Личность с позиции аналитической психологии Карла Густава Юнга
Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству [27].
В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.
Структура. По утверждению Юнга, душа (термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного [29].
ЭГО |
ТЕНЬ |
САМОСТЬ |
Сознание |
Личное бессознательное |
Коллективное бессознательное |
Осознанный опыт |
Незначимые события |
Архетипы |
Комплексы |
Рисунок 3. Структура личности по К.Г. Юнгу
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности. По Юнгу душа поначалу состоит из одного бессознательного. Эго возникает из бессознательного и собирает воедино различные переживания и воспоминания, создавая разделение между бессознательным и сознанием. В Эго нет бессознательных моментов, оно имеет только сознательное содержание, образованное из личного опыта.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного похожа на таковую у З. Фрейда. Однако К.Г. Юнг акцентирует внимание на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта[29]. Согласно представлениям К.Г. Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
Центром личного бессознательного является тень. Это изначально архетипическая фигура, включающая в себя все то, что считается неприемлемым для проявления (например, сексуальность, агрессия, болезни, уродство, глупость и проч). Если теневые стороны личности, изначально присущие ей по человеческой природе, не осознаются, тень занимает центр личного бессознательного и вокруг нее могут организовываться комплексы, так или иначе отражающие содержание тени. В теории Юнга существует понятие «золотая тень», включающая в себя социально приемлемые качества и проявления (состоятельность, ум, образованность, чуткость и проч), в случае, если в индивидуальной истории развитии эти качества принято было скрывать.
Одной из ключевых идей К.Г. Юнга является концепция коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.По мнению автора, коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человеческой эволюции, воплощенное в структуре мозга каждого индивидуума [29]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
К.Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, "первичных моделей"). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации. В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Кроме того, архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам [32]. В области глубинных слоев бессознательного находится та часть личности, которую Юнг называл Самостью. Это подлинная суть личности, ее смысл и источник энергии. Она изначально задана, но познать ее возможно лишь подвергнув ревизии и осознанию другие, более поверхностные слои личности. Согласно автору, достижение самости означает гармоничное воссоединение всех частей личности, достижение целостности и равновесия. Самость не подменяет личность собой; она является организующим началом, источником психической энергии.
Стоит отметить, что компоненты личности не изолированы друг от друга, граница между ними условна. Вместе с тем, перемещение психического материала из сферы бессознательного в сферу сознания может быть затруднено или невозможно. В этом случае нарастает психическое напряжение, поскольку психический материал стремится быть осознанным и реализованным.
Процесс. Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия [31]. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им– это мышление, ощущение, чувство и интуиция [31].
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях "плохой или хороший", "приятный или неприятный", "побуждает к чему-то или вызывает скуку". По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.
Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно "схватывают", регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется симультанным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или "индивидуированная" личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.
Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним. Все вышеописанное можно представить в виде сводной диаграммы (рис. 4).
Ощущение
Мышление
Чувства
Интуиция
Память
Субъективные компоненты функций
Аффекты
Вторжения
Личное бессознательное
Коллективное бессознательное
Эктопсихические процессы
Эндопсихические процессы
Личностное бессознательное
Коллективное бессознательное
Рисунок 4. Структура психического бытия человека.
Рост и развитие.В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение себя", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл само-осуществлением [30].
Норма и патология. Невроз, с точки зрения Юнга, может возникать и развиваться вследствие вытеснения или отторжения человеком частей своей личности. Невроз – это диссоциация личности, обусловленная существованием комплексов. Наличие комплекса не означает наличие невроза. Если комплексы несовместимы с сознанием, наступает невротическая диссоциация. Перед лицом комплекса Эго беспомощно.
Автор постулировал, что психика стремится быть осознанной, в ней содержится огромное количество энергии, которая должна быть реализована. В условиях, когда человек не может или не хочет осознавать материал личного бессознательного в виде комплексов, эти эмоционально заряженные части опыта, стремясь быть осознанными, подспудно управляют поведением индивида, вызывая внутреннее напряжение и тревогу. Архетипы как материал коллективного бессознательного также являются детерминантами восприятия и поведения [29]. Если один из архетипов преобладает (например, архетип Персоны), вся личность развивается лишь в этом направлении. Вместе с тем, существует часть внутриличностного материала, содержательно противоречащего Персоне (например, архетип Тени). Если он не осознается и не реализуется, происходит неуправляемый «прорыв» его проявлений, дезориентирующий человека, заставляющий его испытывать чувства страха, вины и стыда. Усилия, направляемые индивидом на сдерживание неосознанного материала, также создают огромное напряжение во внутреннем мире, мешают реализации психической энергии, препятствуют соприкосновению человека с самим собой. Все эти факторы являются условиями возникновения и развития невроза.
Изменения.Естественным продолжением юнговской теории личности явился соответствующий психотерапевтический подход, аналитическая психотерапия. Поскольку конечная жизненная цель по Юнгу – это полное проявление Себя, цель аналитическйо психотерапии – восамление (индивидуация) – все большее становление самим собой. Наибольшая выгода от индивидуации – кроме уравновешивания личности – состоит в расширении сознания, даже когда индивид начинает осознавать, что он никогда не был свободным от влияния бессознательного: сознательное расширяется через признание значения бессознательного.
