Личность с позиции индивидуальной психологии Альфреда Адлера
Альфред Адлер – автор индивидуальной психологии как концепции личности и направления соответствующей психотерапевтической практики. В его подходе, также, как и в психоанализе, значительное место отводится процессам бессознательного в развитии личности. Вместе с тем, А. Адлер во многом занимал иные позиции относительно природы и развития личности, нежели З. Фрейд. Постулируя идеи своей теории, А. Адлер рассматривал индивидуума как единое и самосогласующееся целое, видел человеческую жизнь как активное стремление к совершенству, придерживался мысли об индивидуальной субъективности, подчеркивал социальную принадлежность индивидуума и смотрел на личность как на творческое и самоопределяющееся целое.
Структура. В рамках своей теории А. Адлер, в отличии от З. Фрейда, не предлагает модели личности. В основе его теории лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов:1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм [27].
Чувство неполноценности и комплекс неполноценности Чувство неполноценности по А. Адлеру берет свое начало в детстве. Оно возникает в силу того, что ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности, что является основой мотивационных тенденций в жизни человека [1].
Вместе с тем, ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.
Стремление к превосходству и социальный интерес. А. Адлер выдвинул положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Стремление к превосходству – это фундаментальная потребность возвыситься от несовершенства до совершенства, до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Стремление к превосходству в его истинном воплощении является стремлением превзойти себя сегодняшнего, усовершенствовать то, что уже достигнуто, опираясь на жизненный опыт достижений и неудач. Такой вариант стремления к превосходству не предполагает возвышения над другими или унижение других для достижения психического благополучия.
Еще одна концепция, имеющая ключевое значение в индивидуальной психологии – это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает позицию, что люди являются социальными созданиями, развиваются в отношениях с другими людьми и заинтересованы в широком социально-культурный контексте. Выражение «социальный интерес» означает что-то вроде «социального чувства», «чувства общности» или «чувства солидарности» [1]. А. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Развитие социального интереса напрямую связано со стремлением к превосходству: при нормальном психическом развитии возрастание одного приводит к увеличению другого.
Компенсация и ее механизмы. Компенсация обусловлена чувством неполноценности индивида, с ее помощью человек преодолевает свою неполноценность, стремясь усовершенствовать себя. Компенсация выражается в стремлении к превосходству. Независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация, как следствие развивается так называемый комплекс превосходства [1]. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности.
Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.
В контексте двух движущих сил личности – стремления к превосходству и социального интереса – можно выделить различные варианты их соотношения, которые обусловливают тот или иной вариант компенсации или тип личности (рис. 1). Наиболее частым являются варианты псевдокомпенсации, когда стремление к превосходству исключает социальный интерес [16].
Стремление к превосходству |
Реальная компенсация - Социально-полезный тип |
Псевдокомпенсация – Управляющий и Берущий тип 1. «Уход в болезнь». 2. «Выученная беспомощность». 3. «Лень». 4. «Ложь». 5. «Жестокий тиран». 6. «Комплекс превосходства» 7. «Самореклама». . . |
Ненужные, никчемные – Избегающий тип |
Пустые делатели добрых дел - Мечтатели |
Социальный интерес |
Рисунок 1. Классификация типов личности по А. Адлеру
Стиль жизни. Согласно А. Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения А. Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям [1]. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем, его индивидуальностью. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Стиль жизни обусловливает выбор жизненных целей. А. Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, то есть, их соотнесенность с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью, которые, как и выработанный стиль, не меняются в течение жизни. Меняется только система отношений человека к себе и к миру. Другими словами, у человека есть возможность изменить свое положение в системе координат, заданной стремлением к превосходству и социальным интересом, меняя, таким образом, свой жизненный стиль и жизненные цели (см. рис. 3).
Творческое Я. Концепция творческого Я является ключевым конструктом адлеровской теории. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.
