Женская ножка маленького размера — не только является символическим указанием на то, что маскулинности в такой женщине мало, но, прежде всего, на то, что она очень женственна.

Отсюда черпает свой смысл древняя японская традиция искусственно уменьшать размер женской ноги с самого детства.

.

В сказке Принц и Золушка не сразу обрели взаимопонимание.

Препятствиями служили разница в социальном статусе между ними и незавершенная сепарация Золушки, так как сначала Золушка получила лишь благословение умершей матери (Феи), и ей недоставало благословения отца. Но и это лишь часть препятствий на пути их союза. Отношения между влюбленными ведут по тернистым тропинкам через леса и поля бессознательного, где живут их детские обиды, страхи и еще не пройденные до конца этапы взросления. Взаимно постигая потаенные уголки внутренних миров друг друга, мужчина и женщина открывают тем самым и свои собственные заповедные внутренние пространства. Если Принц воспринял исчезновение Золушки во время бала как отвержение в свой адрес, то, значит, где-то внутри он и сам еще недостаточно признает себя как мужчина. В процессе строительства здоровых отношений в паре такие постижения себя происходят бесконечно. Важно лишь правильно прочитывать каждый эпизод мужско-женских отношений как открытие о себе.

Для женского начала, вступающего в союз с мужским, важны и победа над злой мачехой, и — над неотпускающей любовью отца. И, наконец, еще раз отметим, бесконечно важно благословение отца как основная, главная часть родительского разрешения на счастье. Не даром все препятствия в отношениях Принца и Золушки исчезают лишь к концу сказки, когда оба их отца — Лесник и Король — дают свое благословение. Благословение матери необходимо, но лишь благословение отца является достаточным условием отпускания. Оно выступает решающим моментом всех инициаций взросления.

Только преодолев эти этапы созревания, отношения мужчины и женщины достигают полноценного свадебного торжества, которое хронологически не совпадает с датой реальной свадьбы. В сказке все этапы созревания отношений между мужчиной и женщиной символически сжаты в короткий предсвадебный сюжет, а сказочная свадьба символизирует не только сотворение сакрального, духовного союза между мужским и женским началами личности, но и — начало плодоносного этапа этого союза.

Таким образом, сказка о Золушке раскрывает тайну о том, как растет и созревает полноценная жена. Эта сказка открывает нам путь к подлинной женской зрелости, указывая какие вехи необходимо пройти на пути к ней. Женщине, чтобы достичь гармоничных отношений с избранником и стать зрелой женой, следует научиться поддерживать мужчину безусловно. И постигать науку безусловного принятия мужчины следует в отношениях с родным отцом. Это усилит внутреннюю отцовскую фигуру любой женщины, что в свою очередь уменьшит влияние ее внутренней гиперматеринской структуры. Кроме того, подрастающей женщине следует, пройдя все инициации материнской требовательности, получить материнское и отцовское благословение на женское счастье в любой форме. Взрослые женщины могут обрести опыт благословения, проходя соответствующие инициации независимо от отношений с их реальными родителями.

"По-щучьему велению..."

Сказка о Емеле перечисляет ряд закономерностей и условий, которые необходимы и достаточны для созревания полноценных мужчины и женщины как мужа и как жены, если в детстве они растут в неполной семье — только с матерью или только с отцом.

В начале сказки мы встречаем затянувшийся симбиотический союз матери и сына: взрослый сын лежит на печи. Печь как символ согревающей и питающей материнской силы, искушает взрослеющего мужчину оставаться в позиции младенца — "лежать на печи". Но кормящая, взращивающая функция матери (печь) необходима для детей лишь до определенного возраста. Если в свое время кормящая материнская функция не перестает доминировать в отношениях матери с сыном, если эта материнская функция не трансформируется в обучающую и инициирующую, то стремление накормить и перекормить превращается в захватывающее, неотпускающее влияние матери. Однако, нельзя забывать, что в то же время питающий материнский аспект осуществляет не только взращивание детей как таковое, но и является неисчерпаемым источником безусловной материнской любви. Безусловная материнская любовь — это аспект божественного в материнском, фундамент духовности, источник преданности. Безусловная любовь матери очень важна для накопления мужских сил и является одним из важных ресурсов мужского героизма. Образ Ильи Муромца, пролежавшего 33 года на печи, — символическое выражение огромной потребности мужского начала в накоплении безусловной материнской любви и преобразовании ее в непобедимую мужскую силу.

