Игла как символ Духа символизирует духовное могущество человека, содержащееся в его Душе (яйце).
Яйцо во внутренних сюжетах участников индивидуальных инициаций не случайно порой имеет огромные размеры и состоит из светящейся энергии (аура).
Даже представляясь размером со страусиное, оно обладает свойством сиять (яйцеклетка) или содержит целебную жидкость (околоплодные воды).
Путь Ивана-царевича к яйцу часто представляется в виде подземных ходов и лазов, а не лежит через лес или находится в сундуке на дубу, как в классической сказке о Кощее.
Так на языке символов внутренний мир говорит нам, что, прежде чем попасть в теневую область отцовского начала (в область внутреннего Кощея) и овладеть там сакральной силой, созревающая мужественность в лице героя-освободителя должна сначала преодолеть притяжение материнской удерживающей "утробы" (пещеры, подземные ходы, лазы и т. п.), и успешно найти из нее выход.
Кроме прочих значений, образ иглы представляет собой и ту концентрированную, сжатую до плотного состояния духовную силу, что влияет на судьбу человека.
На востоке вертикальную складку на лбу называют "иглой судьбы".
Характер судьбы считается связанным с духовными возможностями человека, с его способностью или неспособностью влиять на ход событий.
Что касается элементов мужественности и женственности, то игла — это еще и мужско-женский символ.
В игле отражено мужское начало, о чем свидетельствует ее фаллическая форма и колющие свойства.
Но мужское здесь слито с женским, так как игла — женского рода. Кроме того, игла имеет ушко как проявление кольца (кольцо — символ женского).
Игла является древним орудием женского творчества.
Она, будто маленький меч, обретает в женских руках созидательную силу.
Извечное творящее начало иглы позволяет женщинам всех времен соединять разрозненные части, а также — создавать различные предметы: от бытовых до произведений искусства.
Такое сотворчество мужского и женского является не только внутренним генератором личности, но и источником высокой чувствительности, точности и тонкости как божественных свойств человеческого сознания.
В то же время, игла несет в себе мужское начало.
Она служит не только сакральной сутью классического меча, квитэссенцией его силы, не только несет в себе свойство проникновения в глубинную природу явлений, но также — обладает способностью проявлять явления духовной жизни во внешний мир, то есть — содержит умение попадать в точку, достигать цели.
Здесь игла выступает одновременно символом Духа — еще более высокой, чем Душа, творящей инстанции.
Игла - это то, что трудно увидеть, что не легко найти. Работая иглой нужно сконцентрироваться, это одна из древнейших медитаций, позволяющих заглянуть вовнутрь, в неведомое.
Область Духа иерархически надстоит над областью Души, но опускаясь в земной мир, Дух и Душа образуют вечный могучий творящий союз, символом которого и является игла.
Итак, анализируя архетипический путь возмужания, мы определили следующее.
Ломая иглу как Кощееву силу, Иван-царевич, с одной стороны, лишает Кощея его непобедимости и бессмертия, а с другой — становится обладателем тайного знания о сотворящем взаимодействии мужского и женского начал.
Поскольку сила побежденного всегда переходит к победителю, Иван-царевич приобретает это знание и собственно точность как свои новые мужские качества.
С этого момента Иван чужд неопределенности, способен противостоять ей и изгонять ее отовсюду, ясно осознавая ее колдовскую природу.
Благодаря обретенной точности (ответственности), Иван-царевич становится победоносным, отныне он неуязвим и меток.
Тайна его победоносной силы, как мы уже определили, — в умении проникать в глубокие пространства Души (яйцо) и Духа (игла), что невозможно без высокой духовной концентрации, достигаемой благодаря заветной силе точности (игла).
Что касается Кощея, то стоит еще отметить, что в сказках говорится о его жизни как о хранящейся на конце иглы, другими словами, Дух Кощея (игла) и его Душа (яйцо) находятся вне своего владельца.
Вынесение Души и самой жизни вовне означает для Кощея бесчувственное, бездуховное существование. Кощей отделен, отлучен от своих Души и Духа, от эмоционального содержания жизни, что на первый взгляд делает его неуязвимым.