Все это неизбежный, богатый терниями и лаврами путь естественных инициаций, предлагаемых самой жизнью.
Так как дальнейшее созревание мужской и женской структур личности неизбежно, важно содействовать этому процессу, вовремя проживая необходимые инициации, способствующие росту мужской и женской зрелости. В противном случае, когда эти инициации создает жизнь, — мы нередко воспринимаем их как драматические события и не всегда можем разглядеть в них этапы личной эволюции.
Рис. 11. Схема отношений в паре, где отношения строятся по
принципу " муж-отец — жена-дочь"".
"Отцовская" программа
В инициационной терапии при участии ростовского психолога Олешко Т. С. создана стратегия последовательного формирования внутренней функции зрелого отца. Как мы уже определили, отцовское начало является фундаментальной основой для развития здорового мужского начала личности мужчины или женщины. Формирование зрелой фигуры Внутреннего Отца начинается с момента зачатия, а, возможно, и раньше. От того, хотел ли, ждал ли отец своего ребенка, предпочитал ли рождение сына или дочери, как и насколько заботился о матери в период ее беременности и родов, а также — в период раннего детства ребенка, зависит структура наиболее архаичного слоя отцовской внутренней фигуры, формирующейся в личности ребенка. Еще раз отметим, что здоровье диадных отношений матери и младенца, которым посвящено большое количество психоаналитических и медицинских исследований, целиком и полностью зависит от полноты психологической и социальной защищенности матери со стороны отца ребенка. В отсутствии мужской-отцовской заботы с этой функцией может и должен справляться инициированный, зрелый Анимус женщины-матери.
Последующие, постархаические (следующие за питающими и взращивающими) стадии формирования отцовского начала личности связаны с обучающей, инициирующей функцией реального отца и — с его благословляющей, духовной функцией. Все эти отцовские защищающие функции личности можно активизировать с помощью целого ряда последовательных инициационных тем, которые строго учитывают ступени онтогенетического формирования внутреннего отцовского начала в личности мужчины или женщины.
Стратегию создания зрелых защитных механизмов личности на основе здоровой отцовской функции, можно рассматривать как первоочередную и фундаментальную задачу глубинной психотерапии. Поскольку именно отцовские функции, как показала практика, являются первичной духовной питательной средой для формирования здорового детского, мужского и женского начал личности, терапию можно начинать с формирования внутренней отцовской защиты. Достаточно защищающие отцовские функции имеют свойство распространять во внутреннем мире мужчины или женщины сигнал об отмене перенапряжения в области материнской гиперзащиты. Поэтому в результате последовательного нежесткого проживания инициационных тем одной только "Отцовской программы" у участников инициаций уже исчезают излишнее внутреннее напряжение, многие тревоги и страхи, появляются ощущения наслаждения жизнью и уверенности в гармоничном будущем.
"Отцовская" программа учитывает онтогенетические потребности развития личности, начиная с раннего детства до зрелого возраста. В этом подходе синтезирован нежесткий алгоритм инициаций в технике символдрамы (автор метода Ханскарл Лейнер) и собственно — инициационной терапии. По мере необходимости, темы "отцовской программы" можно совмещать с другими, в частности, с актуальными "женскими" инициационными темами.
Для последовательной инициационной работы с природным началом области Внутреннего Отца используются широко известные в практике по методу символдрамы темы "Дельфин", "Слон", "Бык", "Медведь", "Волк", "Помогающий волк", "Лев", "Лось", "Олень", "Конь", "Кентавр", символизирующие архаичное отцовское начало. Использование этих тем для инициаций позволяет воссоздать здоровую инстинктивную основу контакта детского начала личности — Внутреннего Ребенка — с природными отцовскими силами. Перечисленные темы соответствуют наиболее ранним ощущениям, связанным с отцом, которые переживает плод, а затем — младенец и маленький ребенок. Если образы дельфина и слона, например, архетипически соответствуют защищающему, доброму и играющему с ребенком отцу, то образ быка позволяет отреагировать и интегрировать в целостную структуру личности агрессивное мужское начало отцовской природы. У дельфина есть еще одно важное символическое значение — дельфин как прообраз сперматозоида отражает отцовскую инициативу в дарении жизни ребенку во время зачатия.
