОД ТЕЛЕСНО-ФИКСИРОВАННОЙ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ ИМИТАЦИИ (НЕГАТИВНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ)
Глава 13 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО ГРОТЕСКА
Глава 14 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПАТОГЕННЫХ ТРИГГЕРОВ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Глава 15 ПОЗИТИВНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ
Глава 16 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ
Глава 17 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)
Глава 18 ПСИХОСЕНСОРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (КОДИРОВАНИЕ)
Глава 19 РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Глава 20 TABULA RASA
Глава 21 ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ (КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ)
Глава 22 ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ
Глава 23 ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (КОРРЕКЦИЯ СЕНЗИТИВНОСТИ)
Глава 24 ЭМПАТИЧЕСКИЙ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» ДИАЛОГ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Болезни XX века перекочевали в век XXI, не только не изменив свой состав и удельный вес среди различных видов многовековой патологии человечества, но и дополнившись новыми заболеваниями. Компетенция и точки приложения психотерапии так или иначе охватывают весь спектр этих ноогенных расстройств и могут быть направлены как на их лечение, так и на предупреждение. Особенно актуально применение психотерапии при весьма распространенных в настоящее время пограничных психических и аддиктивных расстройствах. Имеется насущная проблема противодействия экспансии подобных психических аномалий, прямо или косвенно затрагивающих своим негативным влиянием все социальные слои населения, все профессиональные группы и все возрастные категории от детей младшего до лиц преклонного возраста.
Вместе с тем арсенал лечебно-психологических и психокоррекционных воздействий при данной патологии по-прежнему недостаточен и требует дальнейшего развития и расширения. Существующие пробелы в отечественной психотерапии, наркологии и психопрофилактической помощи заполняются медленно, главным образом за счет перенесения недостаточно адаптированного зарубежного опыта на российскую почву.
Предлагаемая читателю книга представляет собой обобщение уже получивших признание данных, накопленных в психологии и психотерапии с многолетним практическим опытом автора. Результатом этого процесса явилась разработка когнитивно-аналитической концепции личности (Н. П. Захаров, 1996), основанной на результатах анализа когнитивных стилей и глубоких когнитивных структур, организующих поведение личности.
Когнитивно-аналитическая концепция послужила основой фундаментальной позитивной реинтеграции личности (ФПРЛ) -одного из вариантов интенсивной, краткосрочной психотерапии. Фундаментальной - т. е. нацеленной на коррекцию патогенетических основ, «фундамента» личности пациента, нейрофизиологических и глубинных личностных структур. Позитивной - т. е. несущей в себе положительное, гуманистическоеначало. Реинтеграции - объединения, создания целостной личности на новой адаптивной, гармоничной основе.
Теоретическая платформа разработанных психотехнологий сочетаетв себе рациональную селекцию и дальнейшее развитие в прикладном, психотерапевтическом направлении идей организации психической деятельности П. К. Анохина (1978, 1979), Н. Л. Ьсрнштсйна (1947, 1966), Д. Н. Узнадзе (1966), персонологическихконцепций А. Ф. Лазурского (1924), В. Н. Мясищева (1960) и когнитивно ориентированных исследователей - А. Бека (1985, 1995, 2002, 2003), Д. Келли (1955, 1963, 1969), Э. Толмена (1948), Л. Фестингера (1999), Ф. Хайдера (1958), А. Эллиса, У. Драйдена (2002).
Кроме этого фундаментальная позитивная реинтеграция личности опирается на труды классиков и современников суггестии и гипносуггестии от В. М. Бехтерева (1911, 1925) до Л. Шертока (1992), М. Эриксона (1994, 1995, 2000) и его последователей, положения бихевиоризма и поведенческой терапии - концепции Б. Скиннера (1974), практику Д. Вольпе (1973, 1980), В. Франкла (1966) и др., а также подходы личностно-ориентированной (реконструктивной) патогенетической психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985, 2003; В. Н. Мясищев, 1960, 1973 и др.), эмоционально-стрессовой условно-рефлекторной терапии (В. Е. Рожнов, 1979 и др.) и нейро-лингвистического программирования (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995, 1996; Р. Бэндлер, 1998 и др.).
Таким образом, фундаментальная позитивная реинтеграция личности является когнитивно-аналитическим суггестивно-бихевиоральным вариантом психотерапии. Такой комплексный подход позволяет сочетать глубину и эффективность помощи лицам с пограничными психическими и аддиктивными расстройствами, пре-
I
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________5
доставляя возможность всесторонне охватить осознаваемые и неосознаваемые уровни личности, использовать действенные механизмы когнитивно-опосредованного, сенсорно-акцентированного и условно-рефлекторного каналов психотерапевтического и психокоррекционного воздействий. В процессе лечения осуществляется противопоставление патологическим, дезадаптирующим когнитивно-поведенческим стереотипам пациента противоположных позитивных, адаптивных установок и реакций, которые фиксируются с помощью разработанных способов.
