Социально-когнитивная теория Альберта Бандуры
Теория научения сместила фокус исследования причин человеческого поведения с гипотетических внутренних сил на влияние среды. С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Вместе с тем, даже в этом подходе отдается должное внутренним психическим процессам в контексте понимания, генерализации и различения значимых стимулов. Это было бы невозможно без участия познавательной сферы личности.
Структура. С точки зрения социально-когнитивного подхода А. Бандуры, человек не является ни самодеятельной системой, ни просто реагирующим на внешние стимулы существом. Личность обладает высшими способностями, которые позволяют интерпретировать события внешней и внутренней реальности, прогнозировать их и осуществлять контроль над тем, что оказывает влияние на жизнь. С точки зрения А. Бандуры, причины функционирования личности стоит понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, личностных факторов и факторов среды, которые являются взаимозависимыми причинами поведения. Такая взаимозависимость получила название системы взаимного детерминизма (рис. 9). Поведение в этой системе выступает и как причина и как следствие остальных факторов.
Личностные факторы (самовосприятие, ожидания, убеждения) |
Открытое поведение |
Влияние окружения (поощрения, наказания) |
Рисунок 9. Система взаимного детерминизма
Признавая важность внешнего подкрепления, А. Бандура не рассматривает его как единственный способ сохранения или изменения поведения. Такое изменение может происходить в следствие научения через наблюдение за другими людьми, получение соответствующей информации. В результате полученного опыта человек получает возможность прогнозировать последствия, оценивать эффективность поведения и менять его на этом основании. Следовательно, новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления.
Другой характерной чертой социально-когнитивной теории является концепция саморегуляции. Согласно А. Бандуре, личность способна оказывать влияние на свое поведение. Изначально функции саморегуляции создаются окружением и имеют внешнее происхождение. Однако, высшие интеллектуальные способности, дают возможность создавать образы (модели) желательного поведения и его результата. Такая способность к оперированию символами, позволяет, не обращаясь к опыту проб и ошибок, предвидеть вероятные последствия различных действий и соответственно изменять поведение. При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали [3].
Процесс и развитие. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные процессы [3].
Процессы внимания. Внимание – это первое, что необходимо для усвоения опыта и формирования модели поведения. Внимание позволяет отметить характерные черты поведения и правильно их интерпретировать. Существуют определенные факторы, одни из которых характеризуют наблюдателя, другие – моделируемую деятельность, а третьи – образец для наблюдения. Они могут повлиять на вероятность усвоения наблюдаемого поведения. К ним относятся: значимые ассоциативные связи наблюдателя, функциональная ценность наблюдаемого поведения, тип образца модели (например, значимые люди), способности наблюдателя к воспроизведению модели. По существу, любой набор характеристик, который превращает наблюдение за моделью в течение длительного времени в поощрение, увеличивает вероятность проявления внимания к модели и, следовательно, вероятность моделирования.
Процессы сохранении. Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось.
Существуют две основные внутренние репрезентативные системы, с помощью которых поведение модели сохраняется в памяти и превращается потом в действие. Первая – образное кодирование – формирование стойких и легко воспроизводимых мысленных образов наблюдаемого. Напоминающий стимул может вызвать из долговременной памяти эти образы. Формируются образы на основе сенсорного опыта (чаще визуального восприятия), и играют ключевую роль на ранних этапах личностного развития, когда вербальное и логическое мышление еще недостаточно развито. Кроме того, с их помощью удается усвоить то, что плохо поддается вербальному описанию. Вторая репрезентативная система - вербальное кодирование ранее наблюдаемых событий. Осуществляется она через озвучивание в словах того, что происходит. Другой вариант – перечисление последовательности предстоящих действий. Эта репрезентативная система больше используется в старшем детском возрасте и взрослыми людьми..
Моторно-репродуктивные процессы. Это третий компонент научения через наблюдение, представляющий собой перевод информации, символически закодированной в памяти в соответствующие действия. Несмотря на сформированные мысленные образы путем наблюдения, бывает сложно правильно воспроизвести наблюдаемое с первого раза, особенно если дело касается сложных моторных действий. Наряду с наблюдением, требуется практика выполнения действий, тем более, если важно совершенствовать моделируемое поведение.
Мотивационные процессы. Четвертый и последний компонент моделирования касается переменных подкрепления. По мнению А. Бандуры, даже часто наблюдаемое поведение человек не будет воспроизводить без достаточного стимула и смысла для себя или если оно принято негативно. Подкрепление помогает быстрее перевести наблюдение в действие. Позитивное подкрепление не только увеличивает вероятность открытого выражения поведения, но и ускоряет процессы внимания и сохранения. Основное содержание когнитивных процессов, участвующих в научении через наблюдение представлены в табл. 9.
