Архетипические признаки истинной женственности

О созревании женственности рассказывают многие сказочные и мифологические сюжеты. Если в архетипическом сюжете, обретая суженного, красавица теряет его, оказываясь в плену у злодея, как, например,в сказке А. С. Пушкина "О Руслане и Людмиле", это символизирует тот момент отношений мужчины и женщины, когда женское начало женщины попадает во власть негативного аспекта ее Анимуса — во власть Внутреннего Злодея.

Как известно, негативный Анимус отражает негармоничную сторону отношений дочери с отцом. В реальных отношениях мужчины и женщины наличие фигуры Злодея в структуре Анимуса женщины проявляется в ее недоверии к избраннику, а также — в ее повышенной обидчивости, ранимости, в претензиях и разочарованиях в мужчинах. Возникновение отношений с реальным мужчиной пробуждает в личности реальной женщины не только идеальный (искомый, желаемый) аспект ее Анимуса, который она проецирует на избранника, влюбляясь в него. Появление мужчины в жизни женщины приводит в активное состояние всю внутреннюю область ее мужского начала: Анимус пробуждается и постепенно выходит на уровень сознания во всей своей полноте. Мужское же многослойно, оно содержит как героические, так и злодейские, теневые внутренние фигуры. Последние представляют собой те области мужского, которые пребывают в архаичном, неинициированном состоянии. Для них свойственна деструктивная, захватывающая активность, что на символическом уровне сознания отражается в образах различных Злодеев. Внутренний Злодей благодаря действию защитных механизмов личности женщины отчуждается и выдворяется на задворки личности. Однако, при появлении внешнего мужчины Злодей пробуждается и активизируется, стремясь захватить женственность как свое основное сокровище. Одновременно Злодей проецируется на реального мужчину, который как две капли воды похож теневой областью своей личности на внутреннего Злодея избранницы.

Похищенная своим собственным Внутренним Злодеем, реальная женщина томится в плену у негативных чувств, ожидая избавителя.

Если во внутреннем мире женщины не сформирована и не функционирует достаточно потентная защищающая мужская фигура, другими словами, если Злодея победить некому, то период пленения женского начала может затянуться, вплоть до преклонного возраста. В таком случае потребность в освобождении женского растет и становится столь велика, что женщина, не находя опоры и защиты в своем внутреннем мире, ищет защиты снаружи и может принимать за избавителя то "первого встречного", то собственного ребенка и т. д. Избавления от гнета со стороны своих внутренних злодеев женщина может невольно ожидать и от медицинских, правовых и других социальных структур, бесконечно обращаясь к ним за помощью.

"…Пока Анима не освобождена и остается в плену, жизненный поток останавливается, а это направляет запертую энергию на алчные и злые замыслы", — считает М. — Л. фон Франц. Так феномен плененной Анимы может стать для реальной женщины источником разрушительных событий внутри и снаружи.

В сказках и мифах прекрасная героиня освобождается из плена только после решающей битвы Освободителя со Злодеем. Только после победы над Злодеем возможен долгожданный союз с возлюбленным. Лишь после прямого столкновения полярных сил Анимуса, а именно — героического и злодейсткого его полюсов, возможна постепенная интеграция этих сил. Интеграция позитивного и негативного полюсов Анимуса ведет к его целостности, к переплавке энергий побежденного Злодея в сокровище цельной защищающей мужской функции. Зрелый же Анимус создает благоприятное и безопасное жизненное пространство для женского (и детского) начала личности, в котором женственность неизбежно расцветает и благоденствует.

Внутренний Злодей для реальной женщины — это синтез тех же, что и у мужчины, негативных комплексов — страхов, агрессии, вины и т. п., содержащихся в мужской области ее личности. Эти комплексы успешно преодолеваются в ходе инициаций на темы "битв" с внутренними Злодеями, Драконами и Кощеями. Эти битвы представляют проверенную стратегию в инициационной терапии. Как мы уже выяснили, победить может лишь достаточно зрелый, достаточно инициированный мужской защищающий аспект.

