Структурная теория черт личности Реймонда Кеттела

В отличие от многих других теоретиков, подход Р. Кеттела базируется на использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела к конструированию научной модели поведения определялась целью раскрыть с помощью метода факторного анализа основополагающие черты, составляющие ядро структуры личности. Автор полагал, что именно они определяют то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты. Однако, с его точки зрения, черты не имеют реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

Структура. Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма [27]. Р. Кеттел стремился в своей теории учесть ряд аспектов: выделить многочисленные черты, составляющие индивидуальность; определить степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды; выявить тип взаимодействия генетические и социокультурных факторов, определяющий поведение. Выстраивая свою теорию на строгих методах исследования и точных измерениях, автор в процессе изучения личности использовал мультивариативная статистику и факторный анализ.

Согласно Р. Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации [27]. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Он выводит формулу, для возможно точного предсказания поведения:

R = f (S, Р),

где специфическая ответная реакция человека (R), выраженная в действиях или словах, есть некая функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Р. Кеттел определяет категории черт личности как некие структурные принципы личностной организации. Согласно Р. Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч испытуемых, автор приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами. Рассмотрим предложенные Р. Кеттелом принципы классификации черт.

Поверхностные черты – исходные черты. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в комплексе друг с другом (например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма). Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения. Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, по мнению Р. Кеттела, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на "более глубоком" уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл.7). Эти факторы черт личности легли в основу методики «Шестнадцатифакторный личностный опросник».

"Шестнадцать личностных факторов" (16 PF)

Таблица 7

Обозначение фактора Название фактора Качество, соответствующее высокой оценке по фактору Качество, соответствующее низкой оценке по фактору
A Отзывчивость-отчужденность Добродушный, предприимчивый, сердечный Циничный, жестокий, безразличный
B Интеллект Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий
C Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый
E Доминантность-подчиненность Уверенный, конкурирующий, упрямый Застенчивый, скромный, покорный
F Рассудительность-беспечность Серьезный, молчаливый Беззаботный, полный энтузиазма
G Сознательность-безответственность Ответственный, моралистический, стоический Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный
H Смелость-робость Предприимчивый, раскованный Неуверенный, замкнутый
I Жесткость-мягкость Опирающийся на свои силы, независимый Цепляющийся за других, зависимый
L Доверчивость-подозрительность Принимающий условия Упорный на грани глупости
M Мечтательность-практичность Творческий, артистичный Консервативный, приземленный
N Дипломатичность-прямолинейность Социально опытный, сообразительный Социально неуклюжий, непретенциозный
O Склонность к опасениям – спокойствие Беспокойный, озабоченный Спокойный, самодовольный
Q1 Радикализм-консерватизм Вольнодумно либеральный Уважающий традиционные идеи
Q2 Самодостаточность-конформизм Предпочитающий собственные решения Беспрекословно следующий за другими
Q3 Недисциплинированность-контролируемость Следующий собственным побуждениям Пунктуальный
Q4 Расслабленность-напряженность Сдержанный, спокойный Переутомленный, возбужденный

Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели (интеллект, музыкальные способности). Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения (скорость протекания нервных реакций). Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям.

Общие черты – уникальные черты. Подобно Г. Олпорту, Р. Кеттел считал целесообразным классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта –черта, присущая в различной степени всем представителям одной и той же культуры. Уникальные черты имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного; особенно часто они проявляются в сферах интересов и установок. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Кроме того, сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна.

Как уже было сказано, теория личности Р. Кеттела опирается на точные эмпирические исследования, проведенные при помощи факторного анализа. Данные для него были получены из трех основных источников: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (OT-данные). Первые, L-данные, представляют собой результаты измерения поведения в конкретных повседневных ситуациях, Эти данные могут также включать оценки личностных особенностей, даваемые людьми, хорошо знающими обследуемого в реальных жизненных ситуациях. Q-данные – это данные самооценки человека, касающиеся его поведения, мыслей и чувств. Подобная информация отражает самоанализ и самонаблюдения личности. Для получения Q-данных были разработаны специальные тесты самооценки, из которых наиболее известен и используем опросник "Шестнадцать личностных факторов". OT-данные, или данные эксперимента, получаются в результате моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно.

Чтобы отразить сложность личности и создать многоплановую стратегию исследования, Кеттел считает необходимым использовать многие источники данных. Такой подход учитывает одновременно различные проявления параметров личности, однако он не дает возможности исследователю манипулировать переменными. Кеттел утверждает: если такое многоплановое исследование, как факторный анализ, действительно способно достоверно определять функциональные блоки личности, тогда те же самые факторы или исходные черты можно будет получать по трем вышеупомянутым различным типам данных. Это логическое утверждение предполагает, что каждый источник данных фактически измеряет общераспространенные и основополагающие черты личности [27].

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Р. Кеттел полагал, что одна черта сильнее другой в том случае, если она имеет высокие нагрузки в большем количестве образцов поведенческих проявлений. В этой связи фактор A (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой из перечисленных в табл. 7, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор B (интеллект); и еще меньше таких, в которых существенную роль играет фактор C (эмоциональная устойчивость), и так далее, по всему списку. Следовательно, сила черты определяется ее значимостью для регуляции поведения в различных обстоятельствах.

Процесс и развитие. В своей теории Р. Кеттел сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантный анализ (Multiple Abstract Variance Analysis, MAVA), оценивающий не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды. Это сбор данных о различных проявлениях сходства между однояйцевыми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братьями и сестрами), выросшими в одной семье; однояйцевыми близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения техники MAVA (основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности) показывают: значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте.Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью [27].

Согласно Р. Кеттелу, помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью. Ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека.

Хотя Р. Кэттэлл был интересовался вопросами поведения и структурой личности, его интересовали также процесс и мотивация. Его анализ последовательностей действий, которые люди предпринимают в конкретных ситуациях, и сочетанных паттернов действий, позволили сделать вывод, что человеческая мотивация состоит из врожденных тенденций, названных эргами,и мотивов, детерминированных средой, которые были названы сентиментами [10]. Примеры эргов - безопасность, секс и самоутверждения. Примерами сентиментов служат религиозные, карьерные мотивы и мотивация, связанная с Я-концепцией. Поведение как правило, служит удовлетворению нескольких мотивов одновременно, и усилия по удовлетворению сентиментов предпринимаются ради более фундаментальных эргов, или биологических целей. Действия человека в данный конкретный момент, будет зависеть от черт его лично стии мотивационных переменных, соответствующих ситуации (см. уравнение спецификации).

Норма, патология и изменения. Помимо своего интереса к структуре личности и к динамике ее функционирования, Р. Кэттэлл проводил исследования и в области психопатологии. Вопрос о патологии он рассматривал как вопрос о личностных различиях между группами пациентов с разными видами заболеваний [10]. В отличие от Г. Айзенка, который специализировался на применении поведенческой терапии к патологическому поведению, Р. Кэттэлл не был связан ни с каким определенным видом психотерапии.

Наши рекомендации