Работа с темами "Медведь", "Лев", "Волк", "Помогающий волк", "Лось", "Олень", "Конь" и т. п. постепенно активизирует во внутреннем мире участников инициаций здоровые отцовские силы, последовательно переходящие от отцовских энергий — к мужским. Образы медведя, льва, помогающего волка и т. п. обладают свойствами наполнять, питать детское Я. Замечено, что в результате работы с ними снижаются пищевая, никотиновая и эмоциональная зависимости. Образы лося, оленя, коня и т. п. привносят в сознание мужчин и женщин ощущения собранности и точности, большей уверенности и внутреннего порядка. Символические образы самцов копытных имеют, наряду с защищающей, выраженную либидонозную окраску, что позволяет формировать в личности наиболее объемный архаичный мужской отцовский слой.
В инициационных сюжетах на вышеперечисленные темы плененные самцы животных чаще всего освобождаются, ломая загоны, совершая побеги из зоопарков и т. п. Рано или поздно, они оказываются на свободе, в естественных для их обитания условиях. Это говорит о стремлении архаичных мужских отцовских энергий к свободе от внутреннего подавления. Довольно часто в конце инициационных сюжетов самцы обзаводятся семьями и счастливо живут в окружении самки и детенышей. Заметно реже в конце инициационных образов животные превращаются в людей.
В случаях недостаточной активности внутренней отцовской функции в личности образы самцов животных представляются мультипликационными, картонными, фанерными или представляют собой скульптуры. Подробное описание их облика и ощущений от прикосновений к ним приводят к "оживлению" образов животных, а значит — к наполнению энергиями жизни символизируемых ими функций.
Тема "Кентавр" богата ресурсами коллективного сознания. Кентавр — мифическое существо, символизирующее выход сознания из архаичного мира мужского начала — в мир осознанного использования мужских природных сил.
Все перечисленные темы соответствуют задаче воссоздания в структуре личности области питающего и взращивающего отца.
Что касается инициирующей, обучающей отцовской функции, связанной одновременно с процессом сепарации, отделения от влияния отца, то задачу формирования этого отцовского аспекта с успехом решают следующие инициационные темы: "В гостях у Гнома" (гном - антропоморфный волшебный дарящий отцовский персонаж, благодаря малому росту адаптированный к восприятию маленького ребенка), "Покорение остроконечной горы" (остроконечная вершина — символ авторитета отца), "Машина" (символ динамичности и свободы мужских сил), "Побег из тюрьмы" (преодоление запретов), "Пистолет" (символ мужской власти и ответственности за жизнь), "Переход с контрабандой через границу" (преодоление запретов), "Меч" (символ мужской воли, решительности, инициативы, точности, победоносности), "Меч Великого Мастера" (привлечение высших ресурсов и образцов коллективного сознания для освоения сакральной составляющей мужских силы и воли), "Путешествие за сокровищами" (обучение духовному искательству), и т. п.
Более высокий уровень обучающей отцовской функции, переходящей в благословляющую функцию, инициируют темы "Садовник" (созидательное мужское начало), "Король" (управляющее, благословляющее мужское начало), "Мудрец" (хранитель сакральных знаний и сил), "Дед Мороз" (дарящее отцовское начало), "Добрый волшебник" (творящее и благословляющее отцовское начало), "Духовный учитель", "Великий Учитель", "Бог на Олимпе" (высшие духовные обучающие, испытывающие и благословляющие отцовские функции) и т. п.
Наиболее сложные задачи решаются с помощью завершающей инициирующе-благословляющей части "отцовской программы", направленной на благословение женского начала личности, пожелание женскому счастливой судьбы, а главное — на инициирование функции Жены.
Для этого проводятся инициации на темы "Морозко", "12 месяцев", "Благословение юноши (девушки) королем", "Благословение юноши (девушки) священником", "Благословение юноши (девушки) Великим Учителем", "Благословение сына (дочери) отцом" и т. п. И для мужчины, и для женщины такой инициационный опыт одинаково важен. Что касается мужчины, то насколько его Внутренняя Женщина является зрелой как Жена, настолько зрелой будет и реальная женщина рядом с ним.
В случае необходимости в ходе работы с внутренней отцовской функцией могут быть использованы инициации на темы исцеления отцовского начала — "Исцеление отца", "Исцеление короля" и т. п.
В ходе работы с образами "отцовской" программы, участникам инициаций следует, как и при работе с другими образами, по возможности, представлять себя в роли исследуемых персонажей, говорить "я" от их имени.