Порядок рождения.Предполагая существование творческой силы, А. Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности. Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, А. Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
Процесс и развитие. А. Адлер рассматривал стремление к превосходству как главный мотив в жизни человека и был убежден в том, что его необходимо воспитывать и развивать, если важно осуществить свои человеческие возможности. Он полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Кроме того, важной мотивационной составляющей является социальный интерес, который есть ни что иное как здоровое стремление к превосходству [1]. На стыке этих двух мотивационных компонентов формируется тип личности и соответствующий ей стиль жизни. Стиль жизни, в свою очередь, определяет субъективно формируемую (фиктивную) жизненную цель. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования, жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. Она же определяет, каким образом в дальнейшем будет реализовано стремление к превосходству и социальный интерес. Взаимосвязь этих феноменов в контексте процесса развития можно представить в виде схемы (рис. 2).
Чувство неполноценности |
Творческое начало |
Порядок рождения |
Компенсация: - стремление к превосходству -социальный интерес |
Стиль жизни |
Жизненные цели |
Рисунок 2. Процесс роста и развития личности по А. Адлеру
Норма и патология. Согласно А. Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума.Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. При этом истинный социальный интерес никак не противоречит истинному стремлению к превосходству, их единство является почвой для реальной компенсации.
С позиции А. Адлера, больные неврозами, имея низкий социальный интерес и недостаточную социальную активность для решения жизненных задач, хотят зависеть только от других в решении своих повседневных проблем. В понимании А. Адлера, для больных неврозами характерно снижение уровня активности, необходимой для правильного решения своих жизненных проблем. Невротические личности с чрезмерным напряжением продвигаются к утрированным целям самовозвеличивания за счет искренней заботы окружающих. У невротических личностей стремление к превосходству выражено сильнее, чем у здоровых людей, и это вынуждает их более непреклонно бороться за его достижение [27]. Обе тенденции А. Адлер рассматривал как компенсацию глубоко укоренившегося чувства неполноценности у невротиков. Больные неврозами – это люди, избравшие неправильный стиль жизни в основном по той причине, что в раннем детстве они или переносили физические страдания, или их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали. Жизнь таких людей сопряжена с чувством постоянной угрозы самооценке, ощущением неуверенности и повышенной чувствительностью. Затем этот ошибочный стиль жизни почти неизбежно приходит в столкновение с необходимостью строить взаимоотношения с другими людьми. Адлер считал, что этот основополагающий конфликт появляется в связи с одной или всеми тремя основными жизненными задачами – работой, дружбой и любовью, конструктивно решить которые невротику чрезвычайно тяжело.
Изменения. Индивидуальная теория личности А. Адлера легла в основу одноименного направления психотерапии. А. Адлер утверждал, что в основе природы невроза лежит дисбаланс между основными жизненными тенденциями (стремлением к превосходству и социальным интересом) обусловленный укоренившимся комплексом неполноценности, который этим дисбалансом все более усугубляется. Основными методами психотерапевтической практики по А. Адлеру являются: количественный и качественный анализ ранних детских воспоминаний, анализ сновидений и фантазий с целью наилучшего понимания пациента. Как следствие такой терапии происходит углубление самопонимания, усиление социального интереса, появление на его основе здорового стремления к превосходству, коррекция стиля жизни и переориентация в жизненных целях.
К специфическим методам этого направления относятся анализ ранних детских воспоминаний, анализ сновидений, анализ порядка рождения[16]. Ранние детские воспоминания могут быть изложены клиентом устно или письменно в виде рассказа в настоящем времени. В анализе придается большое значение подробностям и формулировкам. Анализ может осуществляться в качественном и количественном аспектах. К содержательным категориям качественного анализа относятся: присутствующие люди, мать, отец, сиблинги, бабушки и дедушки, дальние родственники, тип события (опасности, наказания, болезни и т.п.); способ восприятия клиента (ощущения, чувства, мысли). Количественный анализ включает ряд шкал, по которым оцениваются воспоминания. В анализе сновидений, проводимом с с использованием интерпретаций, меньше используется фиксированная символика. Большее значение придается детским снам как варианту ранних воспоминаний. Кроме того, сновидения рассматриваются как репетиция будущих действий. Анализ порядка рождения основан на сформулированных А. Адлером особенностях воспитания и характеристиках детей в зависимости от порядка их рождения.