Основные принципы психодинамического направления в персонологии
В XIX веке в психологии господствовала структурная теория В. Вундта, придерживавшаяся взгляда на человека как на существо разумное и сознающее свое поведение. Возникшее в противовес этой теории психодинамическое направление постулирует, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Термин "психодинамический" указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Примером психодинамического подхода служит психоаналитическая теория, которая утверждает ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, регулирующими поведение человека. Суть психодинамического направления состоит в представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. И бессознательные психические процессы имеют определяющее значение в регуляции поведения человека.
Основоположником психодинамического направления является З.Фрейд, разработавший классическую теорию драйвов. Первоначально фрейдовская теория развития личности была биологически обоснованной теорией и подчеркивала первичность инстинктивных процессов, рассматривая человеческие создания как проходящие через последовательные фазы направленности внимания на различные участки тела: от оральной фазы к анальной и фаллической и затем – к фазе направленности на гениталии. Адекватное личностное развитие рассматривалось как умение постепенно (дозированно) заменять принцип удовольствия принципом реальности. Теория драйвов постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего психосексуального развития (результат конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет “фиксирован” на проблемах данной фазы. Профиль личности понимался как выражение растянутых во времени влияний подобной фиксации. Попытки понять характер на основе одного лишь понятия инстинктивной фиксации оказались безуспешными. Хотя теория драйвов никогда не отвергалась полностью большинством психоаналитиков как абсолютно неверная, она была дополнена другими теориями, имевшими большую объяснительную силу. В 1950-х и 1960-х годах Эрик Эриксон переформулировал стадии психосексуального развития в соответствии с межличностными и внутрипсихическими задачами каждого периода. Одним из наиболее интересных дополнений Э. Эриксона к теории Фрейда стало изменение названий ранних этапов с целью модификации фрейдовского биологизма. В 1950 году Гарри Салливан предложил другую теорию фаз развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения, например, речь или игра, а не удовлетворение драйвов. Для данных теорий характерна вера в то, что существует одна архетипическая, прогрессивная, универсальная схема развития и что при неблагоприятных обстоятельствах любой из нас был бы поставлен в тупик на любой ее фазе.
Публикацией “Эго и Ид” в1923 г. Фрейд представил свою структурную модель личности и открыл новую эру в развитии психоаналитической теории – эго-психологию. Три компонента личности (Ид, Эго и Супер-Эго) выполняют специфические функции, существуют по собственным принципам и в силу этого вступают в противоречие друг с другом. Для преодоления внутриличностного конфликта, который по определению неизбежен, существуют различные механизмы психологической защиты. В психоанализе они подразделяются на первичные и вторичные, имеют собственную специфику, взаимосвязаны друг с другом.
В то время как Эго-психология намечала пути теоретического понимания личности, психологические процессы которой описывались структурной моделью, часть теоретиков в Европе, особенно в Англии, были привлечены другими типами бессознательных процессов и их проявлениями. Представители этой, так называемой “Британской школы” психоанализа пришли к выводу, что им необходим другой язык описания наблюдаемых процессов. К середине XX-го века формулировки теории объектных отношений Британской и Венгерской школ нашли высокую степень подтверждения в работах американских терапевтов, называвших себя “межличностными психоаналитиками”. Эти теоретики, в число которых входили Гарри Стак Салливан, Эрих Фромм, Карен Хорни, Клара Томпсон, Отто Уилл, Фрида Фромм-Райхманн и другие, как и их европейские коллеги, пытались работать психодинамически с серьезно нарушенными пациентами. Они отличались от заокеанских аналитиков по объектным отношениям в основном степенью подчеркивания внутренней природы ранних объектных отношений. Например, В.Р.Д.Фейербейрн отвергал биологизм З. Фрейда, утверждая, что люди ищут не столько удовлетворения желаний, сколько установления взаимоотношений. Психоаналитики, находившиеся под влиянием Шандора Ференци, занимались изучением примитивного опыта любви, одиночества, творчества, интеграции собственного “Я” – явлений, не вписывающихся в рамки структурной теории. Они уделяли внимание не столько тому, какое желание не получило должного обращения в детстве, или тому, какая фаза была плохо пройдена, или какие защитные реакции Эго доминируют, сколько тому, каковы были главные объекты в мире человека, как он их переживал, как они и их чувственные аспекты были интернализованы и как их внутренние образы продолжали существовать в бессознательном . В традиции объектных отношений тема эдипова комплекса вырисовывалась не так отчетливо, как тема сепарации и индивидуации.
Психодинамическая концепция личности оказала на западную цивилизацию XX века огромное влияние. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Новый взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям. Теоретиками психоанализа был предложен новый путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые ранее считались недоступными.
Подводя итог, определим основные принципы психодинамического подхода в изучении личности.
1. Определяющее значение бессознательных психических процессов в регуляции человеческого поведения.
2. Рассмотрение инстинктов, а именно сексуальной и агрессивной энергии, как источника жизненной активности личности.
3. Трактовка личностной динамики в психосексуальном контексте и контексте формирования соответствующих личностных качеств.
4. Неотемлемость внутриличностного конфликта в силу противоречивости личностной структуры.
5. Влияние на личностное развитие социального контекста.
1) структура - базовые элементы, или строительные блоки, личности; 2) процесс - динамические аспекты личности, включая мотивы; 3) рост и развитие - как различные аспекты функционирования личности меняются в течение жизни; 4) психопатология - природа и причины нарушений в нормальном функционировании личности; 5) изменение - пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Рассмотрим подробнее каждый из компонентов.