В сказке о Емеле мать — старушка (символ увядания материнской защиты), работая по хозяйству, просит выросшего сына о помощи. Она посылает его за водой, велит наколоть дров. Это отражение инициирующей материнской функции, отвечающей за обучение детей. Это новый этап проявления материнской любви, основанной на понимании законов развития, на желании сделать детей сильными. Инициирующая часть матери отвечает не только за приучение детей к труду, но и за формирование у них навыков преодоления любых трудностей.

Нехотя отправляясь за водой, Емеля ловит щуку. Волшебница-щука преданно служит Емеле, исполняя его желания. Это символ материнской исполняющей воли. Такую новую форму приобретает в период взросления материнская любовь. Для формирования мужчины это очень важный момент, способствующий не только его сепарации (отделению от матери, от родительской семьи), но главное — своевременному осознанию себя как мужчины, как главного, несущего основную ответственность за семью и род. Здоровая мать способна вовремя уловить в подрастающем сыне его формирующуюся природную мужскую волю, которую она готова исполнять, которой готова следовать, как женщина следует защищающей мужской силе. Зрелая мать, таким образом, способна быть в отношениях с сыном не только матерью, но и мудрой женщиной, уважающей его мужское главенство. Щука — божественная мудрость матери. Фаллическая символика рыбы отражает божественную мужскую природу, включенную в зрелое материнское начало. Следуя воле выросшего сына, мать указывает не только на его главенство в семье, где есть только мать и сын, но и на главенство его как мужчины в отношениях с любой другой женщиной. Так мудрая мать благословляет сына стать мужчиной. Так сын узнает от матери о том, что мужская ответственность и воля в семье являются ведущими, так сын учится вести жену и семью за собой.

Итак, сказка "По щучьему велению…" открывает простую истину: если сын растет без отца, то здоровым, полноценным мужчиной, зрелым мужем его может вырастить только зрелая женщина. Если говорить о материнском начале зрелой женщины, то достаточно структурировано и имеет высокий уровень осознанности (мудрости). Другими словами, если мать одна воспитывает сына, то полноценным мужем (Емеля женится не на ком-нибудь, а на царевне!) он вырастет в том случае, если материнское начало матери способно осуществлять все свои функции последовательно, вовремя изменяя их в полном соответствии с периодами его возмужания.

Сказка о Емеле дарит нам простое, но глубокое знание о том, как женщина одна может воспитать сына полноценным мужчиной. Эта сказка будто улыбается нам своей "щучьей" улыбкой и говорит: когда мать уважает волю выросшего сына как мужскую волю и когда мать по-женски следует ей, не стоит ни о чем беспокоиться — сын обязательно станет настоящим мужчиной и счастливым мужем, способным достойно возглавить свою собственную семью.

Все сомнения в этой области разрешают следующие простые примеры.

Реальная женщина, воспитывающая сына одна, выразила опасение, что если сын в 11 лет впервые замахнулся на нее в гневе за то, что мать не пустила его к другу в гости из-за двойки, то позже он, став взрослым, будет бить ее. Здесь важно отфильтровать истинное содержание мужской силы от ложного. Если мать в случае с двойкой скажет сыну, что это очень хорошо, что у него есть столько мужской силы, чтобы отстаивать свои интересы. Эта сила всегда пригодится, чтобы защитить себя, защитить других и даже — исправить ту же двойку. Плохо лишь, что эта мужская сила оказалась направленной на мать.

В другой истории мальчик без разрешения потратил семейные сбережения на то, чтобы устроить дома праздник для соседских детей. Здесь мать выступит в роли мудрой "щуки", если отметит, что щедрость и желание дарить другим радость — это настоящие мужские качества и достойная мужская цель настоящего кормильца, только тратить на это следует свои, а не чужие деньги.

