Теория личностных конструктов Джорджа Келли
В основе теории Дж. Келли лежат две философские идеи: 1) концепция конструктивного альтернативизма; 2) концепция исследовательской позиции личности.
Идея конструктивного альтернативизма состоит в том, что на любую вещь можно посмотреть с разных сторон; в мире нет вещи абсолютно однозначной. По мнению Дж. Келли, объективная реальность существует, но люди трактуют ее по-разному. Реальность неодинакова с разных точек зрения. В этом смысле, нет истинного способа интерпретации поведения человека; поведение человека никогда полностью не определено. Люди остаются свободными в толковании и пересмотре толкования действительности. Вместе с тем, автор не отрицает детерминации части мыслей и чувств человека предшествующими событиями.
Идея исследовательской позиции личности означает, что, следуя субъективному толкованию реальности, любой человек выдвигает гипотезыотносительно нее, с помощью которых он пытается прогнозировать и контролировать события жизни. Затем человек проверяет свои гипотезы (предположения), использую все имеющиеся психические процессы и механизмы.
Исходя из этих идей, Дж. Келли предполагает, что люди ориентированы преимущественно на будущие, а не на прошлые или настоящие события жизни. И все поведение человека можно понимать как предупреждающее по своей природе [20]. Также Дж. Келли считал, что точка зрения человека изменчива, она сохраняет относительное постоянство в контексте трактовки лишь некоторых вещей. Еще один важный момент подхода Дж. Келли – это мнение относительно внутренней активности личности.
В основе когнитивной теории Дж. Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, автор концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события собственной жизни [27].
Структура. В основе теории Дж. Келли лежит понятие «личностный контрукт» как структурная единица личности. По мнению автора, человек судит о себе и мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он сам создает и затем пытается приспособить к объективной реальности. Подобные системы – инструмент систематизации и дифференциации мира. Эти понятийные системы, или модели Дж. Келли определяет как личностные конструкты. Личностный конструкт – это понятие или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт. Используя их, человек осмысляет различные аспекты действительности в терминах схожести и контраста. В этом контексте теория личностных конструктов пытается объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.
Примерами личностных конструктов могут быть "чистый - грязный, "умный - глупый", "мужской - женский", "добрый - злой", "хороший-плохой" и "молодой - старый". Каждый человек воспринимает действительность путем собственных конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.В случае, если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, его сохранит. Если же прогноз не подтвердится, использованный конструкт будет пересмотрен или исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться [20].
Согласно Дж. Келли, все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе. Это означает, что человек отмечает сходство событий между собой и при этом их отличие от других событий. Именно этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Конструкты являются продуктами предшествующего опыта. Следовательно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.
Все конструкты характеризуются определенными формальными свойствами: диапазон применимости, фокус применимости, проницаемость – непроницаемость конструкта.
Диапазон применимости включает в себя все события, для которых конструкт применим. При чрезмерном обобщении конструкта (применении его к неадекватно широкому кругу явлений), его прогностическая эффективность резко снижается. Так, конструкт «добрый - злой» вряд ли адекватно применим с проностической целью для круга неодушевленных явлений.
У любого конструкта есть фокус применимости – это те явления в рамках диапазона применимости, для которых конструкт наиболее адекватно выполняет описательно-прогностическую функцию. Вместе с тем, фокус применимости зависит от личностной трактовки явлений (например, «мягкий - твердый» стул и «мягкий - твердый» характер).
Проницаемость-непроницаемость – еще один характерный параметр конструктов. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "общительный - необщительный" не имеет смысла, если судить о погоде.
Кроме формальных свойств, конструкты можно описать при помощи типологии. В подходе Дж. Келли, личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они осуществляют над описываемыми элементами [20]. Различают упредительные, констелляторные и предполагающие конструкты.
Конструкт, который стандартизирует элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне называется упредительным конструктом. Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительный конструкт лежит в основе ригидного мышления по типу «ничего, кроме этого». Так, строгий руководитель – это только строгий руководитель и ничего другого (например, чуткий супруг, преданный друг, справедливый отец). Систематическое использование упредительных конструктовпрепятствует реализации конструктивного альтернативизма, то есть не позволяет посмотреть на вещи с разных сторон, предположить их неоднозначность.