Процесс индивидуации включает два основных этапа [30]. Первый – посвящение, или инициация, во внешний мир и завершается через формирование персоны или структуры «Эго», т.е. такого склада личности, который воспринимается самим носителем и людьми его окружения как подлинная и единственная личность. Вместе с тем, таковой она по сути не является. Второй – посвящение во внутренний мир. Это процесс дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от психологии коллективной, или процесс восамления. Ему предшествует кризис или момент отчаяния. Это индикатор готовности к индивидуации. Она начинается с отделения от псевдоличности («персоны») и продолжается углублением в бессознательное с дальнейшим осознаванием его содержания. Это расширение сферы сознания индивида, которое приводит в осознаванию себя тем, что ты есть, в отличие от социально приемлемой или навязанной персоны. Такая цельность – «Самость» – может достигаться в ситуации живого взаимодействия сознательного и бессознательного, т.е. в ситуации их гармоничного уравновешивания.
По мере накопления практического опыта, К.Г. Юнг стал меньше уделять внимание инструментальным вопросам взаимодействия – правилам сеттинга и специфике техники ведения анализа – концентрируясь на содержательной стороне индивидуальной встречи, «схватке» участников. Вместе с тем, аналитическая терапия располагает рядом специфических методов: метод словесных ассоциаций в модификации Юнга, анализ рисунков; анализ сновидений; юнгианская «песочница»; воображаемый разговор с внешней или внутренней фигурой (из архетипов) [30].
Метод словесных ассоциаций в модификации Юнга представляет собой ассоциативный отклик клиента на предлагаемые консультантом слова с отмечанием отрезка времени между стимулом и ответом. По временной задержке и содержанию ассоциаций консультант может определить зону напряжения и конфликта в реальности клиента.
Анализ рисунков и сновидений предполагает определение в них символического выражения того подавленного, но актуализирующегося материала, который они отражают. Это может быть отражение архетипического материала, например, символы персоны – одежда, вуали, атрибуты профессии, символы статуса; символ самости – царственная чета, символы божества, целостности, объединения, равновесия. Этот материал обнаруживается и обсуждается с клиентом.
Юнгианская «песочница» способствует воплощению актуальной для клиента картины, понята она им или нет. В ящике с песком клиент расставляет фигурки людей, животных, деревьев, предметы и т.д. в каком-то порядке, действуя спонтанно. Это могут быть картины сновидений, картины взаимоотношений с людьми, картины расположения внутренних фигур и проч. Затем, консультант вместе с клиентом обсуждают получившуюся картину, анализируя ее явное и скрытое содержание, его связь с актуальностью или проблемой клиента.
Воображаемый разговор относится к вербальному варианту метода работы с активным воображением. Разговор может быть с некой внутренней фигурой, отношения с которой затруднены: внутренней фигурой матери, теневыми частями личности. Подобный разговор может происходить с фигурой, обладающей силой и ресурсом в поисках поддержки и ответа. Работа с активным воображением может быть чрезвычайно продуктивной для клиента, если наряду с установившейся внутренней коммуникацией, происходит присвоение отчужденных частей личности, интеграция и восстановление целостности.
2.5. Личность с позиции эго-психологии (теория Эрика Эриксона)
Как уже было отмечено, эго-психология явилась продолжением развития психоаналитических взглядов на личность. Основным теоретиком в этом направлении считается Эрик Эриксон. Разделяя идеи Фрейда о личностной структуре и стадийности развития личности, Эриксон в своей теории делает особые акценты. Во-первых, в его теории виден сдвиг акцента от Ид к Эго. С позиции Эриксона, скорее именно Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Автор рассматривал Эго как самостоятельную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие Оно и инстинктов. Во-вторых, Эриксон развивает иной взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья, подчеркивая исторические условия, в которых формируется Эго ребенка. В-третьих, теория развития Эго охватывает все жизненное пространство индивидуума от младенчества до зрелости и старости. В-четвертых, Эриксон привлекал внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества Эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Теория Эриксона опирается на оптимистический взгляд на личностные кризисы, соответствующие возрасту. Каждый такой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.
Структура. В своей теории Эриксон не отрицает ту личностную структуру, которую предложил Фрейд. Ключевым в ней считается компонент Эго. Автор доказывал, что Эго – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Уделяя особое внимание адаптивным функциям Эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.
Процесс и развитие. Центральным для созданной Эриксоном теории развития Я является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития" [28, с. 270].
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Эго или восемь возрастов. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески "επι" означает "после", a "γενεσιζ" – "рождение, происхождение") базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций Эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает поворотный пункт, являя собой как источник силы, так и причину дезадаптации [27].
Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то на предшествующем этапе Эго приобрело новые положительные качества, новый позитивный компонент (например, самостоятельность и инициативность), что гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. В случае если конфликт неразрешен или разрешен неудовлетворительн, развивающемуся Эго наносится ущерб, и в него встраивается негативный компонент (например, стыд, сомнения и вина). Личностная задача состоит в том, чтобы каждый кризис был адекватно разрешен, и тогда появится возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 4.