Зеркальное знание содержится в истории царевны Несмеяны и ее батюшки царя. Царь объявляет конкурс женихов, которые должны рассмешить царевну. Таким образом, отец сообщает дочери, что желает ей не любого супруга, а только такого, который может сделать ее счастливой — рассмешить. Кроме того, образ царя сам по себе символизирует достаточно высоко развитое отцовское сознание: царь богат, имеет власть, он в полной мере осознает, что от него зависит счастье дочери как будущей жены. Поэтому царь призывает женихов и устанавливает высокий критерий их отбора. Избранник в первую очередь должен подарить его дочери не земные, а духовные богатства — радость (рассмешить). В сказке на символическом языке говорится, что если отцовские функции достаточно осознанны, а отцовское благословение содержит достаточную силу, защищающую женские интересы дочери, мужчина способен, даже оставшись без жены, вырастить из дочери полноценную женщину, которая станет потом счастливой женой.

Достаточно дифференцированные, хорошо структурированные материнское и отцовское начала — это структуры зрелые. Зрелость же предполагает не только разнообразие и четкую иерархию внутренних духовных функций, но и — полноценный контакт внутриличностных структур противоположного пола, здоровый и своевременный обмен функциями и энергиями между ними. Следовательно, зрелый родитель, если он остался с детьми один, способен вырастить здоровых сына и дочь как счастливых мужчину и женщину.

"Снежная королева"

Сказка Г. — Х. Андерсена "Снежная королева" раскрывает символическую картину созревания мужественности и освещает роль женственности в этом процессе. Подрастая, мальчик более или менее явно начинает ощущать свою принадлежность к миру мужчин. На основе культурных кодов, существующих в коллективном сознании, он связывает ценность обретения мужской силы со способностью не проявлять свои чувства, сдерживать, скрывать и даже "замораживать" их. Не поддаваться своим чувствам означает — не быть "маменькиным сынком", не быть слабым. Умение "замораживать" чувства связано также с мужской потребностью править, управлять, утверждать свою волю. В сознании подрастающих мальчиков это нередко смешивается с жесткостью и жестокостью. Иными словами, естественное стремление "быть мужественным" может превратиться у мальчика-подростка в стремление быть грубым и безжалостным.

Сказка о Снежной Королеве повествует, в частности, о подростковом этапе становления мужественности. Искажение духовных ценностей является одним из этапных боковых путей в процессе поиска мужской силы. На ранних этапах созревания мужское начало еще "слепо" (осколок зеркала поразил Кая в глаз), то есть недостаточно осознает, не видит самое себя. Поэтому растущая мужественность может оказаться в плену у одной из своих крайностей — рационального, неэмоционального отношения к миру (другой осколок попал в сердце Кая), в плену у холодной логики — Снежной Королевы.

Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери. Осколки зеркала, поразившие Кая в сердце и в глаз, не только искажают его картину мира, не только делают его отчужденным от собственных чувств, но и разлучают с Гердой - растущей женственностью. Возмужание, начинаясь с той опасной, но естественной крайности, которая по неопытности кажется Каю и другим мальчикам-подросткам проявлением настоящей мужественности, приводит к тому, что он "забывает" все, что он любил в своей жизни до этого. Он "забывает" о своей нежной и чистой привязанности к названной сестре, то есть теряет контакт не просто со своими чувствами, но и — со своей Душой (Гердой).

Нередко и реальный вполне взрослый мужчина, который уже обзавелся семьей и детьми, на определенном этапе своей мужской эволюции ощущает непреодолимое стремление к освоению все более крутых вершин мужественности. Интуитивно он понимает, что достичь этих вершин возможно, лишь вступая в контакт с наилучшей (божественной), с наиболее активно растущей частью женственности. Поэтому он начинает стремиться к контактам с реальными молодыми женщинами, невольно надеясь встретить в одной из них свою давно забытую Герду. Сияние их молодости и красоты неосознанно воспринимается мужчиной как возможность отогреть Душу, подпитать свою мужественность излучением истинных женских энергий. В этот период мужчина, как и Кай, может проявлять удивительную жесткость по отношению к своим близким, в частности — к жене и детям. Парадокс состоит в том, что страстных романов с молодыми женщинами не достаточно для того, чтобы "замороженное" сердце великовозрастного "Кая" оттаяло. А хорошая новость в том, что собственная Душа любого мужчины в своих глубинных всегда содержит вполне достаточно любви и тепла, чтобы отогреть его же "замерзшее" сердце. Мужчине остается лишь отыскать, ощутить внутри себя самоотверженную Герду, чтобы помочь ей победить свою внутреннюю Снежную Королеву.