Компоненты научения через наблюдение
Таблица 9
№ п/п | Когнитивный процесс | Содержательное наполнение процесса |
Процессы внимания | Отслеживание и точное восприятие наблюдаемого поведения | |
Процессы сохранения | Сохранение в долговременной памяти наблюдаемого поведения в виде образов или в словесном выражении | |
Моторо-репродуктивные процессы | Перевод закодированного содержания наблюдаемого поведения в новые действия | |
Мотивационные процессы | Наличие внутреннего или внешнего позитивного подкрепления в контексте приемлемости самого усвоенного поведения и его предполагаемых последствий |
А. Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Кроме внешнего для человека важными оказываются еще два вида подкрепления – косвенное подкрепление и самоподкрепление[3].
Косвенное подкрепление осуществляется всякий раз, когда наблюдатель видит действие модели с результатом, и связывает это результат с наблюдаемым поведением. Самоподкрепление имеет место, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу.
Следуя концепту саморегуляции, А. Бандура утверждает, что личность за счет системы когнитивных процессов способна к управлению и самой этой системой и детерминированным ею поведением [4]. С точки зрения А. Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию. Уровень самопроизвольной мотивации человека обычно варьирует в соответствии с типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. Автор описывает три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответ.
Самонаблюдение предполагает позицию наблюдателя за своими мыслительными и моторными действиями. Они оказываются в фокусе внимания, им придается определенное значение. Самооценка означает придание значимости и условной ценности собственным проявлениям. Критерием оценки служит система норм и ценностей личности. При соответствии своего поведения этим параметрам, оно оценивается положительно; в противном случае оценка отрицательна. Кроме того, собственное поведение может оцениваться в сравенении с поведением доугих лиц или со своим собственным. Широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритики [4]. Третий компонент – самоответ, выражается впоощряющем типе реагирования в случае положительной самооценки, и в наказующем типе в случае негативной самооценки. С социально-когнитивной точки зрения, люди склонны тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы поведения. Они неоднократно переживают в ходе социализации такую последовательность событий: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение. В этом случае действия, не соответствующие внутренним нормам поведения, вызывают тревожные предчувствия и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Оно, в свою очередь, не только кладет конец страданиям от проступка и его возможных социальных последствий, но также направлено на то, чтобы вернуть одобрение других. Соответственно, самонаказание избавляет от внутреннего дискомфорта и дурных предчувствий, которые могут длиться дольше и переноситься более тяжело, чем само наказание [27]. Самонаказание может положить конец тревожным мыслям, но оно также может усилить личный дискомфорт. Действительно, чрезмерное или длительное самонаказание, основанное на излишне строгих нормах самооценки, может вызвать хроническую депрессию, апатию, ощущение никчемности и отсутствия цели.
Продолжением теоретических построений А. Бандуры явилась концепция самоэффективности, объясняющая личностное функционирование и изменения, поскольку самооценка эффективности влияет на формы поведения, мотивацию, выстраивание поведения и возникновение эмоций[3, 4].
С точки зрения А. Бандуры, приобретение самоэффективности четырьмя путями или их комбинацией: способности выстроить поведение, косвенного опыта, вербального убеждения и состояния физического (эмоционального) возбуждения.
Норма и патология.Как уже было сказано, нормальный личностный рост и развитие определяются возможностями и особенностями функционирования когнитивной сферы личности, ответственной за осознание стимулов, их интерпретацию; за формирование различных способов поведения путем научения через наблюдение; за соотнесение влияния факторов среды и внутренних детерминат поведения; за процессы саморегуляции. Кроме того, вышеназванные аспекты способствуют самоэффективности личности, которая характеризуется эффективными убеждениями, эффективной самооценкой и самоответом, способствующими дальнейшему личностному росту.
Согласно социально-когнитивной теории, неадаптивное поведение – это результат дисфункционального научения. Как и любые другие реакции, неадаптивные реакции могут быть усвоены или в результате личного опыта, или в результате наблюдения за неадекватными моделями. Согласно А. Бандуре, в развитии психопатологии значимым причинным фактором часто становится то, что родители являются для своих детей моделями искаженного поведения. По мнению автора, нет необходимости искать скрытые конфликты или психотравмирующие события в детстве. Также не очень важна история подкреплений патологических форм поведения. Наиболее вероятно, что неадаптивные формы поведения первоначально усваиваются в результате научения через наблюдение, а уже затем поддерживаются и закрепляются социальной средой.
