Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Теория Г. Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая возможности личностного роста, преодоления себя и самоосуществления. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности [9]. Отличительной чертой теоретической ориентации Г. Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

В процессе разработки своей теории, Г. Олпорт проанализировал множество определений и трактовок феномена личности. Результатом этой работы стало собственное определение личности как динамичной организации тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление [27]. Термин "динамичная организация" предполагает постоянные изменения и эволюцию поведения человека при условии существования некой основополагающей структуры, которая объединяет и организует различные элементы личности. Упоминание автором "психофизических систем" означает учет телесной детерминации. Основной сутью этого определения является наличие в личности определяющих тенденций, при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума.

В своей трактовке личности Олпорт разделял понятия характер и темперамент. Под характером автор понимал ту часть личности, которая в основном обусловлена взаимодействием с социумом и формируется под его влиянием. Темперамент, с точки зрения Олпорта, является неким первичным материалом (наряду с физиологией и конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие "темперамент" особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.

Структура. Согласно Г. Олпорту, структура личности определяется тем набором ее черт, которые, имея нейрофизиологическую основу, формируются в течение жизнедеятельности и определяют весь спектр поведенческих реакций человека. Прежде чем перейти к изучению структуры личности по Г. Олпорту, рассмотрим, каким образом трактуется черта личности.

В общем смысле черта – это предрасположенность вести себя однотипно в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях. Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции. Черты личности формируются на основе осознания сходства: ряд ситуаций, воспринимаемых человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта [9].

Следует отметить, что черты личности «требуют» соответствующих внешних стимулов, то есть, люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей (коммуникабельный человек не только активно откликается на предложение общения, но и сам инициирует его). Эти две составляющие функционально взаимосвязаны.

В теории Г. Олпорта сами черты личности обладают определяющими их характеристиками [27].

1. Черта личности – это не только номинальное обозначение, но и реальная, жизненно важная часть жизни любого человека.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения; черты побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки, несмотря на то, что часть из них подвергаются социальному оцениванию и делится на приемлемые и неприемлемые (например, смелость и трусость).

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. Несогласованность поступков с чертой личности не является доказательством ее отсутствия.

Изначально Г. Олпорт выделял в структуре личности общие и индивидуальные черты. К общим он относил любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Индивидуальными чертами считались те, по которым можно было осуществить отличие одного человека от другого. Это те "подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения" [9, с. 3]. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. Следовательно, согласно Олпорту, личность адекватно можно описать лишь путем измерения ее индивидуальных черт.

Позднее автор пересмотрел свою терминологию и, введя термин «диспозиция», предложил выделять в структуре личности три типа диспозиций, соподчиненных друг м другом: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальная диспозиция настолько велика и влиятельна, что почти все поступки можно свести к ее влиянию. Она крайне генерализованна и не может оставаться скрытой. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией, их характер почти однозначен и практически не допускает противоречивых поступков.

Центральные диспозиции не так обобщены, но представляют собой довольно яркие характеристики человека. Олпорт называл их строительными блоками индивидуальности. Это стабильно проявляющиеся, устойчивые в разных ситуациях характристики человека. Соответствующие им поведенческие тенденции легко обнаруживают себя.Автор считал, что число центральных диспозиций, с помощью может быть описан индивидуум, невелико, в пределах от пяти до десяти.

Вторичныедиспозиции – это черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности. К ним относятся специфические привычки, предпочтения, ситуационные интересы. Чтобы обнаружить подобные диспозиции, требуется длительное наблюдение за индивидуумом в различных ситуациях.

Процесс и развитие. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Следовательно, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Для обозначения эти процессов Г. Олпорт вводит понятие «проприум», которые переводится как «неотъемлемая собственность».

Согласно мнению автора, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, "осознаваемое как наиболее важное и центральное" [9, с. 8]; по сути, это все то, что мы называем "собой". Проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

В своей теории Г. Олпорт выделил семь различных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприативные функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется Я, как объект субъективного познания и ощущения (табл. 6).

Стадии развития проприума по Г. Олпорту

Таблица 6.

Стадия Аспект Определение
Телесное Я Сознавание телесных ощущений
Самотождественность Неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений
Самоуважение Гордость за собственные достижения
Расширение себя Я начинает включать в себя важные аспекты социального и физического окружения
Образ себя В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей
Рациональное управление собой Абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем
Личное стремление Целостное ощущение "себя" и планирование перспективных целей

Все стадии следуют одна за другой в процессе роста и развития личности. Вместе с тем, различные аспекты, соответствующие стадиям, по мере их прохождения не исчезают из жизни человека. В различных возрастных периодах преобладающим является какой-то из них. В целом же феномен проприума предполагает перманентное наличие и взаимосоотнесенность всех этих аспектов. Если какой-либо из аспектов проприума оказывается нереализованным (например, самоуважение и гордость за свои достижения), трудно говорить о полноценном развитии и формировании Я.

Следуя идее о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему, Г. Олпорт в контексте мотивации создает концепцию функциональной автономии. Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами; связи с прошлым носят характер скорее исторический, нежели функциональный. Мотивы взрослого человека – это не калька с мотивов ребенка, а новая система мотивации, основанная на приобретенных в ходе роста и развития интересах, ценностях, убеждениях.

Согласно Олпорту, существует два уровня или типа функциональной автономии. Первый, устойчивая функциональная автономия, представляет собой нейрофизиологические механизмы прямой и обратной связи, которые не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии. Собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий. Собственная функциональная автономия представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.

Норма и патология. В контексте нормального и невротического развития личности позиция Г. Олпорта заключалась в том, что существует принципиальная разница между зрелой личностью и невротической личностью. Поведение невротических личностей преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. В этом смысле, у них недостаточно развита собственная функциональная автономия, не пройдены определенные стадии развития проприума; такой человек является заложником прошлого опыта. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт считал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами [27].

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым.

2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям, то есть, способен к дружбе и сочувствию. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие: имеет положительное представление о себе и, следовательно, способен терпимо относиться как к собственным недостаткам. Они умеют также управлять собственными эмоциональными состояниями так, что это не мешает благополучию окружающих.

4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания: видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими хотел бы их видеть; обладает соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности; демонстрирует здоровую волю; стремится к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора: имеется четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах; способен посмеяться над самым дорогим (включая самого себя), продолжая ценить это.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией: способен видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; способен создавать и менять смыслы в собственной жизни.

Изменения. Г. Олпорт никогда не практиковал в области консультирования и психотерапии и полагал, что клинические наблюдения трудно использовать для построения теории личности.

Наши рекомендации