Гуманистическая теория личности Эриха Фромма
Научные взгляды и профессиональная позиция Эриха Фромма сформировались по влиянием теории З. Фрейда, а также ведущих социологов и философов начала ХХ века. Имея философское, а позднее психоаналитическое образование, Э. Фромм был одним из научных прародителей гуманистического направления в психологии, получившего свое основное развитие во второй половине прошлого столетия. Будучи гуманистически ориентированным психологом, Э. Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру [27].
Структура. Э. Фромм был психоаналитически ориентированным теоретиком и практиком. В этом смысле опирался на предложенную Фрейдом структуру личности. Вместе с признанием огромного вклада психоаналитической теории и Фрейда лично в становление взглядов на личность, ее развитие и внутренние детерминанты поведения, Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.
Процесс и развитие. Осуществляя исторический анализ условий развития человека в обществе, Э. Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность [22]. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед современными людьми стоит болезненная дилемма. Свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений требует компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Автор полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной огромных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества [22].
Рассуждая о существовании человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих, Э. Фромм утверждает, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они коренным образом отличны от сексуальных и агрессивных инстинктов, которыми движима человеческая психика с точки зрения традиционного психоанализа. Автор утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей [21]. Дихотомия свобода-безопасность обусловлена актуализацией именно этих экзистенциальных потребностей. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность в установлении связей. Преодоление ощущения изоляции от природы и отчужденности осуществляется путем заботы о ком-то, активного участи в жизни других людей и ответственности за них и отношения с ними. Искомый путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
2. Потребность в преодолении. Чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни, люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. На протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. При этом важно следовать естественной тенденции к автономии, гармонично соединенной с сопричастностью к чему-то большему, чем отдельная личность. Те, кто сохраняют связи со своими родителями, домом или сообществом путем слияния, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу. Если сохранение связей с другими невозможна, ожидаемым результатом является развитие шизоидного типа характра.
4. Потребность в самотождественности. С точки зрения Фромма, личности присуща внутренняя потребность тождества с собой, самоидентичности, благодаря которой можно чувствовать свою уникальность. Люди с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как инструмента в чужих руках. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя настоящего.
5. Потребность в системе взглядов и преданности. Согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Норма и патология.Переживание одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе, труднопереносимы. Кроме того, свобода быть собой сопряжена с ответственностью за свою жизнь, свои выборы и их последствия. Для многих людей этот груз непосилен и чрезмерно рискован. По сути это выбор между личной и социальной идентичностью. В этом случае существует выход отказаться от собственной свободы, подавить свою индивидуальностьи присоединиться к другим людям, используя их или подстраиваясь под их образ мышления и жизни. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы "убежать от свободы". Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я" [22, с. 163]. Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий [21]. Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата. Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре [22]. Эти основные механизмы бегства от свободы являются базой для множества форм невротического поведения.
Согласно Э. Фромму, в отличии от трех перечисленных механизмов бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. С точки зрения автора, люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Фромм называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности [22].
На основе сформулированной им проблемы бегства от свободы, а также опираясь на идею наличия экзистенциальных потребностей и условий их удовлетворения в современном обществе, Фромм определил пять социальных типов характера [22]. По сути это те или иные формы установления отношений с другими, обусловленные взаимодействием экзистенциальных потребностей и актуального социального контекста. Автор разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в трактовка Э. Фромма. Ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.
1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Вместе с тем, они могут быть оптимистичными и идеалистичными.
2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они также неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ригидные, подозрительные и упрямые. Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный. Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость.
5. Продуктивный характер представляет собой конечную цель в развитии человека. Это независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки человек. Он полноценно реализует свою способность к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое. Такого рода любовь проявляется в заботе, ответственности, уважении и знании. Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.
Изменения. Как уже было отмечено, Э. Фромм был психоаналитиком и в своей теоретической деятельности и в психотерапевтической практике. Опираясь на ключевые концепты психоанализа и применяя психоаналитические методы работы с пациентами, он привносил в терапевтический процесс те новые гуманистические идеи, которым суждено было развиться в огромное новое направление психологии.