Сказка о Снежной Королеве говорит, что Кай обязательно будет спасен. Не беда, что позиция мужского, олицетворяемого Каем, пассивна. Кай — не человек, а символ определенного этапа созревания мужественности, которая может попасть в плен к крайне рациональному взгляду на мир, заплатив за это высокую цену — потеряв способность переживать подлинные чувства. В сказке "Снежная Королева" говорится и о том, что женское начало любого реального мужчины бесконечно преданно ему, как предана маленькая Герда Каю. Душа мужчины (Герда) всегда стремится спасти его "замерзшее" Эго (Кая). Она не страшится самых сложных и даже болезненных чувств, как не страшилась юная Герда мороза и вьюги. Реальный мужчина может воспользоваться опытом отважной Герды как уникальным примером, чтобы успеть вовремя помочь своей Душе отогреть свое же "замерзшее" сердце. В инициационной практике этой цели служат инициации на тему "Герда", "Снежная Королева" и др.

В этих сюжетах исцеляющее, вынашивающее женское начало (Герда) отважно отправляется на поиски ослепленной и замороженной мужественности (Кая). Классический сюжет сказки "Снежная Королева" говорит о том, что эти поиски во внутреннем мире могут длиться порой довольно долго, и нередко представляют собой нелегкий и тернистый путь.

И в самом деле, поначалу Герда оказывается в саду у старушки-феи, где царит вечное лето. Очарованная ароматами цветов, Герда на некоторое время тоже "забывает" о Кае и остается в волшебном саду вне времени. Такое "забытье" символизирует опасное для любой женщины искушение остаться навсегда в мире материнской (родительской) любви, притягивающем и дурманящем мире очарованной женственности. Там цветут цветы, летают бабочки, царит вечное детство. Это мир комфорта, запахов кухни, мир природы, отдыха и наслаждений. Там царят мирные радости, исполняются простые желания. У женщин есть бесконечно много искушений никогда не покидать своего "волшебного сада", никогда не выходить за порог материнского, родительского мира.

Так порой и случается, когда реальная женщина не находит в браке своего счастья и, оказавшись одна, возвращается в "волшебный сад" очарованной женственности, где тепло и уютно, где все любимые безделушки стоят на своих священных местах и куда не должны вторгаться бури внешнего мира, а значит — и мужчины. Очарованное материнской заботой сознание не позволяет женщине вспомнить, что ее мужчина (как Внутренний, так и внешний) ждет ее, замерзая в царстве Снежной Королевы, как Кай ждет Герду.

Он тоже в плену и тоже очарован, но не мягкостью домашнего уюта, а холодным расчетом и бездушной логикой (недаром королева — Снежная). Он отчаянно нуждается в спасительном согревающем огне, которым горит любящее сердце Герды. Ее реальный мужчина, скорее всего, безропотно складывает в это время льдинки рациональных доводов. При этом он неосознанно ожидает, когда самая любящая и преданная из женщин, а на самом деле — самая преданная часть его Души, то есть, его Внутренняя Женственность, — преодолеет все преграды, отыщет его и вернет его в мир любви, откуда он родом.

Что же касается реального мужчины, то ему вовсе не нужно ждать милости от какой-либо реальной женщины. Для такого избавления необходимо, чтобы его собственная Внутренняя Женщина была достаточно самоотверженной. Этого можно достичь с помощью все тех же инициаций.

Женственность достигает необходимых силы и зрелости, когда сумеет выйти за пределы удерживающего в лоне материнской заботы "волшебного сада старушки-феи". Тогда даже растущей женственности (Герда — всего- навсего девочка) становится по плечу классический подвиг исцеления мужественности — духовное вынашивание. На этом пути женское начало (речь идет о женском начале как мужчины, так и женщины), как и смелая Герда, все больше осознает свою истинную целебную силу, необходимую мужскому как на этапе возмужания, так и во все времена во всех областях жизни.