В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в своем составе. Этот тип конструкта обусловливает шаблонное (стереотипное) мышление по типу «если…, то…». Так, если человек молод, это значит, что он глуп. Констелляторные конструкты также ограничивают возможности возникновения альтернативных мнений; человек или явление рассматривается однозначно через призму стереотипного восприятия, где одна характеристика автоматически означает наличие определенной другой.
Конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций, называется предполагающим конструктом. Этот тип конструкта прямо противоположен упредительному и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Ему соответствует гибкое мышление. При всем соотествии этого типа конструкта идее конструктивного альтернативизма и исследовательской позиции лчности, он не может быть всегда предпочтительным, поскольку, может способствовать потере необходимых понятийных ориентиров. Личностная эффективность зависит не от удельного преобладания предполагающих конструктов, а от способности личности в процессе интерпретации и прогнозирования явлений, использовать адекватный тип конструкта и менять эти типы.
С точки зрения подхода Дж. Келли, личность представляет собой организованную систему более или менее важных конструктов, которые используются, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.То есть,личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом [27]. Кроме того, личность с позиции этого подхода можно рассматривать как иерархически организованную систему личностных конструктов, находящихся в относительно стабильном состоянии. Эта стабильность и иерархия необходимы для управляемости и лучшей используемости системы личностных конструктов. Относительность же стабильного состояния необходима для адекватных изменений в системе личностных конструктов в соответствии с меняющейся реальностью и опытом индивида. В контексте системности личностные конструкты можно классифицироватьпо ряду критериев. По широте диапазона различают всесторонние и частные конструкты. По степени влияния на основную деятельность человека выделяют основные и периферические конструкты. По степени прогностической гибкости некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать различные прогнозы при однотипных условиях.
Процесс и развитие. С точки зрения Дж. Келли, термин "мотивация" в его традиционном понимании как побудительной внешней или интрапсихической силы того или иного характера, не имеет смысла. Поего мнению, у людей для мотивации нет иной причины, кроме жизни как таковой, поскольку она есть постоянное движение и изменения [27]. В этом смысле человек является воплощенным потоком, процессом изменений в любой момент своего существования. Исходя из этого, не требуется специальной концепции (например, влечения, потребности, инстинкты, поощрения, мотивы) для объяснения того, что является причиной или мотивацией поведения человека. Кроме того, с психотерапевтической позиции автора, исследование и обсуждение мотивации человека есть ни что иное, как интерпретация некого неясного феномена, лежащего в основе наблюдаемого поведения. Как персонолог и психотерапевт Дж. Келли утверждает, что мотивационные концепции в большей степени характеризуют того, кто их высказывает, а не того, чьи мотивы обсуждаются [27]:
В контексте личностного роста и изменений автор формулирует так называемый основной постулат, который гласит, что процессы личности представляют собой каналы, проложенные в психическом пространстве. Используя объем и направление этих «каналов» человек понимает действительность и прогнозирует события будущего. Таким способом формируется, строится жизненный путь личности, так выстраивается ее поведение. С этой точки зрения, человека не интересует неподдающаяся прогнозу пустота, его внимание и психические усилия направлены на интересующие и поддающиеся прогнозу явления. Личностные конструкты и есть эти каналы, эти ориентиры в жизни. В каждой ситуации человек выбирает, какой именно конструкт применим для понимания реальности, или по какому какналу двигаться, чтобы оказаться там, где необходимо.
Основной постулат предполагает ряд частных выводов из него [20, 27]. Эти выводы отражают динамику формирования и развития системы личностных конструктов, являющейся, с точки зрения Дж. Келли, основой бытия с собой и с миром. Рассмотрим выводы из основного постулата.
1. Вывод об индивидуальности говорит об уникальности личности, субъективности восприятия и трактовки действительности в соответствии с особенностями личностных конструктов.
2. Вывод об организации: система личностных конструктов иерархически организована, тип органихации конструктов отличается у разных людей.