Кроме того, социально-когнитивная теория уделяет внимание дисфункциональным ожиданиям в смысле их неоправданности и иллюзорной ассоциированности с неприятными последствиями. Когнитивные процессы также вносят свой вклад в психопатологию в виде дисфункциональных самооценок и в особенности в виде представления о собственной неэффективности (Я-концепция) как чувстве несостоятельности при выполнении какой-либо задачи. Согласно социально-когнитивной теории, именновосприятие собственной неэффективности играет главную роль в тревожности и депрессии [3, 4]. Если самоэффективность оценивается как неспособность справиться с угрожающими факторами, возникает тревога как актуальное переживание, которая воплощается в тревожность как личностную характеристику. Тревожный человек может фокусировать внимание на несчастье, которое ждет его впереди, и на своей неспособности справиться с ним, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией. Представление о неспособности справиться с ситуацией может в дальнейшем усугубиться за счет ощущения неспособности справиться с самим чувством тревоги. Представление о неэффективности по отношению к будущему вознаграждению ведет к депрессии. Проблемы, возникающие у депрессивных людей, кроются также в их слишком высоких стандартах. Часто чрезмерная самокритичность оказывается главной чертой депрессии. Хотя представление о собственной неэффективности в достижении целей — это фундаментальная особенность депрессии, однако, проблема часто кроется в самих завышенных целях.
Изменения. Следуя концептуальным основам своей теории, А. Бандура постоянно направляет свои усилия на развитие методов терапевтического изменения поведения и разработку единой теории поведенческих изменений.
Личностные изменения в психотерапевтическом подходе А. Бандуры достигаются путем повышения осознанной способности противостоять угрожающим или аверсивным ситуациям и справляться с ними. играет важную роль в терапевтических методиках этого направления. Ээффективность терапии определяется прежде всего ее способностью повышать осознанную самоэффективность клиента [27].
В социально-когнитивном подходе существенную роль в обучении или открытии нового адаптивного поведения придается моделированию [5]. Через моделирование и подкрепляемое участие клиенты овладевают новыми навыками и умением справляться со своими страхами. Путем применения этих форм в индивидуальной и групповой работе можно вовлечь клиента в процесс взаимодействия с объектами, которые прежде вызывали страх. Если последствия моделируемого поведения награждаются, то клиент может заменить неадаптивное поведение. Кроме того, могут быть использованы такие технические приемы, как рассказ клиента о травматичном опыте с одновременным включением тренингасамоинструктирования, запись альтернативного решения проблемы на консультативной сессии, обмен ролями с консультантом и проч. Используется также обратная связьпосле перенесения опыта, полученного на психотерапевтическом занятии, в реальную микросреду.
Личностный рост осуществляется через усиление чувства самоэффективности. Индивид развивает повышенную перцепцию способности справляться со специфическими ситуациями. Это уменьшает болезненные ожидания, способствующие развитию тревоги и страха, ведущих к защитному невротическому поведению.В контексте усиления самоэффективности в процессе консультирования уделяется внимание самоконтролю поведения
При самоконтроле желаемая реакция часто сопровождается непосредственно неприятными, но в конечном итоге желаемыми последствиями, а альтернативные реакции дают приятные, но в конечном итоге аверсивные результаты. С социально-когнитивной точки зрения, самоконтроль не. Существует исключительно в рамках только внутренних (например, сила воли) или только внешних (например, подкрепление в скиннеровском понимании) сил. Он проявляется в тщательно спланированном взаимодействии человека с окружением и самим собой. Консультант помогает клиенту осуществить пять основных шагов улучшения самоконтроля [27]..
1. Первый шаг самоконтроля – определение точной формы поведения, которое требуется изменить. Для того, чтобы подойти к проблеме эффективно, нам нужно перевести неопределенные высказывания о личностных особенностях в точные описания специфических реакций, которые иллюстрируют эти особенности.
2. Второй шаг самоконтроля – сбор основной информации о факторах, воздействующих на поведение, которое необходимо изменить (число выкуренных сигарет, съеденных пирожных и т.д.). Необходимо четко определить повторяемость специфического поведения (в том числе ключевые раздражители, выявляющие его, и последствия), прежде, чем он сможет успешно изменить его.
3. Следующий шаг по изменению своего поведения – это разработка программы, которая эффективно изменит повторяемость специфического поведения. Изменение частоты повторяемости этого поведения можно достичь несколькими путями. В основном это самоподкрепление, самонаказание и планирование окружения.
4. Четвертый шаг – выполнение программы и адаптация к необходимому. Для успеха бихевиоральной программы необходима постоянная бдительность во время промежуточного периода, чтобы не возвратиться вновь к старым саморазрушительным формам поведения. Лучшим средством контроля являетсядоговор с самим собой – письменное соглашение с обещанием придерживаться желаемого поведения и использовать соответствующие поощрения и наказания. Существуют типичные ошибки в выполнении программы самоконтроля а) попытка выполнить слишком много или слишком быстро; б) длительная отсрочка поощрения соответствующего поведения; в) слабые поощрения.
5. Пятый и последний шаг – уточнение условий, при которых программа считается завершенной, то есть точное определение конечных целей.
Успешно выполненная программа может исчерпать сама себя или с минимальными сознательными усилиями со стороны клиента. В любом случае целью является формирование новых эффективных форм поведения, которые сохраняются надолго или становятся образом жизни. Вместе с тем, важно оставаться готовым восстановить стратегии самоконтроля, если дезадаптивные реакции появятся вновь.