Спектр применения методов, подробно рассмотренных в монографии, широк и актуален: невротические, психосоматические, аффективные, психосексуальные расстройства, расстройства личности и поведения, зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакизм), персонифицированная психологическая зависимость по отношению к отдельным лицам, зависимость от животных, расстройства привычек и влечений, расстройства приема пищи (нервная анорексия и булимия), расстройства сна неорганической природы, любые другие расстройства, связанные с психогенными факторами, пограничная интеллектуальная недостаточность, неврозоподобные и психопа-топодобные расстройства различной этиологии.
Противопоказаниями являются лишь острые психотические состояния, деменция, острые инфекционные заболевания и острая интоксикация психоактивными веществами. Возрастных противопоказаний нет.
Другое направление использования данного психотерапевтического комплекса - психопрофилактика пограничных психических и аддиктивных расстройств, психологическое самосовершенствование, развитие у психически здоровых лиц адаптивных способностей, невосприимчивости к психотравмирующим воздейст-пиям, неизбежным в жизни каждого человека. Этот подход представляет собой когнитивно-аналитическую психопрофилактическую педагогику, нацеленную на формирование гармоничной личности, включающую в себя обучение детей, подростков и взрослых эффективным когнитивно-поведенческим стратегиям, защищающим личность от дистрессов и психогенных расстройств.
Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная психотерапия применялась при лечении и психокоррекции 612 лиц обоих полов в возрасте от 4 до 65 лет. Лечебными стационарными базами являлись: московская городская клиническая психиатрическая больница №8 им. 3. П. Соловьева «Клиника неврозов» (1980-1986 гг.) и московская клиническая психиатрическая больница для детей и подростков №6 (1986-2004 гг.). Амбулаторно-поликлинический прием проводился на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (1986-2(Ю4 гг.). Нес пациенты получили адекватный объем клинических и параклинических исследований.
Психопрофилактическое применение ФПРЛ изучалось на практически здоровых лицах (311 чел.): врачах-психиатрах и психотерапевтах, клинических психологах и логопедах - слушателях курсов Российской медицинской академии последипломного образования. Отмечен положительный эффект применения ФПРЛ для повышения стрессоустойчивости, устранения донозологических отклонений на психическом и соматовегетативном уровнях, активизации умственной и творческой деятельности.
Предлагаемые методы реализовались в виде индивидуальных, групповых или семейно-групповых сеансов и домашних заданий и применялись самостоятельно или в комплексной терапии. Как показала практика, методы ФПРЛ хорошо совместимы с любыми видами краткосрочной или пролонгированной психотерапии, психокоррекции и психофармакотерапией, а также экономичны, легко воспроизводимы и могут использоваться в медицинских и психологических учреждениях любого типа.
Максимальный срок катамнеза - 22 года, средний - 8,1 года. Наименьшее количество рецидивов наблюдалось при невротических расстройствах, наибольшее - при зависимости от психоактивных веществ.
Достигнутые в ходе лечения и психопрофилактической подготовки результаты, как показывают динамическое наблюдение и катамнез, являются достаточно стабильными. Наступление положительных изменений в виде редукции проявлений заболевания наблюдалось у большинства лиц, получавших данную помощь, уже на первом сеансе, в дальнейшем этот оздоровительный процесс становился все более заметным и дополнялся позитивными переменами в жизни пациентов.
Терапевтический эффект чаще всего достигался в короткие сроки, обычно не превышающие 20 сеансов, составляя в среднем 7-10 сеансов по 2-3 раза в неделю продолжительностью 1-3 часа. ()организовывались также 5-6-часовые психотерапевтические марафоны продолжительностью 7-10 дней. В процессе лечения пациенты постепенно обучались навыкам управления собственным психоэмоциональным состоянием, приемам психической саморегуляции, что было важно для их последующей социальной адаптации. Динамическое наблюдение, противорецидивная терапия, поддерживающие сеансы, подтверждая известную аксиому, снижали риск возникновения повторных кризисов.
Автор книги (канд. мед. наук, доцент Российской медицинской академии последипломного образования, вице-президент Российского общества гипнологов) организует курсы интенсивной краткосрочной психотерапии пограничных психических расстройств и состояний зависимости с выдачей патента на право пользования методиками интенсивной психотерапии. Продолжительность обучения - 1-2 недели.
Адрес курсов: 119334, Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 «а». Телефон/факс: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-mail: [email protected]
Часть I