После инициации женщина приятно удивилась появившемуся у нее чувству умиротворения. Слезы исчезли, и пришла уверенность, что она справится с любыми препятствиями на своем пути.

Позже женщина обнаружила, что в трудных ситуациях больше не испытывает переживания разрушающегося и уходящего из-под ног мира, а ощущает гораздо больше спокойствия и уверенности, чем когда-либо ранее.

Женщина 49 лет в сюжете на тему "Благословение" представила, что, будучи девушкой из бедной семьи, одетой в лохмотья, привыкшей тяжелым трудом зарабатывать на пропитание, предстает перед высоким седовласым царем, который объявляет ей, что она — его дочь, похищенная в младенчестве злоумышленниками. Пережив первое удивление, девушка осваивала затем жизнь в новом статусе — училась носить королевские наряды, общаться с подданными, вышла замуж за принца из соседнего государства.

Здесь женское не только освобождается от подавления (бедность, лохмотья), но и обретает высокое положение принцессы, а затем — жены. Реальный отец психологически отсутствовал в жизни участницы инициации. В данном случае благословляющей фигурой выступил король — архетипический образ могучего отца, привлеченный из архетипического слоя коллективного сознания.

Тема "Дюймовочка"

Сказка Г. — Х. Андерсена "Дюймовочка" символически описывает один из путей восхождения женственности от зачаточного состояния к обладанию волшебной силой. Попасть в страну эльфов, владеющих волшебными чарами, и стать женой их Принца, означает для Дюймовочки достижение одной из вершин истинной женственности — уровня Феи. Образ девочки из зернышка — маленькой красавицы из породы фей — как бы вычленяет легкую, воздушную природу высших женских энергий. Женщина, которая получила от старухи заветное зернышко, не имела детей. Сказка на символическом языке говорит: чтобы стать счастливой матерью, женщине необходимо развить не только материнские, но и — волшебные свойства высшей женственности. Они невидимы, их нелегко разглядеть, как и маленькую Дюймовочку, их непросто осознать, но это неизбежное условие счастливого материнства.

На пути к счастью Дюймовочке помогают комические персонажи недоженихов, невольно выступающих для нее в роли своеобразных проводников в страну счастья. Слабый, но благородный Мотылек, светский ловелас Майский Жук, самовлюбленный богатый Крот, не видящий дальше своего носа, напоминают незрелых мужчин, ищущих свою женственность. Жук и Крот стремятся использовать маленькую красавицу, излучающую любовь и нежность, желая приобрести ее для своих целей, провоцируя своими эгоистичными на первый взгляд действиями ее развитие, ее движение вперед и вверх — к коронованному будущему. Спасенная Ласточка — плод доброты и сердечности Дюймовочки — соединяет ее с миром эльфов, миром маленьких волшебников, где она находит счастье в союзе с Принцем. Он дарит Дюймовочке крылья — символ посвящения, овладения сакральным знанием духовного мира. Так во внутреннем космосе по мере развития человека происходит осознание и воцарение божественных элементов женственности.

Женщина 40 лет, имеющая опыт развода с мужем, на продвинутом этапе терапии представила, что, будучи Дюймовочкой, без особых трудностей встречается с Принцем эльфов. Она помогает ему вспомнить прошлое, как он стал эльфом. Сумев преодолеть чары морских сирен, превративших когда-то потерпевшего кораблекрушение Принца в эльфа, Дюймовочка и Принц оба становятся людьми, создав крепкий супружеский союз.

Такая динамика внутренней сказки говорит о том, что ранняя травма больше затрагивает мужскую часть личности. Сирена может рассматриваться как отрицательный полюс русалки, и представляет собой слияние элементов негативных полюсов Ведьмы (коварство, наведение морока) и Амазонки (захват в плен мужчин, стремление к превосходству над ними). Эта символика открывает классическую природу травмы — подавление мужского начала гиперматеринским защитным комплексом. В девятилетнем возрасте женщина пережила развод родителей, уход, а затем — смерть отца, что "затормозило" развитие ее Анимуса. Однако инициированное в процессе терапии женское начало — исцеляющая Принца Дюймовочка - в этом сюжете "вынашивает" мужское, помогая ему вспомнить, как он был человеком.

Как только Принц оказался расколдован и превратился в человека, Дюймовочка выросла вместе с ним, став женщиной обычных размеров. Это лишний раз подтверждает, что мужское начало занимает во внутреннем мире человека любого пола ведущее базовое положение, определяющее здоровье и степень зрелости всех остальных внутренних аспектов личности.