В сказках для того, чтобы одолеть Злодея, герой совершает большую мужскую работу. Он отправляется в бессознательное ("за тридевять земель"), не боится встретиться там с теневыми сторонами личности (Баба Яга, леший и др.). Он проводит разведку, чтобы найти место, где живет Злодей. Побеждая его и освобождая героиню, мужское обретает долгожданный контакт с женским, получая в лице освобожденной женственности бесценное сокровище, дающее энергии жизни.

В обыденной жизни женщины результатом победы ее Внутреннего Мужчины надее внутренними драконами может стать не только создание гармоничного союза с реальным мужчиной, но и проявление у нее более женских черт, то есть рождение новых чувств и новых, более конструктивных, более целебных для окружающих форм поведения. Но главное, что приобретает женщина, Внутренний Мужчина которой уже победил Злодея, — это осознание своей женской все возрождающей силы, к которой и она сама, и другие могут обращаться как неиссякающему животворному источнику. Происходит обретение женского самосознания как счастья обладания некой уникальной волшебной энергией, сотворящей мужскому и пульсирующей в ритме самой природы.

Незрелая женщина обычно преодолевает свою ранимость, комплексы и страхи в отношениях с целым рядом мужчин, возникающих в ее жизни последовательно. Таким образом, ее Внутренний Мужчина последовательно сражается за освобождение ее женского достоинства с целым стадом драконов и армией кощеев, каждый раз получая бесценный опыт героических побед. Внутренний Мужчина каждый раз учится откликаться на призвыв женственности, притесняемой в очередных реальных отношениях с очередным мужчиной. Внутренний Мужчина жещины учится "приходить" из глубин внутреннего мира на ее зов, сражаться и побеждать внутренние (и внешние) негативные силы, каждый раз вбирая их потенциал в свою структуру как ценные трофеи. И только после того, как заряд неинициированной, деструктивной агрессии, содержащийся в негативной области Анимуса реальной женщины, исчерпается, когда мужская агрессия приобретет точный вектор в направлении защиты - женское избавляется от подавления, и получает, наконец, в лице Внутреннего Мужчины долгожданную стабильную опору. Это соответствует переходу женского в стадию зрелости — вечного расцвета. Вечного, потому что когда мы говорим об уже сформировавшейся духовной функции, речь не идет о дальнейшем ее угасании, как это бывает в связи с циклами расцвета-увядания в природе. Даже будучи глубоко пожилой, зрелая женщина светится изнутри, притягивает к себе людей необъяснимым излучением женственности, которое создает вокруг нее инициирующую и исцеляющую среду. Причем сама женщина может нисколько не задумываться об этом.

Поскольку зрелость женщины наступает в момент появления у нее надежной опоры в лице зрелого, защищающего Внутреннего Мужчины, вовне это проявляется в обретении женщиной высокой степени эмоциональной независимости от мужчин. При этом женщина испытывает глубокое уважение к мужчинам, понимает и почитает их мир. Зрелая женщина гармонично заботится и о себе, и о мужчине, и о детях, о других людях и о природе. Она обладает способностью сострадать, интуитивно выбирая для этого целебную форму. Отметим здесь, что жалость и сострадание в духовном смысле не являются синонимами. Сострадание в отличие от жалости, представляет соббой умение быть, находиться рядом с тем, кто страдает. Сострадать — это не просто быть рядом, а находиться рядом именно таким образом, чтобы это присутствие помогало неизбежному страданию преобразовываться в духовную силу и бесценный опыт. Сострадание как совместное бытие в момент страдания представляет собой высшее принятие происходящего, доверие к миру и его гармоничному устройству. Трансформация, преобразование страдания во внутреннюю силу и полезный опыт, являясь со-страданием, представляет собой величайшую функцию высшей женственности.

Наши рекомендации