Основные принципы бихевиорального и когнитивного направлений в персонологии
Личность, с точки зрения бихевиорального подхода, – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни, накопленный набор усвоенных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление в фокусе изучения удерживает наблюдаемые действия человека как производные от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не уделяют внимания психическими структурами и процессами, недоступным непосредственному наблюдению. Они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. С этой точки зрения, именно окружение, а не внутренние психические явления, формирует личность.
В этом контексте психопатология понимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Сторонники теорий научения не оперируют понятием психотерапия, а говорят о поведенческой терапии, которая направлена на модификацию или изменения конкретных действий. Решение внутренних конфликтов, лежащие в основе этих действий, или реорганизация личности, по их мнению, нецелесообразна и невозможна, поскольку неизвестно, что именно подвергается терапевтическому воздействию.
Еще одной чертой бихевиорального направления является ориентация на объективность, научную строгость и экспериментальную проверку гипотез. Следствием этого стало смещение акцентов в изучении мотивационных процессов на силы, внешниепо отношению к организму. Иными словами, все поведение личности и его динамика есть следствие воздействия средовых (внешних) факторов. Вместо того чтобы признавать стабильные характеристики, проявляющиеся в широком диапазоне ситуаций, на которые делают ставку теория черт и психодинамическая теория, бихевиористы считают, что, какая бы согласованность в поведении ни обнаруживалась, этим мы обязаны сходству условий среды, в результате которых и возникают данные действия [10].
Таким образом, можно обозначить основные принципы бихевиорального направления в персонологии.
1. Изучение личности опирается на изучение наблюдаемого поведения.
2. Акцент делается на эмпирическом исследовании и экспериментальном подтверждении гипотез.
3. Процесс роста и развития отражается в накоплении и изменении моделей поведения, усвоенных в процессе научения.
4. Мотивационными факторами для личности служат факторы внешние, по отношению к самой личности.
5. Поведение – это внешне подкрепляемая реакция на среду.
6. Изменения личности достигаются путем изменения ее поведения.
Свое развитие идеи бихевиоризма получили в рамках теорий социального научения. Эти теории объединяют бихевиоральный и когнитивный подходы в персонологии. Принципиальными моментами теорий социального научения являются идеи о наличии не только внешней детерминации поведения, но и внутренней, базирующейся на когнитивной сфере личности, а также идея о соотношении эти видов детерминации. С этой точки зрения, личность в поведении движима не только интрапсихическими силами и не только влиянием среды. Причины функционирования личности стоит понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения [27].
Когнитивное направление в персонологии придерживается взгляда на личность как на феномен, ключевую роль в существовании и динамике которого играют когнитивные процессы. Когнитивная сфера личности определенным образом организована, выстроена иерархически и позволяет отражать реальность в субъективном формате. Кроме того, благодаря когнитивным процессам человек может объяснять, понимать, прогнозировать и исследовать реальность. Любое поведение человека в этом случае детерминировано сформированной картиной мира, которая представлена в нашей психической реальности в виде системы представлений и понятий. Такая система представлений и понятий формируется в процессе взаимодействия со средой, но, вместе с тем, может быть обусловлена индивидуальными особенностями восприятия действительности.
Обозначим основные принципы когнитивного подхода.
1. Личность рассматривается как внутренне детерминируемая система.
2. Ключевую роль во внутренней детерминации поведения играет когнитивная сфера личности.
3. Благодаря когнитивным процессам человек может объяснять, понимать, прогнозировать и исследовать реальность, что обеспечивает управляемость, контроль и выбор действия.
4. Процесс роста и развития отражается в накоплении и изменении когнитивных моделей интерпретации мира и прогнозирования поведения.
5. Патологические процессы в личностном функционировании связаны с ригидностью, ограниченностью или неадекватностью системы понятий и представлений о мире и о себе.
6. Изменения могут быть достигнуты путем коррекции когнитивной сферы личности.