3. Вывод о прирамидальной структуре организации системы личностных конструктов: некоторые из конструктов находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в подчиняющий конструкт.
4. Вывод о непостоянстве иерархических отношений конструктов: иерархическая система личностных конструктов меняется в соответствии с ее прогностической функцией. Если эта функция страдает, система подвергается перестройке.
5. Вывод о выборе показывает, как человек проводит отбор полюса конструкта: человек выбирает тот полюс конструкта, который позволяет понять событие более полно, то есть, то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности конструктной системы. Этот процесс получил название "продуманный выбор".
6. Вывод о конкретизации и расширении свидетельствует о направлении разработки конструктной системы. Если более важным оказывается подтверждение прежнего опыта использования конструкта и конструкт выполняет функцию прогноза, он конкретизируется и закрепляется. Другой тип разработки – расширение – включает в себя выбор конструкта, который с большей вероятностью позволит расширить понимание событий. Если прогноз оправдывается , конструкт становится валидным и более широко применимым.
7. Вывод о цикличности использования конструктов. Дж. Келли представляет цикл ориентировка-выбор-исполнение (О-В-И),который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных приемлемых конструктов и решает, какие именно наиболее уместны. Фаза исполнения предполагает выбор направление мысленных действий и поведения.
8. Вывод об опыте: именно новый опыт соприкосновения с незнакомыми явлениями служит почвой для изменения в системе конструктов личности.
9. Вывод о научении: подтверждение или опровержение гипотез относительно реальности с помощью личностных конструктов позволяют человеку пополнять и присваивать полученный опыт.
10. Вывод о модуляции уточняет, что изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах диапазона применимости, то есть, чем более проницаемы подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся.
11. Выводе об общности:люди похожи в своих проявлениях, поскольку смотрят на мир схожим образом, используют похожие конструкты; или обладают похожей организацией конструктной системы.
12. Выводе о содружестве касается отношений между людьми и их конструктными системами. Чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. То есть, для гармоничного взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.
Норма и патология. Одной из ключевых целей Дж. Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Он полагал, что теория личностных конструктов может быть полезна для трактовки эмоциональных состояний, психического здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.
Рассмотрим в этом констексте четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность.
Тревогаопределяется как осознание человеком неприменимости его конструктной системы для понимания текущих событий [27]. Автор утверждает, что вопрос не в дефектности конструктной системы, а в неточности личностных ожиданий. В этой ситуации невозможны интерпретация и прогноз, а значит, нет возможности выстроить поведение. С этой точки зрения, задача психотерапии – помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.
Вина. Определенные аспекты стержневой конструктной структуры называются стержневыми ролями, являются важными детерминантами нашего восприятия личности. Примерами таких стержневых ролей являются наши профессиональные роли, роли родителя, ребенка, друга. Стержневые роли очень важны и их неадекватное исполнение (со своей точки зрения или с точки зрения значимого другого) может пробуждать чувство вины, которая свидетельствует о нарушении во взаимоотношениях.
Угроза рассматривается как осознание того, что конструктная система может претерпеть серьезные изменения. Согласно Дж. Келли, угроза для человека – это психологическое насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным видом угрозы, если только они не интерпретируются как условие,при котром жизнь имеет смысл.
Враждебность в теории Дж. Келли – это попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивыми фактами. Враждебный человек вместо признания неадекватности собственных ожиданий и необходимости их пересмотра, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить собственное мнение о них.
С точки зрения теории Дж. Келли, психическое благополучие определяется четырьмя характеристиками:
1) желание оценивать прогностическую эффективность своих конструктов и проверять правильность своих интерпретаций по отношению к другим людям.
2) возможность отказаться от своих конструктов и переориентировать системы стержневой роли в случае ее недееспособности; возможность повысить проницаемость конструктов;
3) желание расширять диапазон, объем и охват конструктной системы; оставаться открытыми для новых возможностей личностного роста и развития;
4) широкий и гибкий репертуар ролей; возможность понимания других людей во взаимодействии с ними, путем умения встать на их место [27].
