Теория личности Зигмунда Фрейда

З. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы сознаете в данный момент времени. Область предсознательного, иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного [18].

Структура. Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго и Супер-Эго. Это структурная модель психической жизни, хотя вернее рассматривать эти части скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Супер-Эго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

Ид. Ид означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными), т.е. живет по принципу удовольствия невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели. Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Фрейд описал два механизма, посредством которых Оно избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия (чихание, зевота) и первичные процессы представления (мысленный образ желаемого объекта). Первичные процессы – нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, "себя" и "не-себя". Невыполнимая для младенца способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда ребенок осазнает свою отдельность от внешнего мира. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, Эго.

Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид, Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Опираясь на силу логического мышления, которое З.Фрейд называл вторичным процессом, Эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, Эго служит "исполнительным органом" личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Супер-Эго –все то, что приобретается в процессе социализации. Это онтогенетически самый молодой компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с Супер-Эго. Человек обретает его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами. Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго выступает следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать, что хорошо и что плохо, приблизительно в возрасте от трех до пяти лет. Супер-Эго подчиняется принципу контроля. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, а также включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины и стыда у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Супер-Эго – это Эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов, вызывает чувство самоуважения и гордости. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-Эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках [17].

Процесс.Фрейд смотрел на личность как на энергетическую систему, подчиняющуюся тем же самым законам, что и другие энергетические системы. Энергия может видоизменяться и трансформироваться, но по существу это все та же самая энергия. Согласно психоаналитической теории, источник всей психической энергии заключен в состояниях телесного возбуждения, которые ищут выражения и ослабления напряжения [18]. Эти состояния называются инстинктами, или влечениями. Они представляют собой постоянно действующие неотвратимые силы. В более ранних представлениях фигурировали эго-инстинкты, связанные с тенденциями к са-мосохранению, и сексуальные инстинкты,связанные с тенденциями к сохранению рода. В более поздних представлениях речь шла об инстинкте жизни,вбирающем в себя более ранние эго- и сексуальные инстинкты, и об инстинкте смерти,включающем стремление организма умереть или вернуться к неорганическому состоянию. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис). Взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет ключевой момент психоаналитической трактовки системы мотивации. Стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оба инстинкта считаются составляющими Ид.

Представление о взаимодействии между выражением инстинктов и их торможением образует фундамент динамических разделов психоаналитической теории.Ключевым здесь является понятие тревоги.Тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Первичный источник тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и внешним возбуждением. Эта ситуация вызывает травмирующее состояние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологического отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последующие ситуации разъединения вызывают реакцию сильной тревоги. В зависимости от источника угрозы психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревога как эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира. Реалистическая тревога помогает обеспечить самосохранение и стихает, как только исчезает сама угроза. Невротическая тревога как эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Она обусловлена боязнью, что Эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения и это возымеет тяжкие последствия. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы Эго, имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов. В результате последние всплывают на поверхность в форме общего опасения. Когда инстинктивные импульсы Ид угрожают прорваться через контроль Эго, возникает невротическая тревога. Когда Эго испытывает угрозу наказания со стороны Супер-Эго, результирующий эмоциональный ответ называется моральной тревогой. Она происходит от объективного страха родительского наказания за какие-то поступки или действия которые нарушают перфекционистские требования Супер-Эго. Последующее развитие Супер-Эго ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы из-за неприемлемых установок или действий. Основная психодинамическая функция тревоги – помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время.

Защитные механизмы Эго помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги [18]. Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны Супер-Эго. Защита может осуществляться двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Хотя и не существует доказательств того, что защиты появляются одна за другой в определенной строгой последовательности по мере развития личности, с точки зрения психоанализа некоторые защиты представляют собой более “примитивный” процесс, чем другие. Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго [6]. Примитивные защиты действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, сплавляя между собой когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, в то время как более развитые защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного – мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации. Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обнаруживать наличие в себе двух качеств, связанных с довербальной стадией развития: она должна иметь недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного “Я”. В целом концептуальное разделение более архаичных и более высокоорганизованных защит несколько произвольно, поскольку некоторые теоретически более зрелые защиты, – соматизация, отреагирование, эротизация – могут действовать автоматически и недоступны модификации вторичными мыслительными процессами. Общепринятым считается определение как “примитивных” следующих защит:

- изоляция,

- отрицание,

- всемогущественный контроль,

- примитивные идеализация и обесценивание,

- проективная и интроективная идентификация,

- расщепление Эго,

- диссоциация.

