Тактика специалиста в индивидуальной терапии
Практика показала, что в подавляющем большинстве случаев при работе с архетипическими темами в технике направленного воображения специалисту следует по возможности избегать интервенций, так как переживание инициационных образов чаще всего разворачивается в виде внутреннего сюжета, имеющего все свойства целостного произведения. Роль специалиста в момент переживания образа в основном сводится к поддерживающему присутствию в виде речевой обратной связи — подтверждений "да" и "угу", и только в случае особой необходимости — к вопросам типа "Хотелось бы вам сейчас что-нибудь сделать?", "Что сейчас?", "Где вы?" и т. п. Здесь принципиальное значение приобретает самостоятельное созидательное усилие уже подготовленного к имагинативной работе участника инициаций.
Что касается подготовки, то в некоторых случаях для того, чтобы более успешно пройти курс инициационной терапии, будущим участникам инициаций важно пройти курс предварительной терапии, относящейся к устранению травматических переживаний периода раннего детства.
Такое условие достижимо с помощью любой психотерапевстической техники, например, с помощью работы по методу символдрамы, гештальттерапии, холодинамики, моно- и психодрамы или других техник. Формирование и/или укрепление здоровых границ Я в результате такой предварительной работы позволяет окрепшему Эго быстрее и легче справляться с инициационными нагрузками.
То же относится к людям, пережившим горе утраты или имеющим посттравматические расстройства.
Курсу инициационной терапии в этом случае должна предшествовать не только достаточной глубины психотерапевтическая работа с детским слоем личности, но, прежде всего, — курс по устранению последствий травмы, который традиционно предстоит любым другим видам терапии.
В ходе работы с собственно инициационными сюжетами важно учесть, что в самом начале при развертывании внутреннего образа специалист должен задавать уточняющие вопросы, которые помогут участнику инициации лучше сориентироваться в возникающем сюжете. Когда же образ сформирован и развивается, специалист должен лишь сопровождать инициацию. Исключение составляют случаи, когда инициациационный опыт получает участник с депрессивной структурой личности, который нуждается в оберегающем, поддерживающем стиле ведения — ему необходимо регулярно слышать уточняющие и подбадривающие вопросы специалиста, его "угуканье" и одобряющие междометья необходимы в этом случае больше, чем обычно. Такая необходимость отпадает на продвинутых этапах терапии, а также — если участник инициаций прошел достаточный для него курс предварительной терапии по устранению нарушений, полученных в раннем детстве (примерно 20-30 сеансов).
Специалисту следует учесть, что содержание внутреннего сюжета инициации нередко включает сложные и даже драматические коллизии, которые разрешаются не сразу, а порой только в самом конце переживаемого сюжета, как и принято в сказках. Это повышает требования к профессиональной подготовке специалиста по инициационной терапии. Работая по программе "Мужчина и Женщина", инициационный терапевт должен иметь собственный опыт переживания всех предлагаемых им архетипических тем. Только при соблюдении этих условий работа в инициационной технике будет для него не сложной, а интересной.
В редких случаях возникающего во внутренних сюжетах острого антагонизма между участником инициации и каким-либо воображаемым персонажем, эффективен известный прием, когда специалист предлагает участнику инициации взглянуть на мир глазами персонажа-антагониста или ушедшего близкого человека, предлагает стать им, почувствовать всё так, как чувствует этот персонаж, ощутить, как прикасаетеся к телу одежда, в которую облачен персонаж, представить, как он двигает руками, ногами и головой, дышит животом. Любые острые драматические переживания по поводу какого-либо антагонизма или горя, возникающие в ходе переживания образа, получают благодаря этому приему, кроме катартического, выход к конструктивным трансформациям, теневые процессы интегрируются в целостную структуру личности. Для преодоления антагонизма используется также прием, подсказанный В. Гуранговым и В. Долоховым — авторами книг "Учебник везения" и "Технология успеха". Иництерапевт может спросить у участника инициации примерно следующее: "Чего вас лишает этот персонаж?" Если человек может определить, чего его лишает враждебный персонаж (например, чувства собственного достоинства, душевного комфорта, здоровья и так далее), то затем ему предлагают представить утраченное благо в символической форме (в виде любого предмета, явления или целой ситуации, например, сундука с золотом, облака, вручения награды) и преподнести этот символический подарок персонажу-антагонисту. Подобная интервенция помогает инициационному образу развиваться в конструктивном русле. Описанный прием показал себя как очень эффективный, но используется при условии, что участник инициации знаком с этой техникой предварительно и хорошо понимает ее суть.
В целом же следует отметить, что, погружаясь в богатую ресурсами среду сказочных архетипических персонажей и сюжетов, участник инициаций получает огромную поддержку коллективного бессознательного, целебный опыт которого закодирован в сказочной или мифологической символике. Поэтому даже самые напряженные по своему содержанию инициационные образы обычно завершаются гармонично и — рано или поздно — приносят удовлетворение и заметные позитивные изменения.
Если участники инициаций знакомятся с основными положениями теории инициационной терапии на уровне рационального понимания, это неизменно повышает конструктивность мужской защищающей функции личности, и как следствие — обеспечивает более полную реализацию потребностей женского начала личности. Подключение рационального понимания, достаточное образование в области архетипического анализа способствуют росту ответственности участников инициаций и необратимости результатов терапии.
Феномен внутренней сказки требует (особенно при работе с направленным воображением) особых условий работы с образом. Здесь большое значение приобретает гармоничное завершение сюжета, хотя инициационный сюжет может длиться в течение двух и более сеансов. В инициационной терапии продолжительность пребывания в образе в некоторых случаях отличается от стандартного времени сеттинга. Это приводит к необходимости предварительно оговаривать такие условия, как возможный выход за временные рамки сеанса. Перед завершением переживания инициационного образа, мы предлагаем специалистам пользоваться следующими вопросами: "Как бы вы хотели, чтобы завершился этот сюжет?", "Хотелось бы вам, чтобы еще что-то произошло?", "Хотите ли вы что-либо сказать или сделать перед тем, как попрощаетесь с образом?".