Встреча с Драконом в роли пленницы открывает личности доступ к той области бессознательного, где происходит контакт женственности с подавляющими ее структурами.
Если тема "В плену у Дракона" предлагается на наиболее поздних этапах терапии, когда у участников инициаций уже имеется целый ряд символических побед над Драконами, образ Дракона нередко становится либо безопасным, либо — дружественным.
Получая этот символический опыт, участники инициаций отмечают появление у них большей уверенности в себе, ощущение гораздо большей защищенности в моменты стрессов.
Женщина 42 лет, имеющая опыт развода, дважды прожившая инициацию на тему "Битва с Драконом" (варианты 1 и 2), где драконы были успешно побеждены мужскими персонажами, в инициации "В плену у Дракона" представила себя шестнадцатилетней девушкой в русском сарафане, сидящей в высокой башне в комнате без дверей. Туда ее принес и поместил через окно шестиглавый Дракон. С тех пор он заботился о ней: приносил пищу и охранял. Иногда Дракон куда-то уходил, и девушке было не видно его из окна своей комнаты. Все ее попытки разглядеть, куда ходит Дракон, ни к чему не приводили. Девушка ощущала себя никчемной и несмышленой, и стала скучать.
Вскоре, когда Дракон в очередной раз исчез из поля зрения девушки, появился взрослый темноволосый всадник и освободил ее. Битва с Драконом в этот раз уже не понадобилась. Мужчина отвез девушку к ее отцу и матери (женщина в 12 лет пережила развод родителей), которые несказанно обрадовались. Отец представился женщине большим и сильным мужчиной средних лет, с седой бородой (противоположность ее родному отцу — астенично сложенному, пьющему, не поддерживавшему после развода эмоционального контакта с семьей). Освободитель просил родителей девушки разрешения навещать ее, приносить ей подарки. Девушка, прижимаясь к отцу, была одновременно очень польщена тем, что у нее, в отличие от подружек, у которых были юные женихи, появился такой взрослый покровитель (потребность в усиленной отцовской защите).
Инфантильная женственность, отразившаяся в этом сюжете, получила желанную опору в лице окрепших в процессе терапии мужских защищающих сил (отеческая активность освободителя, вернувшая девушку родителям, и — сам отец). Агрессия мужского начала личности участницы инициации, будучи направленной в сторону защиты женского благодаря опыту прошлых инициаций (успешные победы мужских персонажей над Драконами), преобрела максимально созидательный характер. Освобождение женственности на этот раз осуществилось без уничтожения Дракона. Поскольку этот инициационный сюжет появился после неоднократных успешных побед над Драконами, отсутствие битвы свидетельствует о том, что гиперматеринская защита уступила лавры первенства защите мужской природы.
Если бы мужской освобождающий персонаж в самых первых инициациях на тему "битв" не сражался с Драконом, то это свидетельствовало бы о слабости мужской защиты, и одновременно — о лидирующем положении защиты гиперматеринской.
В следующий раз, переживая инициацию "В плену у Дракона", та же женщина увидела себя царевной 25 лет. Она от всей души ругала Дракона, который проспал визит Ивана-царевича, и позволил тому оставить для нее подарки (женщина была сердита на своего бывшего мужа за его визит с подарками, в ходе которого тот оставался эмоционально крайне холодным).
Дракон терпеливо выслушал недовольную речь хозяйки, затем вернулся к Ивану-царевчу, выполняя поручение возвратить подарки. На этот раз Иван-царевич уже не посылал Дракона, а сам отправился к невесте. Поскольку царевна оставалась неприступной, царскому сыну пришлось тайно сговариваться с Драконом, чтобы тот помог ему проникнуть к возлюбленной ночью. Когда стемнело, Дракон перенес его на своей спине в покои царевны. Влюбленные помирились и вскоре, счастливые, уже катались на Драконе, любуясь звездным небом.
Как видим, здесь с Драконом уже сотрудничают и мужское, и женское начала личности. Он действует как интегрированная, включенная в структуру Я, охраняющая и защищающая полезная сила.
Тема "Благословение"
Это наиболее общая версия работы с духовной практикой благословения. Словесная формула звучит для мужчин и для женщин так: "Представьте, пожалуйста, что вы получаете благословение".
Трудно представить себе более глубокую инициацию передачи сакральных знаний и духовных родовых ресурсов, чем ритуал благословения, без которого наши предки не обходились как в переходные моменты жизни, так и — в повседневных делах. Благословение требовалось не только для свершения жизненных циклов, обретения благополучной мужской или женской судьбы, но и — для любого важного бытового начинания.
Обращаясь к теме благословения, участники инициаций получают уникальную возможность восстановить традиции передачи духовного опыта, утраченного нашей культурой. На субъектном же, внутриличностном уровне благословение — это высшая функция зрелых мужского-отцовского и женского-материнского аспектов области Сверх-Я. Благословение - это безусловная любящая поддержка развивающихся мужской и женской частей Я, разрешение родительского слоя личности на осуществление желаний и замыслов растущих женственности и мужественности. Ведь только при солидарности всех уровней личности можно обрести целостность и внутреннюю силу.
Тема "Благословение" переживается каждым участником инициации в соответствии с его индивидуальными потребностями, которые открываются в ходе инициации на символическом языке ее сюжета. Благословение исходит либо от родителей, либо — от царских или духовных особ и т. д., и всегда сопровождается переживанием входящего, дающего потока энергии, прилива сил, внутренней крепости, большей уверенности в себе, наполнения и ясности жизненной перспективы.
Женщина 34 лет, потерявшая в подростковом возрасте любящего отца, представила, как гуляет с ним в осеннем парке. Ощутив в ходе переживания образа приступ острой тоски, она заплакала. Предложение инициационного терапевта посмотреть на мир глазами отца привело к неожиданно быстрому изменению ее состояния: женщина ощутила, что, будучи отцом, кладет свои руки на голову дочери, ощущает большую силу, исходящую из рук, и осознает, насколько сильно он желает дочери счастья и благополучия.