Женщина 28 лет, имеющая цель создать семью, выбрала тему "Дюймовочка" на раннем этапе терапии. Она увидела себя Дюймовочкой, которая путешествовала с Незнайкой. Держась за руки, они пересекали различные ландшафты, пока не встретились с огромной фигурой вооруженной мечом женщины, одетой как Амазонка. Дюймовочка и Незнайка спаслись от нее бегством.

Мужское начало в образе Незнайки раскрывает свою потребность в осознанности и наполнении, в росте и пробуждении. Отсутствие мужско-женских союзов в этом сюжете говорит о том, что внутренняя работа идет здесь на уровне детского слоя личности, куда "отправился" внутренний процесс, как всегда точно рассчитав область, где необходимо в данный момент целебное прикосновение символического сознания участницы инициации.

Из сюжета этой сказки видно, как мужское и женское подавляются одним из элементов гиперматеринской защиты — внутренней фигурой воительницы. Мать участницы инициации всю свою семейную жизнь выдерживала подавление со стороны родни мужа, будучи вынужденной противостоять отвержению со стороны его родовой ветви еще задолго до свадьбы.

Тема "Витязь на распутье"

Этот архетипический сюжет полезен для инициирования мужской функции принятия решений, развития мужской инициативы, формирования мужской воли. "Распутье" как момент выбора, совершения волевого усилия и принятия ответственности за него, является важной инициационной практикой в процессе созревания мужского начала.

Замужняя женщина 33 лет, имевшая запрос на гармонизацию своего карьерного роста, увидела себя в инициации "Витязь на распутье" в образе богатыря на гнедом коне, с мечом, в железных латах и треугольном железном головном уборе. На камне богатырь прочел три надписи. Одна из них указывала направление, следуя которому можно "потерять все". Богатырь выбрал именно этот — самый трудный путь. По дороге ему встретились страдающие от грабительских набегов Дракона путники. Победив Великого Змея, богатырь вернулся домой с чувством выполненного долга.

Несколько позже, продолжая инициационную работу, участница этой инициации сменила работу - новая должность была более высокооплачиваемой, содержала более высокий статус, что полностью соответствовало ее планам.

Тема "Витязь на распутье" была использована на продвинутом этапе терапии. Из сюжета видно, насколько инициирован внутренний мужской потенциал, способный успешно справиться с наиболее сложной задачей.

Тема "Исцеление матери"

Эта тема важна не менее, чем "Битва с Драконом". Стратегия уменьшения гиперматеринской защиты реализуется в инициационной терапии не только за счет подпитки истинных мужских и женских энергий, не только путем непосредственных "битв" с Драконом и его аналогами, но и — с помощью инициаций исцеления. Тема "Исцеление матери" позволяет диагностировать, какие именно аспекты внутренней материнской области поражены и требуют исцеления.

Участница инициации 42-х лет на продвинутом этапе терапии увидела себя в сюжете "Исцеление матери" пожилой женщиной в длинном черном одеянии, лежащей на дне лодки. Женщина страдала от пулевого ранения в области сердца. Недалеко от берега ждал корабль, с которого и прибыла лодка. Управлявший лодкой крепкий моряк тут же послал местного юношу за лекарем. Пожилой лекарь велел отнести женщину в ближайшую таверну, попросил прислуживавшую там девушку приготовить все необходимое для операции. Он извлек пулю и сказал, что будет ухаживать за раненной до тех пор, пока она поправится. Моряк предложил ему большую сумму денег за уход — лекарь от денег отказался. Позже в сюжете появился сын этой женщины, капитан корабля. Он освободился из плена пиратов, нашел мать, пострадавшую от пиратского нападения, и к концу инициации образовались две пары — женщина вышла замуж за лекаря, а ее сын обрел свое счастье с девушкой, которая помогала лекарю ухаживать за больной.

Здесь область поражения внутренней материнской фигуры — сердце, сфера чувств. Участница инициации действительно жаловалась на эмоциональную холодность в адрес своих детей. Симметричное взаимодействие мужских и женских фигур и образование пар в этом сюжете служит признаком достаточно хорошего взаимодействия мужского и женского начал личности участницы инициации. Это является закономерностью для продвинутых этапов инициационной работы.

Наши рекомендации