Согласно Дж. Келли, психическое расстройство последовательное применение личностного конструкта, несмотря на его неэффективность. Психические расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных конструктов для достижения цели. Они включают в себя тревогу и настойчивые попытки человека вновь почувствовать себя способным к прогнозу событий. Плохо адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Таким образом, люди страдают от психологических проблем из-за изъянов в своих конструктных системах.
Изменения. Процесс позитивных изменений с психотерапевтической позиции автора – это развитие и улучшение системы конструктов. Согласно теории Дж. Келли, формированию новых конструктов благоприятствуют три условия. Первое условие заключается в том, что должна быть создана атмосфера экспериментирования. В терапии создаются конструкты (гипотезы), ставятся эксперименты и гипотезы пересматриваются в зависимости от результатов их проверки. Снабжая клиента инструментами для экспериментирования и побуждая его выдвигать гипотезы, создавая свободную атмосферу, терапевт помогает ему поддерживать исследовательскую позицию. Второе условие изменения — это обеспечение новыми элементами опыта, относительно не связанными со старыми конструктами. В безопасном терапевтическом пространстве новые элементы могут легче признаваться и приниматься. Терапевт также является новым элементом, по отношению к которому клиенты могут начать создавать новые конструкты. Третье условие изменения – создание возможности проверки конструктов, предоставление для этого необходимой информации. Терапевт снабжает клиента новыми элементами ситуации, в которой клиент поначалу пытается использовать старые конструкты. Задача терапевта поделиться с клиентом своим личным восприятием и своей реакцией на клиента, благодаря чему клиент может проверить свои собственные гипотезы [10].
В поисках условий, благоприятствующих изменению, Дж. Келли разработал специфическую технику терапии — терапию фиксированных ролей [10]..Эта техникаисходит из того, что психологически человек есть именно то, каким он себя представляет, а также то, что он делает. Терапия фиксированных ролей побуждает клиента интерпретировать себя поновому, вести себя по-новому и тем самым становиться новым человеком. Цель всей этой процедуры – стимулировать творческий процесс по отношению к себе и миру. В процессе терапии фиксированных ролей клиентам представляют набросок новой личности, которую просят сыграть. Опираясь на предварительное понимание данного клиента, составляется описание новой личности. Задача клиента заключается в том, чтобы вести себя так, как если бы он был этим человеком. Наброски личности, сделанные для каждого клиента в отдельности, предполагают развитие новой личности. Многие характеристики, представленные в наброске, резко контрастируют с реальным поведением человека.
Терапия фиксированных ролей направлена на перестройку личности в целом. Она предлагает клиенту новую роль, новую личность, в отношении которой можно проверить новые гипотезы; она предоставляет клиенту возможность выверить новые пути интерпретации событий, находясь под защитой воображаемой роли [10]. После того, как набросок личности придуман, его предъявляют клиенту. Клиент решает, хотелось бы ему поближе узнать эту придуманную личность и будет ли он чувствовать себя достаточно комфортно с подобным человеком. Это делается для того, чтобы убедиться, что новая личность не несет слишком большой угрозы для клиента. На следующей фазе терапевт предлагает клиенту действовать так, как если бы он был этой самой личностью. На некоторое время клиента просят забыть о том, кто он есть на самом деле, и представить себя этим человеком. Клиент может сопротивляться, он может чувствовать, что это спектакль, лицемерие и притворство, но, принимая во внимание все эти трудности, его побуждают попробовать и понаблюдать, что получится. В течение последующих недель клиент живет в новой роли. Периодически он встречается с терапевтом, чтобы обсудить проблемы, возникающие при разыгрывании роли. Во время терапевтических сеансов возможны «репетиции» того, как воплотить в жизнь набросок новой личности, чтобы терапевт и клиент могли исследовать, как действует новая система конструктов, когда она используется в реальности. Цель терапевтического изменения - индивидуальная перестройка себя. Индивид отбрасывает некоторые конструкты, создает новые, делает одни конструкты более жесткими, другие более податливыми и создает систему конструктов, которая ведет к более точному прогнозу. Терапевт побуждает клиента воображать, экспериментировать, проговаривать альтернативы и реинтерпретировать прошлое в свете новых конструктов [10, 20].