Очевидно, что повышение статуса внутренней мужской фигуры привело в ходе инициации к росту его защищающей функции.
В другом случае замужняя женщина 38 лет, имеющая трудности в отношениях с эмоционально отвергающим мужем, представила себя одиноким мужчиной, состоявшимся писателем, разочарованным в женщинах. К писателю пришел в гости его более молодой приятель — ловелас и повеса. Оба персонажа ощущали неприязнь в адрес друг друга, но к концу образа преодолели ее, оказавшись на вечеринке, где писатель встретил женщину своей мечты. Ловелас, глядя на него, впервые испытал желание остепениться и обрести семейное счастье.
В ночь после этой инициации женщине приснился отвратительный карлик с головой взрослого мужчины и телом пятилетнего мальчика (ранняя травма в области Анимуса, ставшая причиной "застревания" одного из фрагментов Анимуса на инфантильной стадии развития). Карлик сказал женщине нечто крайне обидное. В течение последующих суток женщина испытывала вызванное сном негативное чувство, стараясь рисовать и описывать его. В результате произошло высвобождение заряда давнего аффекта, вытесненного еще в детстве. Когда влияние сна рассеялось, женщина отметила смягчение в отношениях с мужем, ей стало легче его понимать, а он стал более лоялен и мягок в отношениях с ней.
Как показывают приведенные примеры, тема "Мужчина, каким бы вы были мужчиной…" не только позволяет исследовать состояние Анимуса и его взаимоотношения с другими аспектами личности женщины, но и стимулирует процессы интеграции отдельных частей Анимуса в единую структуру, что способствует формированию целостности области Внутреннего Мужчины. Несмотря на то, что эта тема используется в начале терапии, она уже активно содействует гармонизации отношений мужского и женского начал личности.
Тема «Женщина, какой бы вы были женщиной, если бы были женщиной» (для мужчин)
Словесная формула для задания этой инициации для мужчин: "Представьте, пожалуйста, какой бы вы были женщиной, если бы были женщиной".
Переживая инициацию на тему "Женщина, какой бы вы были женщиной…", мужчина 39 лет представил себя полной женщиной в ярком платье, которая подсела к подростку на лавочке в парке. Она расспрашивала его, где он учится, куда идет и кем собирается стать в будущем. Подросток испытывал смешанные чувства мужского интереса к женщине и желание уйти. Но эмоциональность и тепло собеседницы долго удерживали его, так что он опоздал на тренировку.
В этом сюжете отразилось классическое влияние гиперматеринской структуры на развивающееся мужское начало. Это влияние подобно околдовыванию. Невозможность вовремя попасть на тренировку есть символическая невозможность своевременного возмужания, которую тормозит богатая ресурсами и энергиями внутренняя не отпускающая гиперМать.
Другой мужчина — 29 лет, желающий обрести больше уверенности в отношениях с женщинами, представил себя молодой девушкой в ярком платье, которая сначала познакомилась с молодым человеком, побывала у него в гостях, а затем, гуляя с ним по набережной — неожиданно для всех и себя самой — взобралась на парапет и прыгнула в воду. Когда она благополучно вышла на берег в мокром платье, не только удивленный юноша не мог понять причин ее поступка, но и сама она не в силах была ничего объяснить. Рискованный поступок девушки не имел оснований.
Прыжок девушки с моста может показаться саморазрушительным импульсом женского, уходом от контакта с мужским началом. Но, как мы уже видели, анализируя сказку о Золушке, женственность страдает до тех пор, пока она недостаточно защищена мужским аспектом личности. Вспомним и сказку о Русалочке, в конце которой непризнанная героиня тоже прыгает в воду. Не получив мужского признания и любви, женственность, возникшая как бы ниоткуда — из морской пены, из глубин внутреннего океана, разбуженного инициацией, — вновь стремится вернуться в пучину бессознательного, чтобы опять и опять подниматься оттуда в надежде однажды быть замеченной.
В сюжете описываемой инициации девушка после прыжка в воду сразу же вернулась на берег к молодому человеку — это символ мерцающего контакта женского с мужским. Достижение стабильного полноценного контакта — самого важного аспекта в отношениях между мужским и женским началами — возможно лишь при условии стабильной, а значит - зрелой мужской защиты.
Любое "разглядывание" внутренних областей личности и любая степень прикосновения к ним, то есть, любая глубина того же контакта с ними всегда целебны. И в данном случае, продолжая участвовать в инициациях, мужчина вскоре ощутил гораздо большую, именно мужскую уверенность в общении с женщинами, смог создать со своей избранницей стойкие отношения.
Тема «Ведьма»
Эта тема предоставляет женскому сознанию богатейшие возможности интеграции с глубинной женской силой, открывает доступ к неисчерпаемым ресурсам природного женского могущества, суть которого — познание внутреннего мира и развитие женских целительских функций. Инициирование функций внутренней Ведьмы является, таким образом, мощным толчком к развитию женского начала и женского самосознания. Поскольку К. Г. Юнг считал, что Ведьма и Фея — проявления полярностей женской силы, работа с "земным" полюсом этой силы, а именно, работа с внутренней Ведьмой, "просится" быть первым шагом в инициационной стратегии.
Архетип Ведьмы несет в себе женскую агрессивность и одновременно — мощный потенциал роста женского начала. Мы уже говорили о том, что старая Ведьма нередко принимает облик молодой и прекрасной девы — своей полной противоположности, что указывает на стремление архетипической области Ведьмы вверх, к более высоким ступеням женской зрелости. Принадлежность областей Ведьмы и Феи одному и тому же континууму могущества женской волшебной силы. Это делает более понятными силы притяжения, существующие между ними, и объясняет, почему в сказках встречаются злые феи и помогающие ведьмы. Здесь особенно важно тяготение наиболее архаичного полюса женской силы (Ведьмы) к развитию в сторону своей прекрасной полярности (Феи).
В инициационной терапии используются архетипические темы, предназначенные для работы как с негативными ("В плену у злодейки", "Мачеха", "Медуза Горгона" и т. п.), так и с позитивными аспектами внутренней Ведьмы ("Полезная Баба Яга", "В гостях у Бабы Яги" и т. п.).
Недифференцированная тема "Ведьма" является в этом смысле не только важнейшей начальной инициацией, но и — диагностическим приемом, позволяющим определить, какой аспект внутренней Ведьмы участников инициаций готов к контакту первым.
Тема "Ведьма" была впервые предложена московскими психологами Орловой М. И. и Я. Л. Обуховым (журнал "Символ и драма", № 2, 2000 г., "Ведьма"). Работая с этой темой, женщина получает не только возможность отреагировать агрессию, накопившуюся у нее в адрес мужчин, но и обращается к своей природной женской мудрости. Участнику инициации сначала следует представить любую ведьму, подробно описать ее, а затем — представить себя ею, увидеть все ее глазами, ощутить, как она чувствует себя и каковы ее потребности.
Женщина 40 лет, пережившая развод, пребывая в унынии по поводу перспектив своей личной жизни, неожиданно для себя представила очень старую, еле передвигающую ноги ведьму в лохмотьях. Старуха готовилась к смерти. Временами ее беспокоили местные пигмеи. Они прибегали к ее логову с просьбой защитить их от дракона, периодически поднимавшегося из дальнего горного ущелья и угрожавшего им смертью. Дракон здесь может олицетворять гиперматеринскую структуру, которая угнетает другие части личности — пигмеев.