“Зрелые” защиты, или защиты “высшего порядка” выделяются по двум критериям: (1) частота, с которой они упоминаются в психоаналитической клинической литературе и терапевтами-практиками; (2) их соотносимость с индивидуальными паттернами характера. В психоаналитической концепции фигурируют следующие защиты, квалифицируемые как «зрелые»:

- репрессия (вытеснение),

- регрессия,

- изоляция (в гештальте - эготизм),

- интеллектуализация,

- рационализация,

- морализация,

- компартментализация,

- аннулирование (undoing),

- поворот против себя (в гештальте - ретрофлексия),

- смещение (в гештальте - дефлексия),

- реактивное образование,

- реверсия,

- идентификация,

- отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out),

- сексуализация (инстинктуализация),

- сублимация.

Рост и развитие. Психоаналитическая теория развития мышления фокусируется на переходе от первичного процессамышления к вторичному процессу.Первичный процесс мышления осуществляется на языке бессознательного, в котором реальность и фантазия неразличимы. Аспекты первичного мышления обнаруживаются в сновидениях. Вторичный процесс мышления предполагает использование языка сознательного и проверку реальностью. Параллельно этому процессу идет развитие Эго и Супер-Эго. С развитием Эго индивид дифференцируется от остального мира как самость и его поглощенность собой снижается. Первичное мышление считается более ранним этапом эволюционного развития и характеризуется целостностью, конкретностью и сильным влиянием эмоций. Оно часто и-пользуется в межличностных отношениях, будучи эмпатическим и интуитивным. Вторичный мыслительный процесс рассматривается как более поздний этап эволюции и определяется как более абстрактное, аналитическое и управляемое логикой и фактами.

Психоаналитическая теория развития личности подчеркивала первичность инстинктивных процессов, рассматривая человеческие создания как проходящие через последовательные фазы направленности внимания на различные участки тела: от оральной фазы к анальной и фаллической и затем к генитальной [17]. Первая по времени главная зона возбуждения и энергии – рот; этому соответствует название стадии – оральная. На второй, анальной стадииразвития возбуждение локализуется в анусе и в движении фекалий через задний проход. Изгнание фекалий из тела, как предполагается, приносит облегчение от напряжения и удовольствие от стимуляции слизистых оболочек в этой области. У ребенка возникает конфликт между избавлением и удержанием, между удовольствием от облегчения и удовольствием от удержания, а также между желанием получить удовольствие от эвакуации содержимого кишечника и требованием внешнего мира отсрочить, задержать ее. Последний конфликт представляет собой первое серьезное столкновение между индивидом и обществом. На фаллической стадиивозбуждение и напряжение локализуются в гениталиях. Биологическая дифференциация между полами ведет к психологической дифференциации. У мальчика развивается эрекция, и новые ощущения в этой области ведут к нарастанию интереса к гениталиям и к пониманию того, что девочки лишены пениса. Это приводит к страху, что он может лишиться пениса - страху кастрации.Отец становится соперником в борьбе за любовь матери. Враждебность мальчика по отношению к отцу проецируется на отца с сопутствующим страхом перед расплатой. Это приводит к феномену, известному под названием Эдипов комплекс.Всоответствии с Эдиповым комплексом каждый мальчик обречен в своих фантазиях мечтать убить своего отца и жениться на собственной матери. Чтобы разрешить Эдипов комплекс, ребенок идентифицируется с родителем своего пола. Таким образом, ребенок заполучает родителя противоположного пола не через поражение другого родителя, одного с ним пола, а через идентификациюс ним. Развитие идентификации с родителем того же пола является центральным моментом в период фаллической стадии и в более общем плане — центральным понятием в психологии развития. В процессе идентификации индивид перенимает качества другого человека и интегрирует их в свою деятельность. При идентификации со своими родителями дети перенимают их ценности и моральные нормы. Именно в этом смысле Сверх-Я называют «наследником» разрешенного Эдипова комплекса [10]. После фаллической стадии ребенок вступает в латентныйпериод. В этот период развития нет новых продвижений в способах, которыми дети ищут удовлетворения своих инстинктов. Наступление пубертатного периода с новым пробуждением сексуального влечения и Эдиповых чувств обозначает начало генитальной стадии. Чувство зависимости и внутренняя борьба с Эдиповым комплексом, которые не были полностью преодолены в прегенитальный период развития, теперь возвращаются, с чем связываются трудности и противоречия подросткового возраста.

Наши рекомендации