Путь к Каю приводит Герду во дворец, где счастливо живут молодые Принц и Принцесса. Проникнуть туда ей помогают старый Ворон и его жена Ворона. Символизм сказки раскрывает здесь картину, из которой становится ясно, что цель Герды — спасение и сохранение любви — осуществима и реальна. Ворон и Ворона олицетворяют супружескую мудрость пожилой семейной пары, а хозяева замка молодожены Принц и Принцесса — счастливое начало семейного пути. Перед Гердой — знак в виде континуума счастливого супружества: Принц и Принцесса — начало, а Ворон и Ворона — наиболее зрелый этап супружеского пути. Герда получает "благословение" и тех, и других в виде их бескорыстной помощи. Причем, в сказке детально представлена структура благословляющего действия: Ворон и Ворона проводят Герду в замок, а Принц и Принцесса — щедро одаривают ее провизией, теплой одеждой, золотой каретой, провожая ее. Благословение направлено на создание условий для выполнения любой миссии. Мудрые (вороны) и цветущие (Принц с Принцессой) ресурсы личности заботятся о том, чтобы женственность (Герда) ни в чем не нуждалась на пути к заветной цели.

Несмотря на то, что роль благословения трудно переоценить, одного только благословения добрых сил, одного лишь счастливого примера других пар еще не достаточно для соединения любящих сердец мужской и женской частей личности. Герду ждет путешествие через лес, где живут разбойники. Область бессознательного (лес), где скрывается агрессия, неизбежно встает между мужским и женским началами, едва они начинают стремиться друг к другу. Герду берут в плен разбойники, которыми управляет Атаманша, а ею, в свою очередь, командует ее дочь — маленькая разбойница. Это архетипическая область Амазонки - та автономная и полная природной агрессии часть женского, которая использует мужские стратегии и силы. Эта маскулинная часть женского начала гордится своими дерзкими победами, успехами и мощным напором, несмотря на то, что природа их порой разрушительна.

Однако, силы женственности — сострадание и истинная любовь — трогают сердце Маленькой Разбойницы, и она, как и предыдущие персонажи, помогает Герде, отправляя ее на поиски Кая верхом на своем северном Олене, который знает дорогу к Снежной Королеве.

Отцовское начало в лице Оленя преданно служит отважной Герде. Но Олень смог доставить девочку только до границы, где начинается царство Снежной Королевы. Значит, отцовская защита крайне важна, но ее еще не достаточна, чтобы соединились мужское и женское начала. Поэтому одновременно с отцовской силой Герду поддерживает и материнская мудрость. Ее олицетворяют старые финка и лапландка. Они указывают ей верное направление. Но главная сила, которая не только ведет женственность (Герду) вперед, но и заставляет торопиться — это сила любви. Предчувствие подсказывает Герде, что сердце Кая может замерзнуть окончательно. Попадая в чертоги Снежной Королевы, Герда побеждает ее без боя. В конце сказки мужское "оттаивает" — Кай узнает Герду: возвращается осознанность мужского и на новом уровне восстанавливается его контакт с женским началом.

Мотив "забывания" героем героини и последующее "узнавание" ее встречается в сказках, исцеляющих те повреждения в области Анимуса, которые связаны с защитной реакцией мужского на материнское подавление, проявляющейся в виде потери чувств. К "обморожению" чувств созревающей мужественности приводит холодность, неженственность как реальной матери, так и внутренней материнской фигуры. Не будем забывать, что холодной мать становится при отсутствии достаточной мужской защиты.

В сказке о Снежной Королеве показано, какие возможности и неисчерпаемые божественные ресурсы любви заложены в растущей женской силе. Она сама способна преодолеть любую пропасть между юными ростками мужского и женского начал личности.

Безусловная победа Герды похожа на те ситуации, когда неожиданно в повседневной жизни нам поддаются неодолимые на первый взгляд препятствия, если мы вложили достаточно любви (тепла) в свою цель. Так и чистая женственность может растопить льды холодной внутренней матери, заморозившей созревающее мужское начало. Как доказала Герда, для этого женственность просто не должна останавливаться на пути к освобождению плененной мужественности.

Наши рекомендации